Автор: Иван Белецкий       Дата публикации: 06 июля 2009 г.
На этот раз объектом для исследования послужила педаль VT-1 Vibratrem, относящаяся к серии напольных эффектов фирмы Marshall.
Устройство призвано (как явствует из названия) производить эффекты тремоло и вибрато.
КОНСТРУКЦИЯ
Дизайн в целом не отличается от других педалей этой серии, отличия носят только функциональный, а не эстетический характер (то есть, связанный с предназначением прибора).
Решение объединить тремоло и вибрато в одной педали представляется логичным. Действительно – эти эффекты сходны по принципу действия (тремоло базируется на амплитудной модуляции, а вибрато – на частотной); кроме того, они находят применение в схожих направлениях музыки. В каких? В первую очередь – в проектах, стилизованных под 60-70е годы – психоделика, серф и т.д. Кроме того, подобные эффекты актуальны и в современной музыке (например, в трип-хопе и его производных). Отметим, что использование амплитудной и частотной модуляции вовсе не является прерогативой гитарных приборов, но это уже выходит за рамки данной статьи.
Управление прибором осуществляется с помощью трех регуляторов, общих для обоих режимов – speed (частота колебаний), depth (глубина эффекта) и shape (форма волны, которая может плавно изменяться от треугольной до прямоугольной). Выбор режима осуществляется переключателем mode. Включение/выключение эффекта производится стандартной для маршалловских педалей кнопкой. Допускается работа в стереорежиме, для чего помимо выхода Out (используемого в монорежиме) имеется и выход Out2.
В ходе внешнего осмотра выявились некоторые недостатки сборки. В частности, ручки управления расположены не слишком ровно, что вызывает воспоминания о педали BluesBreaker 2, у которой за полгода эксплуатации одна из них отвалилась. Видимо, подобного рода мелкие, но неприятные недочеты присущи всей данной линейке педалей.
VT1 питается как от 9-вольтовой батарейки типа «Крона», так и от внешнего источника питания (9V).
Байпасс – пассивный, что характерно для эффектов фирмы Marshall.
ЗВУЧАНИЕ
Режим «тремоло» звучит весьма впечатляюще. Возможности глубокой регулировки позволяют как сделать звук более упругим и «летящим» (на минимальных настойках), так и добиться синтезаторного звучания. Но наиболее используемыми являются все же средние положения регуляторов, в которых педаль звучит мягко (хотя можно бы и помягче) и естественно, придавая звуку гипнотичность, делающую притягательными простые аккорды. Также можно долго экспериментировать с изменением параметров «в реальном времени» - то есть взять аккорд и заняться кручением ручек speed, depth и shape. Впрочем – это мои (как давнего любителя подобных эффектов) личные впечатления; при неумелом и неуместном использовании эффекты, строящиеся на осцилляции (да и любые другие) разве что раздражают.
В режиме «тремоло» заметна некоторая окраска звука – чуть поднимаются верхние частоты. В целом звучание, конечно, несколько уступает встроенным аналогичным эффектам из ламповых усилителей Fender или, допустим, Yorkville Traynor, но, как кажется, превосходит педаль Boss TR2 или, допустим, отечественную SMB. Впрочем, возможности для очного сравнения не представилось.
Небольшое замечание – помимо полезного сигнала, воздействию модуляции подлежит так же и шум, что особенно заметно в паузах. Посему предъявляются особые требования к качеству тракта до педали. Разумеется, в случае использования эффекта с дисторшеном эта проблема проявляется еще сильнее.
Режим «вибрато» также весьма любопытен. Он позволяет как в первом приближении имитировать работу рычагом стратоподобной машинки, так и добиваться хорусоподобного звучания (характерного для экстремальных настроек хоруса). При положении регуляторов «вправо» получается detune (эффект расстройки) и, как и в случае с тремоло – синтезаторное, неестественное звучание (это вовсе не недостаток, неестественность в данном случае может быть уместной, логичной и вполне применимой).
Следует отметить, что этот режим также окрашивает звук. Окраску нельзя назвать неприятной, но она все же есть. С другой стороны, она придает звуку характерную «винтажность» - чего, судя по описанию прибора и добивались разработчики.
Диапазон настроек вибрато, как и в случае с тремоло, весьма широк.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заканчивая обзор, можно сказать, что педаль VT1 Vibratrem оставила очень хорошее впечатление, в первую очередь – комфортным звуком; пусть применимым далеко не везде, но весьма характерным и незаменимым в некоторых стилях музыки.
В нише недорогих напольных эффектов подобной направленности VT1 выглядит фаворитом. Он явно не уступает конкурентам в звучании, и, вдобавок, имеет два режима работы.
Достоинства:
- Качественное звучание;
- Два режима работы;
- Большой диапазон регулировок;
- Прочный корпус.
Недостатки:
- Возможные проблемы, связанные с хрупкостью органов управления.
ЗВУКОВЫЕ ПРИМЕРЫ
1, 2 – тремоло
3, 4 – вибрато
P.S. При записи примеров использовалась следующая цепочка – гитара Godin SD - Marshall Vibratrem VT-1 - ламповый 15 вт комбоусилитель - микрофон «Октава» МК220 - предусилитель ART Tube MP - звуковая карта M-Audio Delta 66.
 
Дополнительные сведения:
|