Главная Форум Интернет-магазин
Реклама  |  О проекте  |  Обратная связь

 

 



 
Инструменты

Укрощение стратокастера


      Автор: Владимир Холстинин
      Дата публикации: 20 августа 2002 г.

Самая болезненная тема для многих гитаристов – о том, как на гитарах со "стратокастеровскими" машинками не держится строй. Гитаристы меняют колки, порожки, машинки – ничего не помогает. Остается или обвинить во всем производителей, или обратиться к опыту музыкантов, успешно играющих на таких гитарах. Самый близкий и авторитетный “укротитель” "cтратокастеров" – Владимир Холстинин, гитарист известной группы "АРИЯ", который любезно поделился с нами своим опытом.

Сначала – подготовка гитары. Начнем с верхнего порожка. Угол перегиба струны на порожке должен быть минимальным. Это компромисс: чем больше этот угол, тем больше сила трения, и тем сильнее здесь заедает струна, расстраивая гитару. С другой стороны, чем угол меньше, тем меньше давление струны на порожек, следовательно – меньше атака и сустейн.

Очень важна сама форма пропилов под струну. Если струна лежит слишком свободно, то она будет дребезжать о стенки порожка, а если прорезь узкая, то струна зажимается. Как рекомендовал Лео Фендер, это должно выглядеть так:

Верхний порожек гитары

И ни в коем случае не должно быть такой посадки:

Верхний порожек гитары

Это должно быть хорошо продумано изготовителем, а если человек купил гитару уже с такой проблемой, то надо либо обратиться к мастеру, либо сделать эту работу самому. Только надо отдавать себе отчет, что необходимо иметь профессиональный рабочий инструмент. Хороший мастер обязательно имеет у себя набор специальных “овальных” надфилей для пропиливания порожков.

Есть важный момент: надо сразу учитывать, какой толщины струны будут установлены. На гитару, где порожки пропилены под “9-42”, нельзя установить струны “10-46”, тем более “11…”. Нежелательно и наоборот.

Порожек пропиливают под углом, так, что бы высшая точка, где перегибается струна, находилась строго на том же месте, где условно должен быть “нулевой” лад, то есть со стороны корпуса гитары.

Еще следует отметить, что вместо традиционного пластика хорошим материалом для изготовления порожка является кость (не обязательно слоновья) или специальный графит.

Следующее действие – смазка порожка. Для этого лучше всего подходит графитовая смазка, которую можно купить в любом автомагазине (она так и называется) или приготовить самостоятельно. Берете мягкий графит (карандаш 4М, 2M), измельчаете в муку и добавляете пару граммов “швейного” или бытового масла. Автомасло не надо использовать – оно содержит вредные присадки. Растительное тоже не годится. Эту смазку помещайте иголочкой в прорези, а потом втирайте в стенки ниткой, полируя ей вперед-назад. Мельчайшие частички графита заполняют все неровности прорези, а масло создает скользящую пленку. Эту смазку надо обновлять при каждой смене струн. Идея заключается в том, чтобы отполировать прорези порожков, уменьшив силу трения. Разумеется, это надо делать не только на "стратокастерах", а на любых гитарах. Если у вас стоит роликовый порожек, то все намного проще: просто смазывайте его. С этой частью гитары мы разобрались.

Теперь – машинка.

Не надо класть машинку на деку, потому что она будет стучать и не будет работать. Пластина машинки должна висеть на расстоянии 1-1,5 мм от корпуса, возможно с немного приподнятой задней частью. Многие ее кладут на деку, даже иногда затягивают сильно пружины, чтобы она, якобы, лучше держала строй. Но это имеет смысл только в том случае, если вы полностью исключаете работу машинки (усилится сустейн и атака), а так при первом же движении рычага она все равно расстроится.

Сначала рассмотрим такую деталь – хвостовик машинки (киль), через который вставляются струны. Отверстия для струн на современных машинках просверлены глубоко и “пипка” от струны находится близко к платформе, что намного лучше, чем на старых машинках. Все точки соприкосновения струны с машинкой должны быть отполированы (мелкая шлифовальная бумага №1500-2000) и смазаны той же графитовой смазкой. Особое внимание на “кобылки”: острый угол перегиба струн – причина частого обрыва струн и расстраивания гитары.

Обязательно нужно проверить держащие винты машинки. Они должна быть острыми, а не затупившимися. Их также не повредит смазать.

Отдельный разговор - машинки на двух и на шести винтах. Двухвинтовые – это намного меньше трения и сопротивления при работе. Многие музыканты из шести винтов оставляют четыре. Они (винты) должны быть:

1) смазаны;
2) не препятствовать ходу машинки (незатянуты);
3) находится на одной высоте.

Ретейнеры на головке грифа также должны быть отполированы и смазаны. Иногда достаточно оставить только один ретейнер между первой и второй струной. Сейчас нетрудно и целесообразно приобрести и установить роликовые ретейнеры.

Теперь можно натягивать струны.

При накрутке струны тоже есть маленькая хитрость: накручивая струну на колок, первым же витком надо зажать ее хвостик, тогда струна сама себя затянет и будет крепко держаться. Колки с зажимом струны упрощают это. На колках должно быть полтора-два витка. Нельзя накручивать много витков на колок – они будут “пружинить” и расстраивать гитару.

Теперь – настройка гитары.

При настраивании гитары важно понимать, что происходит со струной при работе рычагом машинки, при “подтяжках” и при ударе медиатора о струну. Это – самое важное. При “подтяжке” струны (особенно третьей) создается избыточное натяжение на участке между колком и порожком, ведь за счет силы трения в порожке, струна не возвращается в исходное состояние. Соответственно, она становится ниже по строю. Что обычно делает гитарист? Подтягивает колок, начинает играть – струна вновь расстроена. Возьмите тюнер и посмотрите, что происходит. Вы можете сделать два наблюдения: после подтяжки струна “низит”, а после опускания рычага, по возвращению назад - “высит”. Если опустить рычаг, то струна провисает, а при возвращении машинки назад, натягивается сильнее от порожка до машинки из-за той же силы трения.

Колком настраиваем струну так, чтобы на тюнере она оказывалась на нужной ноте не до, а после опускания-подъема машинки. Это придется делать в несколько заходов. В науке это называется методом последовательного приближения. Качнули машинкой – посмотрели: высит – отпустили чуть колок – качнули – посмотрели: высит чуть меньше – еще клок отпустили – качнули… Так до того момента, пока струна не станет возвращаться строго в заданную ноту. Теперь рычагом можно работать сколько угодно! Дальше смотрите: вы делаете подтяжку – струна после этого низит, потом опускаете рычаг – она на месте. Именно это и является главным правилом: после тремоло рычагом струна будет настроена на заранее определенную ноту.

Такую операцию надо проделать для всех шести струн. Сначала просто настраиваете всю гитару, пружины ослабляете (или натягиваете) так, что бы машинка немного висела над корпусом, а потом производите точную настройку гитары.

Теперь у нас гитара держит строй при работе рычагом, пока мы не сделаем первую подтяжку. После этого струна (особенно третья), которую мы подтянули, станет “низить”. Не надо хвататься за голову – достаточно немного качнуть рычаг (можно струны приглушить в этот момент рукой), и все станет на место. Как правило, аккомпанимент играется без подтяжек, и гитара будет строить, пока вы не начнете играть соло, но после него – заветное движение рычагом вниз.

Каждому, кто хочет освоить стандартную "фендеровскую" машинку необходимо запастись терпением в этой нелегкой задаче.

Тем, кто сильно бьет по струнам при настройке гитары, следует после опускания рычага сильно (как обычно) ударить по струне и уже тогда фиксировать ноту.

Примером того, что все это действует на практике, можете считать меня. Я успешно играю на "страте" с обычной машинкой весь концерт. А если мой пример неубедителен, то – Ритчи Блэкмор, Дэвид Гилмор, Эрик Клэптон, Ингви Малмстин и многие другие известные гитаристы.

Почему я использую "стратовскую" машинку вместо "флойд роуза"? Я достаточно долго работал на всех мыслимых тремоло-системах, после чего перешел окончательно на "стратовскую". Во-первых, она намного легче, чем "флойд", поэтому не расстраивает гитару при наклоне гитары в разные стороны. Во-вторых, сустейн лучше. В-третьих, правая рука на "флойде" должна лежать очень корректно, не задевая его – он очень чувствительный. Сложно использовать прием “mute”. В-четвертых, сложнее регулировать длину мензуры, а замена струн на "страте" намного проще и быстрее. И еще не надо помнить, где лежат ключи, и ходить как сантехник с ними во всех карманах.

Представьте, что в гримерке перед концертом холодно, а на сцене энергия толпы и световых приборов поднимает вдвое температуру, меняя натяжение струн, и вам приходится хвататься за ключи, потому что потными пальчиками винты тонкой регулировки перестают закручиваться. А на "стратовской" машинке достаточно повернуть колок…

Еще советы:

Настраивать гитару лучше по флажолетам на XII ладу;
Настраивайте гитару в том положении, в котором играете;
Толстые струны настраивайте на несколько процентов ниже; ведь при ударе медиатора струна вытягивается и в первый момент времени высит, а нормально звучит только при затухании. Можете проверить это с помощью тюнера.

В заключение хочу пожелать вам успехов в освоении этого капризного инструмента. Надеюсь, что он отплатит вам взаимностью. Отдельное спасибо Александру Шамраю за горячее желание разобраться в этой проблеме и помочь всем желающим вступить в Клуб Любителей Стратокастера.


При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter



Имя:
Ваше мнение:
Введите символы на картинке:


Последние сообщения:

26.02.2012, Leo
DeathMagnetic Возможно дело не в трении, не в дергании рычага,а в здравой логике. вот вам кусок другой статьи, возможно причина в этом Процесс настройки гитары с вибрато несколько сложнее, чем на гитарах с жесткой бриджевой посадкой. Силам натяжения струн противодействует сила натяжения пружин. Предположим, что первая струна настроена ниже положенного. Попробуем ее подтянуть. Струна натянет весь механизм тремоло, при этом ослабнет натя
10.01.2011, МАКС
ОТЛИЧНАЯ СТАТЬЯ.
31.10.2010, Envist
Прикольный сайт.. Наткнулся непредвиденно, но не сожалею)))
09.06.2010, IronKostayn
Только имя Блэкмора - Ричи, ну или Ричард, но не как не \"Ритчи\".
06.04.2010, Жека
Статья супер,спасибо!
03.04.2010, Юрий
СОВЕТ: Чтобы гриф произвольно не откручивался нужно нанести небольшое количество клея ПВА в отверстия для шурупов на грифе.Тоже можно сделать и с ремнём. Для более точного выставления зазоров между струнами грифом,звукоснимателями используйте свёрла. Они есть любых калибров. Спасибо Владимиру за статью. Я полностью с ним согласен.
03.04.2010, Юрий
У меня было три страта-мекс. стандарт и делюкс. Со всеми был свой особый конфликт. Мне повезло! Я обрёл Custom 1988г и понял как же на них играют Gilmour, SRV,Claptont и т.д.
12.03.2010, VoxMan
Владимир, спасибо. Старенький страт поддался уговорам и все таки стал строить со старым тремоло.
03.03.2010, DeathMagnetic
А у меня ничего не получается. Уже перестал считать, сколько раз я рычагом кручу, а потом настраиваю.Вроде, одну струну настроил, потом следующую, а предыдущая снова не строит, как надо. Я либо что-то не то делаю и у меня руки кривые, либо у меня гитара - мусор. В какую сторону надо тянуть рычаг?Или без разницы?
03.02.2010, Deemon
супер статья..очень полезная, спасибо.
14.12.2009, Alex Raven
Отличная статья!! Огромное спасибо ,Владимир, обязательно буду использовать все эти советы на своём любимом страте)

Все сообщения