Главная Форум Интернет-магазин
Реклама  |  О проекте  |  Обратная связь

 

 



 
Инструменты

Отечественные гитары. Обзор рынка "русского фабричного гитаростроения"


      Автор: Игорь Беликов
      Дата публикации: 21 сентября 2002 г.

Гитары в России делают давно. Если не затрагивать совсем отдаленные антикварные эпохи (связанные с именами Сихры, Циммермана и Краснощекова), можно сказать, что серийное производство гитар в России возникло в середине ХХ века. Сначала была полукустарная артель в подмосковном Шихово, потом появилась "Луначарка" в Ленинграде. Так же давнюю историю имеют Львовская и Черниговская фабрика на Украине. Мощности этих производств были невелики, технологии близки к тем, что поныне используют мастера. Поэтому гитары были хоть и попроще мастеровых, но это были еще ГИТАРЫ, а не ТНП.

Когда в 60-х начался гитарный бум, производство гитар поставили на поток. Для этого НИИ Музпрома разработал специальное оборудование. Понятно, что в процессе улучшения технологичности все "лишние" детали и украшения были утрачены. Апофеозом прогресса стало изготовление гитарных грифов из гнутой фанеры (Бобровская и Ижевская фабрика до сих пор их так делают). Поскольку старые фабрики явно не справлялись с удовлетворением всех трудящихся, в 70-е гитары стали делать на фортепианных фабриках. Туда приезжали "спецы" из Питера и Шихово и делились опытом. Так появились гитары из Вышнего Волочка, Ижевска, Иваново, Кунгура, Куйбышева, Свердловска, Владикавказа, Борисова... Поскольку гитарных традиций там не было, гитары выходили еще более табуреточного облика. Но их все равно не хватало.

В "совке" всегда всего не хватало, даже снега зимой. Пиво было двух сортов: "Пиво есть" и "Пива нет"...

По окончании исторического материализма с гитарным производством случилось примерно то же, что и с производством автомобилей и калькуляторов. Некоторые фабрики просто исчезли (Иваново, Вышний Волочок...) Другие пребывают в глухом и перманентном кризисе - Борисов, АРФА (быв. "Луначарка"), ЭТЮД-УРАЛ (быв. Свердловская), Владикавказ. Некоторые продолжают работать, но производят примерно то же, что и 20 лет назад (Бобров, Самара, Кунгур, Ижевск, МУЗА из СПб). Вялые попытки обновления ассортимента напоминают об аналогичных потугах АвтоВАЗа, ибо проблема там давно уже не в дереве и даже не в деньгах, а в головах... И если производство автомобилей действительно нуждается в технологиях и инвестициях, производство гитар нуждается в основном в наличии желания их производить. Такое желание иногда возникало в разных концах нашей бывшей родины. Наиболее успешно получилось во Львове, когда в 1996 году появилась фабрика РЕНОМЕ. Пожалуй, на всем упомянутом пространстве только ей удалось создать серийные гитары вполне европейского (точнее: азиатского) облика и качества. Но и цена получилась соответствующая, что лишний раз подтверждает аргументы глобалистов. То есть неважно, ГДЕ сделано, важно - КТО это сделал.

К новым производствам относится и небольшая фабрика ЛАДА из Санкт-Петербурга. Пару лет назад она отпочковалась от МУЗЫ и делает в целом похожие гитары с пластиковым корпусом. Сюда же следует поместить и проекты московской фирмы МУЗДЕТАЛЬ, которая упирает на "отверточную" сборку гитар из деталей, сделанных на разных фабриках.

Некоторые полезные советы и соображения:

1. Гитара не может стоить дешевле $100-150. Дешевле можно купить только некий действующий (в лучшем случае) макет гитары в натуральную величину. Начинать учиться играть на таком макете в принципе можно. Но никаких акустических достоинств такой макет не имеет и не обязан иметь. Он должен быть нестрашным на вид, относительно живучим и примерно похожим на настоящую гитару.

2. ВСЕ российские (и прочие на бывшем советском пространстве) фабрики производят только макеты гитар. Исключением является львовская РЕНОМЕ. Поэтому искать "хорошую ленинградскую гитару" бессмысленно. Ее нет (да и не было никогда...) Можно найти хорошую гитару, сделанную МАСТЕРОМ в Москве, Рязани и любом другом месте. Но к фабричным гитарам это не относится.

3. Весьма строгое разделение гитарного ассортимента на "классику" (под нейлоновые струны) и "эстрадные" (под металл) для отечественных гитар справедливо лишь отчасти. В целом можно сказать, что ВСЕ отечественные гитары предназначены только под металлические струны. Поэтому покупать такую гитару ребенку для музыкальной школы всегда неверно. Есть несколько моделей дешевых гитар, куда можно поставить синтетику, если иначе никак. Но это именно "аварийный" случай. Не покупают же одну лыжу или ролики вместо велосипеда в спортшколу...

4. С металлическими струнами эти гитары дружат и даже играют немного. При этом живучесть их в целом точно выше, чем у дешевых китайцев. Если вам нужна гитара "в лес у костра" или для прочих расходных целей, логичнее купить именно российскую гитару. Подростку "в подворотню" такая гитара так же годится.

5. Особо о процессе адаптации гитары к человеку. Любая, даже дорогая "настоящая" гитара требует некоторой подгонки и юстировки под пользователя. И если дорогую гитару правильнее показать мастеру, с дешевой гитарой придется разбираться самому. "Адаптация" состоит в смене струн, выравнивании ладов, выставлении высоты струн и угла грифа, проверке строя гитары. Некоторые полезные советы по доводке можно найте в Интернете. Но "сырая" фабричная дешевая гитара - это просто кусок дерева со струнами, играть на ней невозможно. Исключение составляют дешевые гитары с маркой МУЗДЕТАЛЬ, там все юстировки и настройки уже сделаны. И все равно, даже на такой гитаре после покупки следует проверить и поправить ключом высоту грифа. Более-менее проверяются на фабрике гитары ЛАДА, а гитары ТРЕМБИТА обычно доводятся дилерами.

6. О грифе на винте. Часто покупатели воспринимают подъемный гриф на винте как признак "плохой" гитары. Это не совсем так. Исторически почти все русские гитары (включая мастеровые) делались с таким грифом. По слухам, пошло это от старинной немецкой конструкции, где было даже два винта: один распирал корпус вдоль и напрягал деку, а другой поднимал гриф. Такой способ крепления грифа ухудшает звукопередачу, это одна из главных причин, почему русские гитары не дружат с синтетическими струнами. Для металлических струн это не так актуально, нагрузка от них большая. Зато полностью устраняется проблема с высотой струн над грифом. Для дешевых гитар это сверхактуально. Поскольку дешевые китайские инструменты имеют вклейной гриф, брак там может достигать 100% именно из-за подвижек грифа (особенно под металлом). Вывод такой: на дешевой гитаре с металлическими струнами гриф на винте является плюсом, не надо его бояться. Но на гитаре под синтетику он нежелателен. Вклейной гриф предполагает определенный уровень качества. Если реально качество неважное (как у дешевых "китайцев"), такой гриф означает неминуемый брак.

7. О струнах. Для российских гитар оптимальны латунные или бронзовые струны среднего натяжения (0.010) с витой третьей струной. Очень подходящие струны делает ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ. Нежелательно устанавливать туда электрогитарные струны. Могут быть проблемы и с импортными струнами даже весьма уважаемых производителей, поскольку исторически формула расчета толщин басовых струн там оптимизирована под "вестерны", и шестая струна имеет повышенную амплитуду.

В любом случае, струны нуждаются в регулярной замене. Если они звучат глухо и ватно (особенно басы), пора их менять. Тонкие струны с обмоткой (особенно третья) быстро разбиваются о лады и тоже глохнут. Если на гитаре долго не играли, медные и латунные струны темнеют, а посеребренные могут даже почернеть. Окисленные струны так же нужно своевременно менять.


При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter



Имя:
Ваше мнение:
Введите символы на картинке:


Последние сообщения:

04.11.2016, Александр
Я в 2016 году с рук купил Ленинградку 72 года выпуска за 2000 бублей, чтобы в командировки с собой таскать. Семиструнка переделанная в 6. Сменил порожки, колки, сточил лады, покрасил. Теперь ART & LUTHERIE за 70к рублей в углу валяется. Автор статьи ошибается в своих высказываниях!
20.10.2016, ктото
тупой хохол в вашей стране всё только разваливалось всегда и сейчас в конец рухнуло откуда тебе знать на что способны наши гитарные мастера да нынче нет спроса большого на русские гитары и если и есть хорошие фирмы то о них ничего неизвестно даже сайта своего не имеют как например компания амистар
07.08.2016, Old_falc
Очень хорошая статья. Получается, что приличную гитару можно купить только в Муздетали? Когда я в Столице окажусь? А интернет-рассылку вы организовать не планируете? Все магазины прелагаю либо классику с нейлоновыми струнами, либо акустику с электрогитарным грифом. А так, поиграть среди друзей и не на чем. В одном магазине мне вообще заявили, что у меня "искаженное совковое понимание гитары"... Вот так, всю бардовскую культуру в купе со
27.07.2016, Сергей
Отличная статья. Особенно про момент "для турпохода и подворотни". Я бы добавил - для дачи с шашлыками. Вспомните "дрова" Луначарского - гитара , что говорится, никакая. В студотряд с Кремоной не поедешь, а с Луначаркой...... вспомните, как только не издевались... сколько их (Луначарок) дохаживало турпоходы с доской под грифом. Решено, завтра покупаю дредноут с классическим (широким) грифом Бобруйска, на металлических струнах, с грифом на винт
09.03.2016, Гость
Статью писал редкостный мудак
17.02.2015, Алекс
Мое мнение - статья обиженого "совком" интеллигента. Западные фирмы по 50 лет производят одно и то же и только для "совковых фабрик" почему-то 20 лет - упрек. Про то что гитара не может стоить меньше 100 баксов, вообще смешно, т.к. цена только для идиота - показатель.
18.04.2011, Витыч
Неплохая статья, все об отечественных производителях, к сожалению, правда(( Ну будем надеяться , что рано или поздно ктонить появиться и у нас.
14.05.2010, Бэбис
Полная белиберда! Ни слова о том,что прокупать надо ТОЛЬКО КЛАССИЧЕСКУЮ гитару.

Все сообщения