Главная Форум Интернет-магазин
Реклама  |  О проекте  |  Обратная связь

 

 

 



 

Эффекты

Электронная обработка гитарного сигнала. Бас-гитара


      Автор: Сергей Арзуманов
      Дата публикации: 14 октября 1997 г.

Жако Пасториус, Стэнли Кларк, Джон Патитуччи, Маркус Миллер... Кому из бас - гитаристов не знакомы эти имена! Виртуозная техника и море фантазии и выдумки сделали игру этих музыкантов эталоном исполнительского мастерства для многих и многих людей. Не последнюю роль в этом сыграло великолепное звучание их бас - гитар, способное заворожить даже неискушенного слушателя. Не секрет, что практически во всей современной эстрадной музыке основная нагрузка приходится на ритм - секцию, где бас - гитара выполняет важнейшую роль, и ее звук напрямую связан с получением плотного ритмического звучания всего коллектива. В этой статье мы поговорим о том, как можно добиться приемлемого звучания этого инструмента, и какие приборы обработки сигнала необходимо при этом использовать, но прежде рассмотрим специфические особенности бас - гитары.

Очевидно, что ее звучание очень низкое по частоте - ее диапазон лежит примерно в пределах 41Гц - 392Гц для четырехструнного баса (для сравнения - у гитары диапазон составляет примерно 82Гц - 1,3кГц); естественно, имеется в виду основная частота - за счет наличия обертонов диапазон значительно расширяется . Это сразу накладывает определенные ограничения на звукоусилительную аппаратуру - она должна быть рассчитана на бульшую мощность, в приборах обработки сигнала также учитывается преобладание низких частот. Следует заметить, что в случае пяти - и шестиструнных бас - гитар область частотного диапазона еще более расширяется, что необходимо принимать во внимание при коррекции амплитудно - частотной характеристики.

Как известно, бас - гитары, появившиеся в начале 50 - х годов, являются чисто электрическими инструментами. При необходимости использования акустического звучания применялся контрабас, имеющий совершенно другую специфику игры. Однако, в последние годы популярными становятся басовые акустические гитары, которые очень любят использовать известные рок - исполнители в своих акустических концертах (так называемых "unplugged"). Такие гитары, как правило, имеют внутри корпуса установленные пьезодатчики и небольшой темброблок с эквалайзером, то есть практически не отличаются от обычных шестиструнных электроакустических гитар. Естественно, такая гитара требует принципиально иного подхода к обработке звука, нежели простая бас - гитара; скорее здесь подходят методы, описанные в предыдущей статье, посвященной акустической гитаре.

Как электрическая, так и акустическая бас - гитары могут иметь ладовый или безладовый (fretless) гриф. В этом случае звучание гитар имеет ярко выраженные различия. При отсутствии ладов звук содержит гораздо меньше высокочастотных составляющих за счет контакта струны с мягкой подушечкой пальца. При опоре струны на ладовую перегородку в звучании появляется некая жесткость и "конкретность".

Очень часто бас - гитары имеют так называемую "активную" электронику. Это означает, что усиление сигнала со звукоснимателей происходит непосредственно в схеме, встроенной в гитару или в сами звукосниматели. Таким образом, сигнал на выходе гитары приобретает высокий уровень, что снижает дальнейшие потери, а выход гитары и вход усилителя имеют согласованные сопротивления. В этом случае звукоусилительная цепь может иметь несколько другой вид.

Не менее заметная разница в звучании проявляется и при использовании различной техники игры. Обычно большинство басистов играют пальцами, однако бывают случаи применения медиатора. Это придает звуку более жесткий тембр с характерной и резкой атакой. Использование приема "слэп" вообще очень специфично и является наиболее трудным случаем достижения хорошего саунда. С одной стороны, необходимо подчеркнуть острую и глубокую низкочастотную атаку в момент удара по струне большим пальцем, а с другой стороны должно быть хорошо слышно большое количество высокочастотых составляющих, возникающих от соприкосновения колеблющейся струны с ладовыми перегородками в момент ее сбрасывания с пальца. В таких случаях, при наличии полного спектра частот, может возникнуть необходимость расщепления сигнала на две частотных полосы с отдельной обработкой каждой из них (данный вариант будет рассмотрен ниже).

Пожалуй, наиболее распространенным устройством обработки басового сигнала является всем известный графический эквалайзер - недаром им оснащены очень многие басовые комбоусилители. Единственное его отличие от прочих эквалайзеров - адаптация к частотному диапазону бас - гитары. Выпускаемые модели в виде педалей имеют 7 - полосные движковые регуляторы, позволяющие поднимать или опускать уровень любой частотной полосы в пределах примерно +/ - 15 дБ. С помощью одного только такого устройства возможно добиться вполне приемлемого звучания инструмента. Параметрические эквалайзеры также можно использовать, но они не сумеют создать общей тембральной звуковой картины; с их помощью хорошо лишь исправлять различные дефекты амплитудно - частотной характеристики.

Довольно часто в линии эффектов бас - гитаристов можно увидеть хорус. Использование этого эффекта делает звучание инструмента глубоким и полным. Специальный фильтр, встроенный в такое устройство, позволяет обрабатывать хорус - эффектом не весь частотный диапазон гитары, а только обертоны, то есть высокочастотную часть спектра, оставляя нижний участок диапазона без изменений. Это сделано для того, чтобы бас, являющийся своеобразной ритмической основой, звучал без постоянно изменяющихся "провалов" в амплитудно - частотной характеристике, столь характерных для хоруса.

Компрессор - лимитер можно посоветовать применять тем музыкантам, которые при игре на бас - гитаре используют различную игровую технику. При переходе с игры пальцами на слэп происходит значительное увеличение уровня выходного сигнала, а начальная атака может даже привести к значительным искажениям или перегрузке звукоусилительного тракта. В таких случаях включение в цепь компрессора - лимитера поможет избавиться от пиков сигнала и выровняет общую громкость независимо от приемов игры. Еще один вариант компрессора - компрессор - сустейнер - с успехом может использоваться при игре на безладовом басу, помогая "тянуть" звук, который имеет тенденцию к довольно быстрому затуханию. Впрочем, его можно применять и с любой бас - гитарой.

Басовый овердрайв, наверное, нужен далеко не каждому музыканту, а лишь работающим в определенных стилях. Искажения, добавляющие звучанию баса много обертонов, позволяют получить напористый и мощный саунд. Естественно, при этом увеличивается и сустейн. Как всегда, при применении подобных устройств большое значение имеет частотная обработка входного и выходного сигналов, поэтому, если в самой педали - овердрайве нет какого - нибудь регулятора частот, необходимо применять внешний эквалайзер.

Для обработки басового сигнала применяются и другие эффекты. Довольно часто в цепи эффектов можно увидеть октавер, позволяющий добавить к звучанию баса обертоны (вернее, унтертоны), лежащие на октаву или две ниже основного тона. Значительно реже употребляются такие устройства, как флэнжер, фэйзер и вау - вау. Для басистов, выступающих с сольными партиями, скорее всего понадобится дилэй.

Нельзя обойти вниманием и применение таких устройств, как басовые процессоры, включающие в себя множество эффектов, необходимых для обработки звучания бас - гитар. Таких процессоров выпускается достаточно много (в качестве примеров можно назвать Korg G5, Korg AX30B, Zoom 506 Bass, DOD BassTec, Roland ME - 8B и др.), и их применение оправдано во многих случаях. Известный бас - гитарист Маркус Миллер использует даже обычный гитарный процессор Digitech RP - 10. В одном из интервью он сказал: "Я слишком ленив, чтобы проверять разные басовые процессоры, тем более я не использую много эффектов" (RP - 10 служит у него для получения дисторшна, дилэя и реверберации, перед ним установлен октавер Boss OC - 2).

Касаясь конкретных соединений эффектовых устройств, надо заметить, что в принципе хороший инструмент может звучать и вовсе без них. Но это только в крайних случаях - конечно, для получения хорошего плотного звука требуется какая - то обработка сигнала. В минимальной конфигурации необходим один только графический эквалайзер (рис.1): при грамотном его применении можно творить настоящие чудеса. Естественно, в этой ситуации добиться какого - то выдающегося звука нереально, но в большинстве случаев это и не нужно - требуется лишь хороший, плотный саунд, так называемая "основа".

рис.1

Для бас - гитаристов, более серьезно подходящих к проблеме звучания своего инструмента, можно порекомендовать схему, изображенную на рис.2. Эта, в общем - то стандартная конфигурация, включает в себя самые необходимые эффектовые устройства и позволяет достигнуть совершенно разного звучания в зависимости от задач, поставленных перед музыкантом. При этом графический эквалайзер, стоящий в самом начале линии эффектов, можно поместить в любое место цепи - для достижения наилучшего звучания его местоположение находится чисто опытным путем. Это связано с конкретными моделями используемых устройств, некоторые из которых могут "срезать" высокие или низкие частоты. Тогда возникает необходимость в амплитудно - частотной коррекции сигнала после его прохождения через такое устройство.

рис.2

Если бас - гитарист играет в коллективе, который имеет возможность перевозить с собой всю необходимую аппаратуру, то имеет смысл добиваться действительно хорошего звучания инструмента, которое не будет меняться от концерта к концерту. Один из нестандартных вариантов обработки сигнала показан на рис.3. Похожую схему использует бас - гитарист Джефф Эймент ("Pearl Jam"). Сигнал поступающий из бас - гитары на активный кроссовер (полосовой фильтр с раздельными выходами для каждой полосы), расщепляется на два сигнала - низкочастотный (показан красными стрелками) и высокочастотный (синие стрелки). Первый из них, минуя устройства обработки, попадает непосредственно на предусилитель. Высокочастотный сигнал проходит через октавер и хорус. Затем оба сигнала поступают на омпрессор - лимитер, ограничивающий пики сигнала до номинального уровня, и далее попадают в звукоусилительный тракт - причем оба сигнала могут как смешиваться, так и оставаться раздельными вплоть до акустических колонок. В идеальном случае каждый из сигналов должен подаваться на отдельный усилитель: один нагружается на низкочастотные динамические головки, второй - на высокочастотные.

рис.3

Хотя все вышеописанные схемы позволяют получить более или менее хорошое звучание инструмента, конкретный выбор зависит от фантазии исполнителя. Часто единственно правильное решение оказывается нестандартным, поэтому основу успеха в достижении оригинального звука составляют многочисленные эксперименты.


При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter



Имя:
Ваше мнение:
Введите символы на картинке: