|
      Автор: Вячеслав Мамонтов       Дата публикации: 05 февраля 2005 г.
В статьях и проектах на гитарных и схемотехнических сайтах встречается немало схем простых
гитарных исказителей для начинающих, как заводских (Sonic distortion, Ibanez Fat Cat и др.), так
и любительских, но неплохо звучащих вариантов. У меня, тем не менее, появилось желание добавить
ещё один вариант простого, нетребовательного к деталям, а, главное, вполне прилично звучащего дисторшна.
Сразу оговорюсь, что исходный вариант взят из неизвестного мне гитарного самоучителя, где он
предлагался для игры в стилях от "Deep Purple" до "Scorpions". Сборка макета, в общем,
подтвердила приоритеты жанра, а звучание было оценено местными знатоками на "четыре с минусом".
В дальнейшем схема претерпела несколько непринципиальных доработок, в результате чего и появился данный вариант. Могу добавить, что схему эту в Интернете я не встречал, хотя похожих довольно много. За основу исказителя, возможно была взята схема Boss Hyper Metal HM-3. Обратите внимание, что на известных схемотехнических сайтах под этим названием скрывается на самом деле Boss Heavy Metal HM-2.
Очень важно, какую элементную базу использовать! При сборке самого доступного варианта (детали,
указанные на схеме) получаем плотный, с неплохим низом и достаточным "кранчем" звук, вполне
устраивающий обычно начинающих последователей "hard'n'heavy". Беда в том, что отечественные
транзисторы КТ3102 превносят очень неприятный призвук, портящий "фирменность" звука и к тому же
безмерно шумят (возможно, из-за высокого объёмного сопротивления базы). Так что желательно вместо
них примеить BC109C, BC549C или им подобные. Отечественные электролиты не советую в любом
варианте - на 99% звук будет испорчен. Операционные усилители не столь сильно влияют на звук (возможная
замена - 544УД1А или 553УД2), но лучшие результаты получаются с половинкой NE5532, LF353 (вторую половину микросхемы
можно применить в эквалайзере, например) или TL071, TL061. Последняя обладает малым потреблением энергии и недорого стоит.
Не менее важен и выбор диодов. Наши КД102 (КД103, КД104) обеспечивают
более гармоничое звучание по сравнению, например, с 1N4148, так что заменять эти "бусинки" не советую. В результате применения импортных элементов и увеличения емкости конденсатора С15 до 2700 пф становится возможным исполнение ресторанных соло в духе Гарри Мура, а при увеличении сопротивления потенциометра P1 до 470 кОм вполне можно играть и трэш (любители "песка" конденсатор С15 могут удалить). Звучание становится похожим на сильно перегруженный гибридный преамп с характерной псевдоламповой грязноватостью.
Ещё больше приблизить звук к ламповому поможет замена биполярных транзисторов на полевые (можно использовать отечественные КП303Б,В, но лучше импортные 2SK170, J201, 2N5457 или MPF102. Коллектор - сток, эмиттер - исток,
база - затвор).
Вот, собственно и всё. Удачи!
|