|
      Автор: Вячеслав Мамонтов       Дата публикации: 15 декабря 2004 г.
Хотелось бы продолжить и, по возможности, развить тему творческих изысканий в области получения
лампового звука на транзисторных приставках по обработке гитарного звука. Тема, в общем-то не новая,
много теоретических и практических работ было проведено и опубликовано на разных гитарных и схемотехнических ресурсах. Есть несколько мыслей, которые имеет смысл донести до заинтересованных любителей и где-то даже профессионалов.
Во многих интересных и профессионально написанных публикациях много тёплых слов было сказано
о замечательном приборе SansAmp GT2, но мне пришла мысль осветить именно спорные
стороны его качества. При первом (а, зачастую и последующем) использовании сего девайса музыканта и слушателей охватывает, как правило, бурное чувство восхищения замечательным звуком, но позже начинает постепенно проявлятся и некоторая неудовлетворённость. Это и повышенный (для студии) уровень
шума, и, в некоторых случаях, недостаточный гейн (усиление входного сигнала). При перепостроении преампа эти недостатки устраняются путём применения менее шумных компонентов и изменения некоторых номиналов резисторов
и конденсаторов. В рамках данной статьи подробно рассматривать эту тему не хочется, как говорится,
не за то боролись! Гораздо важнее то, что GT2 имеет свойство нивелировать звук инструментов разного уровня звучания. В качестве примера было произведено сравнения звука Gibson Les Paul 195x года, купленного в России за 3500$ и довольно сносной
его копии фирмы GTX середины девяностых за 500$. Инструменты при пропускании сквозь SansAmp
на пульт звучали по-разному, но разница в цене на слух (если так можно выразится) была слабо ощутима.
В некоторых режимах Gibson звучал хорошо, а GTX - ещё лучше! При замене GT2 на простенький самодельный преамп на паре "тесловских" ECC83 разница в звуке становилась разительной даже для малоискушённого слушателя. Gibson развернулся во всей красе и глубине своего раритетного звука. Все достоинства и недостатки инструментов (даже дребезг ладов) стали слышны без особого труда.
Этот тест привёл к желанию разобраться в вышеописанном феномене с позиции схемотехники. Сначала пара согласующих и усилительных каскадов с некоторой коммутируемой
частотной коррекцией, затем регулятор гейна и двойной ограничитель по питанию, - в данном случае
вполне оправданное решение. Секрет лампового, а, точнее "псевдолампового" звука в тщательно выверенных ФНЧ, следующих за ограничителем. Они довольно искусно срезают часть транзисторных гармоник, приближая звук к ламповому (привычный приём для спикерсимуляторов). Но лампа гармонично передаёт тот же звук без какого-либо вырезания частот и, что не менее важно, обогащает спектр чётными гармониками (на эту тему было сломано немало копий). Тут очень тянет поговорить о ещё более таинственном и волнующем "эффекте памяти" нагретых элементов лампы, но не стану сейчас.
В схеме GT2 все операционные усилители работают с глубокой ООС и чётко фиксированной средней точкой,
посему чётным гармоникам взяться особо неоткуда. Видимо, в этом и секрет "прохладности" звучания пусть
даже хорошо выверенного транзисторного прибора по сравнению со сделанным "левой ногой" ламповым.
Можно сказать пару слов о применении TLC2262C. Использование этих интересных дороговатых КМОП
ОУ (по сравнению с TL072) в ограничителях и ФНЧ действительно добавляет к звуку преампа благозвучный лампоподобный "песочек", но не стоит переоценивать этот эффект. Прохлада остаётся прохладой.
С целью изучения влияния ламповых чётных гармоник на звук была изготовлена несложная приставка
(смотрим рисунок "lamp1.gif") на основе включённого триодом сверхминиатюрного пентода 6Ж32Б с примерно единичным усилением. При включении приставки перед преампом звук как раз и приобретал ту
степень "теплоты" и "душевности", которая требовалась.
При включении "после" звук становился даже чрезмерно "брутализированным" для нежного слуха некоторых экспертов. Позже был получен ещё более интересный саунд с использованием лампы 6Н16Б. Эффект был так же проверен на процессоре Digitech RP12 с весьма недурным результатом. Казалось бы, решение найдено, но острое желание
выжать из идеи SansAmp максимум и нежелание отказываться от батарейного питания привело к
следующей разработке, показанной на нижнем рисунке. Исключение режимов "Tweed" и "Classic" продиктовано
их ненадобностью автору и дефицитностью в наших краях трёхпозиционных миниатюрных переключателей. Типы комбиков названы своими именами, режим Boost (Clean) включается ножной кнопкой SW3 с фиксацией, аналогичной байпассу. Схемы питания, коммутации и темброблока аналогичны показанным на верхнем рисунке и не приводятся. Полевой транзистор, в общем-то, взят первый подходящий, и лучше его заменить на 2SK170 с подгонкой рабочей точки (примерно 60% питания на стоке) и усиления (около 5). Подстроечный резистор VR1 устанавливает на слух количество чётных гармоник в гитарном звуке. Специалисту ясно,
что это не столько готовое решение, сколько стенд для исследования темы данной статьи.
Собирайте, слушайте, экспериментируйте - не пожалеете. Заинтересовавшихся лиц прошу высказаться
по e-mail или в форуме. Заранее спасибо, удачи!
|