|
      Автор: Сергей Арзуманов       Дата публикации: 09 октября 1999 г.
"Снятием" фонограмм наверняка занимаются практически все играющие музыканты. Многие просто часами просиживают у магнитофона, пытаясь воспроизвести нота-в-ноту соло своего любимого гитариста. Однако вся беда заключается в том, что некоторые пассажи "снимаются" очень тяжело в силу объективных обстоятельств. Во-первых, это может быть недостаточная практическая и теоретическая подготовка музыканта или слаборазвитый слух. Во-вторых, многие пассажи играются с очень большой скоростью, из-за которой ухо не успевает распознать отдельные ноты. В-третьих, даже маститые гитаристы иногда играют некоторые ноты не совсем точно, "смазывая" их или просто "подразумевая" (слегка обозначая). Еще совсем недавно единственным способом замедлить темп воспроизведения был способ "дедовский" - приходилось записывать пассаж на катушечный магнитофон на скорости 19, а затем воспроизводить его на скорости 9,5 (высота тона при этом понижалась ровно на октаву). Современные цифровые технологии, пришедшие на смену аналоговой аппаратуре, позволили обращаться со звуком более вольготно - произвольно варьировать скорость воспроизведения без изменения высоты звучания и наоборот - варьировать высоту звучания без изменения скорости воспроизведения.
Японская корпорация AKAI, являющаяся одним из лидеров в разработке сэмплерных технологий, производит подобное цифровое устройство под названием RIFF-O-MATIC U40, служащее для записи музыкальных фраз и последующем проигрывании их в другом темпе и/или в другой тональности.
Конструкция
Внешне RIFF-O-MATIC U40 представляет собой небольшой, практически умещающийся на ладони легкий прямоугольный корпус. На верхней панели находятся органы управления устройством - кнопки записи и воспроизведения, индикатор уровня записи (состоящий из трех светодиодов) и кнопки режимов работы. Грамотное расположение органов управления и графический дизайн надписей делает работу с сэмплером интуитивно понятной; в руководство пользователя можно даже не заглядывать (кстати, оно составлено очень подробно и доходчиво).
На задней стенке устройства находятся разъемы для подключения всевозможных внешних устройств - LINE IN, INST.IN, LINE OUT, HEADPHONE и разъем питания (адаптер прилагается). Напряжение питания сэмплера нестандартное - 10,5 вольт, что связано, по всей видимости, с напряжением питания микросхем.
Также на задней стенке находятся два потенциометра - LINE IN LEVEL и OUTPUT LEVEL, регулирующие, соответственно, уровни входного и выходного сигналов.
Выключатель питания на устройстве отсутствует - при включении адаптера в сеть оно сразу готово к работе.
Возможности
Фразовый сэмплер RIFF-O-MATIC U40 предоставляет пользователю все основные функции, которые могут пригодиться при "снятии" какого-либо музыкального пассажа из фонограммы. Имеется возможность выбора частоты дискретизации сигнала, а соответственно, и времени записи. При 20 кГц время записи составляет 13 секунд, а при 10 кГц - 26 секунд. Следует иметь ввиду, что качество записанного сигнала сильно падает; ведь при таких частотах дискретизации верхняя граница его частотного диапазона не превышает 10 кГц (5 кГц).
Записанный сигнал может воспроизводиться только в монофоническом режиме с тремя различными скоростями: оригинальной, 2/3 от оригинальной и 1/2 от оригинальной; естественно без изменения высоты тона. Впрочем, независимо от скорости воспроизведения высоту тона также можно подстраивать в пределах 6 полутонов вверх или вниз. Также введена точная настройка (+/-50 центов) для полного соответствия тональностей инструмента и музыкального отрывка.
В процессе работы с RIFF-O-MATIC U40 имеется возможность остановки записи в любой момент времени, зацикливание любого временного промежутка записанной фразы, включение частотного фильтра (MID, LOW) для выделения того или иного участка звукового диапазона. Интересную возможность предоставляет граббер нот (NOTE GRABBER) - нажатие одноименной кнопки приводит к зациклинному воспроизведению очень короткого (в пределах нескольких сэмплов) участка звуковой дорожки. Таким образом, попавшая в этот участок нота как бы "застывает" и ее можно легко подобрать на инструменте. Многие музыканты согласятся, что при "снятии" скорострельного гитарного пассажа эта функция незаменима.
Несомненно полезная функция может реализоваться с помощью кнопки CONTINUOUS RECORD; аналогичная функция присутствует в MD-плеерах под названием "time machine". Суть ее заключается в том, что в буферной памяти устройства постоянно хранится последняя 2-секундная выборка входного сигнала. Поэтому, даже если вы пропустили начало пассажа, еще не поздно нажать кнопку записи - пассаж будет все равно записан целиком.
Для инструмента, на котором с вашей помощью происходит "подбирание" музыки, есть специальный вход - INST.IN, с которого сигнал подмешивается к записанному отрывку. При использовании наушников весь процесс происходит в практически полной тишине для окружающих!
Управление
Работа с цифровым сэмплером полностью аналогична работе с обычным магнитофоном. Источник (к примеру, CD-плеер) подключается к гнезду LINE IN и на нем воспроизводится требуемый музыкальный пассаж с одновременным включением кнопки NORMAL RECORD на RIFF-O-MATIC U40. Перед этим регулятором LINE IN LEVEL выставляется уровень записи (контроль осуществляется по трехточечному светодиодному индикатору). При желании записать достаточно длинный отрывок необходимо предварительно нажать кнопку REC TIME x2; в этом случае время записи увеличивается с 13 до 26 секунд.
Для реализации функции CONTINUOUS RECORD одноименная кнопка нажимается два раза - первый раз сэмплер переходит в данный режим, второй раз - записывает фонограмму, учитывая двухсекундный промежуток, прошедший до нажатия кнопки.
Остановка записи происходит автоматически, по истечению максимально отведенного на запись времени, или вручную - нажатием на кнопку PLAY/STOP. После этого записанный отрывок начинает автоматически воспроизводиться по кругу.
Если необходимо выделить в записанном отрывке какую-либо фразу, то это делается очень просто - в режиме PLAY в начале фразы нажимается кнопка SET LOOP/START, а в конце фразы - кнопка SET LOOP/END. После этого выделенный участок воспроизводится в зацикленном режиме. Для стирания меток начала и конца петли обе кнопки нужно нажать одновременно.
Для того, чтобы изменить характеристику воспроизведения, кнопкой SELECT выбирается требуемый параметр (скорость воспроизведения, фильтр частот, полутоновая или центовая подстройка тональности), а кнопками UP и DOWN выставляются желаемые значения параметра. К сожалению, отслеживать по светодиодным индикаторам смещение тональности (как полутоновое, так и центовое) не представляется возможным; единственная информация, которую выдает устройство - это ее положение относительно оригинальной тональности - выше, ниже или совпадает.
Функцией NOTE GRABBER пользоваться совсем легко - достаточно нажать на кнопку один раз в нужном месте пассажа, и "захваченная" нота будет воспроизводиться в зацикленном режиме. Для того, чтобы "сграбить" следующую ноту, совсем не обязательно начинать все сначала. Достаточно перемещаться по фразе вперед или назад кнопками UP и DOWN> - с каждым нажатием будет звучать следующая маленькая порция сэмплов.
При выключении устройства вся информация, записанная в него, естественно, теряется.
Заключение
Достоинства |
небольшие габариты
функциональность
подробное руководство пользователя |
Недостатки |
фиксированные скорости воспроизведения
невысокое качество звучания
отсутствие автономного питания |
Несомненно, главным плюсом RIFF-O-MATIC U40 является его назначение - помощь в учебных занятиях при анализе музыкального материала, записанного на фонограмме. Если бы устройство имело автономное питание, то ему вообще бы не было цены - появилась бы возможность вместе с плеером заниматься в любом месте - в поезде, дороге и прочих местах. Качество звучания сэмплера оставляет желать лучшего, однако эта характеристика не является доминирующей для этого типа устройств.
По-видимому, RIFF-O-MATIC U40 имеет смысл приобретать музыкантам, которые пока не обзавелись компьютером, так как современные звуковые редакторы (SoundForge, WaveLab и пр.) позволяют проделывать те же операции с качеством и возможностями на порядок выше.
Производитель |
AKAI |
Модель |
RIFF-O-MATIC U40 Variable Tempo/Constant Pitch Phrase Recorder |
Тип устройства |
фразовый сэмплер для работы с фонограммами |
Страна-изготовитель |
Китай |
Индикаторы |
светодиодные: NORMAL RECORD/CONTINUOUS RECORD; PLAY/STOP; REC LEVEL (1-3); REC TIME x2; NOTE GRABBER; таблица 7шт. (3 строки, 4 столбца) |
Память |
512 кБ |
Время записи |
13 сек. (NORMAL), 26 сек. (REC TIME x2) |
Частота дискретизации |
20 кГц (NORMAL), 10 кГц (REC TIME x2) |
Разъемы |
LINE IN, INST.IN, LINE OUT, HEADPHONE, AC Adapter |
Органы управления |
регуляторы: LINE IN LEVEL, OUTPUT LEVEL
кнопки: SELECT, UP, DOWN, NOTE GRABBER, PLAY/STOP, NORMAL RECORD, CONTINUOUS RECORD, REC TIME x2, SET LOOP: START, END |
Напряжение питания |
10.5В (адаптер прилагается) |
Вес |
200г |
Размеры |
140x110x27 мм |
Ориентировочная цена в Москве |
$190 |
Дополнительные сведения:
|