Главная Форум Интернет-магазин
Реклама  |  О проекте  |  Обратная связь

 

 

 



 

Сделай сам

Как сделать примочку со звуком, характерным для трэш, грандж и альтернативных команд?


      Автор: Юрий Баранов
      Дата публикации: 03 марта 2001 г.

Я думаю, все согласятся, что исказитель является самым распространенным гитарным эффектом, поэтому неудивительно, что начинающие гитаристы покупают в первую очередь его. И чаще всего из-за отсутствия денежных средств и/или опыта покупают совсем не то, что им нужно. Поэтому ниже я постараюсь объяснить, как получить "примочку" со звуком, характерным для трэш, грандж и альтернативных команд. Готовая схема не приведена из ряда соображений: во-первых, для развития творчества, во-вторых, из коммерческих интересов (если все начнут собирать крутые "примочки", у меня не будет заказов), в-третьих, в этом нет смысла: готовые решения при желании можно найти в интернете меньше чем за час.

В обработанном "примочкой" сигнале нас прежде всего интересуют форма сигнала и его амплитудно-частотная характеристика (АЧХ). Вследствие сильного ограничения, характерного близким нам стилям, сигнал компрессируется так или иначе, так что о динамической характеристике можно не думать.

Несмотря на то, что, по-моему, АЧХ важнее, начнем мы с формы сигнала. Во всех "примочках", которые мне удалось достать и изучить (включая Boss Xtortion, Boss Metal Zone и DOD Death Metal), используется ОБЫЧНЫЙ диодный ограничитель, поэтому мы будем использовать именно его. О влиянии типа диодов на ограничение, наверно, все интересующиеся люди уже знают, а также наверно они знают, что если при встречно-параллельном их включении поставить в одну сторону один, и в другую - два диода, ограничение будет несимметричным, что похоже на ламповый звук. Однако это настолько мало заметно, что я советую на первых порах с этим не мудрить. Так вот, вернемся к ограничителю. Для нормального уровня ограничения (не свойственного Boss, но хорошо получившегося у DOD) нужно два каскада на операционном усилителе (ОУ), которые шумят меньше транзисторов и удобнее. Самые малошумящие (не считая прецизионного 4580) ОУ - 4560, LM833, а для примочек с большим усилением подойдут "операционники" с малым самовозбуждением (5532, 5534). Перед ограничителем надо поставить два пассивных фильтра (чтобы не добавлять шумов): один режет низкие частоты, чтобы примочка не "захлебывалась", а второй - высокие (во-первых, после транзисторного ограничителя их будет в сигнале с избытком, во-вторых ограниченные ВЧ создают звук, больше похожий на rock-n-roll). То есть мы, по сути, выделяем средние частоты. Однако они не будут преобладать в выходном сигнале, так как из-за ограничения АЧХ сигнала выровняется. Для гранджа, где характерен более раскатистый-рычащий-кранчовый звук, первый каскад с кремниевыми диодами будет выполнять основное ограничение, а эту самую раскатистость будет придавать второй каскад, который СЛЕГКА ПОДГРУЖАЕТ германиевые диоды. Первый каскад на германиевых делать нельзя, иначе будут плохо звучать приглушеные ноты, как в BOSS XT-2. Для "металла" можно не мудрить и сделать оба каскада на кремниевых транзисторах. После ограничителя нужно дополнительно срезать высшие и низшие частоты и... если бы мы повторяли ну, например, BOSS DS-1, то пожалуй и все. Основное достоинство такой примочки - ровная АЧХ, шум зависит только от ограничителя, хорошо на студии. Недостаток - вот эта самая ровная АЧХ. Нужен эквалайзер, а порой у музыкантов нет средств даже на "Электронику", а темброблока +/- 6 дБ, который стоит в комбоусилителе, тут явно недостаточно.

Вот так мы подошли к необходимости использовать ФОРМИРОВАТЕЛЬ ХАРАКТЕРНОЙ АЧХ в относительно дешевых "примочках" для людей с недостатком средств на дорогие устройства звукообработки. В нашем случае это будут два пассивных фильтра и эквалайзер. Насчет пассивных фильтров: один проваливает середину на 6 дБ (его можно повторить из "примочки" Marshall Shredmaster, регулятор Contour), другой убирает высокие частоты (почти как в Tubescreamer - сразу после буфера (ОУ) 1 кОм, и после резистора 100 нФ в землю). На счет эквалайзера: лучше всего повторить BOSS GE-7, однако при недостатке опыта в сборке компактных устройств плата может получиться слишком большой. Тогда можно поступить так: взять гиратор, отвечающий за частоту 1 кГц или 800 Гц, сразу после двух пассивных фильтров приделать его вход, поставить разделительный конденсатор и повторитель на транзисторе. Далее поставить подстроечный резистор 500 Ом вместо того, что идет с выхода ОУ (обычно 330 Ом), и подкручивать его в сторону уменьшения сопротивления. Настроив фильтр, можно собрать ЧАСТЬ эвкалайзера: полосы 200 Гц, 3 кГц и 5 кГц. Вот в общем и все, тремя ручками создаем нужный звук. Экспериментируйте, а если что-то непонятно, пишите.


При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter



Имя:
Ваше мнение:
Введите символы на картинке: