Главная Форум Интернет-магазин
Реклама  |  О проекте  |  Обратная связь

 

Курсы музыки онлайн



 



 
Эффекты

Петля эффектов. Что это? И с чем это едят?


      Автор: Александр Сальников
      Дата публикации: 11 2010 г.

Для начала давайте разберемся с терминами. Когда говорят про петлю эффектов, то могут иметь ввиду:

  • петлю эффектов в комбике. Еще говорят «разрыв»;
  • петлю эффектов в преампе;
  • разрыв в процессоре;
  • петлю эффектов для примочек. Луперы.

    Ну, начнем, как водится с первого.

    Петля эффектов в комбике

    Прежде всего, разберемся, из чего состоит стандартный комбоусилитель. А состоит он из секции преампа, сиречь предварительного усиления, и секции усиления, или оконечного усиления. Кстати говоря, комбо поэтому так и называется, что комбинирует в одном устройстве преамп и оконечный усилитель.

    Дабы не загромождать рисунки, сразу оговоримся, что я не буду отображать сигнал поступающий на вход преампа. Нетрудно догадаться, что берется он там не магическим образом, а приходит от вашей гитары, и, возможно даже, через цепь эффектов, типа wah-wah или овердрайва, в общем, тех, которые нужно включать во вход преампа.

    Комбик без разрыва (посыла и возврата)

    Рис.1 Комбик без разрыва

    Так вот, «разрыв» – это разрыв между преампом и усилителем. Узнать о наличии в своем комбике петли очень просто: если сзади есть входы, подписанные SEND (посыл) и RETURN (возврат), то у вас разрыв определенно есть.

    Разрыв бывает последовательный и параллельный (в этом случае как раз обычно и говорят про «петлю эффектов»). Давайте разберемся, в чем между ними разница.

    Комбик с последовательным разрывом (посылом и возвратом)

    Рис.2 Комбик с последовательным разрывом

    В такой разрыв как правило включается цепь модуляционных эффектов (дилей, реверб, фэйзер и т.п.). В логичности такого подхода можете убедиться своими ушами, для этого достаточно сначала нужно включить ту часть своей цепи эффектов, которая отвечает за модуляционные эффекты (пусть даже в ней всего лишь один дилей – это не важно) сначала во вход комбика, а потом проделать трюк, показанный на рис.2. Думаю, что разницу вы услышите невооруженным ухом.

    Комбик с параллельным разрывом (посылом и возвратом)

    Рис.3. Комбик с параллельным разрывом

    В случае с параллельным разрывом исходный сигнал после преампа делится на два: один идет на вашу цепь эффектов, а второй исходный, или говорят «сухой» сигнал поступает на вход встроенного в комбик мини-микшера. На второй вход этого мини-микшера поступает сигнал после вашей цепи эффектов. Уровень микширования двух сигналов обычно регулируется. Для этого в комбике с параллельным разрывом предусмотрен регулятор с надписью MIX.

    С помощью параллельного разрыва можно смешивать обработанный и сухой звук в нужной вам пропорции. Причем зачастую в максимальном положении ручки MIX параллельный разрыв превращается в последовательный (однако, не всегда, но это, скорее, исключения из общего правила).

    Некоторые примочки, обычно это дилеи и фэйзеры, могут работать по такому же принципу, то есть смешивать обработанный и сухой сигнал у себя на выходе, поэтому при включении таких примочек в параллельный разрыв могут возникнуть проблемы с фазой сигнала на входе RETURN комбика. Проще говоря, звучать все это может не очень хорошо.

    Предвидя такой поворот событий, некоторые производители примочек, у которых есть эта фича, снабжают свои эффекты функцией с говорящим названием - Kill Dry. При включении этой функции с выхода примочки идет только обработанный сигнал, что позволяет использовать эти эффекты с параллельной петлей.

    В общем, прежде чем покупать комбик с параллельным разрывом, неплохо бы проверить, как себя с ним поведут ваши примочки, а то мало ли чего…

    Иногда бывает так, что в комбике есть только один вход – RETURN, а вот выхода SEND нет. Это говорит нам о том, что производители предусмотрели для нас возможность подключения своего гитарного преампа (например, AMT SS-11, Tubeman или любого другого), но лишили нас возможности пользоваться преампом и разрывом самого комбика. Что ж, определенная логика в этом есть, тем более что это удешевляет конструкцию.

    Это нас плавно подводит к тому, зачем же делают петлю эффектов в отдельном гитарном преампе.

    Петля эффектов в преампе

    Отдельный преамп

    Рис.4. Отдельный преамп

    Именно для того, чтобы могла получиться параллельная петля с регулятором MIX, в отдельные преампы встраивают выход SEND и вход RETURN. Рекомендации по включению примочек в такую цепь ровно те же, как и для комбика с параллельным разрывом (см. выше).

    Если же вы в своем преампе не нашли выход SEND, вход RETURN и регулятор MIX, то мы вернемся к рис.2, за исключением того, что вместо преампа самого комбика будет использоваться внешний преамп. Ну, тут, в принципе, сказать больше нечего. Идем дальше.

    Разрыв в гитарном процессоре

    Если раньше мы говорили, что разрыв в комбике обычно нужен для подключения эффектов модуляции, то в гитарных процессорах все с точностью наоборот. Тут в разрыв обычно включают всякие дисторшены\овердрайвы и прочие искажалки гитарного звука, не исключая и преампы.

    Вот, например, как можно использовать петлю эффектов в гитарном процессоре Boss GT-10.

    Использование разрыва в гитарном процессоре

    Рис.5. Использование разрыва в гитарном процессоре. Пример 1

    Использование разрыва в гитарном процессоре

    Рис.6. Использование разрыва в гитарном процессоре. Пример 2

    Есть мнение (хотя эта тема для отдельного холивара аналог VS цифра), что цифровая эмуляция перегрузов звучит не очень хорошо: мылит, тонет в миксе и т.п. Собственно, чтобы этого избежать, в разрыв процессора можно включить внешнюю искажалку звука. То есть, тут, вроде как, мы убиваем двух зайцев: получаем аналоговый перегруз и процессорное удобство управления.

    Петля эффектов для примочек. Луперы*

    *Не путать с фразовыми сэмплерами/луперами а-ля Boss RC-20, Digitech JamMan и иже с ними. Эти педали предназначены для записи и цикличного воспроизведения отдельных фраз. Наши луперы совсем для другого.

    Однако же есть и те ортодоксы, которые предпочитают пользоваться отдельными примочками и собирать из них свою собственную цепь. Им приходится труднее, так как количество различных манипуляций ногами, а зачастую и руками растет вместе с количеством примочек в цепи.

    Много-много примочек

    Рис.7. Много-много примочек

    В конце-концов гитарист приходит к выводу, что у него скопилось слишком много примочек и управлять все этим хозяйством с каждой новой примочкой становится все сложнее и сложнее. Вот и приходится беднягам гитаристам танцевать джагу на эффектах практически на каждой репетиции.

    Но и тут не все потеряно! Сократить количество переключений могут специальные девайсы: луперы (looper), от слова loop – петля, и лайн селекторы (line selector. Дословно – выбиратель линии), переключатели A/B, A/B/Y и т.д. и т.п. - названия могут быть разнообразны.

    Суть, собственно, сводится к рассмотренному ранее принципу петель.

    Looper

    Рис.8. Looper

    В простейшем случае (как на рис.8) устройство выполняет переключение сигнала с одной петли на другую, тем самый изменяя его путь от гитары до усилителя. Конечно, сейчас многие луперы снабжены различными бонусами в виде смешивания сигнала от обоих петель, возможностью байпаса, дополнительным выходом на тюнер и прочими функциями.

    Есть луперы с тремя, четырьмя и более петлями, со сложной коммутацией петель, с программируемой коммутацией петель и тому подобное. Вот, например, такой сложный девайс делает Rocktorn.

    Rocktorn PatchMate Loop 8 Floor

    Рис.9. Rocktorn PatchMate Loop 8 Floor

    А в скором времени выпуск подобного девайса планируется нашими сибирскими парнями из AMT.

    AMT TS-8 MIDI

    Рис.10. AMT TS-8 MIDI

    Такие устройства позволяют запрограммировать путь сигнала через петли, и одним нажатием на кнопку менять количество и очередность включенных в данный момент петель.

    В общем, если у вас большой педалборд, то лупер – это девайс из разряда «must have». Однако, будет ли это навороченный лупер с MIDI-управлением, типа Rocktorn PatchMate Loop 8 Floor или простой и, наверно, самый распространенный Line Selector Boss LS-2 – это уже решать вам, исходя из конкретных требований.

    Думаю, что на этом закончу. Надеюсь, я достаточно подробно осветил все аспекты, касающиеся «разрывов» и «петель». В любом случае, дополнения, корректировки и вопросы приветствуются.

     

    Дополнительные сведения:


  • При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!
    распечатать
    статью
    подписаться на
    RSS-канал
    отправить
    другу
    подписаться
    на рассылку
    мы
    ВКонтакте
    мы в
    LiveJournal
    мы в
    Twitter



    Имя:
    Ваше мнение:
    Введите символы на картинке:


    Последние сообщения:

    30.03.2014, Сергей (гость)
    Цитата(кирилл @ 30.3.2014, 20:33) <{POST_SNAPBACK}>
    скажите пажалуста а из сенда можно взять сигнал допустим для звуковой карты или линейного выхода или для колонок так что бы не использывать оконечный усилитель?


    Для линейного входа (а не выхода) можно, работать будет, хотя это и не очень правильно. Для колонок - нет, разр
    30.03.2014, кирилл
    скажите пажалуста а из сенда можно взять сигнал допустим для звуковой карты или линейного выхода или для колонок так что бы не использывать оконечный усилитель?
    19.06.2013, иракли
    Цитата(Матвей @ 28.2.2012, 17:45) <{POST_SNAPBACK}>
    Цитата(прохожий @ 18.11.2011, 11:42) <{POST_SNAPBACK}>
    /Кстати говоря, комбо поэтому так и называется, что комбинирует в одном устройстве преамп и оконечный усилитель./ Это откуда такая мысль, интересно?
    Цитата(прохожий @ 18.11.2011, 11:42) <{POST_SNAPBACK}>
    /Кстати говоря, комбо поэтому так и называется, что комбинирует в одном устройстве преамп и оконечный усилитель./ Это откуда такая мысль, интересно?



    Цитата(Следующий @ 28.2.2012, 11:12) <

    Все сообщения