Главная Форум Интернет-магазин
Реклама  |  О проекте  |  Обратная связь

 

 

 



 

Интервью

Стив Хоу: В эпицентре событий, часть 1


      Автор: Анил Прасад
      Перевод: Евгения Павлова
      Источник: innerviews.org
      Дата публикации: 08 ноября 2012 г.

Стив Хоу (Steve Howe), Yes

«Perpetual change» – это не только одна из знаковых песен группы Yes, но также весьма подходящий эпитет для описания истории этих британских прог-рокеров. С момента создания в 1968 году в составе группы сменилось не менее 16 музыкантов. В числе последних изменений – новый лидер-вокалист Дэвид Бенуа и возвращение пианиста Джеффри Даунса, который был частью Yes во время записи альбома Drama 1980-го года и последующего турне. Что остается неподвластным изменениям, так это драйв и увлеченность гитариста Стива Хоу делом Yes и восстановлением статуса группы как силы, с которой следует считаться, имеющей на своем счету историю длинной в десятилетия.

Последний студийный альбом Yes Fly From Here проделал долгий путь к достижению цели Хоу. Запись, спродюсированная бывшим участником коллектива Тревором Хорном и стартовавшая в топ-20 и топ-40 чартах по всему миру, стала самым коммерчески успешным релизом группы за период с начала 1990-х годов. Альбом с его фокусом на продолжительных музыкальных структурах знаменует собой возвращение коллектива к привычным для Yes формам. Fly From Here получил свое название по центральной 23-минутной композиции, сюиты из шести частей, полной грандиозных виражей и поворотов, длинных соло и инструментальных партий – всего того, благодаря чему Yes оказала возможно самое большое влияние на развитие всего жанра прог-рока в целом.

Хоу также недавно выпустил новый сольный альбом Time, в котором его мастерское владение акустической и электрогитарой соединяется с игрой небольшого оркестрового ансамбля. Диск, работа над которым продолжалась не один год – результат совместных усилий Хоу и Пола К. Джойса, знаменитого британского теле-, кино- и театрального композитора. Для Хоу Time является одним из наиболее значимых альбомов в его сольной карьере. Имеющий классическую направленность он, тем не менее, получился вполне в стиле Хоу, с эклектической эстетикой и уходом временами на территорию джаза и кантри-музыки.

- Fly From Here получил одинаково теплый прием со стороны СМИ, фанатов и музыкальных чартов. Члены группы, должно быть, весьма этим довольны.

Стив Хоу: О да! Мы, бесспорно, очень довольны такой реакцией, но еще больше – самим альбомом, который символизирует некий новый рубеж. Десять лет назад в группе то и дело слышались жалобы: «О, лейбл никогда ничего для нас не делает, никакой раскрутки!». Но я думаю, причина такого теплого приема – в самом альбоме, и благодаря этому люди, наконец, осознают, как на самом деле устроен звукозаписывающий бизнес. Качество и уровень конкретного альбома влияют на то, как он будет продаваться. Так же, как ты мог заметить, Fly From Here длится чуть менее 50 минут, и это самый оптимальный формат. CD продолжительностью звучания дольше часа иногда могут стать большим испытанием. А с новым альбомом ты как будто отправляешься в некое путешествие, проводишь время на новой территории и возвращаешься назад, не успев слишком устать от всего этого [смеется]. Я доволен всеми этими моментами и тем, что нам удалось сделать запись, которая всем нам по душе.

- Процесс создания этого альбома заметно отличался от предыдущих работ с участием Тревора Хорна и Джеффри Даунса. Расскажи, что именно происходило иначе.

Стив Хоу: На этот вопрос так просто не ответить! [смеется] Все было очень запутанно. Тревор начал с композиции «We Can Fly», соавтором которой также выступил Джеффри. В первоначальной версии он, однако, не был исполнителем. В 2010 году мы записывались около шести недель, две из которых – с участием Тревора, а также Оливера Уэйкмана. Затем Тревор занимался другими делами в течение месяца, а мы в это время продолжили работу над композициями «Into the Storm», «Hour of Need», «The Man You Always Wanted Me to Be» и некоторыми другими. Встретившись вновь в 2011 году, мы задумались над словами Тревора: «Давайте разовьем тему «Fly From Here». Слишком хорошее предложение, чтобы его можно было отклонить. Так что Тревор вернулся, и мы приступили к «Overture», «Sad Night at the Airfield», «Madman at the Screens», «Bumpy Ride» и остальным вещам. В итоге мы все чувствовали, что если Тревор действительно хочет сделать для нас то, что в его силах, он должен быть вовлечен в работу над остальным материалом, помимо сюиты «Fly From Here», иначе альбом получился бы наполовину с его участием, а наполовину – без.

Выяснилось, что Тревор и сам не против дальнейшего сотрудничества, и мы сконцентрировались на следующих композициях-кандидатах в альбом: «Hour of Need», «The Man You Always Wanted Me To Be» и «Into the Storm». Мы также включили в альбом «Life on a Film Set» – еще один пример соавторства тандема Хорна-Даунса. Мы все были впечатлены этой композицией, нам казалось, что именно такую музыку и должны играть Yes. На альбоме есть и мое соло – «Solitaire», что мне особенно приятно. Работа над материалом продолжалась еще около шести недель, после чего Тревор занялся его сведением и продюсированием, а Бенуа сделал еще одну запись вокала. В итоге, звучание получилось просто отличным, и у всех нас была возможность высказать свое мнение и одобрение конечного результата на финальной стадии микширования.

YES, Fly from here- Расскажи, как во время записи альбома роль клавишника группы перешла от Оливера Уэйкмана к Джеффри Даунсу?

Стив Хоу: Это произошло неожиданно для нас самих. Поначалу мы очень крепко держались за кандидатуру Оливера и все повторяли: «Нет, нет, Оливер будет на альбоме, он – часть группы». Но, так или иначе, благодаря песням, над которыми мы в тот момент работали, мы обращали внимание на игру Джеффри. Мы все очень любим Оливера и считаем, что он играет просто фантастически, но Джеффри, казалось, просто идеально влился в процесс. Все складывалось наилучшим образом само собой, без какого-либо вмешательства с нашей стороны. Мы никогда не думали о замене, но все говорило в пользу этого решения. В итоге, Джеффри согласился и исполнил все партии клавишных. Партии Оливера также присутствуют в паре композиций, и это заслуженно отмечено в альбоме, но их действительно совсем немного. Так Джеффри стал частью команды, и мы получили новый, более сильный вариант Yes – с ним, Бенуа в качестве вокалиста, Тревором Хорном в роли продюсера и Тимом Вейднером и Патриком МакДугаллом, которые занимались микшированием записи. Вот так примерно все и произошло.

- Каким образом композиция «Fly From Here» прошла путь от трека Drama-эры Yes и демо The Buggles «We Can Fly» до настоящей, зрелой сюиты?

Стив Хоу: Для начала я бы хотел отметить тот факт, что оригинал песни, второй части сюиты, «We Can Fly», родом из 1980-х. К сожалению, в те времена композиции рассматривались в рамках определенных условий и соглашений, и поскольку данная работа не вошла в альбом Drama, музыканты, принимавшие участие в ее создании, никак не были отмечены юридически. По существу, вернулась она к нам уже как продукт совместного творчества Тревора и Джеффа. Они также посчитали, что часть лирики в финале песни, там, где гитара и вокал находят некий компромисс, была написана Крисом Сквайером. Мы согласились: «О’кей, значит, Крис – соавтор», и приступили к работе над «Sad Night at the Airfield» и «Madman at the Screens». Оба этих довольно прогрессивных, новаторских трека обрели свою форму благодаря исполнению Тревора и Джеффа. «Sad Night at the Airfield» открывается мощным акустическим вступлением и рассказывает полную драматизма историю об одинокой встрече рассвета. В музыкальном плане это очень сильная композиция, где моя вступительная гитарная партия слайдом идеально подготавливает слушателя к дальнейшему развитию сюжета. Получилось очень мощно. «We Can Fly» и «Sad Night at the Airfield» исследуют всевозможные музыкальные территории. Да, некая связь с Drama и Adventures in Modern Recording [группы] The Buggles есть, но и новизна, особенно в плане лирики, бесспорно, присутствует.

При переходе к «Madman at the Screens» действие набирает обороты, появляются взрывной звук и бэк-бит. Затем наступает момент спокойствия, и вот мы уже отходим к стаккато, в духе «Siberian Khatru» Yes или конструкций Стравинского. Это то, чем мы известны, то, что у нас хорошо получается – возвращение к старым фокусам. К этому моменту мы уже определились, как должны звучать та или иная партия, гениальные идеи льются потоком, и запись идет полным ходом. Мы пробуем различные варианты подачи песен и стараемся добиться по-настоящему идеального звучания. Иногда мы перезаписываем партию баса или ударных, потому что когда точно знаешь, что хочешь получить в итоге, стараешься выложиться по полной, не давая себе поблажек. Ты больше не можешь сбиться с мелодии или темпа и не заметить этого. Мы хотим, чтобы наши записи были наилучшего качества и всегда стремимся к этому.

После того, как три большие части сюиты «Fly From Here» были готовы, нам оставалось или продолжить движение в этом направлении, или полностью вернуться назад. Мы выбрали первый вариант с композицией «Bumpy Road». Все началось с того, что я экспериментировал с гитарным звучанием. Два варианта мне особенно нравились, и я показал их Тревору: «Смотри, можно сыграть так, или немного иначе – более тематически, добавить хорошенькую мелодию». Тревору понравилась чудаковатость «Bumpy Ride», и группа начала репетировать. Забавно, потому что поначалу я думал: «Нет, мы никогда не будем записывать эту песню. Но погоди-ка, именно это мы и делаем!» [смеется] Был такой захватывающий момент, когда я уже было решил: «Возможно, это подойдет для Steve Howe Trio», но тут в работу включились Yes. К этому времени Джефф был уже с нами, и он схватывал мои идеи буквально на лету. На треке присутствуют две темы «Bumpy Road»: одна в начале, а другая, более быстрая, вступает позже, но и в нее я включил несколько медленных переходов. Все это было для меня истинным удовольствием, я как будто оказался в музыкальных джунглях.

Вторая часть «Bumpy Ride» подводит нас к «We Can Fly Reprise», некоему завершению всей темы, такому моменту, когда на концерте люди зажигают свои зажигалки. Припев повторяется несколько раз, в нескольких вариантах. Джефф не поскупился на всевозможные трюки, да и вообще Yes продемонстрировала все то, что когда-то сделало группу знаменитой. Мы всегда умели сводить воедино множество основных шумов, которые можно извлечь из разных инструментов. Не думаю, что в 1960-х кто-то, за исключением, возможно, The Beatles, делал нечто подобное. Это было время детства для рок-музыки, зрелость наступила в 70-х. Музыканты делали необычные и совершенно потрясающие вещи, такие, как ты слышишь в финале «Fly From Here», и мы хотели использовать это по полной. Все начинается с момента «We can fly, We can fly». В этот момент ты думаешь, что все, песня закончилась, но тут мы резко возвращаемся к начальной теме «We Can Fly» и продолжаем ее пару циклов, что позволяет нам в итоге закончить сильным инструментальным заявлением. Этот тот подход, в котором Yes очень сильна, в отличие от «эй, а вот сейчас надо сделать то-то и то-то» или «а вот тут должен идти припев». Благодаря такому смелому использованию любых своих идей мы и создали когда-то Close to the Edge, который я до сих пор считаю одним из наших лучших альбомов. Он также стал первым звеном в цепочке, куда теперь, к моей большой гордости, относится и Fly From Here.

Steve Howe, guitarist- Какие гитары ты использовал в сюите «Fly From Here»?

Стив Хоу: В начале, да и вообще на протяжении всей композиции я использую свой красный Fender Stratocaster середины 80-х. Это отличная гитара, которой я по-настоящему доволен. Для получения глубокого акустического звучания при наложении записей я использовал шестиструнную гитару Steve Howe Special Edition Martin MC-38 и 12-струнную Martin J12-16. Для игры в 16-ти тактах в «Sad Night at the Airfield» у меня была испанская классическая гитара Ramirez 1a, благодаря чему я смог точно придерживаться мелодии, задаваемой вокалом. Этим приемом пользуются, например, Джерри Дуглас и Рон Блок из Alison Krauss and Union Station, и звучит он всегда очень мощно. Я тоже оценил эти возможности. Затем я возвращаюсь к старому доброму Gibson ES-175, которым я, наверное, всегда буду пользоваться. Это незаменимый инструмент с богатым звуком, аккорды на нем получаются просто великолепными.

Во вступлении к «We Can Fly», когда Бенуа впервые вступает со своей партией, я играю на Gibson Les Paul Junior. Пиццикато, которое я хотел исполнить, на стратокастере звучало просто ужасно, инструмент совершенно не подходил для этого. Иногда я просто не могу использовать медиатор или держать руки на подставке, чтобы ослабить струны при такой игре. У Les Paul Junior бридж расположен просто идеально, рядом с задним звукоснимателем, и звук получается более плотным, богатым, хотя, возможно, и не таким громким. В «Sad Night at the Airfield» я также использую слайд-гитару Fender Dual 6 Professional. Благодаря тому, что я добавил лады на ее и без того длинный гриф, я могу получать звучание на октаву выше обычного. Начинается же песня вступлением с дисторшном Electro-Harmonix Big Muff, который отлично сработал в комбинации с моей педалью громкости – хороший пример того, как добиться отличного звука на акустической гитаре. Без педали громкости получилось бы не так хорошо, она позволяет тебе добиться нужного уровня контроля и звучания. Вообще, это один из главных механизмов, которые я использую. Я пользовался педалью громкости Ernie Ball или же встроенной Line 6 Pod XT Live. После Fender Dual 6 я перехожу к стратокастеру, затем к ES-175, и в конце снова возвращаюсь к страту. Вот такой гитарный обзор.

- А какой в целом была твоя гитарная философия при работе над альбомом Fly From Here?

Стив Хоу: Я думал, хотя и не всегда осознанно, о том, как максимизировать возможности гитары, что в свою очередь очень сильно повлияло на ее звучание. Плотная игра аккордами по всем струнам, арпеджио, глушение, сустейн, чистые звуки и звуки, полученные движением по ладам вверх и вниз, модуляция и аккорды – вот основные оттенки гитарной палитры. Я хотел показать изумительное разнообразие способов использования инструмента. Представь себе, например, солиста-скрипача. Во время концерта он должен обращать внимание на публику, он не может просто все время тянуть «динь-динь-динь» на одной ноте. Творческий процесс начинается с разнообразного применения инструмента – по крайней мере, я в этом убежден. Когда мы исполняем «We Can Fly» на сцене, я заканчиваю сольную партию, нажимаю кнопку и перехожу к партии ритма, и затем перехожу к другой секции – и это по-настоящему захватывающе! Я люблю все грани игры на гитаре, не только главные соло. Я словно балансирую между лидированием и ритмом, мне все нравится. В конечном итоге, самым важным для меня является раскрытие всех возможностей инструмента.

- В варианте The Buggles трека «We Can Fly From Here», первой и второй частях, а также «Riding a Tide», который впоследствии стал композицией «Life on a Film Set» альбома Fly From Here ты заново интерпретируешь некоторые гитарные партии, ранее сыгранные Тревором Хорном. Расскажи об этом опыте.

Стив Хоу: Ты знаешь, еще ни разу в жизни я не играл в группе, где ни у кого бы не было идей относительно гитары. Так что я привык к этому, и с готовностью беру эти идеи на вооружение. Если они имеют почву под собой и структуру, в результате может получиться нечто весьма достойное. Иногда в репертуаре Yes случаются довольно тяжеловесные партии клавишных. В этом случае, гитара не должны становиться лишь одним из аккомпанементов. Мне нравится, когда она берет на себя объединяющую роль. Структурирование бывает очень полезным, и я не имею абсолютно ничего против того, чтобы выучить чью-то партию. Бывает, я развиваю ее, пытаясь сделать лучше, интереснее, добавляю инверсии. Я считаю, музыканту не должно мешать то, что он играет чей-то материал. Он должен легко к этому относиться, уметь переосмыслить и адаптировать его, и это я и пытаюсь делать.

Все происходит примерно так: допустим, Тревор сидит в студии и наигрывает какую-то мелодию, хотя, конечно, сейчас в основном используют записи. Я должен выучить эту партию, понять ее. Тревор помогает там, где это необходимо, показывает, как именно он играет. Довольно часто, даже если речь идет о моей собственной музыке, записанной на мини-диск или другой аудио-источник, я потом часами бьюсь над загадкой, как же именно я играл эту композицию в тот или иной раз. Иногда очень сложно воссоздать то, что уже было сыграно, и дело тут не в нотах, а скорее в общем позиционировании. Думаю, мне стоит чаще снимать свои импровизации на видео, чтобы, захотев воспроизвести их в будущем, я мог не только слышать, но и видеть себя – одного аудио часто бывает недостаточно. Разучивание своей игры или импровизации несет огромную пользу, учит развивать собственные идеи. Я всегда пользуюсь этим при записи альбома, у меня даже есть своя методология: сначала записать акустический вариант всех возможных песен, посмотреть, что из этого получится, и уж только затем начинать исследовать пространство электронного звучания.

Кстати, в начале «Sad Night at the Airfield», где я вступаю с испанской гитарой, происходит кое-что интересное, а именно, примерно с 30-й секунды и на протяжении 16 тактов на гитаре на самом деле играет Тревор. На мой взгляд, это отлично. Думаю, Тревор посчитал, что, добавив фоновое звучание к моей основной мелодии, он сможет усилить теплоту звучания. Разница между ним и мною в том, что я крайне, крайне осторожен с использованием звуков движения руки по грифу, а у Тревора это иногда проскальзывает. Думаю, он видел необходимость в том, чтобы вступить в игру. Он использовал акустическую гитару Gibson, которая была у него с собой на записи. И, если я не ошибаюсь, это его единственный отрывок на альбоме.

Стив Хоу: В эпицентре событий, часть 2
Стив Хоу: В эпицентре событий, часть 3
Стив Хоу: В эпицентре событий, часть 4

© 2012 by Anil Prasad.
Данная статья переведена и опубликована с официального авторского разрешения. Воспроизведение данной статьи целиком или частично без письменного разрешения издателя запрещается. Оригинальная версия статьи доступна на Innerviews (http://www.innerviews.org/).


При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter



Имя:
Ваше мнение:
Введите символы на картинке: