Главная Форум Интернет-магазин
Реклама  |  О проекте  |  Обратная связь

 

 



 
Сделай сам

Super Hard Rockin' Tube Preamp


      Автор: Юрий Баранов
      Дата публикации: 14 июня 2003 г.

Представленная в этой статье схема не совсем обычная. С одной стороны, собранное по ней устройство уже (!) превосходит по звучанию большинство известных науке (продаваемых в магазинах, и задорого) "примочек". С другой стороны, совершенно очевидно, что описанное устройство - это лабораторный макет, а не изделие, пригодное для работы на концерте, репетиции и т.п. Потому что задача лабораторного макета несколько другая и заключается в том, чтобы при максимальной простоте схемы иметь возможность проверить и отладить ее функционирование. Приведенные звуки показывают, что с этой задачей прибор вполне справляется: покрутив минуты три регуляторы, вы найдете именно такой звук, который вам нужен. Бросается в глаза отсутствие схемы блока питания, который, впрочем, вполне стандартный (например, такой же используется в небезызвестном преампе Mesa/Boogie V-Twin).


Скачать схему: tpre.zip (8kb)

К чему я это все? В принципе, я считаю, что так и должно быть. Если человек что-то понимает в этом деле, он без труда дополнит схему так, как считает нужным, потому что не приведенные на схеме узлы являются абсолютно стандартными и их можно легко и в большом количестве найти в Интернете в составе других устройств, в том числе и негитарных. А сама схема только указывает направление, в котором стоит двигаться. Имеется конкретная схема, она собрана на макете и работает, причем работает как надо, что подтверждают образцы звуков. Дальше можно получить (как я представляю) ЛЮБОЙ звук, изменяя только номиналы элементов. Дело это довольно неблагодарное, да и всем не угодишь. Поэтому учимся думать и экспериментировать.

Ну да, и насчет пацанов с "Уралами". Безусловно, они сразу начнут твердить что-то вроде "схема, блин, неполная, ваще все отстой и давай выкладывай все полностью". С этими товарищами все тоже довольно ясно. Полная схема (я думаю, большинство со мной согласится) получается очень сложная - в смысле большого количества деталей. По моему мнению, стандартные узлы (переключение каналов, блок питания) только усложняют схему. Изобилие деталей на схеме обычно ведет к тому, что невозможно понять принцип действия устройства, которое на самом деле оказывается вовсе не сложным.

Опыт показывает что если не представлять функцию того или иного элемента в схеме, то рано или поздно появится ошибка. И не одна. И собранное в итоге устройство не заработает. Или заработает не так. Так что в данном случае бездумное копирование к успеху не приведет. И поэтому приводится только часть устройства, относящаяся, что назвается, к делу.

Пару слов про аппарат. Многие должны были отметить сильное усиление на канале "драйва" - более 100 дБ. Таким большим оно сделано из принципа: больше ни в одном из аналогов такого усиления нет (например, на перегруженном канале Mesa/Boogie Rectifier можно получить максимум 80 дБ). В то же время, режим максимального усиления вполне работоспособный, то есть при наличии качественных звукоснимателей нет проблемы неконтролируемой обратной связи. С другой стороны, дешевые китайские звукосниматели, особенно с железной крышкой, способны завестись и на минимальном уровне усиления. Так что чудес не бывает, и для получения нормального звука нужна более или менее качественная электрогитара. Про комбоусилитель я даже говорить не буду. Тут позиция такая - с приведенным в этой же статье спикерсимулятором в линию все зазвучит гораздо приятнее, чем в дешевый комбо (что подтверждают звуки, записанные именно в линию, а не с микрофона). Так что если с каким-нибудь комбиком звук хуже, чем в линию, смело выкидывайте его.

Примеры звучания:
max_bridge.mp3 (38kB) - ламповый преамп, максимальный драйв, bridge
med_neck.mp3 (85kB) - ламповый преамп, средний драйв, neck
max_mid100_hi-notch.mp3 (27kB) - ламповый преамп, середины много, имитация большого стека
new_med_bridge.mp3 (111kB) - улучшенный преамп, средний (!) драйв, bridge
new_medium_both.mp3 (76kB) - улучшенный преамп, средний драйв, bridge+neck

Еще совсем немного о некоторых важных деталях принципа работы, несмотря на то, что они очевидны. Перед ламповым ограничителем стоит раскачка на операционных усилителях (ОУ). Светодиоды в обратной связи нужны для того, чтобы не перегружать ОУ (ограничение светодиодами отдаленно похоже на ламповое, чего не скажешь о звучании перегруженного ОУ). Переключение каналов сделано неграмотно с точки зрения "пролезания" перегруженного сигнала в чистый канал и щелчков при переключении. Однако оно позволяет сэкономить на макете место под один ОУ, что в данной ситуации важнее. Как всегда, перед основным ограничителем "завалены" низкие частоты (для подавления хрипения) и верхние частоты (для отсутствия "песка"). Кроме того, выделена некоторая "середина" для придания звучанию определенного характера. Чем больше "драйв", тем ниже выделяемая частота. При правильно подобранных номиналах на любом уровне "драйва" будет правильное звучание (вот как сейчас). Также применена примитивная, но отлично работающая идея с регулятором "драйва", который охватывает два каскада. На "драйве" это два ОУ раскачки, а на чистом канале - один ОУ и делитель напряжения перед лампой. Ручка Voicing позволяет перевернуть традиционые представления о возможностях изменения звука. Это надо слышать. Впервые появляется идея о том что "песок" может быть нужным! Завал "верха" производится путем режекторного фильтра, что с учетом добротности экономит активный фильтр, а с учетом предыдущего завала "верха" - крайнего "песка" остается ровно столько, сколько надо. Звуков можно получить гораздо больше, чем у более прямолинейного решения на "примочке" Marshall JackHammer. Ручка Voicing отключается на чистом канале - это тоже на ваш выбор, можете, например, сделать их две, на каждый канал. Отключается она по той причине, что ее приходится очень долго отстраивать, а на чистом канале завал "верха" не нужен.

Все замечания и интересные предложения присылайте по адресу spc_86@mail.ru, желательно в топике ничего не указывать. Интересно будет услышать что-нибудь на тему актуальности и режимов работы.


При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter



Имя:
Ваше мнение:
Введите символы на картинке:


Последние сообщения:

21.08.2016, DOD
Назначение триодов непонятно. Для понту что-ли?
20.12.2012, Юрий (гость)
Дублирую второй вариант статьи

http://www.gitaristam.ru/journal/7/articles/preamp.htm
мою новую почту можно найти по ссылке выше
03.04.2012, Rraf
Bassila!!!! Cхемку преампа если можешь, выложи!
Спасибо!
01.04.2012, bassilla
машина классная.собрал макет,долго подбирал потенциометры иоперационные усилители.путем тыка вышло:middle-150kom,low-68kom,High--68kom,voicing-150kom.ОУ лучшеLF355,но прут и 554УД1, из серии 140 идут УД18. пробовал157,553,уд6,7,8, все работают,но шумят безбожно,других ОУ у меня просто не нашлось.сейчас девайс упакован на печ.плату,заэкранен и сунут в ламп.комбо.знакомые лабухи от звука охреневают,завален просьбами им то-же самое сотворить.автору репект за разработку.
21.10.2011, вася
а можно-ли только на лампах такой звук получить ?
13.09.2011, Юрий
Старый адрес больше не работает Все вопросы пишите на yury.bar@gmail.com
23.11.2010, Jetty
А можно не в WMF ? smile.gif А в чем нибудь более портабельном, ну в SVG например smile.gif
23.11.2010, Stalker
Собрал данную конструкцию. Всё работает. Качество звучания выше всяких похвал. Именно тот звук, который я так долго искал.
10.03.2010, Владимир
при наличии питания для ламп-смысл городитькаменный забор?
10.03.2010, guitar.ru
Super Hard Rockin' Tube Preamp

Все сообщения