|
      Автор: Геннадий Богачев       Источник: Музыкальное Оборудование, #6-1998       Дата публикации: 03 мая 1999 г.
Уже который год я отслеживаю устройства, с помощью которых можно
создать естественно звучащую MIDI-имитацию игры на гитаре. Ведь просто
воспроизвести засемплированные или синтезированные звуки гитарных
струн недостаточно, важно сделать это в соответствии со специфической
техникой гитарного звукоизвлечения…
Если на клавишных инструментах изобразить гитарные переборы еще
возможно, то с так называемым "чесом" просто беда… В общем, до поры до
времени альтернативы не было: или вовсе обходись без гитары, или пиши
ее вживую. И давайте не будем спорить на тему "настоящие инструменты -
хорошо, MIDI-инструменты - плохо". Существует множество ситуаций,
когда гитарные партии удобнее держать в MIDI-формате, тот же Интернет,
например. Полная MIDI-аранжировка занимает в файле в среднем 30-70 Кб,
тогда как одна только партия гитары, прописанная вживую, требует места
на несколько порядков больше.
Как ни странно, но это понимаю не только я, но и другие. Более
того, эти другие поняли это даже раньше меня. Чем еще можно объяснить,
что уже довольно давно существет MIDI-гитара, а также MIDI-саксофон,
MIDI-скрипка и другие MIDI-инструменты. Уж не знаю, как там чувствуют
себя саксофонисты или скрипачи, но, похоже, MIDI-гитары придумывают
люди, которые гитаристов, мягко говоря, недолюбливают. И поэтому
работают MIDI-гитары плохо. Нет, конечно, если задумчиво и не спеша
извлекать ноты, то они будут звучать выразительно. Можно даже
выполнять подтяжки, вибрато и т.п. А еще можно играть на гитаре
звуками скрипки, флейты и даже барабанов. Но только делать все это
надо медленно, практически в полусне. Более-менее быстрая партия на
MIDI-гитаре не получится: из восьми нот прозвучат пять-шесть и то без
гарантии, что это будут те самые ноты. Про игру аккордами вообще
молчу. Ну не любят MIDI-гитары аккордов и особенно так называемой
игры "чесом" - путаются, сбиваются…
Однако, шутки в сторону. В продажу поступило новое устройство,
которое позволяет создавать при помощи MIDI-инструментов гитарные
ритмические партии. Выглядит это так: стоит человек и левой рукой
нажимает клавиши на клавиатуре синтезатора, а правой рукой бьет этот
человек по толстым коротким струнам, натянутым на небольшой
прямоугольной коробочке, укрепленной у него на поясе. А из динамиков
звучит фламенко, или не фламенко, а наоборот - что-нибудь в
подъездной манере. Причем, очевидна связь между тем, что делает
человек и тем, что звучит. И звучит все очень реалистично, между
прочим.
Упомянутая коробочка на поясе называется Digitar, производится
фирмой Charlie Lab, а продается в нашей стране под названием
всемирного дистрибьютера продукции Charlie Lab - фирмы Sound Lab.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
К Digitar прилагается блок питания и MIDI-интерфейс DG 10.
MIDI-разъемы находятся на DG 10, а с Digitar он соединяется
стандартным для большинства фирменных телефонов кабелем. За $249 можно
приобрести Digitar и без DG 10, в таком случае MIDI-интерфейсом и
блоком питания будет служить Megabeat One - устройство воспроизведения
MIDI-файлов.
Классическим является такой вариант подключения, когда Digitar
располагается в MIDI-цепи между клавиатурой и звуковым модулем. То
есть, сначала информация о нажатии определенных нот попадает с
клавиатуры в Digitar, там с вашей помощью ноты приобретают
характерную для гитары ритмическую окраску и поступают на звуковой
модуль. Однако, могут существовать и другие варианты подключения.
Например, такой, когда информация о нотах поступает в Digitar с одной
из дорожек секвенсора. А после Digitar готовую MIDI-партию можно не
только подать на звуковой модуль, но и записать в секвенсер.
Практика показала, что от последнего звена цепи, а именно
звукового модуля, в большой степени зависит реалистичность гитарных
партий. Мною Digitar был протестирован на трех устройствах - звуковой
плате Turtle Beach Daytona, синтезаторе Kurzweil K2500 и семплере
Emulator E4. В качестве компьютерного MIDI-интерфейса использовался
MOTU MIDI Express, а в качестве секвенсора - Cubase 3.05 Audio XT.
Гитара с Kurzweil у меня звучала значительно менее уверенно, чем с
Emulator. А на карте Daytona звучало все более-менее одинаково плохо
и напоминало случай игры на гитаре при частичном параличе левой руки.
Кроме того, качество воспроизведения на одном и том же устройстве
меняется и в зависимости от используемого пресета.
Еще на примере тестирования Digitar в полной мере проявилась
недостаточная пропускная способность протокола MIDI. Если
ограничиваться только информацией о нотах, то все устройства, кроме
звуковой платы Daytona, ведут себя достаточно уверено. Фигаришь такие
ритмы, что кажется и Paco de Lucia аккомпанировать не стыдно было бы.
Но как только помимо нотных событий начинаешь передавать сообщения
динамики - сразу же происходят периодические пропадания отдельных
нот (это может быть проявлением ограниченности на самого протокола
MIDI, а способности синтезаторов оперативно реагировать на
поступающую MIDI-информацию - прим. Ред.)
УПРАВЛЕНИЕ
Кроме струн, посредством которых производится звукоизвлечение,
Digitar имеет несколько кнопок, предназначенных для управления его
многочисленными параметрами. Основным органом управления является
кнопка Bridge - пластиковая полоска, на ребристые края которой можно
нажимать. Кнопка Bridge многофункциональная - используется как для
редактирования параметров, выбираемых другими кнопками (в зависимости
от того, на какой край нажимаешь, значение параметра изменяется в
большую или меньшую сторону), так и для включения или выключения
различных функций непосредственно в процессе игры. Так, например,
назначив на нее звук скольжения пальцев по струнам (если таковой
имеется в вашем распоряжении), вы можете в нужное время нажимать на
Bridge, создавая достоверную иллюзию смены позиций. Кнопка
расположена таким образом, чтобы на нее можно было нажимать не только
пальцами, но и запястьем.
Кнопки MIDI IN и MIDI OUT предназначены для выбора MIDI-каналов, по
которым Digitar принимает и передает данные. Кнопка Sound позволяет
выбрать восемь пресетов, которые будут последовательно переключаться с
помощью кнопки Bridge, а также произвести некоторые дополнительные
настройки. Кнопка Level предназначена для установки уровня громкости
(MIDI-контроллер Volume). По умолчанию он равен 100 единицам (из 127
возможных).
Кнопками Global и Enter вы осуществляете настройку дополнительных
параметров устройства. Например, можно выбрать различные способы
расстановки аппликатуры, режим игры, работу динамики, настроить
Digitar под правую или левую руку и т.д. Если какими-то функциями вы
пользуетесь часто, то можете назначить их на кнопки Fun1 и Fun2 для
оперативного вызова.
АППЛИКАТУРА
Digitar позволяет выбрать один из четырех способов расстановки
аппликатуры аккордов:
Auto - способ, при котором Digitar пытается определить, в какой
позиции брать каждый аккорд. Иногда это получается неплохо, а иногда
похуже.
Pos 1 - при выборе этого способа Digitar всегда берет аккорды в
максимально возможном низком (открытом) расположении. Этот вариант мне
понравился больше всего, поскольку при нем все звучит наиболее
естественно.
Pos 2 - в этом случае имитируется игра в средней зоне гитарного
грифа. Тут вообще уместно заметить, что относительно гитарных семплов
(да и не только гитарных) ситуация складывается следующим образом:
чем выше звук, тем он неубедительнее. Происходит это, видимо, из-за
того, что обычно при подготовке гитарных семплов для звуковых модулей
семплируются открытые струны, а остальные ноты уже строятся от них.
Соответственно и аккорды, звучащие в средней зоне гитарного грифа,
хуже, на мой взгляд, аккордов, взятых в режиме Pos 1.
Pos 3 - имитируется игра в крайней, высокой части гитарного
грифа. Звучит максимально неестественно, но для авангардистов
просто-таки целый неосвоенный пласт звуков и возможностей.
РЕЖИМЫ ИГРЫ
Определившись со способом установки аккордов, вы можете выбрать
режим игры. Возможны следующие варианты:
Rhythm - наиболее реалистичный режим. На MIDI-клавиатуре вы
берете аккорд - минимум три, максимум четыре ноты, в тесном
расположении (в пределах одной октавы). Digitar интерпретирует эту
информацию, сообразуясь со своей таблицей аккордов (в его памяти их
более 600) и на выходе вы слушите ноты аккорда, взятого в характерной
гитарной аппликатуре. Недостатки тут следующие: характерная
аппликатура аккорда в Digitar обычно содержит шесть нот. То есть,
сколько струн, столько и звучащих нот. Но иногда характерная
аппликатура содержит четыре ноты. Когда я на обычной гитаре бью не по
шести, а по четырем струнам, то оставшиеся две резонируют и все равно
звучат. Но когда у вас в аккордовой цепочке, в случае применения
Digitar, звучат шесть струн, потом опять шесть, а потом четыре
струны, то разница весьма ощутима.
All Channels - в этом режиме Digitar пытается обработать все
ноты, поступающие на него с MIDI-клавиатуры. Позволю себе
процитировать отрывок из руководства по эксплуатации: "Этот процесс
требует 12 MIDI-каналов одновременно (с 1 по 9 и с 12 по 14).
Работает правильно, только если обработанные ноты не слишком коротки
и находятся в гармонии с песней". Мои ноты придти в гармонию с песней
так и не смогли.
Lead - гордо сообщено, что этот режим для профессионального
применения. Можно нажать на клавиатуре до шести нот. Самая высокая
будет назначена на самую высокую струну, самая низкая - на самую
низкую. Работает лучше, чем режим All Channels, но хуже, чем режим
Rhythm. Иногда возмет, да и заткнется вдруг ни с того ни с сего.
Economy - то же самое, что и режим Lead, но максимальное число
взятых нот составит не шесть, а четыре. В руководстве сказано, что
этот режим предназначен для звуковых модулей, имеющих полифонию меньше
28 голосов. Работает этот режим нормально, но драйва при этом,
конечно, меньше.
ДИНАМИКА
После того, как вы определились в какой зоне гитарного грифа вы
хотите играть и как должны интерпретироваться аккорды, взятые на
клавиатуре, необходимо разобраться с динамикой. Всего может быть
четыре варианта:
Strum - динамика (velocity) зависит от силы удара по струнам.
Чем импульсивнее играете, тем громче звучит.
MIDI - здесь параметры динамики определяет не Digitar, а
MIDI-клавиатура. Чем сильнее надавили на клавиши, тем громче
зазвучало.
Real - также, как и при выборе Strum, динамика зависит от силы
от удара по струнам, однако при этом (цитирую): "моделируется
динамический диапазон реальной гитары, разброс динамики (velocity) от
50 до 127". Вот это новость. Уж сколько говорили, что диапазон в 127
единиц далеко не сахар. Что увеличить бы его для многих MIDI-событий
раз эдак в … Ну, чтобы соответствовали MIDI-параметры реальным
диапазонам и параметрам живых инструментов. А тут все нормально.
Динамика гитары определена и зафиксирована. От 50 до 127.
Off - динамика отсутствует напрочь. Как ни долби по струнам,
как ни жми на клавиши, а результат один. Звучит все ровненько, с
динамикой 120.
ДРУГИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Можно запрограммировать в Digitar восемь значений смены программ и
оперативно менять их посредством кнопки Bridge. Например, сначала
поиграть на 12-струнной акустической гитаре, а потом переключиться на
6-струнную электрогитару. Причем, помимо основного звука можно
назначить дополнительный, который будет звучать при отпускании клавиш
на MIDI-клавиатуре. Выглядит это следующим образом: основной
инструмент - гитара, а дополнительный - звук смены гитарной позиции
(характерный скрежет по струнам) или легкого удара по деке и т.п. Все
это, при разумном использовании, очень оживляет партию.
Можно настроить устройство не под левую, а под правую руку.
Поскольку струны у Digitar одной толщины, достаточно нацепить его на
другой бок и включить нужный режим.
Еще можно транспонировать ноты, приходящие на Digitar, в пределах
двух октав (минимальный шаг транспонирования равен полутону) и
настроить Digitar на соответствие стандарту GM или GS. Замечу, что
это далеко не полный список возможностей Digitar.
Как видите, у Digitar много параметров, которые вы можете менять
как оперативно, во время игры, так и при настройке для работы с вашим
оборудованием. Я долго думал, отнести это к достоинствам или
недостаткам, а потом понял, что решать вам. Хотя лично мне это и не
понравилось: гитару я взял и играю, синтезатор включил, выбрал пресет
и играю. В Digitar не так: сначала настраиваю ритм, потом смотрю, как
проходят сообщения динамики и выбираю, как быть с ними, выбираю
легато, стаккато и т.д. и т.п. С другой же стороны, для клавишника
Digitar - чуть ли не единственный выход достойно прописать
ритмическую гитару не прибегая к услугам гитариста. Не побоюсь
повториться и скажу: Digitar предназначен лишь для создания
ритмических партий, соло с помощью этого устройства сыграть не
получится. Зато свое предназначение он выполняет достаточно успешно и
заменить его в этом практически нечем.
P.S. Ориентировочная цена устройства - $400. Послушать его звучание можно в демонстрационном midi-файле digitar.mid
|