|
      Автор: Анил Прасад       Перевод: Евгения Павлова       Источник: innerviews.org       Дата публикации: 03 декабря 2012 г.
- «Hour of Need» – это целиком и полностью твое творение. Поясни, что именно ты хотел донести до слушателя этой песней.
Стив Хоу: Это очень хороший вопрос, потому что когда мне задавали его раньше, я толком и не знал, что ответить. Дело в том, что большинство песен были этаким гибридным продуктом, особенно те, где авторами были Джон Андерсон и я. Мои песни очень личные, например, когда я писал и пел «Close to the edge, down by the river», я действительно жил в доме у реки. Джон это знал, и песня ему нравилась, но его вклад был совершенно иного рода, более фантазийным, неземным, эфирным.
Что касается «Hour of Need», мне не очень импонирует определении ее как эко-песни, хотя, в определенном смысле, так оно и есть. Она об очевидных вещах, но о них нужно повторять вновь и вновь, потому что мы, люди, их не замечаем. Вчера я узнал о том, что в Маниле люди живут в пещерах, примерно так же, как в Венесуэле некоторые ютятся в хижинах. Раньше я ничего не знал об этом. Люди должны знать о том, что происходит, чтобы быть в состоянии что-то с этим сделать. Да, наша осведомленность растет, но, к сожалению, в решении некоторых вопросов эффективность оставляет желать лучшего. С момента возникновения «Live Aid» прошла уже четверть века, а проблемы остаются нерешенными, плюс к ним прибавляются новые.
«Hour of Need» – песня о необходимости понимать природу ресурсов, от которых зависит человечество. Там есть одна строчка о земле. Я думал о выращивании чистых продуктов, хотя всего в пяти милях от моего дома можно увидеть тягач, буксирующий огромную цистерну, которая, я знаю, полна пестицидов. Так что моя мысль такова: «Почему же мы не заботимся о той земле, на которой живем? И что, в таком случае, мы можем ожидать от жизни?». Чистота пищи, витамины и минералы – все теряет смысл, если продукты генетически модифицированы, залиты пестицидами или химикалиями. Нам вообще следует есть местные сезонные продукты, но мы же этого не хотим. Мы хотим клубнику в декабре, хотим другие фрукты и овощи тогда, когда им просто не время! И в песне говорится: «We‘ve got to wake up».
Я - вегетарианец с 1972 года и это, бесспорно, повлияло на мое восприятие. Я также почти полностью отказался от фармацевтики и использую химические лекарства так редко, как только возможно. За последние 20-30 лет этого не случалось практически ни разу. Возвращаясь к песне, там также есть слова: «Hang on. We do owe this universe something and we should look after it» («Мы кое-что должны этой вселенной и должны позаботиться о ней»). Но я также признаю, что, как Pet Shop Boys пели в «Twentieth Century», иногда решение проблемы страшнее ее самой.
- Японская версия альбома Fly From Here содержит бонус-трек – полную версию «Hour of Need». Расскажи, как так вышло, что этот вариант песни не вошел ни в один другой релиз.
Стив Хоу: Скажем так, композиция не была специально урезана для других стран. Изначально существовала та версия, которую большинство и знает как «Hour of Need»: португальская гитара, вокал и минимум аккомпанемента. Затем, уже после того, как мы закончили работу над «We Can Fly» в прошлом году, Тревор обратился ко мне и другим членам группы со словами: «Возможно, ты бы мог добавить немного больше гитары и инструментальных моментов». Я задумался над тем, как это можно сделать наилучшим образом.
У меня была демо-версия одного вступления, которая, должен признаться, является фантазией на тему второй части Аранхуэсского концерта Хоакина Родриго – одного из красивейших произведений, когда-либо написанных для гитары и исполненного великим множеством музыкантов. Мой друг Флавио Сала, по-настоящему выдающийся гитарист, однажды сидя в моем гостиничном номере, сыграл мне небольшой отрывок оттуда. Так у меня появилась идея включить эту музыку во вступительную часть «Hour of Need», и пока Тревор был в отъезде по делам других своих проектов, я собрал группу в студии и объясним им свою задумку. Мы записали вступление, создали структуру, которая повторяется пару раз. Затем, после того, как основной блок песни сыгран, композиция идет дальше и превращается в свою удлиненную версию. Аккорды меняются традиционным образом, нечто похожее происходит в «All Good People», когда тональность спускается вниз. Я использовал параллельные тональности, поэтому всякий раз, когда ты думаешь, что песня заканчивается, она просто переходит на другую тональность и продолжает звучать. Такой нестандартный подход показался мне очень интересным.
Дополнительные отрывки я играл на ES-175, и играл их именно так, как они и звучат в финальной версии песни. Вот и все. Тревор послушал то, что получилось, и спросил: «Ну и зачем вы все это сделали?» [смеется]. Я ответил: «Ты сам подал нам идею усилить инструментальную часть!» [смеется] – «Хм, ты прав». Поначалу, однако, композиция никак не вписывалась в концепцию альбома Тревора. Ему правда нравилась «Hour of Need», но он честно признался: «Я не знаю, как быть с ее удлиненным вариантом». И что же происходит? Конечно (и заметь, я говорю это безо всякого двойного смысла), Япония захотела эксклюзивный бонус-трек. И Тревор решил: «Давайте дадим им полную версию «Hour of Need». Так и получилось, что в японском издании присутствует дополнительный трек, который на самом деле является запоздалой переработкой оригинала.
- Расскажи о создании «Into the Storm».
Стив Хоу: Песня открывается моей игрой. Вообще, я часто привношу удачные вступления в репертуар Yes. Я написал их очень, очень много, в том числе и для «Roundabout». Можно сказать, в группе я такой специалист по вступлениям. Изначально композиция начиналась по-другому, а потом я предложил свой вариант вступления, и он отлично вписался. Затем мы сфокусировались на основной части песни, написанной без моего участия, а затем начали работу над лирикой. Этим занимались Крис, Тревор и я. Пожалуй, Тревор – наиболее активно, но и я старался по возможности внести свою лепту. Получилось очень удачно: все начинается с основного рифа в мажоре, но потом, возвращаясь к нему, звучание приобретает отчетливые нотки рока и блюза.
- О чем эта песня?
Стив Хоу: [смеется] В ней есть пара исчерпывающих заявлений на этот счет. Для меня это очень светлая песня, немного ироничная, лукавая. Вообще, забавно, до чего доводит нужда. Если у тебя нет в чем-то потребности, ты и делать ничего по этому поводу не будешь, правда? Ну а мы знали, что нам нужно написать текст песни, так что просто сели и сделали это. Думаю, никто из нас не сможет четко сформулировать, о чем она. Просто хорошая рок-музыка. Не было никаких мук творчества, когда ты в одиночестве сидишь в темной комнате и силишься написать что-то. Наоборот, все было очень светло, позитивно, вроде того: «Эй, давайте сделаем это! Ого, и что же у нас получилось?». Тот факт, что ты можем вот так работать – это очень хороший знак.
- Планировал ли ты изначально включить свое соло «Solitaire» в альбом?
Стив Хоу: Нет. К тому моменту я работал над этим соло уже несколько лет. Еще во времена моего первого исключительно гитарного сольного альбома Motif, Volume One у меня в голове крутилась пара отрывков из «Solitaire», но я решил: «Нет, еще не время. Эта вещь еще не готова». По мере того, как приближался момент начала работы над Fly From Here, мои мысли принимали все более конкретную, законченную форму. И тогда я собрался с духом и подумал: «Пора бы уже закончить это соло, после стольких-то лет!». Тревор предоставил нам возможность включить свои соло в альбом, и я был единственным, кто ей воспользовался. Я работал над композицией в промежутках между нашими Fly From Here-сессиями.
Вернувшись в свою домашнюю студию в Девоне, я спросил себя: «Что я делаю? Чего я хочу добиться в итоге? Не сдерживаю ли я что-нибудь?». Так я решил двигаться в направлении моих первоначальных задумок относительно «Solitaire». Я работал над соло три недели, в течение которых я развивал три основных линии композиции. Мне хотелось, чтобы музыка удивляла, двигалась вперед, не возвращаясь на уже пройденный уровень. Я использовал темы и «гитаризмы», чтобы получить вариации на тему различных стилей игры на гитаре, которые мне довелось услышать. В качестве примера я могу назвать по-настоящему вдохновивших меня Тони МакМануса и Флавио Сала. Так что я в некотором смысле ссылаюсь на их игру. В начале одной из последних партий присутствуют отголоски в стиле Вилла-Лобоса, и время от времени я использую открытые струны. Также можно услышать партии фолка и фламенко. Мне нравится жонглировать стилями, и в этом часть сущности «Solitaire». То, каким будет вступление и финал соло, было для меня также очень важным, и поэтому оно начинается и заканчивается серьезным обертоном, между которыми пролегает мелодичная и, надеюсь, волнующая музыкальная территория.
- На какой гитаре ты исполняешь «Solitaire»?
Стив Хоу: Я планировал использовать мою классическую испанскую гитару Ramirez 1a, но не мог добиться нужного звучания. Затем я, было, подумал о моих гитарах Martin, но быстро отбросил эту идею, решив, что они не подойдут. Так я пришел к варианту Theo Scharpack SKD – замечательной акустической гитаре ручной работы со стальными струнами, обладающими прекрасным звучанием, которую Тео сделал для меня в 1989 году. Я очень активно ее использовал во времена моего первого сольного тура. Это крупный инструмент, с большим расстоянием между струнами, что дает нужную свободу рукам музыканта. Знаешь, не всегда хочется чувствовать себя, как в тисках, как, например, на 12-струнной Rickenbacker.
- Какими качествами должно обладать соло, чтобы попасть в альбом Yes?
Стив Хоу: Я крайне признателен Yes за то, что во время работы над The Yes Album, мне предложили включить свое соло «Clap» в альбом. Я так и сказал ребятам: «Знаете, это просто потрясающая возможность». Из-за нехватки времени я не исполнял «Clap» во время нашего летнего турне 2011 года с группой Styx, что вообще является исключением, потому что публика любит это соло и ожидает его. Это совершенно особенное ощущение – внести свой личный вклад в альбом группы, привилегия, к которой я отношусь очень серьезно, не как к чему-то само собой разумеющемуся. Так что, когда представляется шанс, я с радостью им пользуюсь. Такие вещи, как «Leaves of Green» с третьей стороны альбома Tales from Topographic Oceans очень многое могут рассказать обо мне как о человеке. И это правильно, ведь мои сольные композиции соседствуют на альбоме с треками Yes, которые все тоже очень личные, персонифицированные, сквозь них словно видно музыкантов-исполнителей. Чтобы попасть в альбом группы, соло должно быть зрелым, законченным произведением – никак не меньше.
- В 2010 году группой было написано немало новой музыки. Почему же вы приняли решение включить во Fly From Here так много композиций авторства Хорна и Даунса?
Стив Хоу: Хороший вопрос. Мне бы хотелось ответить по факту, а не выдумывать того, чего, возможно, и не было. Бесспорно, интерес Тревора к альбому во многом определяется тем, что он работал над собственными сочинениями. Некоторые из наших песен были, если хочешь, до поры до времени отодвинуты на второй план. Но я не считаю, что это целиком и полностью плохо – в конечном итоге, благодаря этому к нам присоединился Джефф, чей стиль игры нам очень хорошо знаком и к которому мы все испытываем поистине братские чувства.
Дело также и в умении Тревора убедительно и обоснованно сказать: «Нужно дать дорогу именно этому материалу». Мы работали над композициями, которые, возможно, никогда не будут выпущены: кое-что от Оливера, еще одна моя песня, какие-то отрывочные идеи. Например, мой «Into the Storm» создавался в формате «посмотрим, что из этого выйдет», в отличие от «Hour of Need» и других вещей, в отношении которых у нас заранее был некий план. Какими-то наработками пришлось пожертвовать просто потому, что мы не знали, что с ними делать. А затем появился Тревор со словами: «Возможно, с помощью нашего с Джеффом материала нам удастся лучше сбалансировать альбом» и убедил нас попробовать. Так что мы все отодвинули личные амбиции в стороны и сконцентрировались на том, что было лучше для группы. Вместе мы приняли решение освободить пространство для композиций Тревора и Джеффа, пусть и за счет нашей собственной музыки. Не думаю, чтобы кто-то из нас пожалел об этом, мы все стремились к качеству и работа продюсера как раз и состоит в том, чтобы это стремление поддерживать.
Мы также отпустили Оливера в свободное плавание с его музыкой. Нам не хотелось, чтобы он вечно ждал релиза своих композиций, который мог бы и не случится. Теперь он выпускает свои песни сам, и мы все очень рады за него и искренне желаем ему удачи. В рамках Yes, возможно, они бы так и остались лежать в долгом ящике. Например, есть одна композиция, которую я сочинил. Она может войти в один из будущих релизов группы, а может, и нет, поскольку к моменту записи нового альбома многое может измениться.
- По словам Джона Андерсона, в 2008 году он работал над написанием музыки крупных форм для Yes, которая, в конечном итоге, не вызвала у группы никакого интереса. Что ты можешь сказать об этом?
Стив Хоу: Я не знаю, как правильно ответить на этот вопрос с профессиональной точки зрения. На самом деле, Джон показал нам пару своих крайне сырых наработок, на что мы ответили: «Нет, это нам не подходит». Затем история повторялась еще пару раз, но наш ответ оставался неизменным: «Нет, нет, нет, и это нам тоже не подходит». Мы не услышали в этих песнях того, чтобы заставило нас немедленно начать что-то делать, броситься работать над ними, записывать. От альбомов Yes ожидают развитой, законченной, обдуманной лирики, по крайней мере, так мы это видим. Лирическое содержание же этих песен было скорее незрелым, незаконченным, сродни импровизации.
Я не хочу обидеть или высмеять Джона, это его музыка, и не думай, будто бы я пытаюсь сказать что-то плохое. Все, что я хочу сказать – нас его песни не зацепили, мы не заметили, что это были составные части трилогии, которая могла вылиться во что-то эпическое. Абсолютно нет. Для нас это были скорее демо-версии, нуждающиеся в серьезной доработке, и непонятно было, получится ли из них что-то в итоге. Нечто похожее произошло во время записи альбома Drama, когда мы все ожидали, что Джон и Рик присоединятся к нам, чего, конечно же, не случилось. В конечном итоге, можно сказать, что Джон просто пришел и сыграл нам несколько своих песен, на что мы ответили, что не чувствуем, что эта музыка может стать частью нас. Вот тебе другая версия произошедшего. Я совершенно искренне желаю Джону удачи с его музыкой, но я не уверен, что мы до сих пор хотим достичь одного и того же. Скорее, это уже в прошлом. В настоящем же, наши пути разошлись, мы больше не вместе, и думаю, всем нам пора двигаться дальше.
- Расскажи мне об оснащении студии, где проходила запись.
Стив Хоу: Тут все достаточно стандартно. Аппаратная комната находилась за пределами студии. Пространство было открытым, так что мы поместили мою акустическую систему, заблокировав дверной проем. Таким образом, она не мешала ударным. Радом стояли ударные и бас, звук от которого тоже был выведен подальше. Вообще, было много места. Клавишная установка находилась в середине комнаты.
Что касается гитары, у меня был усилитель Vox AC-50, с которым я часто играл в 60-е. Потом я не пользовался им много лет, пока однажды не понял, что именно с ним моя ES-175 и большинство других гитар звучат наилучшим образом. Это мой основной усилитель. И в этот раз я не пользовался, как раньше, усилителями Marshall или Fender.
Так мы записывали треки, какие-то дни были специально отведены для наложения и тогда я обычно закрывался в контрольной комнате с мониторами VOX, процессором эффектов Boss GT-10 и Line 6 Pod XT Live. Все партии акустических гитар были записаны в студии с использованием микрофонов, наушников и тому подобного, плюс я наблюдал за происходящим в контрольной комнате (визуальный контроль). Я использовал программное обеспечение Cakewalk, Z3TA+ 2, с помощью которого хотел добиться звучания в стиле Close to the Edge. Эту же программу я использовал для моей слайд-гитары Fender Dual 6 Professional, а также для создания эффекта Big Muff. Определенные шумы, я знал, особенно хорошо удаются на Line 6 Pod XT Live, чем я тоже воспользовался.
- Ты обычно сам программируешь звуки на Line 6 и Z3TA+ 2?
Стив Хоу: Я всегда использую созданное мною звучание, и никогда – пресеты, хотя некоторые из них, возможно, весьма неплохи.. Я создал некую базу данных с 16 типами звуков для потребностей и Asia, и Yes, однако пользуюсь ей не для каждой песни, ведь мне не всегда нужны по четыре регулировки внутри каждой мелодии. Например, в песне Asia «Time Again» все просто – там только одно гитарное звучание. С другими песнями может быть сложнее, как, например, с «Yours Is No Disgrace», где присутствуют четыре регулировки: чистый звук в начале, джазовый звук, дилэй, wah-wah и самый значительный ведущий гитарный звук во время гитарного соло.
Стив Хоу: В эпицентре событий, часть 1
Стив Хоу: В эпицентре событий, часть 3
Стив Хоу: В эпицентре событий, часть 4
 
© 2012 by Anil Prasad.
Данная статья переведена и опубликована с официального авторского разрешения. Воспроизведение данной статьи целиком
или частично без письменного разрешения издателя запрещается. Оригинальная версия статьи доступна на Innerviews
(http://www.innerviews.org/).
|