Главная Форум Интернет-магазин
Реклама  |  О проекте  |  Обратная связь

 

 

 



 

Эффекты

Электронная обработка гитарного сигнала. MIDI-гитара


      Автор: Сергей Арзуманов
      Дата публикации: 03 ноября 1997 г.

MIDI - гитара - явление настолько новое и малоизученное, что все ее возможности до сих пор еще неизвестны. При использовании этой технологии перед гитаристом открываются настоящие горизонты творчества. Новые грани гитарного исполнительства, которые еще совсем недавно казались утопией, воплотились в реальность с помощью таких музыкантов, как Алан Холдсворт, Пэт Метини, Джон МакЛафлин, Роберт Фрипп. В заключительной статье серии "Электронная обработка гитарного сигнала" мы расскажем об удивительном мире MIDI - гитары, и о том, что сулит нам, гитаристам, это недавно появившееся фантастическое устройство.

Что же такое "MIDI"? Расшифровывается эта аббревиатура как "Musical Instrument Digital Interface", то есть "цифровой интерфейс музыкальных инструментов". Несмотря на свое более чем 15 - летнее существование, MIDI остается единственным стандартом обмена данными между любыми цифровыми музыкальными устройствами, будь то синтезатор, эффект - процессор или многодорожечный рекордер. Наверняка всем известно, что из себя представляет MIDI - клавиатура - собственно это клавишный инструмент, служащий для передачи сообщений на внешние цифровые приборы в соответствии с протоколом MIDI. Например, при подсоединении такой клавиатуры к компьютерной звуковой карте по MIDI - кабелю, становится возможным использование банков звуков этой карты. Иными словами, клавиатура выступает в роли MIDI - контроллера; собственно так ее иногда и называют. В роли контроллера может выступать любой инструмент, адаптированный к этим задачам - клавишный, струнный, духовой, ударный... И гитара не стала тут исключением. Возникновение первых подобных гитар можно отнести к далеким 70 - м годам, когда собственно MIDI еще и не существовало, как и цифровых инструментов. Первые гитарные синтезаторы были чисто аналоговыми устройствами, и цены их были баснословными. Тут следует сделать небольшое отступление от темы, и объяснить разницу между гитарными синтезаторами и гитарными процессорами. Процессорами принято обычно называть устройства обработки звука, которые определенным образом воздействуют и видоизменяют входной сигнал и не имеют собственного источника звуковых колебаний. Под синтезаторами подразумеваются устройства, имеющие внутри источник звука, который управляется внешним контроллером. Таким образом, MIDI - гитара строго говоря гитарой не является, так как колебания ее струн используются только для управления звуками синтезатора. Скорее это некий гитарообразный контроллер, имеющий вид обычной гитары.

С появлением стандарта MIDI много известных производителей музыкальной аппаратуры бросилось выпускать гитарные MIDI - контроллеры. Roland, Ibanez, Digitech, Korg, Casio, Zeta Systems и множество других фирм выбросили на рынок десятки различных моделей подобных устройств, но не все гитаристы спешили их покупать. Основная сложность заключалась в быстродействии системы распознавания нот. При щипке струны проходило какое - то время, прежде чем струна набирала определенную амплитуду колебаний, необходимую для устойчивого определения взятой ноты. В особенности это касалось басовых струн, имеющих низкую частоту колебаний. Про бас - гитары речь уже не шла вовсе. Стали появляться гитарные контроллеры, у которых для быстрого определения сыгранной ноты в каждый лад грифа был вмонтирован специальный датчик. На некоторых моделях для игры даже не требовались струны. Однако мы рассматривать такие инструменты не будем, потому что гитарами их назвать можно с очень большой натяжкой...

Современная MIDI - гитара представляет собой обычную гитару, на которой установлен специальный полифонический звукосниматель, то есть звукосниматель, передающий отдельный сигнал с каждой струны. Одновременно на гитару устанавливается небольшой блок управления, с которого можно управлять синтезатором; в этот же блок поступает сигнал с обычного выхода гитары, что позволяет регулировать баланс между гитарным и синтезаторным звуком В этом и заключается вся прелесть такой гитары - она универсальна: при необходимости инструмент может работать как обычная гитара, как MIDI - гитара или как обе одновременно при смешивании двух сигналов. Используя вместе с гитарным синтезатором гитарный процессор для обычного аналогового сигнала, можно добиться совершенно удивительных звучаний.

Оба сигнала (с обычных и с полифонического звукоснимателей) передаются с блока управления по одному многожильному кабелю в очень важное и ответственное устройство - MIDI - конвертер. Этот прибор непосредственно отвечает за распознавание нот и дальнейшее преобразование их в MIDI - сигналы. Из - за чрезвычайной сложности аналогового гитарного сигнала возможно возникновение различных ошибок - неправильное распознавание высоты тона, "зависание" ноты и пр. Из - за этого при исполнении произведения на MIDI - гитаре требуется применять определенную технику игры - более аккуратную, чем обычно: нельзя глушить струны ребром ладони правой руки, нельзя резко снимать палец со струны, нельзя играть "затухающие" аккорды (так как высокие и низкие струны имеют различную продолжительность звучания). Так же из - за малой пропускной способности безнадежно устаревшего MIDI - интерфейса, нельзя играть "чесовый", "бренчащий" аккомпанемент на всех шести струнах - поток данных не будет успевать передаваться на другие устройства.

Непосредственно с MIDI - конвертера сигнал поступает на источник звука - синтезатор или семплер. Конвертер и синтезатор могут быть как совмещенными в одном корпусе, так и выполненными в виде самостоятельных устройств. Вся вышеизложенная схема изображена на рис.1.

рис.1

Наличие на конвертере входов и выходов MIDI и дает то огромное преимущество, с помощью которого становятся реальными фантастические возможности, заложенные в MIDI - гитаре. Рассмотрим, что же это за такие возможности.

Используя различные синтезаторы и семплеры, музыкант имеет доступ практически ко всем звукам, существующим в настоящее время. Это может пригодиться для создания необычных звучаний электрогитары как на концерте, так и на студии. Для более естественного звучания инструмента имеется возможность подмешивания синтетического сигнала к сигналу гитарному. В таком случае возникает ощущение одновременной игры сразу двух инструментов - гитары и синтезатора.

рис.2

Еще одно неоспоримое преимущество - управление с помощью MIDI - гитары секвенсором или компьютером (рис.2). Наверняка многие гитаристы пользуются для записи в секвенсор синтезаторными клавиатурами и испытывают при этом определенные неудобства - гитара для них более привычный инструмент. С появлением MIDI’фицированной гитары эти проблемы исчезли - теперь партии различных инструментов, будь то медные духовые или ударные, записывать стало гораздо легче (во всяком случае гитаристам, не особенно хорошо владеющим фортепиано). В принципе, такой гитарой можно управлять даже всей студией (рис.3), включающей в себя компьютер, синтезаторы, семплеры и другие MIDI - устройства.

рис.3

Новые горизонты деятельности открывает MIDI - гитара и для преподавателей. Любые партии, исполняемые учеником, записываются на компьютерный секвенсор, после чего их можно распечатать, проанализировать, прослушать в замедленном темпе и мгновенно найти допущенные при игре ошибки. В принципе, возможно даже создание целых компьютерных гитарных классов.

Какие же модели MIDI - звукоснимателей и конвертеров наиболее популярны сегодня в мире? На отечественном рынке практически всю музыкальную нишу заполонила японская фирма Roland - электронная гитара представлена полифоническим звукоснимателем GK - 2а (пришедшим на смену GK - 2) и конвертерами - синтезаторами серии GR (GR - 1, GR - 09, GR - 30, GR - 50). Тем, кому встроенный синтезатор не нужен (при использовании внешних устройств), предлагается чистый конвертер GI - 10. К сожалению, кроме вышеупомянутых устройств найти в продаже какие - либо альтернативные варианты довольно затруднительно. Между тем, существуют другие производители MIDI - гитар, зачастую выпускающие продукцию гораздо более высококачественную, нежели Roland. В первую очередь следует упомянуть, наверное, фирму Blue Chip, изделиями которой с удовольствием пользуются многие известные гитаристы, в том числе и Джон МакЛафлин. Революционные разработки в области электроники и алгоритмов распознавания нот возносят продукцию этой фирмы на вершины, недосягаемые пока другими конкурентами. Уникальная методика, положенная в основу работы MIDI - конвертера AXON, позволяет распознавать ноту не дожидаясь "раскачки" струны, то есть по первому же щипку, что гарантирует минимальные задержки при воспроизведении звука. Стало возможным MIDI’фицировать бас - гитары, основная проблема которых заключается в низкой частоте колебаний струн и соответственно большим временем распознования нот. Еще одна уникальная возможность - определение места щипка струны: имеется три зоны щипка, каждая из которых может быть задана со своими собственными MIDI - параметрами. По лицензии Blue Chip, приобретенной фирмой Yamaha, выпускается модель конвертера G50. Впрочем, Yamaha до этого уже выпускала подобную продукцию в виде специальной гитары и конвертера к ней (модели G10 и G10C).

В числе других фирм, выпускающих подобную продукцию - гитарные Gibson, Steinberg, Hammer (со встроенной электроникой Roland); Zeta Systems, обычно специализирующаяся на электроскрипках; New England Digital (ею разработан специальный и безумно дорогой интерфейс для сопряжения с великолепной системой Synclavier); Casio (выпустила модели гитар серии PG и MG со встроенной MIDI - начинкой); немецкая Shadow (ее MIDI - звукосниматели использованы в гитарах, выпускаемых фирмами Charvel, Ovation, Takamine) и множество других. Следует заметить, что в этом, достаточно молодом направлении гитарной технологии, еще не существует каких - то общепринятых стандартов, поэтому звукосниматели и конвертеры разных производителей во многих случаях между собой несовместимы.

Какое же будущее ждет MIDI - гитару? Вытеснит ли она обычную электрическую гитару или так и останется на уровне экспериментального и экзотического инструмента? Не надо забывать, что техника, в особенности цифровая, движется вперед семимильными шагами, и те проблемы, которые сейчас ограничивают повсеместное распространение MIDI - гитары, в ближайшем будущем могут быть успешно решены. На взгляд автора этой статьи, самый большой недостаток MIDI - гитары - недостаточная передача выразительности и технических приемов, используемых при игре. Впрочем, это относится скорее ко всему MIDI - стандарту в целом - ведь он задумывался прежде всего как стандарт для клавишных инструментов и не учитывал специфики гитарной игры. С появлением нового стандарта обмена данными (который рано или поздно должен появиться на рынке) и устранением вышеуказанных недостатков MIDI - гитара вполне может стать конкурентноспособным инструментом в мире музыки. Скорее всего, она не вытеснит электрогитару, а будет использоваться наравне с ней, как используются сейчас бок о бок элекро - и акустические гитары. Подождем - время покажет...


При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter



Имя:
Ваше мнение:
Введите символы на картинке:


Последние сообщения:

17.11.2013, Саша
В лучшем случае её, при сильном улучшении, со временем ожидает судьба стика Чэпмена.

Все сообщения