Главная Форум Интернет-магазин
Реклама  |  О проекте  |  Обратная связь

 

 

 



 

Обзоры

Sound Lab Digitar - гитарный MIDI-контроллер


      Автор: Геннадий Богачев
      Источник: Музыкальное Оборудование, #6-1998
      Дата публикации: 03 мая 1999 г.

MIDI-контроллерУже который год я отслеживаю устройства, с помощью которых можно создать естественно звучащую MIDI-имитацию игры на гитаре. Ведь просто воспроизвести засемплированные или синтезированные звуки гитарных струн недостаточно, важно сделать это в соответствии со специфической техникой гитарного звукоизвлечения…

Если на клавишных инструментах изобразить гитарные переборы еще возможно, то с так называемым "чесом" просто беда… В общем, до поры до времени альтернативы не было: или вовсе обходись без гитары, или пиши ее вживую. И давайте не будем спорить на тему "настоящие инструменты - хорошо, MIDI-инструменты - плохо". Существует множество ситуаций, когда гитарные партии удобнее держать в MIDI-формате, тот же Интернет, например. Полная MIDI-аранжировка занимает в файле в среднем 30-70 Кб, тогда как одна только партия гитары, прописанная вживую, требует места на несколько порядков больше.

Как ни странно, но это понимаю не только я, но и другие. Более того, эти другие поняли это даже раньше меня. Чем еще можно объяснить, что уже довольно давно существет MIDI-гитара, а также MIDI-саксофон, MIDI-скрипка и другие MIDI-инструменты. Уж не знаю, как там чувствуют себя саксофонисты или скрипачи, но, похоже, MIDI-гитары придумывают люди, которые гитаристов, мягко говоря, недолюбливают. И поэтому работают MIDI-гитары плохо. Нет, конечно, если задумчиво и не спеша извлекать ноты, то они будут звучать выразительно. Можно даже выполнять подтяжки, вибрато и т.п. А еще можно играть на гитаре звуками скрипки, флейты и даже барабанов. Но только делать все это надо медленно, практически в полусне. Более-менее быстрая партия на MIDI-гитаре не получится: из восьми нот прозвучат пять-шесть и то без гарантии, что это будут те самые ноты. Про игру аккордами вообще молчу. Ну не любят MIDI-гитары аккордов и особенно так называемой игры "чесом" - путаются, сбиваются…

Однако, шутки в сторону. В продажу поступило новое устройство, которое позволяет создавать при помощи MIDI-инструментов гитарные ритмические партии. Выглядит это так: стоит человек и левой рукой нажимает клавиши на клавиатуре синтезатора, а правой рукой бьет этот человек по толстым коротким струнам, натянутым на небольшой прямоугольной коробочке, укрепленной у него на поясе. А из динамиков звучит фламенко, или не фламенко, а наоборот - что-нибудь в подъездной манере. Причем, очевидна связь между тем, что делает человек и тем, что звучит. И звучит все очень реалистично, между прочим.

Упомянутая коробочка на поясе называется Digitar, производится фирмой Charlie Lab, а продается в нашей стране под названием всемирного дистрибьютера продукции Charlie Lab - фирмы Sound Lab.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

К Digitar прилагается блок питания и MIDI-интерфейс DG 10. MIDI-разъемы находятся на DG 10, а с Digitar он соединяется стандартным для большинства фирменных телефонов кабелем. За $249 можно приобрести Digitar и без DG 10, в таком случае MIDI-интерфейсом и блоком питания будет служить Megabeat One - устройство воспроизведения MIDI-файлов.

Классическим является такой вариант подключения, когда Digitar располагается в MIDI-цепи между клавиатурой и звуковым модулем. То есть, сначала информация о нажатии определенных нот попадает с клавиатуры в Digitar, там с вашей помощью ноты приобретают характерную для гитары ритмическую окраску и поступают на звуковой модуль. Однако, могут существовать и другие варианты подключения. Например, такой, когда информация о нотах поступает в Digitar с одной из дорожек секвенсора. А после Digitar готовую MIDI-партию можно не только подать на звуковой модуль, но и записать в секвенсер.

Практика показала, что от последнего звена цепи, а именно звукового модуля, в большой степени зависит реалистичность гитарных партий. Мною Digitar был протестирован на трех устройствах - звуковой плате Turtle Beach Daytona, синтезаторе Kurzweil K2500 и семплере Emulator E4. В качестве компьютерного MIDI-интерфейса использовался MOTU MIDI Express, а в качестве секвенсора - Cubase 3.05 Audio XT. Гитара с Kurzweil у меня звучала значительно менее уверенно, чем с Emulator. А на карте Daytona звучало все более-менее одинаково плохо и напоминало случай игры на гитаре при частичном параличе левой руки. Кроме того, качество воспроизведения на одном и том же устройстве меняется и в зависимости от используемого пресета.

Еще на примере тестирования Digitar в полной мере проявилась недостаточная пропускная способность протокола MIDI. Если ограничиваться только информацией о нотах, то все устройства, кроме звуковой платы Daytona, ведут себя достаточно уверено. Фигаришь такие ритмы, что кажется и Paco de Lucia аккомпанировать не стыдно было бы. Но как только помимо нотных событий начинаешь передавать сообщения динамики - сразу же происходят периодические пропадания отдельных нот (это может быть проявлением ограниченности на самого протокола MIDI, а способности синтезаторов оперативно реагировать на поступающую MIDI-информацию - прим. Ред.)

УПРАВЛЕНИЕ

Кроме струн, посредством которых производится звукоизвлечение, Digitar имеет несколько кнопок, предназначенных для управления его многочисленными параметрами. Основным органом управления является кнопка Bridge - пластиковая полоска, на ребристые края которой можно нажимать. Кнопка Bridge многофункциональная - используется как для редактирования параметров, выбираемых другими кнопками (в зависимости от того, на какой край нажимаешь, значение параметра изменяется в большую или меньшую сторону), так и для включения или выключения различных функций непосредственно в процессе игры. Так, например, назначив на нее звук скольжения пальцев по струнам (если таковой имеется в вашем распоряжении), вы можете в нужное время нажимать на Bridge, создавая достоверную иллюзию смены позиций. Кнопка расположена таким образом, чтобы на нее можно было нажимать не только пальцами, но и запястьем.

MIDI-контроллер Digitar

Кнопки MIDI IN и MIDI OUT предназначены для выбора MIDI-каналов, по которым Digitar принимает и передает данные. Кнопка Sound позволяет выбрать восемь пресетов, которые будут последовательно переключаться с помощью кнопки Bridge, а также произвести некоторые дополнительные настройки. Кнопка Level предназначена для установки уровня громкости (MIDI-контроллер Volume). По умолчанию он равен 100 единицам (из 127 возможных).

Кнопками Global и Enter вы осуществляете настройку дополнительных параметров устройства. Например, можно выбрать различные способы расстановки аппликатуры, режим игры, работу динамики, настроить Digitar под правую или левую руку и т.д. Если какими-то функциями вы пользуетесь часто, то можете назначить их на кнопки Fun1 и Fun2 для оперативного вызова.

АППЛИКАТУРА

Digitar позволяет выбрать один из четырех способов расстановки аппликатуры аккордов:
Auto - способ, при котором Digitar пытается определить, в какой позиции брать каждый аккорд. Иногда это получается неплохо, а иногда похуже.
Pos 1 - при выборе этого способа Digitar всегда берет аккорды в максимально возможном низком (открытом) расположении. Этот вариант мне понравился больше всего, поскольку при нем все звучит наиболее естественно.
Pos 2 - в этом случае имитируется игра в средней зоне гитарного грифа. Тут вообще уместно заметить, что относительно гитарных семплов (да и не только гитарных) ситуация складывается следующим образом: чем выше звук, тем он неубедительнее. Происходит это, видимо, из-за того, что обычно при подготовке гитарных семплов для звуковых модулей семплируются открытые струны, а остальные ноты уже строятся от них. Соответственно и аккорды, звучащие в средней зоне гитарного грифа, хуже, на мой взгляд, аккордов, взятых в режиме Pos 1.
Pos 3 - имитируется игра в крайней, высокой части гитарного грифа. Звучит максимально неестественно, но для авангардистов просто-таки целый неосвоенный пласт звуков и возможностей.

РЕЖИМЫ ИГРЫ

Определившись со способом установки аккордов, вы можете выбрать режим игры. Возможны следующие варианты:
Rhythm - наиболее реалистичный режим. На MIDI-клавиатуре вы берете аккорд - минимум три, максимум четыре ноты, в тесном расположении (в пределах одной октавы). Digitar интерпретирует эту информацию, сообразуясь со своей таблицей аккордов (в его памяти их более 600) и на выходе вы слушите ноты аккорда, взятого в характерной гитарной аппликатуре. Недостатки тут следующие: характерная аппликатура аккорда в Digitar обычно содержит шесть нот. То есть, сколько струн, столько и звучащих нот. Но иногда характерная аппликатура содержит четыре ноты. Когда я на обычной гитаре бью не по шести, а по четырем струнам, то оставшиеся две резонируют и все равно звучат. Но когда у вас в аккордовой цепочке, в случае применения Digitar, звучат шесть струн, потом опять шесть, а потом четыре струны, то разница весьма ощутима.
All Channels - в этом режиме Digitar пытается обработать все ноты, поступающие на него с MIDI-клавиатуры. Позволю себе процитировать отрывок из руководства по эксплуатации: "Этот процесс требует 12 MIDI-каналов одновременно (с 1 по 9 и с 12 по 14). Работает правильно, только если обработанные ноты не слишком коротки и находятся в гармонии с песней". Мои ноты придти в гармонию с песней так и не смогли.
Lead - гордо сообщено, что этот режим для профессионального применения. Можно нажать на клавиатуре до шести нот. Самая высокая будет назначена на самую высокую струну, самая низкая - на самую низкую. Работает лучше, чем режим All Channels, но хуже, чем режим Rhythm. Иногда возмет, да и заткнется вдруг ни с того ни с сего.
Economy - то же самое, что и режим Lead, но максимальное число взятых нот составит не шесть, а четыре. В руководстве сказано, что этот режим предназначен для звуковых модулей, имеющих полифонию меньше 28 голосов. Работает этот режим нормально, но драйва при этом, конечно, меньше.

ДИНАМИКА

После того, как вы определились в какой зоне гитарного грифа вы хотите играть и как должны интерпретироваться аккорды, взятые на клавиатуре, необходимо разобраться с динамикой. Всего может быть четыре варианта:
Strum - динамика (velocity) зависит от силы удара по струнам. Чем импульсивнее играете, тем громче звучит.
MIDI - здесь параметры динамики определяет не Digitar, а MIDI-клавиатура. Чем сильнее надавили на клавиши, тем громче зазвучало.
Real - также, как и при выборе Strum, динамика зависит от силы от удара по струнам, однако при этом (цитирую): "моделируется динамический диапазон реальной гитары, разброс динамики (velocity) от 50 до 127". Вот это новость. Уж сколько говорили, что диапазон в 127 единиц далеко не сахар. Что увеличить бы его для многих MIDI-событий раз эдак в … Ну, чтобы соответствовали MIDI-параметры реальным диапазонам и параметрам живых инструментов. А тут все нормально. Динамика гитары определена и зафиксирована. От 50 до 127.
Off - динамика отсутствует напрочь. Как ни долби по струнам, как ни жми на клавиши, а результат один. Звучит все ровненько, с динамикой 120.

ДРУГИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Можно запрограммировать в Digitar восемь значений смены программ и оперативно менять их посредством кнопки Bridge. Например, сначала поиграть на 12-струнной акустической гитаре, а потом переключиться на 6-струнную электрогитару. Причем, помимо основного звука можно назначить дополнительный, который будет звучать при отпускании клавиш на MIDI-клавиатуре. Выглядит это следующим образом: основной инструмент - гитара, а дополнительный - звук смены гитарной позиции (характерный скрежет по струнам) или легкого удара по деке и т.п. Все это, при разумном использовании, очень оживляет партию.

Можно настроить устройство не под левую, а под правую руку. Поскольку струны у Digitar одной толщины, достаточно нацепить его на другой бок и включить нужный режим.

Еще можно транспонировать ноты, приходящие на Digitar, в пределах двух октав (минимальный шаг транспонирования равен полутону) и настроить Digitar на соответствие стандарту GM или GS. Замечу, что это далеко не полный список возможностей Digitar.

Как видите, у Digitar много параметров, которые вы можете менять как оперативно, во время игры, так и при настройке для работы с вашим оборудованием. Я долго думал, отнести это к достоинствам или недостаткам, а потом понял, что решать вам. Хотя лично мне это и не понравилось: гитару я взял и играю, синтезатор включил, выбрал пресет и играю. В Digitar не так: сначала настраиваю ритм, потом смотрю, как проходят сообщения динамики и выбираю, как быть с ними, выбираю легато, стаккато и т.д. и т.п. С другой же стороны, для клавишника Digitar - чуть ли не единственный выход достойно прописать ритмическую гитару не прибегая к услугам гитариста. Не побоюсь повториться и скажу: Digitar предназначен лишь для создания ритмических партий, соло с помощью этого устройства сыграть не получится. Зато свое предназначение он выполняет достаточно успешно и заменить его в этом практически нечем.

P.S. Ориентировочная цена устройства - $400. Послушать его звучание можно в демонстрационном midi-файле digitar.mid


При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter



Имя:
Ваше мнение:
Введите символы на картинке: