Главная Форум Интернет-магазин
Реклама  |  О проекте  |  Обратная связь

 

 



 
Звукозапись

Две гитары под окном


      Автор: Юрий Петелин, Роман Петелин
      Источник: Petelin.ru
      Дата публикации: 21 ноября 2004 г.

Вы не гитарист? Пальцы левой руки никак не хотят "растопыриться" по грифу, чтобы дотянуться до нужных ладов, а правая рука вместо кружевного перебора извлекает бессмысленный звон пополам с грохотом? И все же вам очень хочется использовать в своих электронных композициях гитарные партии? Тогда знакомьтесь: семейство VST-плагинов Virtual Guitarist.

Для записи реальных музыкальных инструментов, в том числе и гитары, требуется хорошо оборудованная и достаточно "тихая" студия. Время в подобных студиях стоит недешево. Приличные инструменты тоже дороги. Не так просто найти и хорошего исполнителя. Да и согласится ли он с вашей интерпретацией партии, сумеет ли сыграть ее так, как задумано? При работе с VST-плагинами семейства Virtual Guitarist все эти проблемы отпадают сами собой:

  • студия не понадобится;
  • не требуется времени на настройку инструментов и репетиции;
  • аккорды "берутся" идеально чисто;
  • можно работать одновременно с несколькими "гитаристами";
  • вы единолично и полностью контролируете выбор типа гитары и звука, сами определяете стиль игры;
  • в любой момент работы возможно внесение изменений.

Но и это еще не все. Современные музыканты постоянно испытывают потребность в инструментарии, способном ускорить процесс аранжировки, автоматизировать рутинные операции, отнимающие много времени. Как следствие, появились различные программы-аранжировщики. К числу наиболее серьезных и постоянно развивающихся программ подобного назначения относится, например, Band-in-a-Box. Как и в MIDI-плагине Rhythm'n'Chords Pro (см. "Магия ПК" №2/2001) в этой и других программах-аранжировщиках партии формируются на уровне последовательностей MIDI-сообщений: в файлах стилей хранится информация о временах включения/выключения нот и изменении параметров, определяющих нюансы работы синтезатора. А вот сам синтезатор не является неотъемлемой частью таких программ. Поэтому достоверность имитации игры того или иного инструмента зависит не только от качества алгоритмов управления синтезом, заложенных в аранжировщик, но и от того, насколько удачный у вас синтезатор.

В последнее время появились виртуальные синтезаторы, в которых звучание моделируемых (или сэмплированных) инструментов обладает выраженным сходством с реальными прообразами. Примерами могут служить виртуальные инструменты Super Quartet и Orchestral фирмы Edirol, виртуальное фортепиано The Grand фирмы Steinberg (см. книгу "Профессиональные плагины для SONAR и Cubase"). Но моделировать гитару очень сложно. Дело в том, что ее звучание зависит от многих факторов, и прежде всего - от качества самого инструмента и от приемов исполнения. В банках звуков инструментов вы найдете множество гитар: акустические гитары с металлическими и нейлоновыми струнами, 12-струнную гитару, джазовую, приглушенную и перегруженную электрогитары... Но, как правило, сэмплированный звук во время записи извлекался неким "среднестатистическим" ударом по одной струне. Поэтому и звучание синтезированной гитарной партии будет "среднестатистическим".

Разработчики синтезаторов и плагинов могут идти по пути увеличения объема сэмплов. Например, можно взять высококачественный инструмент и засэмплировать звучание отдельных нот для всех струн и ладов, используя различные приемы игры. С прекрасно звучащей виртуальной гитарой (VST-плагином RealGuitar), основанной на такой идее, мы познакомим вас в следующем номере журнала. Для моделирования соло-гитары другой способ придумать трудно.

Анатомия виртуального гитариста

В том случае, когда моделируется исключительно ритм-гитара, существует еще один вариант решения проблемы (тоже весьма трудоемкий и требующий памяти большого объема). Можно вместо звучания отдельных нот сэмплировать аккорды и даже целые музыкальные фразы. Именно на таком подходе базируются VST-инструменты Virtual Guitarist и Virtual Guitarist Electric Edition. Заметим, что это два самостоятельных (хотя и во многом схожих) инструмента. Точнее говоря, можно полагать, что инструментов не два, а больше. Сосчитаем.

Virtual Guitarist - это два VST-инструмента: акустическая гитара Virtual Acoustic Guitar и электрогитара Virtual Electric Guitar. Они по отдельности доступны в списке VST-инструментов программы-хоста.

А Virtual Guitarist Electric Edition - это VST-инструмент, интегрированный с VST-плагином (набором эффектов). В списке VST-инструментов вы найдете Virtual Guitarist Electric Edition, а в списке плагинов - VG Electric FX. Это означает, что данные эффекты можно использовать не только в составе Virtual Guitarist Electric Edition, но и отдельно как самостоятельный VST-плагин.

Важно также, что Virtual Acoustic Guitar, Virtual Electric Guitar и Virtual Guitarist Electric Edition оснащены неповторяющимися наборами стилей гитарного аккомпанемента. Программы являются совместными разработками фирм Steinberg и Wizoo. Говоря о принципах работы этих инструментов, будем для простоты именовать любой из них Virtual Guitarist.

По существу Virtual Guitarist представляет собой сочетание плеера сэмплов и распознавателя аккордов. Звуки, которые вы слышите в исполнении Virtual Guitarist, не синтезированы, а записаны в студийных условиях. И отдельные ноты, и аккорды, и риффы (короткие музыкальные фразы) - все предварительно исполнено настоящими гитаристами (без преувеличения можно даже написать "Настоящими Гитаристами") на очень хороших инструментах лучших фирм.

В традиционных сэмплерах записывается звучание отдельных опорных нот (две-четыре ноты на октаву), а все остальные ноты звукоряда получаются путем синтеза с использованием математических методов транспонирования. При этом тембр звучания синтезированных нот пусть немного, но отличается от тембра звучания нот исходных. Создание Virtual Guitarist пришлось на время, когда компьютерная память значительно подешевела. Сейчас уже нет особой необходимости ее экономить. Поэтому разработчики во имя достижения высокого качество звука решили проблему транспонирования тривиально: записали все возможные варианты. Это означает, что среди сэмплов одного и того же риффа имеются реализации, в которых с шагом в полутон обыгрывается каждый мажорный аккорд в пределах октавы (C, С#, D,..., всего 12 вариантов), каждый минорный аккорд (Cm, C#m, Dm,...), каждый септаккорд (C7, C#7, D7,...) и т. д. Подсистема распознавания аккорда плагина получает сообщения с MIDI-трека секвенсора или с MIDI-клавиатуры, и дает указание осциллятору-плееру о том, аккордом какого типа и построенного от какой тоники, следует обыграть рифф. Плеер воспроизводит необходимый вариант сэмпла. Никакого синтеза пока нет. Элементы синтеза появляются в том случае, когда темп композиции отличается от темпа записанного риффа. Программа автоматически "раздвигает" или "сближает" во времени характерные фрагменты сэмплов (отдельные удары по струнам), а места склеек обрабатывает таким образом, чтобы они были незаметны на слух. Синтез присутствует также в случае обработки сигнала эффектами, имеющимися в составе Virtual Guitarist.

Итак, в комплекте с инструментом поставляются сэмплы, позволяющие сыграть ритмический фрагмент риффа (или, как чаще говорят, паттерна - части партии аккомпанемента, в данном случае гитарного) в любой тональности. Иными словами с программой поставляется набор стилей. В терминах Virtual Guitarist стиль именуется как "Player" - исполнитель. У пользователя имеется возможность воздействовать на параметры воспроизведения стиля, например: вносить небольшие отклонения от ритма, задавать случайное изменение громкости ударов, корректировать тембр, регулировать ширину стереобазы и т. д.

Virtual Acoustic Guitar и Virtual Electric Guitar в общей сложности позволяют использовать в аранжировке 27 стилей (14 + 13), а Virtual Guitarist Electric Edition - 29 стилей. Получается, что ваш штат виртуальных гитаристов может состоять из 46 исполнителей, играющих в разных музыкальных стилях на разных моделях гитар.

Стиль включает в себя 8 вариантов (подстилей) ритмических паттернов, каждый из которых в программе именуется партией (Part). Кроме того, предусмотрен альтернативный вариант звучания паттерна (Fill - вставка, проигрыш).

Плагины Virtual Guitarist и Virtual Guitarist Electric Edition предназначены для работы с программами-хостами, поддерживающими протокол VST 2.0. Наиболее известными из них являются Steinberg Cubase SX и Emagic Logic Audio. Однако имеются сведения о том, что при разработке плагинов использованы недокументированные возможности Cubase SX, поэтому с другими программами-хостами не исключена их некорректная работа. По этой же причине нет гарантии полной совместимости данных плагинов и с Cakewalk SONAR при работе через VST- адаптер. Итак, наиболее предпочтительно использование Virtual Guitarist и Virtual Guitarist Electric Edition с виртуальной студией Steinberg Cubase SX. О том, как это делается, подробно написано в наших книгах, например, в книге "Cubase SX 2. Секреты мастерства".

Напомним, что рассматриваемые плагины основаны не на синтезе, а на воспроизведении записанного аудиосигнала. Из этого следуют специфические требования к компьютеру. Он не обязательно должен обладать высоким быстродействием (достаточно процессора с тактовой частотой 400 МГц), так как вычисления, выполняемые в ходе воспроизведения, несравнимо проще вычислений, сопровождающих синтез сигнала с заданными свойствами. Зато оперативной памяти необходимо минимум 256 Мбайт (рекомендовано 512 Мбайт), потому что именно в нее загружается с диска и затем из нее воспроизводится стиль, состоящий из сотен сэмплов (трудно даже сосчитать подстили, обыгрывающие все предусмотренные в плагине аккорды).

Разобравшись в анатомии обоих плагинов, научимся различать их лица.

Сорок шесть гитаристов

В первую очередь необходимо выбрать, какая из виртуальных гитар, составляющих плагин Virtual Guitarist, будет использоваться в композиции - акустическая или электрогитара (хотя заменить одну гитару на другую можно в любой момент работы над записью). Можно использовать несколько гитар для одной композиции одновременно. Например, звучать могут две акустические гитары с разной фразировкой, и к этому вы можете добавить в отдельных местах риффы электрогитары.

Запустим для начала Virtual Acoustic Guitar. По умолчанию не загружен ни один стиль. Щелчком на поле в верхней части окна плагина откройте меню и выберите в нем стиль, например, Arpeggio. Начнется процесс загрузки стиля с винчестера в плагин (точнее говоря, в оперативную память компьютера). Роль прогресс-индикатора выполняет символическое изображение гитары, которое будет постепенно "наливаться" данными, содержащими информацию о стиле.


Окно Virtual Acoustic Guitar

О завершении процесса загрузки стиля свидетельствует появление изображения относительно небольшой гитары на фоне отверстия в кузове "главной" гитары окна. Для записи сэмплов разработчиками плагина было использовано несколько различных гитар. Изображение выбранной вами гитары и появляется в окне. Одновременно в поле Part возникнет название партии (в данном случае 1. Arpeggio). Виртуальный акустический гитарист готов к "выступлению".

Электрическая и акустическая гитары в Virtual Guitarist различаются набором функций, а также "исполнителями" (гитарными стилями). Акустический инструмент предлагает выбор из нескольких акустических стилей, электрическая гитара - набор из стилей с эффектом дисторшн и без него.


Окно Virtual Electric Guitar

Часть элементов управления параметрами звучания находится непосредственно на "корпусе гитары" - на вкладке Play окна плагина, часть - на панели виртуального комбо-усилителя (конструктивно объединенного с акустической системой), к которому гитара как бы подключена (на вкладке Setup).

Переход от одной вкладки к другой осуществляется щелчком на одном из "разъемов" - Play или Setup. Вкладка Setup абсолютно одинакова и для электрической, и для акустической гитар.


Вкладка Setupr

Так как же заставить виртуального гитариста играть то, что вам хочется? Сначала нужно подготовить его: подключить к MIDI-треку, открыть, загрузить стиль, затем настроить всевозможные параметры (подробнее читайте в нашей новой книге "Музыкальный компьютер для гитариста").

После этого только остается последовательно указывать программе на очередной аккорд, который она должна сыграть. Вы можете набирать аккорд на MIDI-клавиатуре или задавать нужные аккорды в виде MIDI-сообщений посредством MIDI-редакторов, имеющихся в Cubase SX. Плагин способен распознавать аккорды. Некоторые аккорды (минорные и мажорные) он распознает по трем нотам, а аккорды остальных типов - лишь по четырем нотам.

В большинстве случаев порядок нот в аккорде может быть произвольным. Тем не менее, существует ряд аккордов, где тоника должна быть самой нижней нотой в аккорде. В противном случае плагин интерпретирует взятый аккорд как аккорд другого типа, который, хотя и может выглядеть идентично на клавиатуре, но на гитаре звучит совсем по-другому.

Аккорды некоторых типов можно задавать методом "одной клавиши" (на самом деле используя от одной до трех клавиш), а не набирать целиком на клавиатуре. Это аккорды мажорный, минорный, доминантсептаккорд и малый минорный септаккорд. Подобный подход реализован во многих "самоиграйках" (синтезаторах с функцией автоаккомпанемента). Например, вы нажимаете одну клавишу, и программа воспроизводит соответствующий мажорный аккорд. Нажимая дополнительно другие клавиши, вы получаете вариации этого аккорда. На дисплее, расположенном в правом верхнем углу окна плагина, отображается текущий (звучащий или взятый) аккорд. Дисплей служит для проверки правильности распознавания аккорда системой.

Вы можете выбрать, какой объем аккордов использовать. Программа предлагает три набора (сета). Самый полный набор аккордов представлен в сете XXL (в зависимости от стиля до 14 типов аккордов в каждой тональности), в сете MID содержатся только 9 важнейших типов аккордов, и, наконец, сет ECO состоит из 5 основных типов аккордов. Возможность ограничения числа типов аккордов позволяет экономить память. Если вы задали аккорд, который не содержится в текущем наборе аккордов, или аккорд, неизвестный программе, он будет автоматически заменен на наиболее близкий, который и будет указан на дисплее. Когда в одной записи используются несколько гитар, для каждой из них можно настроить свой сет аккордов.

Большинством функций программы можно управлять в реальном времени с помощью MIDI-сообщений.

Плагин можно настроить на любой MIDI-канал по вашему выбору. Все каналы равноценны, за исключением канала №16. На шестнадцатом канале плагин ведет себя иначе: при управлении по этому каналу удары, из которых состоят гитарные партии, доступны по отдельности. При переключении на канал №16 клавиатура автоматически делится на две части. Часть слева от С4 (До четвертой октавы, или MIDI-нота №72) служит для того, чтобы задавать аккорды. Клавиши октав С4-С6 служат для воспроизведения отдельных ударов, из которых состоит партия стиля. Такая дополнительная функция позволяет вам составлять собственные гитарные партии, комбинируя удары по своему усмотрению, используя возможности программы и эффекты. Это, однако, требует определенного навыка и будет непросто для новичков. Подобная игра на MIDI-клавиатуре в реальном времени не стоит того, чтобы тратить время на обучение. Другое дело, если вы записываете последовательность аккордов и ударов на MIDI-трек секвенсора Cubase SX.

Ящик с "примочками"

После того как вы познакомились с Virtual Guitarist, можно переходить и к более сложному VST-плагину - Virtual Guitarist Electric Edition. Плагины основаны на одном и том же принципе. Оба по сути представляют собой "навороченные" плееры, позволяющие в определенном порядке воспроизводить сэмплы, заранее подготовленные разработчиками. Вот только вместо привычного плей-листа - последовательность MIDI-сообщений, определяющих тонику и тип очередного исполняемого аккорда.

Может показаться, что программы - близнецы. Но это только на первый взгляд. VST-плагин Virtual Guitarist Electric Edition, хотя и похож на плагин Virtual Guitarist, не заменяет его. Существенное отличие прежде всего в том, что Virtual Guitarist Electric Edition обладает собственным набором стилей, причем стили здесь даже в большей степени "электрические", чем в Virtual Electric Guitar. Кроме того, в Virtual Guitarist Electric Edition предусмотрено множество разнообразных эффектов, традиционно входящих в арсенал современного гитариста.

Внешне Virtual Guitarist Electric Edition оличается тем, что в окне плагина имеется не две, а три вкладки: знакомые Play, Setup и новая FX. Если щелкнуть на изображении разъема FX, откроется вкладка с панелями управления эффектами.


Вкладка эффектов окна Virtual Guitarist Electric Edition

Дизайн вкладки разработан так, чтобы виртуальный блок эффектов напоминал знакомые каждому гитаристу "примочки". Здесь вы найдете и педаль, и прочные на вид кнопки, способные выдержать многократные включения/выключения эффектов (ими гитарист обычно манипулирует с помощью ног). Эффекты видны как на ладони: вау-вау, работающий и от педали, и в автоматическом режиме как тембровое вибрато; дилэй; ревербератор; амплитудное вибрато-тремоло; автофильтр; фазовое вибрато (фейзер); флэнжер; хорус.

Конечно, набор эффектов Virtual Guitarist Electric Edition не так уж и обширен, в нем нет эффектов, особо оригинальных. Его нельзя поставить в один ряд, например, с эффектами, входящими в пакет Waves Platinum Native Bundle 4. Но у него есть несколько неоспоримых достоинств: в наличии все традиционные гитарные эффекты; все необходимое собрано под рукой; простое управление; незначительная загрузка процессора.

И вообще, чтобы оценить по достоинству и сами эффекты, и плагин Virtual Guitarist Electric Edition в целом, прикиньте, во что обойдется вам приобретение такого набора настоящих электрогитар и такого набора "примочек" к ним.

Virtual Guitarist решает "в лоб" проблему достоверного моделирования гитары. По сути дела, это интеллектуальный плеер, воспроизводящий фрагменты (паттерны) заранее исполненных гитарных партий. Разработчики программы проделали титанический труд. Каждый из стилей исполнения записан во всех тональностях, да так что в каждой тональности обыгрываются около полутора десятков аккордов разных типов! Не случайно дистрибутив плагина располагается аж на трех CD! Зато в ваших аранжировках зазвучат первоклассные акустические и электрические гитары, на которых играют гитаристы-мастера.

VST-инструменты - это нестандартные и непохожие друг на друга программы. Все проблемы и проблемки, возникающие при их применении, наверное, даже сами разработчики не в состоянии были предугадать. Если у вас не хватает собственных знаний, остается надеяться только на советы более опытных коллег. Напомним одно из привычных мест "обитания" пользователей VST-инструментов - это форумы нашего сайта.

Музыканты, впервые попробовавшие плагины серии Virtual Guitarist в деле, как правило, приходят в состояние восторга. Еще бы. Ощущение творческой всесильности, вот что это такое. Но спустя время происходит отрезвление. Готовых стилей много, но все же их набор конечен. А создание собственных конструкций оказывается делом хлопотным, потому что плагины для этого и не особенно предназначались.

Получается, что нужны инструменты, в которых элементарным кубиком, образующим партию, был бы не паттерн с жестко зафиксированной структурой, а отдельный аккорд или, еще лучше, звук. Чтобы можно было самому создать любой стиль. Когда потребность имеется, она рано или поздно будет удовлетворена. Есть такие инструменты! Но об этом - в следующий раз.


При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter



Имя:
Ваше мнение:
Введите символы на картинке:


Последние сообщения:


Все сообщения