Автор: Владимир Шляков       Дата публикации: 26 мая 2005 г.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Аналоговые дилэи появились в семидесятых годах прошлого века. Они были практичней, дешевле, меньше и легче своих ленточных предшественников. Многие компании предлагали свои модели полупроводниковых (solid-state) дилэев: Boss, Electro-Harmonix, Ibanez, MXR, Roland и другие.
Звучание аналогового дилэя не такое прозрачное, как у ленточного, особенно по мере увеличения времени задержки. Деградация высоких частот весьма ощутима и увеличивается с каждым повтором, что мы обычно наблюдаем у природного эха в естественных условиях.
У большинства моделей время задержки составляло 250-300 миллисекунд максимум. Но из любого правила всегда бывают исключения. Electro-Harmonix удалось создать прибор, обеспечивающий тёплый аналоговый дилэй с временем задержки до 550 мс. У Maxon есть новая весьма дорогая модель с задержкой до 900 мс!
В 1980-е годы наступила эра цифровых эффектов. И если в цифровых дисторшн-педалях музыканты быстро разочоровались, то с дилэем было сложнее: чистота и прозрачность "цифры" подкупала. В ту пору многие старались избавиться от надоевших аналоговых друзей, продавая их или забрасывая в пыльные чуланы. И приобрести весьма серьёзный, но немодный прибор можно было за чисто символическую плату.
Слушая звуки цифровых дилэев, меня частенько не покидало чувство, что чего-то в них не хватает. Цифровые приборы словно вымывают тональные характеристики из гитарного сигнала. Всё крайне стерильно. Если вы ищете тон, то альтернативы аналоговым приборам нет. Они могут быть немного шумными, но лишь до тех пор, пока не начнётся музыка!
Но вот история совершила оборот по спирали. Сегодня среди гитаристов (и не только них) вновь появился интерес к аналоговым дилэй-эффектам. Причина кроется в естественности деградации повторов эха. Цифровые повторы слишком монотонны, скрипучи и режут ухо звукового гурмана. Maxon, Ibanez и Electro-Harmonix возобновили производство аналоговых дилэев.
КАК У ТЕБЯ С ПАМЯТЬЮ, МУЖИК?
Cерия solid-state дилэев Memory Man фирмы Electro-Harmonix, возглавляемой легендарным Майком Мэтьюсом, является, вероятно, самой почитаемой, а заодно и продаваемой. Эффект был разработан Ховардом Дэвисом, долгое время занимавшим один из ключевых постов в фирме.
Линия была запущена в производство в 1976 году. Идеей было разработать прибор эхо/задержки, который будет не только создавать эффект, похожий на ленточный, и без ленты или других механических частей, но и более дешёвый.
Первая модель имела три ручки и переключатель Boost, а время задержки регулировалось в пределах от 5 мс до 320 мс. Педаль постоянно совершенствовалась и слегка видоизменялась.
Deluxe Memory Man представляет собой пятое поколение дилэев этой серии и имеет, как ни странно, уже целых пять ручек. К повторам можно подмешивать вибрато или хорус, что весьма забавно имитирует нестабильность ленточного эха вследствии детонации (неравномерности протяжки плёнки). Универсальность прибора способствовала тому, что он мгновенно приобрёл статус легенды – его используют все, от слэпбэкеров рокабилли до текстуралистов эмбиента.
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ
Два ручных переключателя – power on/off, chorus/vibrato, один ножной – bypass (в современных версиях true bypass).
Моно-вход и два выхода: Direct Out (сигнал идентичен поступающему на вход педали) и Echo Out.
Пять ручек – level (уровень сигнала, поступающего в цепь задержки – имеет ограничение по чувствительности входа), blend (количество задержанного сигнала), feedback (уровень обратной связи), chorus/vibrato (уровень модуляции, добавляемый к задержанному сигналу).
Мне всегда больше нравилось вращать ручки, чем переключать параметры на дисплее при помощи кнопок или неудобного джог-дайла. Ведь гораздо удобней повторять найденные звучания, запоминая положения ручек управления в виде стрелок циферблата.
Ручки чувствительны к малейшим изменениям настроек, что придаёт прибору лёгкий налёт психоделической непредсказуемости. Поэтому следует помнить, что если вам сразу не понравилось звучание прибора, то это означает только лишь то, что вы с ним недостаточно долго поиграли.
Достаточно крупные ручки управления, позволяют крутить их во время выступлений при помощи ног не нагибаясь.
ПЕРЕГРУЗКА
Если вы будете использовать Electro-Harmonix Deluxe Memory Man в моно-режиме с гитарой с мощным выходным сигналом, то можете столкнуться с проблемой перегрузки в тракте педали. Это наиболее серьёзная проблема, которая подмачивает репутацию прибора – непродуманная структура чувствительности. Если вы используете его в моно, очень сложно уровнять баланс между эффектом и прямым сигналом (по крайней мере, на хамбакерах) не вызывая искажения. Инструкция говорит, что ручку LEVEL надо устанавливать так, чтобы светодиод перегрузки загорался лишь изредка – на практике это почти невозможно. Вот в стерео-режиме всё решается легко – ведь Direct Out абсолютно идентичен входному сигналу.
Кстати говоря, эта проблема появилась после внедрения true bypass на современных моделях; вероятно, что-то ещё не до конца продуманно, хоть и приемлемо. Вообщем то можно сказать, что перегруженный звук эффекта добавляет шарма аналоговости.
Некоторые используют Electro-Harmonix Deluxe Memory Man, постоянно перегружая входной каскад – постоянно светится диод перегрузки по входу. Звук получается хоть и странный, но даже перегруженный прибор звучит хорошо.
ВОЗМОЖНОСТИ
Основное предназначение Deluxe Memory Man – эффект эха, задержка звука или дилэй. Можно получить xороший эффект реверберационной бани и самогенерирующееся бесконечное эхо, - если так можно выразится, «космическое эхо». Аутентично звучащий слэп-бэк дополняет картину. 550 мс аналогового эха – не слишком-то много, но этого хватает для любой композиции, если только вы не желаете получить супердлинные повторы, как brian eno/robert fripp frippertronics.
Выносной сетевой адаптер и тонюсенький провод к нему, отсутствие возможности работать от 9-вольтовой батареи – пожалуй, самые неприятные детали reissue Deluxe Memory Man. Впрочем, с батарейкой так было всегда, а вот блок питания раньше встраивали в корпус устройства, снаружи находился только толщенный сетевой кабель.
Звучит дилэй гораздо приятней чем Boss DD-3 (нет неприятного металлического звона на минимальных значениях времени задержки), более «одухотворённо» и не так стерильно, как Boss DD-5...
Дилэй универсален и органичен, позволяет получит богатый спектр звучаний. Он как бы утолщает звук, создавая ощущение, что звуку добавили сустейна. Отлично сочетается и с гитарой и с басом, с акустическими инструментами и синтезаторами. Из множества эхо-машин он ближе всех подбирается к настоящему ленточному эхо. Дилэй без модуляции вообще звучит скучновато, по мнению многих. Некоторые эффекты пытались ухватить звучание подрагивающей магнитной ленты, но как-то безуспешно (Danelectro Reel Echo, Line 6 DL-4).
Мне по душе больше пришлось вибрато, добавляемое к задержанному сигналу. Хорус даёт скорее эффект ванной комнаты, добавляя лишь немного искристости. Это мое мнение - доподлинно известно, что есть люди, больше предпочитающие хорус. Deluxe Memory Man reissue сравним по добротности звучания с BOSS DM-2, родоначальником всех аналоговых дилеев, обладая вместе с тем своим собственным звучанием. Через Direct Out можно скоммутировать отдельную цепочку эффектов. Конечно же в мире полно других дилэев, но этот, пожалуй, наиболее универсален: chorus, vibrato, delay, little reverb, slapback, endless repeats! Возможно, у других приборов есть другие сильные черты, но ни один не сравнится с Memory Man по интенсивности звучания.
ВЫВОДЫ
Если вы хотите получить абсолютно чистый и очень долгий дилэй – цифровой прибор будет, пожалуй, лучшим выбором. Deluxe Memory Man можно смело рекомендовать любому, кто любит странные и психоделические звуки а-ля Pink Floyd или U-2. Несмотря на некоторые недостатки, Memory Man - это всё таки гитарный hi-end. После небольшого опыта работы с прибором, вы с лёгкостью начнёте узнавать его звучание на многих записях. Недешёвая игрушка, но вдохновляет. Бесспорно один из лучших аналоговых дилеев. Генерирует космическое эхо. Имеет контрольный индикатор перегрузки, который следит за тем, чтобы педаль окончательно не сошла с ума. А мы за это и любим аналоговые дилэи! Взрывающаяся обратная связь - это часть его звука, без которой он вряд ли стоил бы своих денег!
ПРИМЕРЫ ЗВУЧАНИЯ
Crybaby Riff (145 кБ)
Funky Rhythm (122 кБ)
Fuzz Echo (130 кБ)
Massive Overload (175 кБ)
Shuffle Slapback.mp3 (118 кБ)
|