|
      Автор: Анил Прасад       Перевод: Евгения Павлова       Дата публикации: 24 декабря 2012 г.
- Какие гитары ты использовал во время записи Time?
Стив Хоу:Во-первых, мою слайд-гитару Fender Dual 6 Professional с двойным шестиструнным грифом. Звучание внешнего грифа несколько богаче, чем ближнего. Установки Line 6 Vetta II, которые мы использовали для «And You and I», отлично подошли и для композиции Вилла-Лобоса. В «King’s Ransom», «Cantata No. 140 (Wachet Auf)» Баха, «Apollo» и романтической песне «Rose» я играю на испанской гитаре Kohno. Для чернового варианта интервью я иногда называю Kohno «классической гитарой», потому что устаю все время использовать термин «испанская» [смеется]. «Orange» я исполняю на банджо-гитаре Gibson 1930х годов, старинной и прекрасной, а «The Explorer» – на изготовленной на заказ 12-струнной электрогитаре Steinberger, которую я использую в песне «Awaken» Yes, да и вообще всегда, когда мне нужно 12-струнное звучание. А вот с 12-струнными гитарами Rickenbacker я, к сожалению, больше не могу работать. У Steinberger такой же корпус, как и у шестиструнной гитары, плюс она удивительно музыкальна и обладает способностью производить такой звенящий звук, немного в стиле нью-эйдж. «The Explorer» – достаточно сложное произведение, над которым мы долгое время усердно работали, чтобы оно приобрело свою нынешнюю компактную шестиминутную форму.
Большую часть «Purification» я исполняю на ES-175, лишь изредка делая вкрапления 12-струнной Martin J12-16. Основную роль Martin играет на треке «Steam Age», точнее это Martin MC-28. «Kindred Spirits», «Concerto Grosso in D Minor Op. 3, No. 11» и «The 3rd of March» созданы с помощью ES-345. В середине последнего трека я еще немного играю на гитаре «добро». Даже не знаю, почему ES-345 занимает такое особенное место среди гитар. Эта великолепная коричневая гитара появилась у меня после альбома 1972 года Close to the Edge. Я получил ее для использования в Yes от компании Gibson после участия в их рекламе струн в Англии, и на протяжении последующих лет возвращался к ней несчетное количество раз. Она будто бы создана для импровизаций.
- Как ты пришел к использованию оркестровок?
Стив Хоу: Дело в том, что все треки изначально создавались с участием искусственного, электронного оркестра. Мы использовали сэмплы и синтезаторы, чтобы удостовериться, что с аранжировками все в порядки, и гитарные партии действительно достаточно подробно изложены внутри них. Некоторые партии были записаны в моей студии в Девоне, некоторые – в студии Dinemec в Женеве. Я просто сел и записал все сам, иногда с помощью пары микрофонов. Многие оркестровки были сделаны Полом К.Джойсом в Корнуолле, где он живет, с помощью Pro Tools. Затем мы заказали небольшой оркестр из 12 человек: две скрипки, виолончель, виола, арфа, труба, глокеншпиль и контрабас. Они использовали созданные нами схемы и сыграли их заново, на этот раз на настоящих инструментах. Вот так нам и удалось создать альбом такого высокого уровня.
С ним мы по-настоящему пошли до конца. Мы также попросили Криса Шварца, который занимался сведением всех моих альбомов, добавить свои идеи в альбом во время микширования. Сопродюсером альбома выступил Пол К. Джойс. Мы вместе контролировали весь процесс и были решительно настроены не идти на уступки ценой качества для того, чтобы сделать по-настоящему высококлассный альбом, что, надеюсь, нам и удалось. Мы показали готовый результат Warner Classics, и он им понравился. Все, кто принимал участие в записи альбома, отдали ему много времени и сил. Этим он похож на новый альбом Yes. Когда ты полностью выкладываешься, то и результат получается куда лучше. Я очень доволен тем, что у нас получилось, и надеюсь, что эта музыка найдет своего слушателя. Мой альбом не о том, что я вижу себя классическим гитаристом. Он отражает мое стремление продолжить открывать для себя новые музыкальные территории, двигаться в разных направлениях, а не идти все время проторенной дорожкой.
- Есть ли имя у этого оркестрового ансамбля?
Стив Хоу: В роли дирижера выступил Пол К.Джойс, но нет, имени ансамблю мы не дали. Практика такова, что иногда на альбомах собранному ансамблю дают некий псевдоним. Мы тоже могли бы так поступить и назвать, его, скажем «Ансамбль «Наследство»», но не стали этого делать [смеется].
- Планируешь ли ты исполнять материал Time во время живых выступлений?
Стив Хоу: Именно об этом мы сейчас и думаем. Прикидываем, сможем ли мы в ближайшие месяцы устроить маленький концертный тур с небольшим оркестром.
- Что ты думаешь об альбоме Magnification по прошествии 10 лет?
Стив Хоу: Одним из уроков Брюса Фереберна, которые он преподал нам во время создания альбома The Ladder было то, что если хочешь сделать хороший альбом, нужно сначала подготовиться, написать песни, и уж только потом идти в студию. В случае с Magnification мы полностью проигнорировали этот совет, и начали создавать песни, уже оказавшись в студии, не имея никаких наработок. Рискованный подход, однако, кое-где он принес свои плоды, хотя и недостаточно. Аранжировки были сделаны уже после наших сессий, и, хотя они были очень неплохими, мы потратили кучу времени, чтобы разобраться, впишется ли вообще в них наша музыка. Я не имею в виду, что, несмотря на все трудности, из альбома не вышло ничего хорошего, нет. В каком-то смысле, Magnification похож на Time and a Word. Это единственные наши альбомы с участием оркестра, и каждый из них по-своему уникален. Иногда это даже не так важно, как материал звучит в финале. Что по-настоящему важно, так это то, как происходит создание альбома. Я словно бы прошел через второе детство, почувствовав как тяжело отказаться от уже наработанного опыта. Прежде чем начать работу над Fly From Here, я проанализировал последние три-четыре альбома Yes, пытаясь понять, что же представляет собой наша музыка. И ты знаешь, на Magnification есть несколько совершенно потрясающих моментов. Что я могу сказать с уверенность, так это то, что хотя альбом и не получился таким, как я себе представлял, он определенно неплох.
- В 2002 году Алан Уайт сказал, что Yes, возможно, сделает еще один совместный проект с оркестром.
Стив Хоу: Возможно, ему казалось, что будет еще один подобный альбом, но, честно говоря, я не думаю, что кто-то из нас согласился бы на повторение того, что было с Magnification. Так что оркестровый альбом Yes пока не на повестке дня.
- Что ты думаешь о последнем альбоме Stravinsky: The Rite of Spring Part 1 твоего сына Дилана Хоу и Уилла Баттерворта?
Стив Хоу:Отличная вещь! Я слушаю его в машине. Уилл – просто фантастический пианист, и у них обоих есть потрясающая способность обращаться с такими сложными музыкальными произведениями. Этот альбом – настоящее наслаждение для слушателя.
- А каким ты видишь будущее The Steve Howe Trio?
Стив Хоу: Я обдумывал некий новый материал и пришел к выводу, что нам следует немного измениться в сторону джазовой направленности репертуара трио. У меня есть немало наработок, которыми мы могли бы воспользоваться и создать нечто новое, альбом, который выходит за ранее поставленные нами же рамки. Например, мы бы могли отчасти переместить фокус в сторону акустической гитары. Я не хочу переворачивать все в группе с ног на голову, но я хочу расширить ее возможности. Возможно, не помешает добавить немного электронного звучания. Посмотрим, как пойдет дело. Но, думаю, мы запишем что-нибудь в этом году.
- Каким было твое участие в недавнем подарочном переиздании одноименного альбома Anderson Bruford Wakeman Howe (ABWH) 1989 года?
Стив Хоу:Вышло подарочное издание альбома? Правда? Я немного разочарован, что со мной это никаким образом не обсудили, но я рад, что альбом издан. К переизданию готовится и альбом Yessongs. Также, истекла лицензия для Keys to Ascension, так что, наверное, кто-нибудь захочет перевыпустить и его. Я говорил, что его видеосопровождение просто чудовищно, на нем происходит что-то странное. Недавно я получил электронное письмо с предложением релиза какого-то материала с альбома 90125, но был вынужден ответить: «Прошу прощения, но не могу ничем помочь. На этом альбоме меня нет, и потому я не имею права голоса» [смеется]. В настоящий момент у Yes просто несчетное количество потенциальных проектов.
- А что ты сейчас думаешь об этом альбоме ABWH?
Стив Хоу:Хотя во время создания альбома не все складывалось удачно, самим проектом я очень доволен. Помню, я подумал: «О, а это интересно!». Джон пришел ко мне домой в Лондоне и сказал: «Давай сделаем это, соберем группу». Я взял с собой кассету с шестью песнями на ней, и мы вышли из дома. Позже на их основе и появилось то, что сейчас является альбомом. Некоторые эмоциональные партии альбома просто фантастические, а эти песни действительно многое для меня значат. На нем также есть пара композиций без моего участия. Руководил всем процессом именно Джон.
Единственное, что меня расстроило – это стадия сведения альбома. Я был практически в ярости и все думал: «Ну, просто прекрасно! Сведение происходит точно так, как было принято в 80-е!», что для меня означало поразительную способность этого процесса начисто стереть из музыки все чувства. Я думал: «Эй, постойте, ведь это все играет наша группа – каким-то образом это должно ощущаться в итоге!». Но нет, запись была зачищена, оцифрована и перемещена между бесконечным числом разных цифровых систем. Некоторые ее части очень острые и тяжелые. Надеюсь, что переиздание альбома смогло добавить ему недостающей теплоты.
- Как я понимаю, в целом ты был не очень доволен тем, что происходило с твоими гитарными партиями во времена ABWH и Union?
Стив Хоу:Иногда результаты монтажа были весьма удручающими. Особенно это относится к чудесной песне ABWH «Take the Water to the Mountain», которая в итоге вошла в альбом Union. Эта была такая феноменальная песня! Я и Тони Левин вложили в нее все свое мастерство, которое полностью исчезло в процессе обработки. Такие вещи случались, к сожалению. Надеюсь, что новое издание ABWH учитывает эти недостатки. Жаль, что меня не спросили, у меня ведь есть некоторые мастер-ленты. Вот, к примеру, у меня есть 28-минутная версия первой части Tales from Topographic Oceans. Можешь себе представить, чего нам стоило вместить этот материал в отведенные 22 минуты! Мы отредактировали его еще до процесса сведения. Или вот, минусовка к треку «The Revealing Science of God». Включи я ее сейчас, ты бы услышал только гитару, ударные и ведущий вокал. И так уж сложилось, что подобных вещей у меня очень много, но при переиздании Topographic Oceans 2003 года это почему-то оказалось никому неинтересным. Неизданного материала ABWH у меня тоже предостаточно. Но знаешь, сейчас так много переизданий. Yes уже достаточно сделала в этом направлении и пора бы уже остановиться, но лейблы хотят еще и еще.
- Как-то ты сказал, что хотел бы записать альбом с участием Элисон Краусс и Джерри Дугласа. Чем тебя так привлекают эти музыканты?
Стив Хоу:Я впервые встретил их около пяти лет тому назад и поделился с ними своей идеей сделать запись с их участием в Нэшвилле, выражая дань уважения и восхищения определенными музыкантами. Их ответ был: «Мы бы приняли участие в паре треков» – «Вот и чудесно!». Я не стал бы ловить их на слове, если бы они передумали, но, конечно, мне очень хотелось, чтобы все получилось. Этот проект до сих пор маячит где-то на заднем плане. Я слушаю Элисон Краусс вот уже 10 лет и считаю, что она изумительно умеет работать со своей группой Union Station. Мне очень нравится их музыка, ее акустическая природа, хотя они и используют электрогитару. Элисон обладает удивительной способностью находить нужные песни, и она прекрасная скрипачка, но главное – это ее голос. Он у нее просто потрясающий. У Элисон множество талантов и она сама полностью контролирует свою карьеру, а это не так-то просто сделать. Можно легко потеряться и оказаться не в состоянии ответить на вопрос: «Зачем я это все делаю?» [смеется]. Надеюсь, с ней такого не произойдет, и она продолжит сама творить свою музыкальную судьбу. Включить Джерри Дугласа в состав группы было также очень удачным решением, хотя все музыканты, играющие вместе с ней – настоящий профессионалы своего дела. Если бы мне удалось договориться с ними о совместной работе на одном из моих альбомов, я был бы счастлив.
- Как так вышло, что ты принял участие в создании трека «Planet Earth» с нового альбома Уильяма Шетнера Seeking Major Tom?
Стив Хоу:Отчасти это произошло благодаря моим связям с лейблом Cleopatra, выпускающим множество трибьют-альбомов. Продюсером большинства из них является Билли Шервуд. Итак, каким-то образом эти ребята вышли на меня и обратились ко мне со словами: «Мы записываем альбом и хотим, чтобы ты стал его частью». Как обычно в таких ситуациях, они показали мне длинный список остальных соучастников проекта и я подумал: «Хорошая компания, я в деле!» [смеется].
Поначалу я был очень занят на первых стадиях работы над новым альбомом Yes в Лос-Анджелесе, но им, похоже, и вправду было важно мое участие. И вот однажды во время уикенда Дня Благодарения в 2010 году мне удалось найти инженера по имени Айра Корд Рубниц и уговорить его прийти на квартиру, где я останавливался. Мы сели и за один подход сделали запись. У меня были некоторые конкретные идеи, а также приставки, производящие различные шумы, но в итоге, никакой аппаратурой мы так и не воспользовались. Я просто играл на гитаре, а Айра записывал с помощью своей мобильной установки, включающей микрофон Neve/Focusrite ISA 110, а также One Mic Pres EQ и DI. Для записи он также использовал Macbook Pro и Pro Tools, конвертеры Apogee Rosetta с Soft Limit и профессиональные наушники Beyer.
Звучание гитары получилось у нас очень приятным. Я записал два варианта: на одном я повторяю все то, что было в оригинале песни, а на другом – позволяю гитаре выйти за границы этого. Я еще не встречался с Уильямом Шетнером, это волнительное событие у меня еще впереди. Это Личность с большой буквы, настоящий актер, который одним своим видом может заставить тебя улыбаться.
- Каким образом духовность повлияла на твою музыку?
Стив Хоу:Это то, что проникает внутрь и становится частью тебя. Какое-то время я экспериментировал с различными подходами к медитации, пока в 1983 году не познакомился с трансцендентальной медитацией. Это простая методика, на которой я остановился, и ее я практикую и по сей день. Мне, так же как и множеству других людей, она очень нравится, и дело тут не в религии и не в Махавишну, а в том, чтобы соединиться с энергией Земли. Я убежден, на меня эта практика оказала крайне позитивное влияние. Раньше, до начала медитаций, я часто писал пост-психоделическую музыку в стиле «за гранью». Таким же был и Джон Андерсон. Иногда мы соединяли такую его лирику с моей простой и понятной музыкой, и в итоге снова получали некий продукт формата «за гранью». Иногда моя музыка оказывалась отмеченной как сочиненная Джоном, и наоборот. Бывало, что о моем участии вообще забывали и все были в полной уверенности, что Джон – единственный автор. Но все это было неважно, потому что так работала команда Андерсон-Хоу, так создавались такие песни как «Awaken» или «Roundabout».
Для моего четвертого сольного альбома The Grand Scheme of Things я написал пронзительную композицию под названием «At the Gates of the New World». Это сон о состоянии некой потерянности, в котором мы в тумане движемся к вратам в новый мир. Пару раз в моей жизни я видел сны подобной глубины и до сих пор боюсь, что все это сбудется. Если же нет, то я спокоен, но и слегка разочарован. Знаешь, это такой момент, когда ты можешь или получить, или потерять все разом.
Возвращаясь к песням, я не думаю, что те из них, что начинаются словами вроде: «Вот как все устроено, а ты должен делать то-то и то-то», смогут проникнуть кому-то в душу. Существуют миллионы интерпретаций слова «духовность», а также степеней, в которой каждый конкретный человек в ней нуждается. Выражаясь романтическим языком, я думаю, духовность может проникнуть в мелодию. Вместе с этим я считаю, что мои эмоции и амбиции также каким-то образом отображены в песнях. Я написал уже так много песен, что мне кажется, вопрос о том, есть ли в моей музыке глубина, должен быть адресован другим – слушателям, а не мне. И если она там есть, она достигнет публики.
Стив Хоу: В эпицентре событий, часть 1
Стив Хоу: В эпицентре событий, часть 2
Стив Хоу: В эпицентре событий, часть 3
 
© 2012 by Anil Prasad.
Данная статья переведена и опубликована с официального авторского разрешения. Воспроизведение данной статьи целиком
или частично без письменного разрешения издателя запрещается. Оригинальная версия статьи доступна на Innerviews
(http://www.innerviews.org/).
|