Главная Форум Интернет-магазин
Реклама  |  О проекте  |  Обратная связь

 

 

 



 

Инструменты

Как купить правильную бас-гитару или учимся обходить "рогатки" розничной торговли и выбирать грамотную "пилу"


      Автор: Джефф Берлин
      Перевод: Андрей Гончаров
      Источник: Musician.Com
      Дата публикации: 16 мая 2003 г.

Зажимая в кулачке заработанную непосильными трудами денежку, молоденький бас-гитарист заходит в музыкальный магазин. Он созрел для покупки инструмента и предвкушает неземное наслаждение, которое доставит ему покупка. Паренек подходит к басовому стенду, присматривается и приценивается к наиболее подходящему инструменту, но вдруг - коварный приступ хворобы: его знобит, на глаза накатываются слезы, ноги не слушаются, ладошки потеют. Обратите внимание: перед вами очередная жертва синдрома "хочу-такую-же". Что же случилось? Наш герой увидел басуху, "в ноль", как у его бас-гитарного Бога.

Сходство и в самом деле поражает: те же термоядерные разводы краски, та же череповидная дека... Те же отметины у звукоснимателя, в месте, о которое стукается вставная челюсть его Героя на "медляках". Наш хлопец окрылен. Хватает бас, лупит по басовой струне ми, - "то, что надо!" - бежит в кассу, судорожно отсчитывает указанную на ценнике сумму и, прыгая от радости, несется домой.

Через пару месяцев наступает прозрение. С инструментом однозначно что-то не так: жесткость струн не уступает стальному тросу, от миазмов, которые источает краска, через несколько минут начинает раскалываться голова, большой палец постоянно застревает в чертовой выбоине... А Бог бас-гитары успел к этому моменту уже завязать с музыкой, посвятив свою жизнь без остатка разведению крабов на Мадагаскаре. Хорош сценарий, isn`t it?

ОК, мой рассказ несколько гиперболизирован. И тем не менее, музыкантов, которые не в состоянии отличить хороший инструмент от плохого, масса. Вероятно, и вы к ним относитесь. Не сопротивляйтесь. Я лишь хочу вам помочь. И первое правило - хорошим басом может считаться только тот, что позволит воспроизвести те звуки, что звучать у вас в голове.

Музыканты со стажем знают об этом. Сверхъестественный дизайн, кричащая рок-н-ролльная расцветка и "карнавальные" прибамбасы, как правило, не имеют ничего общего с качеством и игровыми свойствами инструмента. Если вы выбираете бас-гитару по принципу "звучит хорошо, а остальное приложится", то поступаете грамотно. Чего не скажешь об общей массе. Качество - это все. Никогда не забывайте об этом (ну, разве что может настать такой момент, когда плохие бас-гитары попросту исчезнут как вид). Нет, серьезно. Не постоянно же играть "живые" шоу - "для картинки" - и фотографироваться на постеры. Хотя мне знакомы и такие оригиналы.

На этом месте было бы логично поставить точку. Кажется, что тема исчерпана, добавив лишь то, что каждая гитарная компания считает себя пупом Земли и пудрит всем мозги, мол, их инструменты во сто раз круче, чем у конкурентов. Процесс закономерный. Но с другой стороны, хороших инструментов действительно предостаточно: 4-, 5- и 6-струнные, двухоктавные и графитовые грифы, копии vintage, пассивная и активная электроника, экзотические породы дерева, разные типы датчиков, high-tech-фурнитура и прочая, прочая, прочая... Так что, для начала, как минимум, неплохо определиться: а что вам, собственно, надо ?

Итак, милости просим на симпозиум по бас-гитарному шопингу. Место? В идеале это музыкальный магазин с наглядной агитацией под рукой. Хочу поделиться некоторыми соображениями и типовыми ситуациями. Как от лица покупателя, так и от продавца. Поверьте, наука - ничуть не сложнее элементарной арифметики. Надеюсь, что после прочтения вы станете более внимательно относится к выбору инструмента.

Этот мир чистогана

Небольшое предисловие. Розничная торговля на то и существует, чтобы делать цифру, продать как можно больше. Такова суровая действительность. Так вот, когда вы приходите в магазин с целью возможной покупки инструмента, задача продавца - убедить купить что-либо из имеющегося у них в ассортименте. В ход будут пущены самые различные средства и методы психологического воздействия, мол, нигде лучше инструмента не найти и все такое. Продавец должен быть достаточно образован, вежлив и терпелив. Он обязан объяснить покупателю те вещи, которые тот, может быть, не знает. К сожалению, это скорее исключение, чем правило. Если продавец не может вам ничем помочь, обратитесь к другому продавцу. Это - ваши деньги, и последнее, что должно вас волновать, - клерк со звездной болезнью. Данную тему я постоянно поднимаю на своих семинарах, и не могу точно сказать, сколько раз приходится слышать жалобы на хамов, принимающих позу, типа "у-меня-купил-гитару-Axl-Rose-а-ты-типа-кто-такой?". Если не удается найти кого-либо разговаривающего на вашем языке, обратитесь к менеджеру. Если и это не сработает, смело разворачивайтесь на 180 градусов. В радиусе 50 миль найдется другой музыкальный магазин.

Но давайте посмотрим на проблему с другой стороны. Вы не должны помыкать продавцом. Кроме вас есть и другие люди, которые пришли в магазин с теми же проблемами, что и вы. У продавца просто может не быть времени, чтобы заняться вами. Терпение! Дойдет очередь и до вас. Если покупателей много, пойдите прогуляйтесь, вернитесь за час-другой до закрытия. В конце концов, это не единственное место на Земле, где продаются басухи. Походите по магазинам и посмотрите на разницу в ценах.

Теперь давайте поговорим о продукте в чистом виде, без связей с внешними явлениями. Предлагаю вашему вниманию коротенький рассказ о пути, который проходит бас-гитара от завода-производителя до прилавка музыкального магазина (история знакома мне не понаслышке. Я разработал модель "Palaedium" для Peavey и постоянно контактирую с людьми из музыкальной промышленности).

После того, как инструмент прошел контроль качества, его отсылают дилерам. И нет ничего удивительного в том, что при транспортировке отдельные детали подвергаются нагрузке, и, как следствие, деформации. Например, анкерный стержень. Не будем сбрасывать со счетов и климатический фактор, - смену влажности и температур, что также вносит свою лепту. Часто бас-гитару просто извлекают из коробки и ставят на витрину как есть. В отдельных случаях при магазине работает мастерская, где инструмент "подгоняют", устраняя дорожные дефекты и проводя предпродажную подготовку.

Даже если с бас-гитарой поработал магазинный спец, вряд ли стоит рассчитывать, что после этого она зазвучит как бы вам того хотелось (пускай это будет даже самая навороченная модель). Почему? Да, потому что ни один дилер не сможет отстроить гриф, звукосниматели и бридж, не зная ваших персональных предпочтений. То есть общие правила, конечно, существуют. Ну, а исключения есть исключения. Это вполне допустимо для музыкального риэлтера. Когда компания заявляет, что их бас-гитары - лучшие на всей планете, они могут иметь на то моральное право. Но чтобы инструмент был идеальным, его надо "подогнать" под определенного исполнителя.

Как покупатель вы вправе потребовать отстройки и "подгонки" инструмента прямо в магазине. Только после этого можно принимать решение о его покупке. Процесс имеет прямую аналогию с риэлтерством. Вы покупаете дом с тем "прицелом", что он будет идеальным для вас - вы переклеите обои, уберете пару стенок и перенесете кухню в совершенно другое место. Вот теперь нет предела совершенству. Этот дом словно для вас и строился!

На этом месте своего повествования хочу отметить ряд весьма распространенных проблем разного толка.

Проблема 1. Не беритесь выполнять за продавца его прямые обязанности. В конце концов, кто из вас больше заинтересован?

Проблема 2. Перепробовав несколько инструментов, вы столкнетесь с проблемой выбора: что же лучше купить?

Проблема 3. Продавец тоже человек и его можно вывести из себя: он потратил на вас целый рабочий день, а вы вдруг заявляете, что вовсе не собирались что-либо покупать, не имеете в наличии нужной суммы и т.д. Братцы, имейте совесть!

Золотая середина, когда сотрудник музыкального магазина даст квалифицированную консультацию и поможет сделать правильный выбор. А таковой, безусловно, существует.

Составляющие из "группы риска"

На сегодняшнем рынке представлено невероятное количество инструментов и фирм-производителей. Куда больше, чем во времена моего беззаботного отрочества. Тем не менее подавляющее число нынешних бас-гитар мало чем конструктивно отличается от своего прародителя - первой электрической бас-гитары, придуманной Лео Фендером. Бесспорно одно - сегодняшние бас-гитары отличает изощренная конструкция. Поэтому в музыкальной среде узаконилось правило, согласно которому хороший инструмент стоит, как минимум, от $2000 и выше. Но даже дорогие модели должны быть грамотно отстроены. И пусть высокая цена не вводит вас в заблуждение. Взяв в руки дорогой инструмент, вы не станете автоматически играть лучше.

Что же происходит? Давайте просто рассмотрим три составляющие из "группы риска", от правильной "подгонки" которых зависит игровые качества инструмента, - гриф, бридж и звукосниматели. Правило, казалось бы, очевидное. Все об этом знают. Но мне приходиться постоянно сталкиваться с басистами, которых нимало не заботит отстройка инструмента при покупке. А большинство так и вовсе делают удивленные глаза, когда я поднимаю эту тему.

Вне зависимости от стиля, в котором вы работаете, бас-гитара должна быть отстроена так, чтобы жесткость струн отвечала предельно допустимым параметрам. К примеру, у меня - "сборная" басуха "The Blonde", и когда кто-то играет на ней, слышны щелчки и пристуки. Жако Пасториус хотел ее купить у меня. По мотивам "The Blonde" был спроектирован "Peavey Palaedium bass". На "Palaedium" играл Гедди Ли (из Rash) - и я не мог оттащить его за уши. А Стэнли Кларк жутко прикололся, услышав, как я играю в группе Билли Кобэма. К чему это я? Всех этих комплиментов заслуживает отстройка инструмента. Гриф, бридж и датчики подогнаны точно под меня. А от этих трех составляющих на 90% зависит звучание инструмента.

У басов с деревянным грифом имеется анкерный стержень - стальной прут внутри грифа, служащий как дополнительное укрепление. Он предотвращает искривления (графитовые грифы более прочны по определению. Но лично мне больше нравятся деревянные, так как я могу самостоятельно регулировать нужный мне прогиб. О чем - далее). Анкер, как вы уже поняли, можно (и нужно) настраивать. Правильно настроенный гриф, да будет вам известно, - это не идеальная прямая. Но очень близко к тексту. Обычно рельеф имеет легкий прогиб в центре (см. Рис.1). Раскручивая или ослабляя анкер, вы влияете на рельеф. Что, в свою очередь, сказывается на глубине звучания низких нот. Принцип прост: струна поднимается или опускается над грифом и звукоснимателями. В процессе отстройки непременно даст о себе знать и дребезжание струн о лады. Это нормально. Просто уделите подгонке больше времени и внимания. Неприятные призвуки всплывут также, если лады закатаны неправильно. Это проблема посерьезней. Но опытный мастер устранит ее в два счета.

Звукосниматели обычно крепятся на шурупах, которые служат ко всему прочему и для регулировки высоты (см. Рис.2). Будете смеяться, но многие об этом просто не знают. Как было ни было, крестовая отвертка всегда должна быть под рукой.

Высота звукоснимателя имеет поразительное свойство влиять на общую картинку звучания. Слишком низко - слабый выходной сигнал и вам придется сильнее играть, чтобы компенсировать этот недостаток. Слишком высоко - магнитное поле давит звук. Небольшая отстройка - и нет проблем! Если у вас нет достаточного опыта, то эксперименты с высотой звукоснимателей вас приятно удивят.

Бас-гитара: прогиб грифа
Рис. 1. В самом центре гриф слегка провален. Если вам нравится низкое положение струн, прогиб должен быть небольшим. Об агрессивной манере придется забыть. Иначе струны будут звенеть.

Бас-гитара: высота звукоснимателя
Рис. 2. Высота звукоснимателя регулируется крепежными шурупами. Правильно отстроенные звукосниматели - залог хорошего звучания.

Бас-гитара: бридж
Рис. 3. Ползунки бриджа выстраиваются по высоте и по длине мензуры. Уделите процессу настройки особое внимание.

Прелесть ситуации заключается в том, что если вы, как и автор этих строк, во время игры ставите правую руку прямо над звукоснимателем, то как бы появляется ощущение "опоры". Но если вы предпочитаете положение, при котором рука находится у датчика, то вам, вероятно, не придется прилагать особых усилий, чтобы полностью управлять звуком. Ваши руки не будут подвержены дополнительному напряжению (примечание: если очень сильно отпустить крепежные шурупы, звукосниматель может провалиться. Это не смертельно и легко поддается восстановлению).

Бридж играет также не последнюю роль в звучании и игровых качествах баса. Ползунки бриджа отстраиваются по высоте. Все операции производятся при помощи нехитрых приспособ - отверток и ключей (см. Рис.3). Фишка вот в чем: струна вибрирует между верхним и нижним порожком. Посему отстройке бриджа стоит, конечно же, уделить особое внимание.

Весьма занимательный факт: replacement-parts-индустрия берет начало с "Leo Quan Badass Bass Bridge", чьим отцом является блюзовый гитарист (в прошлом), а также изобретатель и гитарный спец Glen Quan. В 70-е компания Quan`а стояла на порядок выше производителей из Сан-Франциско, вроде Seymour Duncan и Bill Bartolini, которые уже впоследствии изрядно преуспели на этом поприще.

Этот удивительный бас

Надеюсь, нам удалось уяснить насколько важен факт отстройки инструмента. Это первое, что должно прийти в голову, когда вы увидите бас на магазинном стенде. Если что-то не так, попросите продавца подкрутить анкер. Никаких положительных сдвигов - вероятно, дело в бридже. Продолжайте свои изыски до тех пор пока не будет найдет оптимальный вариант. Только так и никак иначе можно понять подходит вам инструмент или нет.

Настройка - далеко не 15-минутное дело. Дело даже не том, что сложно подогнать анкерный стержень, звукосниматели или ползунки бриджа. Наша цель - определиться с золотой серединой.

После того как будут выполнены все процедуры, вы, может быть, и не захотите, покупать бас-гитару. Просто потому, что она не для вас. Если такое произошло, убедитесь, что все операции доведены до конца.

Не стоит забывать и о том, что на басу будет стоять определенный тип струн. Не будет лишним прикупить запасной комплект и использовать его при тестировании инструмента. Это совершенно разумная инвестиция, если вы серьезно занимаетесь музыкой, или она является вашей профессией. Я так считаю.

Но случаются и приятные исключения. Вы берете бас - и никаких проблем. Он звучит волшебно и никаких претензией к его играбельности. Радуйтесь жизни - вам крупно повезло! Но если бас все-таки нуждается в небольшой отстройке, а продавец не изъявляет желания вам помочь (о чем было сказано выше), идите в другой магазин, где вас встретят, как дорого гостя. Не бойтесь задавать вопросы и вспоминайте иногда старика Джеффа Берлина и его дурацкую статью.

Вот, собственно, и все. Надеюсь, мои "вливания" пойдут лишь впрок!


При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter



Имя:
Ваше мнение:
Введите символы на картинке:


Последние сообщения:


Все сообщения