Главная Форум Интернет-магазин
Реклама  |  О проекте  |  Обратная связь

 

 

 



 

Звукозапись

Продюсирование гитарных групп от А до Я. Часть первая.


      Автор: Вадим Михайлов
      Источник: thesound.ru
      Дата публикации: 29 декабря 2010 г.

Основной докладчик по теме – Марк Майнетт (Mark Mynett, на фото) – британский звукорежиссёр, гитарист «металлической» команды Kill II This, выступавшей на разогреве у Slipknot, Megadeth, Machine Head, Anthrax и Fear Factory. Его группа записала три студийных альбома. Марк читает курс лекций по музыкальным технологиям и продюсированию в университете Хаддерсфилд. В первом материале из небольшой серии статей Марк расскажет о подготовке к записи и об организационных вопросах.

Марк Майнетт

Майнетт: «Современный экстремальный металл – это уже не врeменные причуды. Со всеми клубами, фэнзинами и сайтами, журналами и радиошоу, служащими пищей для этого стиля, не приходится удивляться тому, что такая экстремальная команда, как Slipknot со своим альбомом “All Hope Is Gone” занимает первые места в Биллборд. За свою карьеру эта группа продала по всему миру более 10 миллионов дисков».

Однако – добавляет Марк – в плане продюсирования и записи «металл» является одним из самых сложных музыкальных стилей. Комбинация из низко настроенных гитар, искажений, сверхэнергичного исполнения требует от продюсера и звукорежиссёра особых знаний и мастерства.

Майнетт: «По разным причинам основная среда обитания рекорд-продюсера – студия звукозаписи. Но ещё одна важная черта успешного продюсирования – умение смотреть по сторонам. До того, как группа и продюсер отправляются в студию, хорошо бы иметь время для отработки идей, общего направления и деталей будущего продюсирования. В сущности, этот период можно рассматривать как проектирование, и как многие остальные продюсеры, я считаю, что это – залог будущего успеха альбома или проекта».

Западный продюсер – это вовсе не «денежный мешок» в нашем российском понимании.

Майнетт: «Успешный продюсер должен заранее знать технические характеристики микрофонов разных типов, их расположение и установку. Его личные качества – уметь мотивировать, вдохновлять и организовывать – тоже нужно учитывать. Так же, как его умение быть отчасти технарём, музыкантом и звукорежиссёром, продюсер должен быть психологом, наставником в карьере, соавтором песен, другом, соавтором текстов, армейским сержантом и врачом-психотерапевтом.

Важные элементы – умение найти понимание и доверие музыкантов. Возвращаясь к сказанному, это облегчает цели подготовительной работы: определение коллективного вuдения группой стилистики и музыкальной части – того, как должен звучать альбом и как добиться этого звучания. Имея это понимание конечной цели, продюсер может руководить процессом и вести весь проект так, чтобы все остались довольны результатом. Ясно, что это вuдение корректируется по ходу работы, но чёткое понимание в подготовительном периоде поможет вам понять, что неуловимая «вибрация» вашего проекта верная».

В поп- и рок-музыке достудийный период – это работа продюсера и исполнителя над материалом: уточняются аранжировки, структура и длина песен, какие-то из них отбираются для возможных будущих радиотрансляций с учётом требований по темпу и продолжительности звучания. По большому счёту, при продюсировании «металла» делается то же самое – разве что с меньшей оглядкой на радиостанции.

Майнетт: «Первая встреча (группы и продюсера) чаще всего происходит там, где репетирует эта группа. В этом месте я всегда хочу услышать всю группу целиком, исполняющую материал в своей привычной обстановке без стрессов студии звукозаписи. Глядя на то, как группа играет материал и какие у них аранжировки, я отмечаю сильные и слабые стороны каждого музыканта и говорю им об этом. Помните, что задача продюсера не только подчеркнуть их сильные стороны, но и замаскировать их недостатки, и достудийная подготовка – хорошее время послушать этих музыкантов, пока они не испытывают напряжения и находятся в своих привычных условиях. На этом этапе я обращаю особое внимание на барабанщика, потому что он закладывает фундамент будущего продюсирования».

Марк говорит, что на этом этапе очень полезно сделать черновые демозаписи, особенно если музыканты ещё ни разу не работали в студии. Демо можно записать здесь же на репетиционной базе (качество при этом не слишком важно) или арендовать какую-то дешёвую студию. На этом же этапе Марк обговаривает с музыкантами будущие «фишки» студийной записи – различные сбивки ударных, партии гитар или вокала, которые нужно будет записать наложением и т.д. Чем тщательнее будет выполнена подготовка к записи, тем меньше денег понадобится на оплату студийного времени и меньше стрессов во время записи будут испытывать сами музыканты.

Начинающая британская группа на своей репетиционной базе

На фото: начинающая британская группа на своей репетиционной базе

Марк жалуется, что на Западе с каждым годом снижаются бюджеты для записи металлических групп. И не важно, что вы записываете – двойной альбом для лейбла Roadrunner или демо из 1-2 песен, качественная достудийная подготовка значительно сэкономит ваши средства, силы и нервы.

Ещё одна важная деталь во время подготовки к записи – обязательные репетиции под метроном.

Майнетт: «Хотя есть много музыкальных стилей, где метроном не обязателен и темп музыки «дышит», это не касается металла. Бочка, ритмические заполнения, паттерны, разделения частей и синкопирование предъявляют к современному металлу высокие требования по достижению наивысшего качества продюсирования».

Марк добавляет, что барабанщики часто имеют тенденцию «загонять» темп к концу каждой песни, особенно во время концертов. Кроме того, часто в студии уже записанные партии бочки по разным причинам заменяются сэмплами, эту замену легче делать в ритмически точных партиях. Исполнение под метроном облегчает и монтаж: так удобнее собирать песню из нескольких дублей, вставлять петли и лупы, добавлять наложением другие инструменты. Марк обговаривает использование метронома во время первой же встречи с музыкантами. Они могут слышать метроном как все вместе, так и подавать его в наушники только барабанщику – как им удобнее.

Некоторые барабанщики способны записать в студии свои партии без участия остальных музыкантов, но большинству ударников требуется присутствие как минимум бас-гитариста и гитариста. Порядок записи инструментов тоже обговаривается заранее.

Если на этапе достудийной подготовки всё отлажено тщательно, у группы есть общее понимание аранжировок, материал отрепетирован до автоматизма, то иногда Марк позволяет таким музыкантам записывать в студии основные партии инструментов даже без его участия. Но такие случаи очень редкие. Чаще всего он присутствует в студии вместе с группой и заставляет записываться под «клик».

В следующей части – подготовка инструментов и оборудования к записи в студии.

продолжение следует…


При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter



Имя:
Ваше мнение:
Введите символы на картинке:


Последние сообщения:

29.12.2010, iTEHb
Спасибо ...очень понравилось...жду продолжения...

Все сообщения