|
      Автор: Сергей Арзуманов       Дата публикации: 14 октября 1997 г.
Жако Пасториус, Стэнли Кларк, Джон Патитуччи, Маркус Миллер...
Кому из бас - гитаристов не знакомы эти имена! Виртуозная техника и море
фантазии и выдумки сделали игру этих музыкантов эталоном
исполнительского мастерства для многих и многих людей. Не последнюю
роль в этом сыграло великолепное звучание их бас - гитар, способное
заворожить даже неискушенного слушателя. Не секрет, что практически во
всей современной эстрадной музыке основная нагрузка приходится на
ритм - секцию, где бас - гитара выполняет важнейшую роль, и ее звук
напрямую связан с получением плотного ритмического звучания всего
коллектива. В этой статье мы поговорим о том, как можно добиться
приемлемого звучания этого инструмента, и какие приборы обработки
сигнала необходимо при этом использовать, но прежде рассмотрим
специфические особенности бас - гитары.
Очевидно, что ее звучание очень низкое по частоте - ее диапазон
лежит примерно в пределах 41Гц - 392Гц для четырехструнного баса (для
сравнения - у гитары диапазон составляет примерно 82Гц - 1,3кГц);
естественно, имеется в виду основная частота - за счет наличия
обертонов диапазон значительно расширяется . Это сразу накладывает
определенные ограничения на звукоусилительную аппаратуру - она должна
быть рассчитана на бульшую мощность, в приборах обработки сигнала
также учитывается преобладание низких частот. Следует заметить, что в
случае пяти - и шестиструнных бас - гитар область частотного диапазона
еще более расширяется, что необходимо принимать во внимание при
коррекции амплитудно - частотной характеристики.
Как известно, бас - гитары, появившиеся в начале 50 - х годов, являются
чисто электрическими инструментами. При необходимости использования
акустического звучания применялся контрабас, имеющий совершенно другую
специфику игры. Однако, в последние годы популярными становятся
басовые акустические гитары, которые очень любят использовать
известные рок - исполнители в своих акустических концертах (так
называемых "unplugged"). Такие гитары, как правило, имеют внутри
корпуса установленные пьезодатчики и небольшой темброблок с
эквалайзером, то есть практически не отличаются от обычных
шестиструнных электроакустических гитар. Естественно, такая гитара
требует принципиально иного подхода к обработке звука, нежели простая
бас - гитара; скорее здесь подходят методы, описанные в предыдущей
статье, посвященной акустической гитаре.
Как электрическая, так и акустическая бас - гитары могут иметь
ладовый или безладовый (fretless) гриф. В этом случае звучание гитар
имеет ярко выраженные различия. При отсутствии ладов звук содержит
гораздо меньше высокочастотных составляющих за счет контакта струны с
мягкой подушечкой пальца. При опоре струны на ладовую перегородку в
звучании появляется некая жесткость и "конкретность".
Очень часто бас - гитары имеют так называемую "активную" электронику.
Это означает, что усиление сигнала со звукоснимателей происходит
непосредственно в схеме, встроенной в гитару или в сами
звукосниматели. Таким образом, сигнал на выходе гитары приобретает
высокий уровень, что снижает дальнейшие потери, а выход гитары и вход
усилителя имеют согласованные сопротивления. В этом случае
звукоусилительная цепь может иметь несколько другой вид.
Не менее заметная разница в звучании проявляется и при
использовании различной техники игры. Обычно большинство басистов
играют пальцами, однако бывают случаи применения медиатора. Это
придает звуку более жесткий тембр с характерной и резкой атакой.
Использование приема "слэп" вообще очень специфично и является
наиболее трудным случаем достижения хорошего саунда. С одной стороны,
необходимо подчеркнуть острую и глубокую низкочастотную атаку в момент
удара по струне большим пальцем, а с другой стороны должно быть хорошо
слышно большое количество высокочастотых составляющих, возникающих от
соприкосновения колеблющейся струны с ладовыми перегородками в момент
ее сбрасывания с пальца. В таких случаях, при наличии полного спектра
частот, может возникнуть необходимость расщепления сигнала на две
частотных полосы с отдельной обработкой каждой из них (данный вариант
будет рассмотрен ниже).
Пожалуй, наиболее распространенным устройством обработки басового
сигнала является всем известный графический эквалайзер - недаром им
оснащены очень многие басовые комбоусилители. Единственное его отличие от
прочих эквалайзеров - адаптация к частотному диапазону бас - гитары.
Выпускаемые модели в виде педалей имеют 7 - полосные движковые
регуляторы, позволяющие поднимать или опускать уровень любой частотной
полосы в пределах примерно +/ - 15 дБ. С помощью одного только такого
устройства возможно добиться вполне приемлемого звучания инструмента.
Параметрические эквалайзеры также можно использовать, но они не сумеют
создать общей тембральной звуковой картины; с их помощью хорошо лишь
исправлять различные дефекты амплитудно - частотной характеристики.
Довольно часто в линии эффектов бас - гитаристов можно увидеть хорус.
Использование этого эффекта делает звучание инструмента глубоким и
полным. Специальный фильтр, встроенный в такое устройство, позволяет
обрабатывать хорус - эффектом не весь частотный диапазон гитары, а
только обертоны, то есть высокочастотную часть спектра, оставляя
нижний участок диапазона без изменений. Это сделано для того, чтобы
бас, являющийся своеобразной ритмической основой, звучал без постоянно
изменяющихся "провалов" в амплитудно - частотной характеристике, столь
характерных для хоруса.
Компрессор - лимитер можно посоветовать применять тем музыкантам,
которые при игре на бас - гитаре используют различную игровую технику.
При переходе с игры пальцами на слэп происходит значительное
увеличение уровня выходного сигнала, а начальная атака может даже
привести к значительным искажениям или перегрузке звукоусилительного
тракта. В таких случаях включение в цепь компрессора - лимитера поможет
избавиться от пиков сигнала и выровняет общую громкость независимо от
приемов игры. Еще один вариант компрессора - компрессор - сустейнер - с
успехом может использоваться при игре на безладовом басу, помогая
"тянуть" звук, который имеет тенденцию к довольно быстрому затуханию.
Впрочем, его можно применять и с любой бас - гитарой.
Басовый овердрайв, наверное, нужен далеко не каждому музыканту, а
лишь работающим в определенных стилях. Искажения, добавляющие звучанию
баса много обертонов, позволяют получить напористый и мощный саунд.
Естественно, при этом увеличивается и сустейн. Как всегда, при
применении подобных устройств большое значение имеет частотная
обработка входного и выходного сигналов, поэтому, если в самой
педали - овердрайве нет какого - нибудь регулятора частот, необходимо
применять внешний эквалайзер.
Для обработки басового сигнала применяются и другие эффекты.
Довольно часто в цепи эффектов можно увидеть октавер, позволяющий
добавить к звучанию баса обертоны (вернее, унтертоны), лежащие на
октаву или две ниже основного тона. Значительно реже употребляются
такие устройства, как флэнжер, фэйзер и вау - вау. Для басистов,
выступающих с сольными партиями, скорее всего понадобится дилэй.
Нельзя обойти вниманием и применение таких устройств, как басовые
процессоры, включающие в себя множество эффектов, необходимых для
обработки звучания бас - гитар. Таких процессоров выпускается достаточно
много (в качестве примеров можно назвать Korg G5, Korg AX30B,
Zoom 506 Bass, DOD BassTec, Roland ME - 8B и др.), и их применение
оправдано во многих случаях. Известный бас - гитарист Маркус Миллер
использует даже обычный гитарный процессор Digitech RP - 10. В одном из
интервью он сказал: "Я слишком ленив, чтобы проверять разные басовые
процессоры, тем более я не использую много эффектов" (RP - 10 служит у
него для получения дисторшна, дилэя и реверберации, перед ним
установлен октавер Boss OC - 2).
Касаясь конкретных соединений эффектовых устройств, надо заметить,
что в принципе хороший инструмент может звучать и вовсе без них. Но
это только в крайних случаях - конечно, для получения хорошего плотного
звука требуется какая - то обработка сигнала. В минимальной конфигурации
необходим один только графический эквалайзер (рис.1): при грамотном
его применении можно творить настоящие чудеса. Естественно, в этой
ситуации добиться какого - то выдающегося звука нереально, но в
большинстве случаев это и не нужно - требуется лишь хороший, плотный
саунд, так называемая "основа".
рис.1
Для бас - гитаристов, более серьезно подходящих к проблеме звучания
своего инструмента, можно порекомендовать схему, изображенную на
рис.2. Эта, в общем - то стандартная конфигурация, включает в себя самые
необходимые эффектовые устройства и позволяет достигнуть совершенно
разного звучания в зависимости от задач, поставленных перед
музыкантом. При этом графический эквалайзер, стоящий в самом начале
линии эффектов, можно поместить в любое место цепи - для достижения
наилучшего звучания его местоположение находится чисто опытным путем.
Это связано с конкретными моделями используемых устройств, некоторые
из которых могут "срезать" высокие или низкие частоты. Тогда возникает
необходимость в амплитудно - частотной коррекции сигнала после его
прохождения через такое устройство.
рис.2
Если бас - гитарист играет в коллективе, который имеет возможность
перевозить с собой всю необходимую аппаратуру, то имеет смысл
добиваться действительно хорошего звучания инструмента, которое не
будет меняться от концерта к концерту. Один из нестандартных вариантов
обработки сигнала показан на рис.3. Похожую схему использует
бас - гитарист Джефф Эймент ("Pearl Jam"). Сигнал поступающий из
бас - гитары на активный кроссовер (полосовой фильтр с раздельными
выходами для каждой полосы), расщепляется на два сигнала -
низкочастотный (показан красными стрелками) и высокочастотный (синие
стрелки). Первый из них, минуя устройства обработки, попадает
непосредственно на предусилитель. Высокочастотный сигнал проходит
через октавер и хорус. Затем оба сигнала поступают на
омпрессор - лимитер, ограничивающий пики сигнала до номинального уровня,
и далее попадают в звукоусилительный тракт - причем оба сигнала могут
как смешиваться, так и оставаться раздельными вплоть до акустических
колонок. В идеальном случае каждый из сигналов должен подаваться на
отдельный усилитель: один нагружается на низкочастотные динамические
головки, второй - на высокочастотные.
рис.3
Хотя все вышеописанные схемы позволяют получить более или менее
хорошое звучание инструмента, конкретный выбор зависит от фантазии
исполнителя. Часто единственно правильное решение оказывается
нестандартным, поэтому основу успеха в достижении оригинального звука
составляют многочисленные эксперименты.
|