|
      Автор: Юрий Баранов       Дата публикации: 03 марта 2001 г.
Я думаю, все согласятся, что исказитель является самым распространенным гитарным
эффектом, поэтому неудивительно, что начинающие гитаристы покупают в первую
очередь его. И чаще всего из-за отсутствия денежных средств и/или опыта покупают
совсем не то, что им нужно. Поэтому ниже я постараюсь объяснить, как получить
"примочку" со звуком, характерным для трэш, грандж и альтернативных команд. Готовая
схема не приведена из ряда соображений: во-первых, для развития творчества,
во-вторых, из коммерческих интересов (если все начнут собирать крутые "примочки",
у меня не будет заказов), в-третьих, в этом нет смысла: готовые решения при
желании можно найти в интернете меньше чем за час.
В обработанном "примочкой" сигнале нас прежде всего интересуют форма сигнала и его
амплитудно-частотная характеристика (АЧХ). Вследствие сильного ограничения,
характерного близким нам стилям, сигнал компрессируется так или иначе, так что
о динамической характеристике можно не думать.
Несмотря на то, что, по-моему, АЧХ важнее, начнем мы с формы сигнала.
Во всех "примочках", которые мне удалось достать и изучить (включая
Boss Xtortion, Boss Metal Zone и DOD Death Metal),
используется ОБЫЧНЫЙ диодный
ограничитель, поэтому мы будем использовать именно его. О влиянии типа
диодов на ограничение, наверно, все интересующиеся люди уже знают, а также
наверно они знают, что если при встречно-параллельном их включении
поставить в одну сторону один, и в другую - два диода, ограничение будет
несимметричным, что похоже на ламповый звук. Однако это настолько мало
заметно, что я советую на первых порах с этим не мудрить. Так вот,
вернемся к ограничителю. Для нормального уровня ограничения
(не свойственного Boss, но хорошо получившегося у DOD) нужно
два каскада на операционном усилителе (ОУ), которые шумят меньше транзисторов и удобнее.
Самые малошумящие (не считая прецизионного 4580) ОУ - 4560, LM833,
а для примочек с большим усилением подойдут "операционники" с малым
самовозбуждением (5532, 5534). Перед ограничителем надо поставить два
пассивных фильтра (чтобы не добавлять шумов): один режет низкие частоты,
чтобы примочка не "захлебывалась", а второй - высокие (во-первых, после
транзисторного ограничителя их будет в сигнале с избытком,
во-вторых ограниченные ВЧ создают звук, больше похожий на rock-n-roll).
То есть мы, по сути, выделяем средние частоты. Однако они не будут
преобладать в выходном сигнале, так как из-за ограничения АЧХ сигнала выровняется.
Для гранджа, где характерен более раскатистый-рычащий-кранчовый звук,
первый каскад с кремниевыми диодами будет выполнять основное ограничение,
а эту самую раскатистость будет придавать второй каскад, который СЛЕГКА
ПОДГРУЖАЕТ германиевые диоды. Первый каскад на германиевых делать нельзя,
иначе будут плохо звучать приглушеные ноты, как в BOSS XT-2. Для "металла"
можно не мудрить и сделать оба каскада на кремниевых транзисторах.
После ограничителя нужно дополнительно срезать высшие и низшие частоты и...
если бы мы повторяли ну, например, BOSS DS-1, то пожалуй и все. Основное
достоинство такой примочки - ровная АЧХ, шум зависит только от
ограничителя, хорошо на студии. Недостаток - вот эта самая ровная АЧХ.
Нужен эквалайзер, а порой у музыкантов нет средств даже на
"Электронику", а темброблока +/- 6 дБ, который стоит в комбоусилителе,
тут явно недостаточно.
Вот так мы подошли к необходимости использовать ФОРМИРОВАТЕЛЬ
ХАРАКТЕРНОЙ АЧХ в относительно дешевых "примочках" для людей с
недостатком средств на дорогие устройства звукообработки. В нашем
случае это будут два пассивных фильтра и эквалайзер. Насчет пассивных
фильтров: один проваливает середину на 6 дБ (его можно повторить из
"примочки" Marshall Shredmaster, регулятор Contour), другой убирает
высокие частоты (почти как в Tubescreamer - сразу после буфера (ОУ)
1 кОм, и после резистора 100 нФ в землю). На счет эквалайзера:
лучше всего повторить BOSS GE-7, однако при недостатке опыта в
сборке компактных устройств плата может получиться слишком большой.
Тогда можно поступить так: взять гиратор, отвечающий за частоту
1 кГц или 800 Гц, сразу после двух пассивных фильтров приделать
его вход, поставить разделительный конденсатор и повторитель на
транзисторе. Далее поставить подстроечный резистор 500 Ом
вместо того, что идет с выхода ОУ (обычно 330 Ом), и подкручивать
его в сторону уменьшения сопротивления. Настроив фильтр,
можно собрать ЧАСТЬ эвкалайзера: полосы 200 Гц, 3 кГц и 5 кГц.
Вот в общем и все, тремя ручками создаем нужный звук.
Экспериментируйте, а если что-то непонятно, пишите.
|