Главная Форум Интернет-магазин
Реклама  |  О проекте  |  Обратная связь

 

 

 



 

Звукозапись

Руководство по звукозаписи


      Автор: Шейн Фейбер
      Перевод: Сергей Мурашкин
      Источник: jeepjazz.com
      Дата публикации: 16 апреля 2002 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1. Основы акустики
    a. Громко или тихо
    b. На высокой или низкой частоте
    c. Громкоговорители, усилители и помещения
  • 2. Запись звука на плёнку
    a. Аналоговый процесс записи
    b. Цифровой процесс записи
    c. Теория многоканальной записи
                 синхронизация записывающих устройств
  • 3. Источник звука
    a. Голоса, духовые и акустическое пианино
                 динамический или конденсаторный микрофон
                 ленточный микрофон, PZM и другие особые типы
                 создание звука
    b. Гитара, бас-гитара и струнные инструменты
                 усилители или прямой вход
                 предварительные усилители и устройства FX
    c. Самплеры, синтезаторы и драм-машины
    d. Настоящие барабаны и настоящие барабанщики
  • 4. Микшерный пульт
    a. Входы и выходы
                 линейный вход и раздельные консоли
                 управление входом и выходом
                 что означает -10 и +4?
    b. Эквализация
                 графические, параметрические, ламповые EQ и т.д.
                 "старина" и новые технологии
    c. Подача сигнала с и его получение
    d. Партитура
  • 5. Автоматизация микшерного пульта
    a. SMPTE
    b. VCA и перемещаемые регуляторы
    c. MIDI автоматизация
  • 6. Устройства создания эффектов
    a. Ревербератор
                 Halls , Plates и Rooms
                 Реверсивные ревербераторы и другие извращения
                 Ревербератор "Backwards"
    b. Эффекты "эхо" и "задержка"
    c. Flanging, Chorus и Phasing
    d. Harmonizers и Exciters
  • 7. MIDI революция
    a. Секвенсоры
                 Секвенсоры на Hardware и Software
                 MIDI Clock, MIDI Timecode(MTC) и MIDI Machine Control(MMC)
    b. Синтезаторы
    c. Самплеры
    d. Компьютеры
                 цифровое редактирование
  • 8. Запись с помощью PC
    a. Программное обеспечение
                 Что Вы хотите сделать?
                 Стерео? Мультитрек?
                 Входы и выходыs
                 Программы для CD-R
    b. "Железо"
                 Компьютер"
                 RAM
                 Мониторы
                 Слоты PCI/ISA
                 Электропитание
                 Hard Drives: SCSI или IDE, USB и FireWire
                 Съёмные приводы
                 CD-r
                 Звуковая карта
                 Wordclock
                 Драйверы
                 Стоимость?

1. ОСНОВЫ АКУСТИКИ

a. Громко или тихо

Звук перемещает воздух. Наши уши чувствительны к этим колебаниям и воспринимают их. В музыке термин "динамика" относится к тому, что мы называем "тихим" или "громким" звуком. Способность носителя записи воспроизвести разность между тихим и громким звуками называется "динамическим диапазоном". Записи на виниле и магнитофонных лентах имеют ограниченный (в 20 db или около того) динамический диапазон, в то время, как современные компакт-диски и цифровая аудиоплёнка (DAT) способны полностью воспроизводить динамический диапазон; это - 100 db! Фактор ограничения - это сколько из того, что вы фактически слышите, определено громкоговорителями, усилителями и помещением. Продолжаем читать...

b. На высокой или низкой частоте

Мы все слышали термины вроде "яркий", "тусклый", "глубокий" и "бедный", используемые для описания музыки. Два главных фактора усложняют это дело. Первый - это то, что все мы слышим одно и тоже по-разному; один человек "ярко", другой - "тускло". Второй фактор - это точность воспроизведения нашего источника звука (или отсутствие этой точности) громкоговорителями и усилителями. Технически слышимый диапазон частот для человеческого восприятия составляет от 20 Гц до 20 КГц. Диапазон слышимого большинством людей располагается между 40 Гц и 16 КГц, и фактически вещание FM радио происходит в установленном диапазоне частот от 50 Гц до 15 КГц.

Типичный автомобильный радиоприемник "бум-бокс" или домашняя стереосистема имеют две кнопки эквализации звука. Кнопки "низкой" и "высокой" частоты обычно центрируются на 100 Гц и 10 КГц соответственно, с широкой фиксированной частотой "Q". "Q" относится к диапазону частот, подверженных повышению или понижению и выражается в октавах. Их результат воздействия на слух не является изысканным, но для бытовых устройств это является простым, удобным и обычно достаточным средством. Кнопка тонкомпенсации (loudness) - это просто низкочастотное повышение, компенсирующее очевидное отсутствие низких частот при прослушивании на малых уровнях громкости.

c. Громкоговорители, усилители и помещения

Это - последний шаг, прежде чем ваши уши примутся за работу. Здесь любые проблемы влияют на воспроизводимый звук, и таким образом на вашу способность интерпретировать то, что вы слышите. Усилитель, громкоговорители и помещение, в котором они находятся, - все это составляет пространство для восприятия звука. Когда ваши миксы великолепно звучат в студии и ужасно в другом месте, вы осознаёте, что что-то неправильно.

"Плоский" - это термин, используемый для описания системы, воспроизводящей все частоты более или менее в равной степени. Некоторые люди расходуют огромные суммы, пытаясь достигнуть звучания "плоского" пространства. Я считаю, что это хорошо на бумаге, но не всегда подходит для музыки! Пока я знаю, что могут "сотворить" громкоговорители и помещение, я буду заниматься этим делом. Мне нравится делать миксы на почти "полевых" системах, при умеренно выставленных уровнях. Это необходимо для уменьшения вероятных воздействий от помещения. Мои нынешние "любимчики" - компактные активные двухполосные мониторы Genelec 1031А. Они никогда не подводят меня. Alesis и Event 20/20 - недавние приобретения более дешёвых активных мониторов.

Уровень прослушивания является весьма субъективным фактором, но ухо реагирует по-разному на частоты при различных уровнях. Постоянные громкие уровни имеют тенденцию к лучшей слышимости высоких частот, в то же время при малых уровнях громкости низкие частоты не так отчётливы. Совместно с другими вещами, окружающими нашу жизнь, лекарства и алкоголь также влияют на чувствительность ушей, и обычно не лучшим образом.

К содержанию

2. ЗАПИСЬ НА ЛЕНТЕ

До недавнего времени "аналоговый" способ был единственым видом записи, доступным большинству музыкантов. Широкая доступность DAT-магнитофонов, восьмидорожечных Alesis ADAT, Tascam DA-88 и записывающих устройств на основе жёсткого диска, таких как Emu Darwin, Akai и Vestax, навсегда изменила ситуацию. Однако, процесс остается тем же самым, при наличии различных технических соображений и форме конечного продукта.

a. Процесс аналоговой записи

Для записи и воспроизведения устройства аналоговой записи используют полимерную ленту, покрытую магнитными частицами, перемещающимися поперёк записывающей головки при постоянной скорости. Всегда имеется стирающая головка, находящаяся в самом начале движения ленты, уничтожающая и заново группирующая частицы ленты, прежде чем они попадут на записывающую головку. В "двухголовой" машине имеется одна головка для записи и воспроизведения. Особенности изделия с тремя головками: одна головка выделена для записи, другая - синхронизирующая и третья - для воспроизведения. Профессиональные машины имеют три головки.

Существует предел интенсивности сигнала, с которой частицы ленты могут фактически поглощать и воспроизводить его. Два взаимодействующих параметра, максимизирующие способность ленты правильно осуществлять запись и воспроизведение, это скорость ленты и bias. При большей скорости имеется большая площадь ленты для мгновенного сигнала, то есть для большего количества частиц ленты, чтобы осуществлять запись. Большинство профессиональных аналоговых многодорожечных магнитофонов работают на скорости 30 дюймов в секунду. Bias - это процесс, который был обнаружен случайно. Было замечено, что когда высокочастотный сигнал (около 100 КГц), находящийся намного выше предела восприятия человеческим ухом, был записан наряду с нормальным сигналом, магнитные частицы более лучше воспроизводили высокие частоты.

Магнитная запись - сложный процесс, и имеется большое количество факторов, влияющих на правильность воспроизведения! Лентозаписывающая машина механически и с помощью электроники должна быть выверена на соответствие очень точным спецификациям. Сначала, для того чтобы убедиться, что механизм машины взаимодействует с лентой в течение всего процесса без рывков, перемотайте ленту при помощи обычной и ускоренной перемоток. Хотя способы изготовления ленты значительно улучшились за последние годы, проблемы с механической частью магнитофона могут повредить ленту, вытягивая или сминая её. Ошибку невозможно исправить. Обращайтесь с лентой осторожно и бережно. Другие проблемы включают в себя потерю лентой частиц слоя, его осыпание, колебания скорости (детонация), приводящие к искажению звука и плохому контакту ленты с головкой.

Кроме того, электроника должна правдиво записывать и воспроизводить входящий сигнал. Это как раз тот случай, когда звучание на ваших мастер-лентах становится так важно. От них требуется быть должным образом выверенными с электроникой звукозаписывающей машины, чтобы при работе в различных студиях ваша лента звучала так, как вы запомнили. Когда все эти параметры установлены правильно, вы имеете возможность прослушать приемлемую копию предварительно сделанной записи.

b. Процесс цифровой записи

Процесс цифровой записи гораздо более прост с точки зрения механики, но намного более сложен из-за электроники. Входящий сигнал сэмплируется со скоростью 1000 раз в секунду, и каждому акустическому "срезу" присваивается собственный цифровой номер, состоящий из нулей и единиц. Теоретически аналого-цифровой преобразователь (АЦП) получает аналоговый сигнал на входе и преобразует его в поток чисел, а цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП) реверсирует процесс, то есть цифровой сигнал преобразуется в аналоговый.

Частота дискретизации (Sampling rate), или то, сколько раз в секунду звук "разрезается" на дискретные части - это основной показатель того, насколько хорошо звук преобразуется в цифровую форму. Компакт-диски имеют частоту дискретизации 44.1 KГц, или можно сказать, что аналоговый сигнал преобразуется 44,100 раза в секунду, и эта величина установлена в качестве промышленного стандарта. Некоторые форматы имеют частоту дискретизации 48 KГц. Однако, ЦАП и АЦП имеют различия в свойстве производимого ими звука, несмотря на то, что теоретически звук состоит из нулей и единиц!

Цифровые ленточные машины используют механические транспортирующие устройства и полимерную ленту как носитель памяти для цифровой информации. Alesis ADAT и Tascam DA-88 - примеры новых недорогих цифровых "многодорожечников". Другой подход, получающий распространение - записывающие устройства на основе жестких дисков. Некоторые имеют компьютеры с программным обеспечением в качестве внешнего интерфейса, например такие устройства как DigiDesign и Soundscape, в то время как другие (например, рекордеры EMu Darwin, Vestax и Akai) используются для хранения информации на жёстком диске.

У цифровых записывающих устройств размер жёсткого диска определяет продолжительность времени записи. Размещение происходит быстро, также как и редактирование. Когда такой подход объединен с компьютером в качестве интерфейса, вы имеете мощный процессор для создания музыки. Любой, кто пользовался Mac или Windows на IBM, знает, как перетаскивать и кликать с помощью "мыши", и в основном, вы также будете манипулировать и звуковыми файлами.

c. Теория многодорожечной записи

Многодорожечные магнитофоны - это простые устройства для записи на ленте, позволяющие вам делать запись дорожек и затем добавлять дополнительные, сводя их в любой последовательности. Например, вы могли бы записать барабанщика на четырех дорожках, затем возвратиться к началу записи и сделать запись гитарной партии, и т.д. Чтобы это сделать, машина должна быть способна делать запись одной дорожки во время воспроизведения других. В аналоговой машине это должно быть осуществлено той же самой записывающей головкой. Это - работа синхронизирующей головки.

Цифровые машины не зависят от головок синхронизации и воспроизведения, они только реорганизуют нули и единицы. В зависимости от устройства, иногда ленточные цифровые машины не столь удобны в работе, как устройства произвольного доступа.

Возможно объединять более одной многодорожечной машины, чтобы получить большее количество дорожек. Это обычно осуществляется при помощи двух идентичных машин и SMPTE. SMPTE - это акроним для кодирования интервалов времени, первоначально разработанный в киноиндустрии. Это только звучит так странно, но для устройств, которые могут "читать" SMPTE, все выглядит наподобие идущих часов. Для синхронизации мы бы "сделали отметки" на двух многодорожечных лентах; для одной песни, предположим, нам необходимо 5 минут, поэтому мы устанавливаем "устройство записи" SMPTE в пределах от 0:00:00:00 до 5:00:00:00 минут.

SMPTE показан как "часы:минуты:секунды:фреймы:субфреймы", хотя не все устройства читают субфреймы (существует 80 субфреймов). Имеется четыре типа SMPTE. Это - 30 фреймов в секунду НЕ кратных 10, 30 фреймов в секунду кратных 10, 25 фреймов в секунду, и 24 фрейма в секунду. В США профессиональные звукоинженеры обычно используют 30 фреймов в секунду кратных 10, а в Англии и Европе используют 25 фреймов в секунду. 30 фреймов в секунду НЕ кратных 10, иначе названные " 29.97", используются в США для видео и кино приложений.

Как-то вошло в производственную практику, что мы записываем SMPTE на самом верхнем крае каждой ленты. Например, дорожка 8 - на восьмидорожечной машине, дорожка 24 - на 24-дорожечной, и т.д. Итак, теперь мы имеет идентичные "размеченные" ленты на их соответстветствующих дорожках. Следующим шагом будет использование синхронизацирующего устройства, разработанного для считывания SMPTE с каждой машины и управления двигателями обеих машин для их синхронной работы. Одна машина становится главной а другая (вспомогательная) следует в своей работе за ведущей машиной. Две из наиболее популярных профессиональных систем, которые это делают - синхронизаторы Lynx и Adam Smith. Это является основной концепцией, и при правильно осуществлённых способах управления и соединений, возможна синхронизация работы с различными типами многодорожечных устройств, видеомагнитофонов, DAT-магнитофонов, оснащённых таймкодом, цифровых редакторов, и т.д.

Концепция проста, её осуществление может быть сложно. Наиболее важно помнить, каким кодом вы пользуетесь. Сохраняйте полезные примечания!

К содержанию

3. ИСТОЧНИК ЗВУКА

Имеется только два способа записать на ленту акустический сигнал - через микрофон или непосредственно с выхода электрического устройства. Вообще, на качество сигнала влияет оборудование, через которое он проходит.

a. Голоса, духовые и акустическое пианино

Так же, как и человеческий голос, являющийся наиболее динамичным, любой из этих инструментов ставит перед инженером подобную задачу. Как мы можем добиться точного сохранения исполнения на ленте, являющегося тихим и громким? Для всех этих инструментов мы обычно должны использовать микрофон.

Два главных типа микрофонов - это динамический, не имеющий никакой активной электроники, задействованной в усилении входного сигнала, и конденсаторный, которым требуется батарейное или "фантомное" питание их электронной части. Оба типа имеют тонкую мембрану, называемую диафрагмой, которая вибрирует, а физическая вибрация переводится в электронный сигнал. Вообще, конденсаторные микрофоны более яркие и имеют более широкую частотную характеристику, но они более хрупки. Именно поэтому вы обычно видите на концерте в руках ведущего певца в качестве универсального динамического микрофона SM57. Он долго может выдерживать неправильное обращение.

Классические конденсаторные микрофоны, такие как Neumann U-47 и AKG C-12 используют ламповую электронику и ценятся за их уникальный звук. Они довольно большие и имеют диафрагмы 2 дюйма в диаметре. Ленточные микрофоны являются изделиями "старомодного" дизайна, имеют тонкую прямоугольную полосу, являющуюся диафрагмой. Творческие разработки PZM - относительно новое изобретение. Они работают на совершенно другом принципе и не похожи на традиционные микрофоны.

Сигнал, созданный микрофоном, очень слабый, и микрофонный предусилитель увеличивает этот уровень до "линейного уровня" для взаимодействия с микшерским пультом. Однако, это другая связь в цепи, имеющая возможность влиять на звук, что и происходит.

Каждый имеет свои любимые микрофоны и предусилители для различных ситуаций и большинство из них окрашивают звук. Важно лишь то, нравится ли вам та окраска и соответствует ли она отдельно взятой ситуации. Здесь снова мы сталкиваемся с понятием "плоская частотная характеристика" и снова это относительно бессмысленно. Большинство микрофонов не звучат "плоско", и некоторые подходят для определённых работ лучше, чем другие. Как всегда, вы нуждаетесь в рекомендации, и в этом отношении диаграммы частотных характеристик и т.п. могут быть полезны. Правила для того и существуют, чтобы их нарушать.

Обработка сигнала - другое мощное оружие вашего акустического арсенала. Разумное использование компрессии может явиться большим подспорьем в большинстве ситуаций. Компрессоры были первоначально разработаны для компенсации ограниченного динамического диапазона аналоговой ленты. В основном, они заставляют тихие части звучать немного громче, а громкие части делают немного тише. Он выполняет двойную функцию сохранения тихих пассажей выше "минимального уровня шума" и предотвращает громкие части от чрезмерно громкого звучания и получения искажения. Большинство компрессоров позволяет изменять "диапазон" (1:1, 2:1, 4:1, и т.д.) и "времени атаки" и "времени срабатывания" эффекта.

Расширители (экспандеры) и ограничители (лимитеры) похожи на компрессоры. Расширители делают мягкие части более мягкими, а громкие части - громче. Как в компрессоре, вы можете устанавливать диапазон атаки и времени срабатывания эффекта. С помощью ограничителей вы можете установить порог, который не может быть превышен. Шумоподавитель Noise Gate просто делает то, что подразумевает его название, отрубая путь сигналу, когда его нет на входе.

b. Гитары, бас-гитары и струнные инструменты

Струнные инструменты могут быть записаны акустически с помощью микрофонов или напрямую, при наличии у них датчиков. При каждом из способов имеется различие в звуке, и в разных ситуациях один из звуков более подходит, чем другой. Часто звук записывается с двух источников одновременно и смешивается вместе. Электрические гитары и бас-гитары, записанные через микрофоны с усилителями и напрямую, смешиваются или используются позже для последующего микширования. Весь только что упомянутый процесс обработки сигнала, также применяется и здесь.

Гитарный усилитель для наушников The Rockman, изобретенный Томом Шольцем в середине 80-х годов, положил начало небольшим симуляторам электронных усилителей. Предварительные гитарные усилители Rackmount стали очень сложным в последние несколько лет, предлагая платформы ламповых предусилителей, множественные эффекты, MIDI и наличие памяти. Конечно, ничто не сравнится с Gibson Les Paul, подключенным к 100-ваттной системе Marshall, однако это может создать трудности для соседей!

c. Сэмплеры, синтезаторы и драм-машины

Все эти устройства имеют прямые выходы и могут быть соединены напрямую с микшерским пультом. Многие из них также имеют встроенные эффекты и по своему усмотрению вы выбираете режим "wet" (обработанный звук) или "dry" (сухой звук). Возможно, это будет зависеть от количества треков, которые вы должны сыграть с этими эффектами, но вы можете "набить" звуки и эффекты отдельно. При этом способе, если вы решите изменить своё мнение относительно "крутого ревера", у вас остаётся свобода выбора.

Наигрывание на плёнку одновременно одного звука никогда не было проблемой, но в наши дни имеется большой выбор секвенсоров, и большинство из этих коробок имеют только 2 или 4 выхода. При четырех- или восьмидорожечной записи это является ценным качеством, и вам только необходимо смикшировать звуки внутри коробки. В профессиональном 24- или 48-дорожечном оборудовании, вы захотите иметь особые звуки на отдельных дорожках. Два способа сделать это - убрать громкость с секвенсорных дорожек и сделать запись каждого звука в удачных пассажах, или отключить внутренние регуляторы уровня громкости всех звуков и включить на требуемом пассаже.

Драм-машины - мощное средство, и они стали основой создания современной музыки. Они все имеют уникальные звуки и многие из них связаны с определенными типами музыки. То есть Roland 808 и EMu SP-12 чаще используется в рэп-музыке, а Roland 909 - в танцевальной. Некоторые из них также имеют возможность сэмплирования и встроенный звуковой триггеринг для замены звуков, поступающих с ленты. Ранние модели были разработаны с блоками для программирования, и некоторые люди все еще предпочитают эти модели более новым. Теперь большинство драм-машин доступно в качестве звуковых модулей, так как любое синтезирование и программирование просто выполняется с клавиатуры и секвенсора.

Сэмплеры в основе своей являются цифровыми записывающими устройсвами. Самые ранние модели могли делать запись и воспроизведение только одного звука одновременно. В ранних 80-х звучание ведущего барабана было заменено вручную при помощи твёрдого указательного пальца и самплера AMS. Двумя самыми ранними MIDI-сэмплерами были Akai S-612 и Ensoniq Mirage. Они были 8-разрядные, что характеризует разрешение дискретизации. Технически, чем выше разрешение, тем более точно происходит сэмплирование. Тут снова надо заметить, что спецификации - одно, а звук - другое. Все эти устройства звучат по-разному. Если вам нравится звук вашей старой 12-разрядной коробки, то и используйте её.

Полифонические сэмплеры начали появляться в середине 80-х, среди них Casio FZ-1 и Akai S-900. Разрешение, увеличившееся до 12-разрядного, а затем 16-разрядного, и MIDI сделали эти устройства даже более мощными. В студии сэмплеры незаменимы для быстрой замены, обработки вокала или работы с треками. Совместная работа секвенсора и самплера при работе над созданием микса может являться весьма продуктивным способом для восстановления и внесения изменений в аранжировке в последний момент.

d. Настоящие барабаны и настоящие барабанщики

Для получения хорошего "живого" звука барабанов вам необходимо иметь должным образом настроенную, великолепно звучащую установку и должным образом настроенного, великолепного барабанщика. Если вы можете заполучить только одно из этого, продолжайте работать. Вы можете всегда заменить звуки.

Базовый метод озвучки барабанов при помощи микрофона состоит в том, что требуется отдельный микрофон для "бочки", малого барабана, хэта, том-барабанов и один или два дополнительно, чтобы снять звучание тарелок и помещения, если таковое имеется. Другой способ, применимый к малому барабану, состоит в том, чтобы разместить один микрофон снизу, а другой сверху. Некоторые из записей широко известных барабанов классического рока, были записаны с помощью двух микрофонов, снимавших звук всей установки! Техника использования микрофонов должна отражать то, какой звук барабана вы ищите.

Компрессия может оказать огромную помощь при записи барабанов вследствие кратковременности звучания этих инструментов. В зависимости от проигрываемых частей используйте это так, как необходимо. Иногда могут быть полезны также фильтры, особенно, когда ритм-секция делает запись в том же самом помещении. Шумоподавитель Noise Gate с функцией "sidechain" позволяет выбирать, на какой частоте сработает фильтр. Другое превосходное устройство для этого применения - "Kepex" расширитель/фильтр, чья работа зависит от частоты.

Многие звукоинженеры любят выставлять высокие уровни громкости на аналоговой плёнке, чтобы получить свойственный ей звук естественной компрессии. Некоторые даже идут дальше и записывают барабаны на 2" 16-дорожечном аналоговом магнитофоне и затем переводят эту запись в другой формат для завершения проекта. Ну, если ваш бюджет и время позволяют это, дерзайте.

К содержанию

4. МИКШЕРНЫЙ ПУЛЬТ

Микшер - это всё. Мы используем его для организации сигналов, поступающих к записывающей машине, чтобы организовать то, что мы должны услышать впоследствие на ленте, управлять воспроизведением фонограммы с DAT-устройства, двухдорожечных или других стереоисточников, и добавить необходимые эффекты. Короче говоря, это - основа многодорожечной студии.

a. Входы и выходы

Записывающие консоли разработаны для соединения с многодорожечными машинами. Они обеспечивают раздельные входы микшера для источников звука (микрофонов и линейных входов) и обратную связь с лентой (воспроизведение сигнала с многодорожечника) и множественных выходов от микшера к записывающей машине (как отдельные выходы каждого из каналов, так и через шины). Кроме того, входные каналы с выбором линии или входа микрофона также имеют возможность эквализации, добавления эффектов, панорамы, дополнительных возможностей шины и регулировки громкости каждого из каналов.

Консоли линейного входа состоят из секции входа и управления уровнем магнитофона и панорамы на той же физической полосе канала. Консоли раздельного типа имеют раздельные полосы каналов для входов и входов для сигналов поступающих с плёнки, обычно с меньшим количеством полос эквализации и набором эффектов для записывающего устройства (секция монитора).

Полупрофессиональное и домашнее звукозаписывающее оборудование обычно функционирует на уровне -10дБ, в то время как профессиональное оборудование работает на уровне + 4дБ. Чтобы не забираться в технические дебри, скажем так: это означает, что вы должны обратить внимание на отдельные входы и выходы вашей аппаратуры и то, как они соединены между собой. Когда это сделано неправильно, часто слышны гулы или звучание искажено. Хотя устройство еще могло бы работать, но его работа будет менее оптимальной.

Чтобы быть уверенным, что звук от источника поступает через прибор и обратно к вашему уху, вы должны проверить каскады усиления по пути следования сигнала. Искажение может неожиданно возникать в отдельных местах. Положитесь на ваше ухо! Убедитесь, что звук от источника сигнала - тот, что вам нужен.

Теперь, что касается микрофона или прямого выхода гитары, синтезатора или чего-то подобного. В случае с микрофоном, уровни должны быть установлены тщательно, убедитесь в правильной передаче входного сигнала. Некоторые микрофоны имеют устройство, предотвращающее перегрузку входного сигнала также, как и большинство микшеров.

И третье, на что необходимо обратить внимание - это канал входа микшера. Уровень здесь должен быть выставлен так, чтобы сигнал не перегружал электронику канала. Если только это выполнено правильно, сигнал может быть послан на ленту через групповые выходы, или напрямую на выход канала. Очевидно, множество сигналов, поступающих к одной дорожке, должны проходить через групповые выходы, а уровень записи на пленку управляется уровнем групповых выходов.

Обычно в аналоговом мире очень яркие звуки записываются с чуть меньшей яркостью во избежание их смешивания с соседними дорожками. Острые кратковременные звуки и низкочастотные сигналы типа бас-гитары могут быть записаны ярко, чтобы использовать преимущество компрессии ленты. Увеличение уровня чуть больше положенного не противозаконно, но убедитесь, что это именно тот звук, в котором вы испытываете недостаток. Этот феномен только аналоговый, перегрузка цифровых записывающих устройств приводит к полностью непригодному аудио!

Уровни обратной связи с лентой оптимизированы для прямого соединения с машиной, поэтому, если это было выполнено правильно, остаётся только одно место, где могут быть созданы искажения... Это - ваша система управления. Пока вы осознаете, как ваши громкоговорители и окружающее пространство влияют на звук, а вы слушаете на предельных уровнях вашего усилителя и громкоговорителей, вы должны иметь основание для воспроизведения чистого сигнала. Теперь вы можете вводить искажения в любую из этих точек, добиваясь того результата, который вы предпочитаете.

b. Эквализация

Эквализация или "выравнивание" - это термин, используемый для описания процесса изменения баланса между высокими и низкими частотами. Эквалайзеры позволяют нам селективно повышать и/или понижать определенные частоты или полосы частот. "Q" относится к ширине или диапазону вокруг центрированной частоты, которую мы изменяем, когда повышаем или понижаем её. Узкое "Q" было бы равно двум десятым октавы, широкое "Q" - 3 октавам.

Существует много типов эквалайзеров, и они по-разному используются различными людьми. Вообще, параметрические эквалайзеры предусматривают вполне определенный результат с устанавливаемым значением Q и регулировкой частоты для каждой частотной полосы. Графические эквалайзеры отличаются тем, что имеют 31 индивидуальный ползунок, центрированный на установленных частотах. Ламповые эквалайзеры используют в своих цепях вакуумные лампы в противовес эквалайзерам на транзисторах, и часто им отдаётся предпочтение за теплый звук.

Все микшеры обеспечивают некоторую эквализацию (включаемую или выключаемую) на пути сигнала. В наши дни полупрофессиональные консоли обычно имеют пару перекрывающихся полос полу-параметрического эквалайзера на низких-средних (200Гц-2KГц) и высоких-средних (1. 5KГц-7KГц) частотах, и одного эквалайзера для каждой низкочастотной (100 Гц) и высокочастотной (10 КГц) полосы с переключателями и низкочастотным откатом. Профессиональные консоли предлагают полностью параметрические конструкции и более полную гибкость, насколько вы могли бы ожидать.

Поскольку мы не можем себе позволить иметь консоли Neve VR дома, другой выбор для маленьких студий - внешние эквалайзеры. Приобретите парочку, и поставьте их на пути сигнала к ленте. Это определенно улучшит звук без ущерба вашей стипендии.

c. Подача сигнала с эффекта и его получение

Имеется несколько способов подачи сигнала на эффект и возможностей его прослушивания. Самый простой - использовать для этого микшерный пульт. Подаваемые сигналы обычно размещают между предварительной и окончательной обработкой эквалайзером. Получаемые сигналы обычно имеют меньшую эквализации или вовсе никакой, это и является причиной того, почему надо иметь больше каналов, чем дорожек на записывающем устройстве. Если вы имеете большее количество эффектов, чем посылаете, перенастройте шины для посылки сигналов или используйте прямые выходы, чтобы получить другие эффекты.

d. Партитура

Действительно здорово подключить к микшерному пульту всё и при этом ничего не перепутать. В этом случае рабочие записи оказываются необходимыми и чрезвычайно удобными. Каждый вход и выход на микшере, все входы и выходы записывающей ленточной машин, и все входы и выходы эффектов продублированы в партитуре. Каждый канал также имеет отметку, облегчающую доступ к пути следования сигнала. Когда все подключено, вы можете производить замену, реорганизовать и переналаживать с этого места.

К содержанию

5. АВТОМАТИЗАЦИЯ МИКШЕРНОГО ПУЛЬТА

Первоначально доступные только на профессиональных консолях, системы автоматизации, развившиеся в течение последних 25 лет, становятся менее дорогими и более мощными в работе. Сегодня доступны системы с перемещающимися регуляторами и на основе VCA (усилителей, управляемых напряжением). Многие из них требуют только нанесения рабочих отметок и могут быть довольно быстро готовы к работе. Дешевые VCA и MIDI привнесли автоматизацию в массы.

a. SMPTE

Мы обсуждали SMPTE ранее в отношении синхронизирования записывающих машин. Это также стало промышленным стандартом для управления системами автоматизации. Очевидное преимущество - то, что одна дорожка SMPTE - единственное, чем вы должны пожертвовать на своей многодорожечной записи - даёт возможности автоматизации и синхронизации.

b. VCA и перемещаемые регуляторы

Лично я - большой поклонник перемещающихся ручек, особенно системы "Flying Fader", использующейся на консолях Neve VR. Системы с перемещаемым регулятором используют сложную механику, моторизованные регуляторы, управляемые компьютером и программным обеспечением, следят за физическим положением регуляторов относительно таймкода SMPTE на ленте. После записи движения, вы просто перематываете ленту, а регуляторы повторяют их. С этим типом автоматизации регулятор фактически управляет выходом сигнала.

Первоначально доступные только в очень дорогих hi-end консолях, моторизованные регуляторы используются в более дешёвых консолях типа: Yamaha 01v (приблизительно $1800), O2R rev2 (приблизительно $6000) и O3 консолях, Mackie has the d8b (приблизительно $9000), Panasonic DA7 (приблизительно $5000), TASCAM TM-d4000 (приблизительно $4000) и системой Roland VM-72 (приблизительно $4000). В 2000 году Sony выпустила небольшой Oxford, DMX-R100 приблизительно за $25,000. Ни одна из этих машин не существовала в 1995!

VCA или управляемый напряжением усилитель является основой SSL процесса автоматизации. В этом типе системы регуляторы управляют выходным сигналом с VCA, который фактически пропускает сигнал. Так же, как и в системах с перемещаемыми регуляторами, компьютер и программное обеспечение следит за их движениями относительно SMPTE. Вместо регуляторов, физически повторяющих ваши движения, их движение представлено на мониторе компьютера как вертикальная полоса двигающаяся вверх и вниз. Многим не нравится, что VCA стоят на пути звукового сигнала, потому что они могут окрашивать звук. Это было большой проблемой 25 лет назад, когда VCA-технология была молода. Тот факт, что SSL является главным звеном в проектах с большим бюджетом, говорит много относительно того, насколько мала проблема. Вам решать.

c. MIDI автоматизация

Широкое принятие MIDI и низкая стоимость, высокое качество систем VCA подпитывало развитие недорогих, основанных на MIDI, системы автоматизации. Пульт получает MIDI-разъём!

TASCAM M-3700 - хороший пример этого подхода. Эта система имеет дисковод и маленький LCD экран и позволяет автоматизировать уровень канала, заглушение канала, заглушение монитора, вкл/выкл эквалайзера и вкл/выкл подачи сигнала с эффекта. С дополнительным программным обеспечением и внешним компьютером вы можете иметь перемещающиеся на экране полоски-регуляторы и некоторые полезные сервисные опции.

Дополнительные внешние системы, такие, как система Mackie, используют VCA блок, который связывает при помощи созданных вами отметок на микшерном пульте и небольшого узла из 16 регуляторов с кнопками "mute" записи ваших движений. Это все переведено в MIDI-данные, которые могут быть показаны на компьютере Mac. Другие системы прибывают с программным обеспечением или уже конфигурированы, чтобы работать с отдельными популярными секвенсорными программами, такими как Vision, Cubase и Logic. Эти дополнительные системы VCA - мощный и относительно недорогой способ прибавить утончённые возможности автоматизации к вашему микшерному пульту.

К содержанию

6. УСТРОЙСТВА СОЗДАНИЯ ЭФФЕКТОВ

Это самые интересные устройства - ревербераторы, фазосдвигающие устройства, задержки, хорусы, гармонайзеры... и комбинации, никогда не слышанные прежде. Эти устройства проделали путь длиною в 20 лет. Аналоговая электроника и пружинные ревербераторы уступили место очень мощным цифровым устройствам с набором эффектов, использующими MIDI, памятью для ваших любимых отрывков и широким динамическим диапазоном. За пять сотен долларов сегодня можно купить какую-нибудь устрашающую звуковую мощь, не существовавшую 20 лет назад даже по любой цене!

a. Ревербератор

Ревербераторы воссоздают звук определённого места. То, как "звучит" пространство, зависит от его размера, от наличия или отсутствия у внутренних помещений твердых и отражающих, или мягких и поглощающих поверхностей, и того, как эти внутренние поверхности расположены. Все эти факторы взаимодействуют между собой в образовании отражённого звука. Два пространства могут иметь одинаковый объём, но быть оформленными по-разному, а это и создаёт всю разницу.

Основные типы помещений - комнаты и залы, но также это могут быть палаты, церкви, клубы и любое число природных пространств. Некоторые устройства предлагают вам несколько изменяемых параметров, возможности других - перечисляются на многих страницах. Все они, по крайней мере, начинаются с размера помещения. Другие опции, имеющие дополнительные настройки, включают в себя уровень и интенсивность ранних отражений, количество предварительно задерживаемого сигнала на пути к ревербератору и рассеивание и установки глубины, которые отвечают за интенсивность распространение реверберации в стереополе.

Особый тип - реверсивная реверберация, где звуковой сигнал увеличивает уровень вместо естественного затухания. Важное различие - то, что реверсивная реверберация обрабатывает звук после его возникновения, точно так же как и обычные ревербераторы.

Эффекты, воспроизводимые в обратном направлении на старых машинах. Записывающая головка установлена соосно дорожкам, то есть 1 - 8. Когда вы переворачиваете ленту, дорожка 8 становится 1, дорожка 7 становится 2, и т.д. Если вы, например, делаете стереозапись ваших вокальных партий на дорожках 1 и 2, то в конце песни, перевернув ленту и проиграв её, вы услышите те же вокальные партии, играющие в обратном направлении на дорожках 7 и 8. Пошлите их сигналы на ревербератор во время проигрывания ленты в обратном направлении и запишите ревербератор на 3 и 4 дорожках. Конец спетой фразы сперва попадает на ревербератор, и она затихает после её начала.

Когда вы перевернёте ленту и проиграете её снова, вокальные партии все еще будут на 1 и 2 дорожках, воспроизводясь правильно, но теперь будет иметься "реверберация обратного направления" наплывающая на начало спетых фраз на дорожках 3 и 4. Прослушайте Pink Floyd'овскую "Dark Side of the Moon" в качестве ярких примеров действия этих эффектов.

b. Эффекты "эхо" и "задержка"

Эхо - акустическое явление повторяемости звука. Классический пример природного эха - эхо, получаемое в горах. Устройства "задержки" воссоздают эту способность, и дают нам контроль над отдельных параметрами. Два наиболее главных - это время задержки, период между входом и выходом задерживаемого сигнала, и обратной связью или регенерацией, как это иногда называется, что означает, сколько раз сигнал повторяется до его полного затухания.

Обычно каждое последовательное повторение уменьшается по уровню. Когда управление обратной связью поднято в сторону определённой точки, повторения становятся громче и громче. Это называется "выход обратной связи из-под контроля". Некоторые устройства имеют "бесконечное удержание" или функцию "замораживания", которая фиксирует входящий сигнал и повторяет его, пока вы это не остановите. Для нетренированного уха дискретные виды эха начинают быть различимыми приблизительно от 20 миллисекунд. Задержки ниже этого значения начинают звучать, напоминая эффекты флэнжер и хорус. Большинство устройств задержки также дает вам эту возможность.

Классическим аналоговым устройством задержки 60-х был Maestro "Echoplex", а в 70-х - Roland "Space Echo". Работа обоих была основана на использовании бесконечной петли ленты, и они имели фиксированную головку записи и подвижную головку воспроизведения. Вы просто перемещали головку воспроизведения дальше от записывающей, чтобы достигнуть более длительной задержки. Ранние аналоговые электронные устройства задержки начали появляться в 70-х. Точность была несколько ограничена, а время задержек только приблизились к 600 или 700 миллисекундам. Цифровые задержки начали появляться в 80-х, и время задержек в несколько секунд стало обычным делом. Современные устройства обладают превосходными акустическими характеристиками, установленными блоками памяти и MIDI.

c. Флэнжер, хорус и фазинг

Так же, как и реверсивная реверберация, создание этих эффектов было вдохновлено методами аналоговой записи. Знаменитое "slapback echo" 50-х и ранних 60-х было создано посредством посылки вокала на запись другой машине и смешивания сигнала, исходящего от воспроизводящей головки обратно с оригиналом. Расстояние между записывающей головкой и воспроизводящей и скоростью второй машины определило время эффекта "slapback".

"Флэнжер" был вариацией этой методики. Процессы начинались схоже, но посредством небольшого торможения края бобины с лентой на второй машине был произведён характерный "окаймляющий" звук. Задержки по времени, вызванные флэнжером, хорусом и фазовым сдвигом - "фазингом", обычно значительно ниже 15 миллисекунд.

Цифровые устройства задержки моделируют эти результаты при помощи осциллятора, интегрированного в их схему, который позволяет вам управлять скоростью и глубиной сигнала, повторно объединённого с оригиналом. Современные устройства имеют возможность моно и стерео флэнжера и хоруса. Фазосдвигающие устройства вводят небольшие задержки времени, что также изменяют фазу повторно объединенного сигнала. Это дает глубокий отличительный эффект искривления пространства.

d. Гармонайзеры и эксайтеры

Гармонайзеры в основном схожи с цифровыми устройствами задержки за исключением того, что они позволяют настроить высоту задержек. Будучи немного "расстроенными" и добавленными обратно к первоначальному сигналу, гармонайзеры являются полезным инструментом для электронного обогащения вокальных партий, гитар, и т.д. 'Интеллектуальные' гармонайзеры, доступные сегодня, могут прибавлять изменения высот согласно различным музыкальным гаммам, заложенным в их внутренних процессорах.

Наиболее используемым эффектом звукозаписи сезона 2000-2001 должен будет стать Antares AutoTune. Первоначально разработанный как плагин (подключаемый модуль) для формата звукозаписи ProTools, он теперь доступен для наиболее большого количества программного обеспечения звукозаписи и в качестве автономного устройства ATR1. Он действительно может исправлять проблемы с высотой звука при исполнении, но теперь он используется как эффект в песнях стиля поп, рэп, и даже кантри. При предельных регулировках он имеет сходство с вокодером, но с большим количеством сохраняемых особенностей человеческого голоса.

Знаменитый Aphex, "слуховой возбудитель", был первым устройством этого вида. Он часто описывается как эффект, добавляющий эффект присутствия ко всему, с чем он используется. Все эти виды устройств работают немного по-разному, прибавляя и вычитая гармоники, или изменяя баланс фазовых связей. В это есть что-то колдовское, но очень полезное время от времени.

К содержанию

7. MIDI-РЕВОЛЮЦИЯ

В возможностях музыки и её доступности действительно произошла революция. Это началось в ранних 80-х, когда небольшие компьютерные чипы нашли применение в синтезаторах. У нескольких перспективно мыслящих и имеющих реальное видение происходящее изготовителей родилась блестящая идея установить стандарт для связи между устройствами. Это стало первым MIDI-протоколом. MIDI-стандарт расширился и улучшился с тех пор, и почти каждое электронное музыкальное устройство, сделанное сегодня, бывает оснащено разъёмами MIDI и некоторым возможностями данного формата.

a. Секвенсоры

Первые секвенсоры 70-х были аналоговыми. Первоначально они были разработаны для воспроизведения музыкального фрагмента и контроля скоростью воспроизведения одновременно. Они имели очень ограниченную память, и не было никакого стандартного способа синхронизировать их любым другим устройством.

MIDI-секвенсоры начали появляться в ранних 80-х. Они были дешевы и просты в использовании. Roland МК-500 и Yamaha серий QX были очень популярными ранними моделями. Поскольку персональные компьютеры стали более дешевыми и широко доступными, начали появляться "программные" секвенсоры. Dr.T для Commodore C-64 был первым. Скоро Apple MacIntosh и Atari 1040 ST появились на сцене с такими именами, как "Performer", "Notator", "MasterTracks", "Vision" и "Cubase", которые стали широко известными названиями программного обеспечения.

Программные секвенсоры - универсальные, мощные устройства, имеющие отдельные преимущества над своими "железными" собратьями. Простота обновления программного обеспечения, намного больший экран монитора для просмотра информации на нём и расширенные возможности редактирования - только то немногое, что можно о них сказать. Диапазон опций и возможностей широк. Недавнее новшество - интегрирование цифровой записи непосредственно в саму программу-секвенсор.

Путаница относительно терминов MIDI Clock и MIDI Time Code (MTC) довольно распространена. MTC и MIDI Clock родственны, но фактически предназначены для различных целей. MIDI Clock появился первым, и его принципиальная роль - сообщить MIDI-устройствам (прежде всего секвенсорами и драм-машинам) информацию о темпе. MIDI Song Pointer появился следом, и он сообщает другим MIDI-устройствам, где такт 1, где такт 2, и т.д. Как вы можете себе представить, высокая степень точности (мы здесь говорим о миллисекундах) необходима для совместимого контроля и синхронизации между видеодеками, звуковыми машинами и MIDI-оборудованием, работающими вместе. MIDI Time Code (MTC) был разработан для того, чтобы у MIDI-устройств была абсолютная эталонная точка, намного более точная, чем такты и доли. MIDI machine control (MMC) служит для того, чтобы секвенсор следовал за аудио рекордером ИЛИ наборот! MIDI machine control использует MTC для высокой степени точности синхронизации различных устройств.

Большинство более новых программ и MIDI-устройств поддерживают MTC и MMC. JL Cooper производит несколько различных устройств для связи различных форматов. Я использую их DataMaster для считывания SMPTE с моего 1/2" 16-дорожечника и преобразования SMPTE в "ADAT speak" для синхронизации моего ADAT с 16 -дорожечником. DataMaster также поддерживает MTC и MMC, но мой секвенсор - нет. Здорово, я, теперь придержу мой Notator и Atari 1040-ST!

b. Синтезаторы

Синтезаторы резко изменились с тех пор, как компьютерные чипы стали обнаруживаться в их схемах в ранних 80-х. До этого они представляли собой довольно громоздкие машины, с нестабильной настройкой, в лучшем случае двухголосые, и их нужно было перепрограммировать вручную для каждого нового звука. Знаменитый Mini-moog и синтезаторы Arp были популярными моделями 70-х.

Первым действительно полифоническим синтезатором с патч-памятью стал Sequential Circuits "Prophet 5", дебютировавший в 1980. Он имел аналоговые осцилляторы с их обычными проблемами в настройке, но его патч-память и универсальность программирования революционизировала производство и использование синтезаторов для "живого" исполнения. Впервые клавишники могли изменять звуки прикосновением к кнопке.

Скоро последовали цифровые осцилляторы, и все вариации методов синтеза стали использовались в той или иной форме. Полифония, или то, сколько голосов одновременно могли быть воспроизведены этими устройствами, также начала расширяться. MIDI-протокол позволял вам иметь различный звук на каждом из 16 MIDI-каналов, будучи ограниченным только возможностями вашего MIDI-синтезатора. Yamaha FB-01 был одним из самых ранних синтезаторных "модулей", который использовал преимущество этой особенности MIDI.

Yamaha DX-7 стал наиболее популярным цифровым клавишным инструментом в середине 80-х. Roland также произвел много популярных синтезаторов серий Jupiter и Juno. Korg представил встроенные в синтезаторы DW-6000 и DW-8000 эффекты. Korg точно попал в цель с синтезатором M-1, представленным около 1990 года. Один из первых проектов рабочей станции, он объединил технологию сэмплирования и синтеза, чтобы произвести крупный акустический прорыв в мире синтезаторов вместе со встроенным секвенсором и цифровыми эффектами. MIDI-синтезаторы постоянно продолжают становиться более мощными за меньшее количество денег, и эта тенденция продолжается.

c. Сэмплеры

Сэмплеры во многом похожи на синтезаторы. В синтезаторе осцилляторы производят начальный звук, который затем изменяется фильтрами и низкочастотным осциллятором LFO и посылается через огибающие и усилители, и т.д. В сэмплере, с другой стороны, начальный источник звука может быть тем, который был выбран в качестве сэмпла. Затем вы можете применить все фильтры, LFO, огибающие и усилители.

Первыми клавишные сэмплерами, доступными в ранних 80-х, стали серии EMu Emulator. Со встроенным дисководом 5,25" они были большими, тяжелыми, дорогими и устрашающе звучащими. Akai S-612 и Ensoniq Mirage стали двумя из первых рэковых MIDI-сэмплеров. Приз за первый недорогой полифонический клавишный MIDI-сэмплер переходит к Casio FZ-1.

Он появился в 1985 и имел 8 выходов и стандартный дисковод 3,5" для сохранения данных. Akai выпустил самые популярные рэковые сэмплеры S-900, развившиеся затем в S-950. Затем появились стерео сэмплеры, и, как и все эти устройства, они только продолжают становиться более мощными и менее дорогими. Доступные недавние опции включают наличие CD Rom, жесткий диск SCSI и оптические цифровые интерфейсы.

d. Компьютеры

Компьютеры стали незаменимыми в создании современной музыки. Их можно найти в синтезаторах, записывающих устройствах, эффектах, системах автоматизации и синхронизации. Это они сделали MIDI-революцию возможной.

Наиболее популярное музыкальное программное обеспечение в 80-х было написано для компьютеров Apple MacIntosh и Atari 1040-ST. В Европе Atari был доминирующей машиной, а C-Lab "Notator" и Steinberg "Cubase" были двумя популярными программами. В США компьютеры Atari были гораздо дешевле, чем машины Mac, но в ранних 90-х, столкнувшись с трудностями в бизнесе, они в конечном счете исчезли с рынка. Atari все еще наслаждается своим присутствием в Европе и представленной серией Falcon, включающей цифровые возможности 8-дорожечной записи прямо из устройства!

Mac всегда имел неистовых привеженцев, несмотря на более дорогое "железо". "Performer", "Vision" и "MasterTracks Pro" - все они были мощными секвенсорными программами, написанные для этой уникальной операционной системы. Цены на "железо" несколько уменьшились, а Mac всё еще наслаждается базой лояльных пользователей и большой долей музыкального рынка.

IBM сперва не был популярен у музыкантов. У Voyetra Systems ожидался секвенсорный пакет для PC, но его не было, пока в конце 80-х не появился Windows. Cakewalk стал популярной программой для этой платформы в ранних 90-х, а скоро последовали и другие. E-Magic Logic Audio - мощный пакет для цифровой записи и секвенсора, который первоначально был написан для Mac, но фактически работает лучше на платформе Windows.

Реально крупным прорывом для IBM было расширение её доли на рынке благодаря популярности Windows, увеличивающейся мощности чипов для PC и ценовым перепадом между PC и Mac. 386 уступил дорогу 486, который уступил дорогу Pentium, а их скорости и эффективность продолжали возрастать. Одно время Apple имел перевес в цифровых системах записи, но платформа Windows/IBM теперь становилась доминирующей платформой.

Системы записи на жёстком диске быстро развиваются, и компьютеры записывают и действуют как внешний интерфейс между оператором и записывающим устройством. Дисковая система SoundScape из Великобритании использует специализированный рекордер и внешний интерфейс Windows. ProTools, который сначала только развивал программное обеспечение для Mac, выпустил Session 8, 8-трековый рекордер на базе жёсткого диска для платформы Windows в 1993, и теперь ProTools полностью поддержан также на платформе PC. Компьютеры стали достаточно мощными. Так, теперь вы можете секвенсировать ваши синтезаторы и программировать барабаны, затем делать запись вашего гитарного усилителя и вокальных партий в компьютер, и разместить в цифровой форме записанные треки напротив секвенсированных треков, - все при помощи одной программы. Vision для Mac, Cakewalk Pro и C-Lab Logic для PC, и Cubase для Atari Falcon, все имеют эту возможность.

Цифровая запись и редактирование являются логическими работами для компьютера, и имеется много систем, пользующихся преимуществом этой мощи. В основном, компьютер действует как процессор для музыки. Материал записан в компьютер, и затем вы это режете и реорганизуете, применяете эквалайзер, выверяете и размещаете всё это вместе так, как вам нравится. Имеется обычный комплект ставших теперь стандартными цифровых входов и выходов AES/EBU. Более новые разработки имеют цифровые интерфейсы для популярных цифровых записывающих устройств Alesis ADAT и Tascam DA-88.

Другой способ использования цифровой системы редактирования состоит в записи ваших миксов фрагментами. Если у вас нет консольной автоматизации, а микс слишком усложнён, просто сделайте запись вашей песни в сегментах и редактируйте это вместе. Теперь доступно несколько мощных цифровых программ редактирования - SAW Plus и Sound Forge.

К содержанию

8. ЗАПИСЬ С ПОМОЩЬЮ PC

Появление в огромных количествах записывающего "железа" и программного обеспечения вылилось в низкие цены, и теперь каждый хочет использовать свой компьютер, чтобы делать музыку. Больше половины вопросов, получаемых мною в 'Ask the Doctor', связаны с записью при помощи компьютера. Количество звуковой мощи, предлагаемой начинкой PC, сегодня невероятно.

Главная задача - то, что слишком часто сложным процессом является правильная работа программ и "железа". Однако, если только вопросы "конфигурации" решены, звукозаписывающий мир PC может доставить много радости от работы и произвести записи очень высокого качества.

Пользователям Мас. Я не имею никакого частного интереса, чтобы выбирать Mac или PC. Я использовал Mac, когда начал работать в Calliope Studios в Нью-Йорке в 1986 году. Тогда для моих собственных проектов Atari был намного более дешевым вариантом и делал то, в чем я нуждался, так что я использовал его. PC и Mac время от времени оба "слетают" и оба имеет своих приверженцев. Используйте то, что для вас является удобным. Звук, выходящий наружу, настолько хорош, насколько хорош оператор, "вкладывающий" его внутрь. ProTools не гарантирует появление хита, также как и Стратокастер, пропущенный через стэк Marshall не означает, что вы звучите как Jimi Hendrix.

Помните, поскольку вы ищете смысл в мире музыки, компьютер - это инструмент, который может делать только то, что от него хотят...

a. Программное обеспечение

Для начинающих - выясните, что вы хотите сделать. Вы уже имеете демо, но вам необходимо редактировать и объединить ваши стереомиксы из DAT? Или не имеете DAT, и хотите записывать ваши миксы непосредственно в компьютер? Или хотите сделать многодорожечную запись на компьютере, то есть записать барабанщика, басиста и гитариста одновременно, и соединить на компьютере? Или вы хотите синхронизировать компьютер и ADAT и использовать их оба для записи? Или вы не имеете другого оборудования и хотите делать это все на компьютере?

Да, вы видите, что имеется много вопросов, чтобы ответить на них, прежде чем вы что-либо купите! Все эти компании программного обеспечения имеют веб-сайты. Рассмотрите программное обеспечение, которое вы, возможно, захотели бы использовать, и выясните, что делают различные пакеты. Важно! Каждый из этих изготовителей программного обеспечения перечисляет возможности каждой её части также как и минимальные возможности PC, требуемые, чтобы работать на том программном обеспечении. Я могу гарантировать вам, что, в конечном счете вы не будете счастливы, если подумаете всерьёз, что программное обеспечение для создания музыки работает на "машине с минимальными требованиями", перечисленными в спецификациях. Поговорите с их представителем, и заставьте их сообщить вам, на чем в действительности это работает.

Записывающие программы бывают нескольких видов. Имеются двухтрековые стереопрограммы, такие, как Sonic Foundry Sound Forge. Это очень мощный двухтрековый пакет для редактирования, но в основном он разработан, чтобы работать над одной песней в стерео. С программой многодорожечной записи вы могли бы работать над отдельными песнями сразу, делать перекрёстные затухания и накладывать окончания и начала, и т.д., или фактически записать и свести части, как вы могли бы сделать это на любом многодорожечном рекордере. Имеется большое количество многодорожечных программ, таких, как Syntrillium Cool Edit Pro, IQS Saw Plus и SEK'd Samplitude.

Имеются также мощные MIDI-программы с возможностями цифровой обработки звука: MOTU Digital Performer, E-Magic Logic Audio и Opcode Vision DSP. С ними вы можете программировать MIDI-секвенции, записывать ваше аудио и помещать цифровое аудио прямо в секвенции. Аудио становится другим звуком, который взаимодействует с остальной частью MIDI-секвенции.

Вот где понадобятся возможности вашей звуковой карты. Если вы только делаете запись гитары и вокала, то вы будете, возможно, удовлетворены простой аналоговой карточкой с левым и правым каналами, входом и выходом. Для сведения фонограммы она должна иметь функцию "full duplex", означающую, что звуковая карта одновременно может подавать и принимать сигнал. Цифровое соединение на звуковой карте означает, что вы посылаете свой микс из компьютера на цифровой вход DAT-машины. Чтобы пользоваться преимуществом программ многодорожечной записи, вы захотите использовать множественные аналоговые входы и выходы, и именно поэтому они стоят больше. Обратите внимание на количество каналов для одновременной записи и воспроизведения, так же как и на тип соединений - аналоговых или цифровых.

Для записи CD на вашем компьютере, вам необходимо иметь программное обеспечение. Много компаний программного обеспечения теперь имеют отдельные добавления для СD-R-программ, являющимися составной частью этих самых программ. Вообще, они довольно сложны и позволяют перемещать идентификационные маркеры, изменять информацию субкода и т.д. Самое дешевое автономное программное обеспечение для записи CD, которое я видел - Adaptec Easy CD-Pro. Оно досталось мне вместе с самим пишущим CD-ROM. Оно просто позволяет размещать по порядку звуковые файлы и записать компакт-диск. Каждый отдельный звуковой файл получает идентификатор на компакт-диске. Вы не можете разместить id или информацию субкода.

Easy CD-Pro является также программой резервирования файлов, и это действительно полезно, когда вы заполнили жесткий диск звуковыми файлами. Верьте мне, он заполнится быстрее, чем вы может вообразить! Когда я закончил проект на компьютере, я сохраняю все связанные файлы на CD-R и уничтожаю старые файлы на моем жестком диске. Когда я должен работать над этим снова, я выгружаю резервированные файлы из CD-R и продолжаю работу над ними.

Итак, вы определились с программным обеспечением и даже, по счастью, имели возможность поговорить с кем-то, кто использует его, или даже лучше - видели программу в работе. Теперь вы нуждаетесь в "железе", чтобы эта программа заработала.

b. "Железо"

Компьютер: Приобретите самый быстрый процессор Intel, который вы можете себе позволить. Чипы AMD и Cyrix более дешевы, но возможно, вы захотите работать с Intel. Спецификации, которые я видел у отдельных компаний, не гарантируют работу программ на чипах, сделанных не Intel. Также проверьте материнскую плату на предмет скорости шины системы (66MHz на старших моделях, 100MHz и 133MHz на более новых), количество и тип встроенной оперативной памяти (чем больше, тем лучше), и число свободных слотов для PCI/ISA карт (чем больше, тем лучше). Если у вас имеются "древние" ISA-карты, которые вы хотите использовать, удвойте проверку, потому что многие новые материнские платы предлагают только PCI.

Оперативная память. По крайней мере, 128Мб оперативной памяти, 256Мб или больше - было бы лучше. Раньше использовались 30 и 72-контактным 60-наносекундные чипы. Более новые платы могут использовать 168-контактную SDRAM чипы, работающие при 7 наносекундах на 100MHz шине. Прочитайте руководство по материнской плате, чтобы выяснить тип, скорость и физические параметры памяти, которую вы должны использовать. Некоторые машины используют пару, некоторые могут работать с различными размерами (64Мб и 128Мб), некоторые не могут.

Монитор. Все это программное записывающее обеспечение страдает от одного и того же. Они постоянно заполняют экран слишком большой информацией. 17" мониторы стоят ниже $300, так что приобретите 19" или 21", если сможете. Вы будете благодарить меня позже. С 2001 года 15" плоские мониторы предлагают почти то же самое экранное пространство, что и 17" мониторы, и находятся в диапазоне $600. Они занимают намного меньше места и выделяют меньшее количество тепла.

Слоты PCI/ISA: Большинство программ для музыки теперь пользуется преимуществом слотов PCI. Вы захотите иметь по крайней мере 4 из них. Некоторые карты PCI длинные, а некоторые короткие, таким образом, внутренние габариты корпуса вашего компьютера могут иметь значение. Приобретайте, если возможно, корпус вертикального исполнения; это даст вам пространство, чтобы позже прибавить жестких дисков и дополнительное оборудование.

Блок питания. Вам будет нужен самый мощный, какой вы можете себе позволить, т.к. у вас будет иметься большое количество периферийных устройств, находящихся там. Также выбирайте самый "тихий" блок питания, который вы можете себе позволить. От этого вентилятора одна проблема.

Жесткие диски. Приобретите отдельный жесткий диск, который будет использоваться только для цифрового звука. Звуковые файлы огромны, и не нужно их записывать на том же самом жестком диске, где находится ваша операционная система. Жесткие диски IDE и новые Ultra-ATA IDE быстры (66MB/sec и даже более новая 100Мб/с версия) и очень дешевы.

Материнская плата PC имеет гнезда для 4 жестких дисков IDE, хотя некоторые могут иметь только два из быстрых типов UDMA. Соединение дополнительных жестких дисков потребует небольшой работы. Вы должны будете убедиться, что ваш BIOS распознаёт жестких дисков. Обычно при загрузке возникает сообщение: "нажмите F1" или что-нибудь вроде этого. Инструкции для привода и вашей материнской платы помогут вам с этими установками. Вам также будет нужно установить разъёмы на самом приводе в положение master или slave.

На моей системе я использую три жестких диска. Один выделен под операционную систему и программы. Два других - для цифрового звука. Один - EIDE 1.6Гб, а два других - UDMA 6.4Гб. Привод EIDE работает прекрасно, только медленнее. Проверьте спецификации материнской платы! Много проблемы программного обеспечения возникают из-за "железа".

Бывает, что для возможностей иметь больше, чем четыре жестких диска, единственным выбором был только SCSI-контроллер, позволяющий, по крайней мере, семи SCSI-устройствам быть соединёнными вместе. SCSI бывает разных видов и он немного быстрее, но SCSI-периферия обычно стоят в два или три раза дороже своих собратьев IDE. Таблица, находящаяся ниже, показывает соответствующие скорости обмена.

IDE/UltraDMA SCSI
IDE/ATA 2.1 - 8.3 MB/sec SCSI 5 MB/sec
EIDE 11.1 - 16.6 MB/sec Fast SCSI 10 MB/sec
Ultra ATA(UDMA) 33.3 MB/sec Fast Wide SCSI 20 MB/sec
New Ultra-DMA 66 MB/sec Ultra SCSI 20 MB/sec
New Ultra-DMA II 100 MB/sec Ultra 2 SCSI 40 MB/sec

USB - новый интерфейс. Теоретически, вы можете иметь с USB 127 устройств шлейфового подключения. Нет необходимости в специальной карте, потому что это - встроенный формат на большинстве новых компьютеров (после 1999 года) и он более быстрый для цифрового звука. Он удобен, потому что периферийные устройства USB имеют функцию горячего запуска (это значит, что их можно подключать и отключать на работающем компьютере), а требования к кабелям ниже, чем с устройствами SCSI. Теперь жёсткие диски USB, CD-R, CD-RW и съёмные диски доступны.

Tascam и Event недавно появились с небольшими цифровыми звуковыми микшерными пультами, использующими интерфейс USB. Они оба стоят примерно $600 и имеют 8 регуляторов, EQ, цифровой вход и выход, и т.д. Когда вы устанете от записи с помощью "мыши", вы можете попробовать одно из них как интерфейс между вами и вашим любимым записывающим программным обеспечением.

Самый новый звуковой интерфейс FireWire и этот будут искрой, зажигающей "железную" революцию. Никаких PCI карт, только подключай и начинай записывать. Он, также как и USB, находится на материнской плате, готовый к рок-н-роллу. Устройства, использующие преимущество FireWire, начали появляться в 2001.

Сменные приводы: Стандартный картридж Zip-привода содержит приблизительно 10 минут 44.1 цифрового стереозвука. 1Гб Jazz или Syquest Sparq содержит приблизительно 100 минут 44.1 цифрового стереозвука. Если вы создаёте много различных проектов, передвижной носитель памяти может быть очень полезен. Картриджи Zip - приблизительно $10 за штуку, картриджи Jazz - $90-100 и картриджи Sparq - $33 за штуку.

К сожалению, Syquest отошёл от дел с лета 99-го, так что Iomega действительно не имеет конкуренции и может "заряжать" то, в чем они нуждаются. Имеется новый съёмный привод, названный Orbit, который здорово похож на Syquest Sparq. Он содержит 2.2Гб на одном картридже, и они стоят приблизительно $35 за штуку.

CD-R и CD-RW. 12-скоростные СD-R-приводы - теперь в диапазоне $300! Они могут быть SCSI или также IDE. Набор CD-R на шпинделе - менее $0.2 за каждый. Приобретите приличный "струйник", делайте одновременно ваши собственные наклейки и собственные CD. Я подобрал себе 8x SCSI CD-R за $200 в ноябре 99-го. Фактически, я имею 2x SCSI CD-R и 8x SCSI CD-R, установленными на моей системе. У меня имеется некоторое количество старых backup программ, которые работают с 2x CD-R, а я использую 8x для записи CD. Я люблю записывать 50-минутный CD за 8 минут!

CD-RW - это самое лучшее для резервирования ваших файлов. Для компьютера он выглядит наподобие другого жесткого диска, и вы можете повторно использовать этот носитель. СD для них более дороги, но не стоит над этим задумываться.

Звуковая карта. Это - элемент, который принимает звук в компьютер и выдаёт его наружу. Имеется большое количество звуковых карт, и вам необходимо выбрать правильную карту для работы, чтобы делать то, что вам нужно. Снова сходите на веб-сайты производителей. Убедитесь, что программное обеспечение, имеющееся у вас, будет работать со звуковой картой, которую вы присматриваете. Программное обеспечение должно перечислять звуковые карты правильно работающие с ним.

Не приобретайте карту, имеющую только цифровые входы/выходы, если вы не имеете DAT-машину или другое устройство, считывающее цифровой сигнал. Имеются два вида цифровых входов/выходов. Один - S/PDIF, использующий соединитель типа RCA (как на вашей кассетной деке), а другой - AES/EBU, использующий канон (как у микрофона). Некоторые карты имеют одно, а другие имеют оба этих соединения. Вы не можете подключать их к вашей стереосистеме и слушать через них! Будь то просто карта для редактирования стерео или для многодорожечной записи, приобретайте звуковую карту по крайней мере со стереовыходом для аналогового монитора, тогда все цифровые колокола и свисты изольются на вас; вы можете подключать это к вашей стереосистеме и слышать то, что происходит или не происходит!

Слово о Wordclock. Если вы используете компьютер только для записи и микширования, это вам не нужно. С другой стороны, если вы планируете использовать компьютер с другими цифровыми устройствами типа ADAT или DA-88, или цифрового микшерного пульта Panasonic DA7 или Yamaha 02R, то это очень важно для вас.

Все цифровые устройства имеют компьютеры внутри них, работающие на своих собственных внутренних частотах. Чтобы работать вместе должным образом, должен иметься Master Wordclock, устройство, соединяемое со всеми другими. Когда вы начинаете связывать их между собой и перемещать цифровой сигнал между устройствами, и должным образом не соединив входы и выходы wordclock, то эти различные цифровые частоты начинают вызывать проблемы: щелчки и трески, случайный шум, расхождения в синхронизации, сдвиг звука или вообще никакого звука. Кроме того, различные комбинации цифрового оборудования требуют некоторого экспериментирования относительно того, какое устройство должно быть wordclock master.

Драйверы. Это небольшие программы, которые связываются с операционной системой, будь это Win95, Win98, NT или Win3.11 и облегчают плавное взаимодействие между вашим аппаратным и программным обеспечением. Win95 имел версию 1 и версию 2, так же, как и Windows 98, а теперь, для вящего удовольствия, мы имеем Windows 2000. Вы должны удостовериться, что ваше программное обеспечение и оборудование поддержаны любой версией Windows, находится на вашем компьютере.

NT в этом ряду стоит особняком, так как он не поддерживает формат "plug and play". NT очень крепкая система, но "железо" должно быть специально подобрано для NT платформы. Всегда обещают новые драйверы, но если они недоступны, вам не повезло.

Вопросы совместимости. Большинство изготовителей программного обеспечения перечисляет системы и "железо", испытанное на предмет работы с их продуктами. Найдите эту информацию и используйте её. Это могло бы уберечь вас от многих головных болей. Так как PC - "самосборная" коробка, деньги, сэкономленные вами при самостоятельной сборке, ничего не будут значить, если программное обеспечение не будет работать на нём должным образом.

Давайте сделаем обзор. Чтобы получить эту игрушку, вам необходимо:

Устройства    
системный блок   $1000-2000
монитор   $ 200-800
звуковая карта   $ 350-1000
дополнительные жесткие диски   $ 200-600
приводы CD-R/CD-RW   $ 200-600
программное обеспечение для аудио   $ 100-800
программное обеспечение для MIDI
(?)
$ 100-800
програииное обеспечение для записи CD
(?)
$ 100-500
SCSI-контроллер
(?)
$ 120-300
Контроллер UltraDMA-66/100
(?)
$ 100
Съемные накопители
(?)
$ 300
Студийное оборудование    
микрофоны, микрофонные предусилители (?)  
эффект-процессор (?)  
микшерный пульт (?)  
акустические мониторы (?)  
магнитофон (?)  
Цифровой синхронизатор (?)  

Это - существенные капиталовложения и, как вы можете видеть, более существенные, чем просто покупка компьютера. Если вы нормальный человек, подавите раздражение, купите компьютер и сложите вместе, сконфигурировав в единое целое, все его жёсткие диски, съёмные дисководы, CD-R и CD-ROM. Подготовьтесь как следует и прочитайте внимательно то, на что обычно не обращаете внимания, прежде чем сделать покупку. Удачи!

К содержанию


При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter



Имя:
Ваше мнение:
Введите символы на картинке:


Последние сообщения:


Все сообщения