|
      Автор: Эд Призант       Дата публикации: 19 октября 1999 г.
Начать свой рассказ о том, какие акустические гитары
каким стилям музыки соответствуют, я бы хотел
с оговорки. На сегодняшний день в стилях музыки все
так намешано, что можно увидеть самые
неожиданные инструменты в руках самых разных
исполнителей. Например, в последние годы большинство
людей, называюших себя бардами (C.Никитин, О.Митяев да и
большинство членов Московского бард-клуба) для своей
музыки используют классические гитары с нейлоновыми
струнами. А эти инструменты, как известно, были
спроектированы для классической музыки. Коллектив
"Иваси" пошел еще дальше и использует классические
гитары, натягивая на них при этом металлические
струны. Это хотя и противоречит традициям, но не
мешает "Иваси" создавать прекрасную музыку.
Все эти примеры являются как бы прелюдией к следующему
заявлению: эта статья не является руководством
или пособием на тему "Какие гитары для какой
музыки созданы", а просто представляет собой общее обозрение
того, как развивалась и менялась акустическая гитара с
появлением новых музыкальных стилей.
Так же эта статья может пролить некоторый свет на то,
почему в определенных стилях музыки принято
использывать определенные виды акустических гитар.
Итак, на сегодняшний день на рынке гитар можно найти
десятки подвидов акустических и полуакустических
гитар, но условно они делятся на три группы:
- Flat top - обычная фолк-гитара с
металлическими струнами.
- Classical - классическая гитара с нейлоновыми
струнами.
- Arch top - джазовая гитара; по форме она
напоминает увеличенную скрипку с прорезами по краям
деки.
А теперь углубимся в историю.
Еще 120 - 130 лет назад в Европе и Америке был
популярен всего один вид гитар. В разных странах
использовали разные системы настройки, а кое-где даже
меняли количество струн (В России, например,
струн было семь, а не шесть). Но по форме все гитары
были весьма похожи - относительно симметричные верхняя
и нижняя
части деки, которая сходится с грифом на 12-ом ладу.
Небольшие размеры, прорезная ладошка, широкий гриф,
веерообразное крепление пружин и т.д. - все это характеризовало
данный вид гитар.
Фактически вышеописанный инструмент по форме и содержанию напоминает
сегодняшнюю классическую гитару. А форма сегодняшней
классической
гитары принадлежит испанскому мастеру Торресу, который
как раз и жил около 120 лет назад.
В конце прошлого века гитара стала резко набирать
популярность. Если до этого на гитарах играли только в
частных домах
и салонах, то к концу прошлого столетия гитара стала
выходить на сцены. Появилась потребность в усилении
звука. Вот
тогда и появилось более четкое разделение между
классикой и тем, что теперь чаще всего называют фолк-гитарой
или вестерном.
Технология стала позволять изготавливать металлические
струны, которые громче звенели. Кроме того, сама
коробка увеличивалась
в размерах, что позволила звуку быть глубже и громче.
Оставалась одна серьезная проблема - сильное натяжение
металлических струн
фактически убивало верхюю часть коробки, а утолщение
стенок коробки в конце концов убивало вибрацию, а
вместе с ней и звук.
И вот тогда господин Мартин, отец современной фолк-гитары,
и придумал свое знаменитое х-образное
крепление пружин.
Пружины приклеивались накрест, тем самым увеличивая
прочность верхней стенки, но позволяя ей вибрировать.
Таким образом произошло четкое разделение -
классическая гитара, которая почти не изменилась с тех
пор (только струны
стали делать из синтетики, а не из жил, как раньше), и
фолк-вестерн-гитара, которая имела несколько форм,
но почти всегда шла с х-образным креплением пружин,
металлическими струнами, увеличенной коробкой и так
далее.
Господим Мартин называл свои модели "0", "00" и "000" -
по размерам. "00" размер почти совпадал с современной
классической
гитарой , а "000" - это был в то время самый большой
размер коробки.
Такие гитары были придуманы для того, что бы их было
слышно в оркестре среди громких
банжо, мандалин и контрабасов. Как вы понимаете,
систем амплификации (усиления) звука тогда еще не существовало.
Чуть позднее -
в 20-х годах - появилась новая форма - "OM" -
оркестровая модель. Она была похожа на "000", однако длина
струн увеличилась, что
сделало ее еще громче, а через некоторое
время появился знаменитый dreadnought, считающийся
сегодня стандартом в гитаростроении.
Одновременно с этим развивался еще один вид гитар -
arch tops. Что же это такое? В то время, как такие
компании, как Мартин, решали проблему усиления звука за счет крепления
пружин, такие компании, как Гибсон, пошли другим путем
- они создавали
гитары, по форме и конструкции напоминающие скрипки.
Такие инструменты характеризовались выгнутой передней стенкой деки,
порожком, который был как у котрабаса, и струнодержателем. Как правило, эти инструменты имели
скрипичные вырезы по краям деки вместо традиционной
круглой дырки по центру.
В чем же было их основное отличие от тех же
dreadnought'ов? В то время, как dreadnought прекрасно
звучал в оркестре типа
"кантри", где ему доставалась ритм-партия, arch top
хорошо звучал отдельными нотами, то есть не ритмическими, а
именно сольными партиями.
Эти гитары отличались звуком, который был не теплым и
глубоким, а сбалансированным и резким.
У такой гитары было хорошо слышно каждую ноту, и джазмены
быстро поняли, какая "темная лошадка" появилась в их поле зрения. Именно
джазу arch top'ы и обязаны своей популярностью, за что их и прозвали
джазовыми гитарами.
А dreadnought и похожие инструменты использовались
больше для "кантри" и популярно-эстрадной музыки.
В 30-е и 40-е годы ситуация начала менятся - в
основном, из-за появления качественных микрофонов и
звукоснимателей.
Кроме того, на арену вышел и тут же завоевал мир новый
популярный стиль музыки - блюз. Как известно, блюз
развивался, в основном, благодаря стараниям бедных черных
музыкантов. Они играли его по-всякому пальцами,
медиаторами и даже бутылками от пива (горлышки от бутылок с пивом были прямыми
праотцами современных слайдов). У этих людей не было
денег на дорогие
иструменты, у них не всегда была возможность купить себе
новые струны, какие уж тут джазовые гитары? И играли они
на чем придется, в основном на более распространенных
инструментах - вестернах.
В те годы, кроме дорогих arch-top'ов, компания Gibson
еще производила кучу ширпотребных фолк-гитар. Ситуация
на рынке была
такова, что Gibson была чуть ли не единственной
компанией, производящей дешевые, но качественные
фолк-гитары.
Логично, что большинство блюзменов за неимением денег на что-то
более совершенное и взяли в свои руки "гибсоны".
Так до сих пор они с ними и не расстаются.
Что же произошло с джазовыми гитарами? А вот что: с
появлениям зукоснимателей оказалось, что
сбалансированный и четкий звук
этого вида инструментов как нельзя лучше подходит к
тогдашней системе усиления. Хоть
джазовая гитара абсолютно не похожа на современный Fender или Ibanez,
но Лео Фендер никогда не создал бы, наверное, свои
Телекастеры
и Стратокастеры, если бы сначала не
поэкспериментировал с джазовыми гитарами и
звукоснимателями. Кстати, в последствии
электрический блюз тоже игрался и играется на джазовых
инструментах со звукоснимателями, просто толщина коробки в
них уменьшена.
Яркий пример тому - B.B.King и его знаменитая гитара
"Люссиль", которую многие сегодня считают стандартом
электрогитары
для блюза.
Итак, мы подошли к 50-ым годам, годам рождения
рок-н-ролла и понятия рок-музыки, как таковой. Пора
остановиться и сделать
"ревью". Отбросывая в сторону электрогитары, которые с
бешенной скоростью завоевывали рынок, мы видим
следующию картину.
Классическая гитара осталась почти без изменений, но
получила синтетические струны и использовалась для
классической музыки
и музыки "фламенко".
Фолк-гитары (dreadnought, оркестровые модели и
другие) использовались для "кантри" и домаших или
бардовских стилей, а так же
для акустического блюза.
И, наконец, arch top использовались для джаза.
Надо сказать, что акустическая гитара 50-тых годов уже
практически ничем не отличается от современной.
Технологии и материалы несколько изменились, но до сих
пор лучшими гитарами
в акустике считаются именно инструменты, сделанные в
40-ых и 50-ых годах. Коллекционеры отваливают круглые
суммы за эти
инструменты. Деньги, которые просят за Martin или
Gibson определенных годов производства того времени, с
с лихвой хватило бы на покупку отличной новой гитары и
в добавок к ней нового... Мерседеса или БМВ.
Красота звука понятие относительное, поэтому мы не
будем спорить на тему "какие гитары лучше", а пойдем
дальше - в эру рок-н-ролла.
Рок-н-ролл появился из блюза, следовательно и гитары
использовались блюзовые - а именно вестерны. Но, в
отличии от блюза,
рок-н-ролл являлся более эстрадным стилем. Он требует наличия
ансамбля, ударной установки, бас-гитары, и играть его принято на
электроинструментах.
И вот к 60-ым годам, как это не прискорбно,
акустическая гитара начала покидать сцену. Все реже и
реже на сцене появлялись
исполнители с акустическими гитарами - звукосниматели
и эффекты завоевали мир. Акустическая гитара 60-ых и
70-ых годов
превратилась в основном в инструмент для написания
песен, исполнения домашних концертов и песен у костра.
А джазовые гитары
и вовсе стали покидать рынок. Единственный вид
акустических гитар, который почти не пострадал, были
классические гитары.
У них был твердый рынок - те, кто играли классику,
продолжали ее играть на том же, на чем она и игралась
последние сто лет.
Самое интересное, что в 60-ые и 70-ые годы, когда
гитаростроение и спрос на фолк-гитары приходили в
упадок, появились
классические гитары, которые считаются одними из
лучшых на сегодняшний день - гитары фирмы (мастера)
Ramirez.
Мы дошли до 80-ых годов. Я думаю, что это время все
читатели уже помнят лично: расцвет тяжелого рока с
одной стороны, и
элекронной музыки с другой. И опять акустической
гитаре не было места в этих стилях. Именно в 80-ые
развились
коллективы, где гитар вообще не было - одни клавишные
и ударные. Но к концу 80-ых ситуация опять начала
меняться. Рок
начал утихать. Не умирать, а именно утихать - он стал
тише. Надрывное грохотание уступило место более
осмысленному року,
року, в котором меньше экстаза, но зато больше музыки и
техники. И тут опять на сцену вышла акустическая
гитара. За время
своего пребывания в шкафах и подвалах она несколько
изменилась. Появиось много гибридов: например
классическая гитара
со встроенными звукоснимателями, которая оказалась
удобной для акустического джаза и фолк-рока. Или же
вообще -
электрогитара с нейлоновыми струнами, которая при
подключении давала довольно приятный классический
звук, но при этом
не фонила.
В наши дни акустика опять завоевала мир. Может быть
люди пресытились изобилием электрического звука, и их
потянуло на живой
звук акустики, а может просто в наше сумашедшее время
проще и удобнее таскать за собой одну гитару, а не
целый набор
электронных компонентов. Не знаю, но факт на лицо -
программы "Unplugged" где MTV приглашает популярные
группы и просит
их играть и записывать только живую музыку пользуются
популярностью. Да и в России, насколько мне известно,
происходит
нечто подобное.
Вот и вся история современной гитары. Осталось только
добавить, что во многом сама конструкция инструмента
предопределяет,
для какого вида музыки он используется. Так, например,
ОМ - оркестровые модели - обычно используют для игры
пальцевой техникой, а dreadnought - для игры "чесом". У ОМ более
сбалансированный звук, зато dreadnought громче.
Также влияют на звук и сорта дерева, да и на будущий
стиль музыки, которая будет играться на этих
инструментах.
В зависимости от сорта дерева некоторые инструменты
лучше звучат в студии, а другие лучше на сцене.
Это зависит и от усиления и настроек
распределительного пульта. Но это уже отдельная
история.
P.S. Вчера я был на рок-тусовке, связанной с приездом к нам
группы ДДТ. Несмотря на отсутствие светоэффектов и
плохой звук концерт удался. Но главное, что я заметил - в
руках у Шевчука все время была акустическая гитара.
Сначала я не обратил на это внимание, но потом подумал о статье,
которую я уже закончил и вспомнил, что в свой прошлый
приезд Шевчук весь концерт отыграл на электрической гитаре.
Может быть это случайность, а может быть акустика
отвоевывает свое законное место?
|