Главная Форум Интернет-магазин
Реклама  |  О проекте  |  Обратная связь

 

 

 



 

Звукозапись

Продюсирование гитарных групп от А до Я. Часть шестая.


      Автор: Вадим Михайлов
      Источник: thesound.ru
      Дата публикации: 16 марта 2011 г.

Основной докладчик по теме – Марк Майнетт (Mark Mynett, на фото) – британский звукорежиссёр, гитарист «металлической» команды Kill II This, выступавшей на разогреве у Slipknot, Megadeth, Machine Head, Anthrax и Fear Factory. Его группа записала три студийных альбома. Марк читает курс лекций по музыкальным технологиям и продюсированию в университете Хаддерсфилд. В предыдущих материалах (1, 2, 3, 4, 5) Марк рассказывал об организационных вопросах подготовки к записи, о выборе оборудования и настройке инструментов, о микрофонах для записи ударных, бас-гитары, гитары и вокала. Сейчас речь пойдёт о тонкостях обработки записанного материала.

Марк Майнетт

Майнетт: «Одна из особенностей современного металла – точный уровень низких частот в миксе. В поисках «тяжёлого» звука многие продюсеры чрезмерно поднимают низы, в результате получают невразумительный бубнящий дряблый микс. И наоборот, нехватка басовых частот делает результат неакцентированным, а саунд – «тонким».

Поэтому Марк советует очень точно подбирать частотные полосы для каждого инструмента. Крайне нежелательно, чтобы два и более инструмента играли в одном диапазоне, что особенно важно для низких частот. Это решается ещё на этапе достудийной подготовки, но если творческий замысел требует именно такой аранжировки, то Марк при сведении пользуется фильтрами и эквалайзерами. При этом он в первую очередь обрабатывает партии каждого инструмента в отдельности. Его главный принцип – удалить у всех инструментов все частоты ниже 60Гц, чтобы расчистить дорогу бочке и бас-гитаре.

Майнетт: «Безусловно, каждый инструмент в вашем проекте имеет собственные частотные составляющие, и хотя нет общих формул по применению фильтров, все последующие советы – лишь общее руководство».

Основные частоты бочки находятся в диапазоне 60…80Гц (в зависимости от вашего стиля и настройки барабанов), а малого барабана – в пределах 110…170Гц. На треках оверхэдов Марк часто обрезает всё, что звучит ниже тарелок – ниже 550Гц для хэтов и ниже 400Гц для райдов. Для микрофонов «воздуха» граница обрезки низких частот лежит в широких пределах, от 80 до 250Гц, всё зависит от того, какой результат вы планируете получить. Обрезка низких частот в партиях гитар тоже очень индивидуальна, от 65 до 105Гц. В вокале очень редко присутствуют частоты ниже 85Гц, и для голосов он обычно обрезает всё, что ниже 160Гц.

Удалив все ненужные низкие частоты, Марк начинает корректировать каждую партию в отдельности. При этом он пользуется такими основными принципами:

- Избегать подъёма и уменьшения одних и тех же частот у нескольких инструментов.
- Если какой-то инструмент маскируется частотами других, то у этих других нужно уменьшить эти частоты. Часто это касается малого барабана и связки вокал-гитары. Этот принцип Марк называет «зеркальным» эквалайзером.

Бочка

Майнетт: «Фундаментальный тон бочки обычно в районе 60 … 110Гц. Тем не менее, не поднимайте частоты, лежащие ниже 75Гц, это развалит ваш микс и сделает его бубнящим, особенно если у вас двойная бочка. Для обеспечения чёткости и прозрачности дайте ей больше пространства, можно понизить её частоты в районе 250…450Гц. Важная область щелчка находится в районе 4кГц или октавой выше, на 8кГц. Вторая область особенно важна в случае с двойной бочкой».

типичный пример обработки бочки

На фото: типичный пример обработки бочки

Малый барабан

В его обработках нет ничего особенного. Проблемный бубнящий диапазон находится в пределах 175…50Гц и зона скрежета – 10…12кГц.

Остальные барабаны и тарелки

Марк советует обратить внимание на район 10..12кГц (здесь можно чуть добавить для яркости) и в треках оверхэдов понизить область 3…6кГц.

Бас-гитара

Марк обычно записывает её на две дорожки – чистый и перегруженный сигналы. На искажённом сигнале он обычно обрезает области 250…400Гц и 2…5кГц.

Майнетт: «Признак неумелого продюсирования – нехватка бас-гитары в общем миксе. Искажённая партия поможет добавить больше громкости, не поднимая при этом уровни, и будет лучше сочетаться с гитарами. Атаку, разборчивость и присутствие баса можно получить, приподнимая район 2…3,5кГц».

Он советует экспериментировать с добротностью эквалайзера, но при этом не забывать про бочку и гитары.

пример обработки перегруженного сигнала бас-гитары

На фото: пример обработки перегруженного сигнала бас-гитары

Гитары

Майнетт: «Избегайте регулировки только низких частот в партиях ритм-гитар – это ведёт к мутному низу общего микса. После обрезки ненужных частот обратите внимание на диапазон 65…80Гц; гитара – не басовый инструмент, даже если она настроена низко! «Утолщение» и разборчивость нот можно получить, поднимая область выше, участок 85…120Гц».

В непрофессиональном сведении обычное дело – бубнёжка и резонанс в районе 250Гц и провал на 1,5 … 2,5 кГц. Марк советует приподнять район 1,5 … 2,5кГц с широкой добротностью. Яркость ритм-гитар нужно искать в области 5…8кГц.

Майнетт: «Испытав много железных и программных амп-симуляторов, имеющихся на рынке, я всё ещё считаю, что они не могут сравниться с более естественным звуком традиционных устройств. Если для своих ритм-партий вы используете симулятор, избегайте песочного верха, который вдобавок мешает яркости тарелок. Корректируйте его эквалайзером».

пример обработки ритм-гитары

На фото: пример обработки ритм-гитары

Вокал

Марк рекомендует обрабатывать его совместно с партиями гитар, чтобы они не мешали друг другу. Яркость вокала лежит в районе 4,5кГц, а «воздух» — в пределах 10…12кГц. Но подъём высоких частот может подчеркнуть ненужные звуки «с», поэтому перед эквалайзером он включает де-эссер. Можно поэкспериментировать с небольшим уровнем перегруза на треках вокала – так они лучше впишутся в общий микс.

обработка вокала

На фото: обработка вокала

Что касается компрессии, то эта тема достаточно обсуждалась в специализированной прессе. Применительно к металлу Майнетт поясняет, что компрессии нужно уделить особое внимание, и тем больше внимания, чем быстрее и энергичнее ваша песня.

Его совет начинающим: экспортировать в аудио скомпрессированный трек и в увеличенном виде внимательно рассмотреть форму волны – что произошло после обработки? Как изменилась атака?

Для компрессии бочки Марк рекомендует установить атаку примерно на 20 миллисекунд, а время отпускания и порог срабатывания сделать средним или большим. Для добавления веса малому барабану есть смысл установить быстрые attack и release (несколько миллисекунд). Оверхэды он обычно не компрессирует, но компрессирует общий микрофон комнаты.

Для двух треков бас-гитары Марк включает два компрессора с разными настройками: например, один назначает на трек с высоким порогом и быстрой атакой и второй общий для обоих треков с малым порогом и медленной атакой для увеличения «массы» звука. Ratio он назначает в соотношениях от 8:1 до 10:1.

Для вокала требуется быстрая атака и средний параметр времени отпускания.

Ритм-гитары он компрессирует редко – перегруженный партии уже сами по себе скомпрессированы. Но если у вас есть такая необходимость, настройте низкий уровень ratio и небольшую атаку.

Майнетт: «Мой первый совет по реверберации – чем проще, тем лучше».

Он обычно обрабатывает ревером не всю песню, а отдельные партии инструментов, но может применить разные настройки пространства для разных частей песни.

Для малого барабана и томов Марк использует пластиночные ревербераторы с параметром decay в 500…800 миллисекунд и pre-delay в 7…11 миллисекунд. Он рекомендует поэкспериментировать с общей реверберацией ударных: обрезать эквалайзером её уровень на частотах ниже 200Гц, чуть приподнять в районе 3…4 и 10…12кГц . На вокал он назначает те же настройки реверберации, что и на ударные – всё должно находиться в едином акустическом пространстве. Иногда в качестве «фишки» в партиях гитар и вокала Марк использует ревер с длинными хвостами.

Что касается компрессирования готовой композиции, то Марк советует низкий уровень ratio (не более 2:1) и высокий порог срабатывания.

Майнетт: «Из всех стилей металл чаще других отличается убогим продюсированием. Быстрый взгляд на myspace показывает много отличных музыкантов и групп, с хорошими песнями, талантливых, но с ужасающим качеством продюсирования. Я считаю, что металл – самый великолепный стиль после классической музыки. Надеюсь, что технологии и советы, данные в этой серии материалов, помогут вам поднять ваше продюсирование на достойный уровень».

В заключительной части материала – аудиопримеры из личной практики Марка Майнетта и его комментарии.

окончание следует…


При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter



Имя:
Ваше мнение:
Введите символы на картинке:


Последние сообщения:

10.06.2012, Векша
добротность в эквалайзере обозначается буквой Q. грубо говоря, это ширина воздействия на частоты при усилении или ослаблении.
06.01.2012, monster
Статья так-то супер. На 5 может потянуть для начинающих. Мне например помогло. Ребят кто-нибудь подскажите, что такое добротность ? Сколько пользуюсь эквалайзером до сих пор не понимаю как использовать добротность и вообще, что она из себя представляет. Заранее спасибо за ответы.

Все сообщения