Главная Форум Интернет-магазин
Реклама  |  О проекте  |  Обратная связь

 

 

 



 

Инструменты

Музыкальные инструменты для игры двуручным тэппингом


      Автор: Максим Волгин
      Дата публикации: 03 октября 2000 г.

Немного о технике двуручного тэппинга

Стэнли Джордан (Stanley Jordan)

Техника тэппинга (tapping) зародилась в среде электрогитаристов еще в середине века. Ее возникновение явилось неизбежной реакцией на появление нового (по тем временам), более чувствительного инструмента - электрогитары. Первоначально тэппинг (резкое прижатие струны пальцем правой руки, "хаммер") был просто одним из технических приемов, подобно флажолету. В таком примитивном виде тэппинг используют уже несколько поколений рок-гитаристов. Однако, со временем, этот прием развился в отдельный способ игры на электрогитаре - двуручный тэппинг (под словом "двуручный" подразумевается, что и левая рука извлекает звук самостоятельно, без помощи правой), или "фортепианную" технику. Эта техника кардинально отличается от традиционных способов игры на гитаре; здесь каждая рука может играть отдельную, независимую партию. В создании техники двуручного тэппинга участвовали такие известные в свое время музыканты, как Merle Travis и Jimmy Webster. Одним из пионеров этого вида техники стал и поныне популярный джазовый гитарист Стэнли Джордан (Stanley Jordan). С тех пор множество гитаристов освоило этот способ игры. В России тоже есть гитаристы, использующие "фортепианную" технику (недавно увидел свет замечательный учебник "Two handed tapping - прогрессивная техника игры на электрогитаре" Дмитрия Малолетова. Книга не содержит особенно сложных произведений, однако охватывает все основные моменты "фортепианной" техники). Таким образом, "тач-техника" (еще одно название, от слова "touch" - касание) неуклонно продолжает завоевывать поклонников по всему миру.

Новая техника - новые инструменты

Итак, "фортепианная" техника дала гитаристу возможность играть каждой рукой независимые партии. Однако теперь, когда в прижатии нот участвуют восемь пальцев вместо четырех, шести струн оказалось мало. Таким образом, стал необходим специальный инструмент для техники двуручного тэппинга. Немало гитарных мастеров - поклонников тач-техники представили свои варианты инструментов - от простой комбинации баса и гитары на одном или двух отдельных грифах до 24-х (и более)-струнных панелей или гитар с цилиндрическим грифом. Такой разнобой был вызван отчасти тем, что никто толком не знал, как именно ( в смысле расположения рук и пальцев ) нужно играть тэппингом - сама техника игры находилась в процессе становления. Для сравнения: классическая гитарная техника, как и сама классическая гитара, развивалась не один век, а если начинать отсчет ее развития от первых щипковых инструментов, то и вовсе - целую вечность. Итак, в мире возникло некоторое количество фирм-производителей специальных тач-инструментов. Говоря о гитарных мастерах, работавших в этой сфере, нельзя не назвать такие имена, как Dave Bunker, Charles Soupios, Sergio Santucci, Stuart Box, Richard Eberlen. Однако, большая часть их продукции нашла свое место лишь среди любителей экзотики и энтузиастов тач-техники. Только два инструмента получили достаточно широкое распространение и признание со стороны профессиональных музыкантов. Это инструменты Эммита Чапмена (Чапмен Стик) и Марка Уорра (Уорр Гитар). Поговорим о них подробнее.

Эммет Чапмэн (Emmett Chapman)

Стик (Stick)

В 60-х годах тач-гитарист Эммит Чапмен (Emmett Chapman) создает новый 10-струнный тач-инструмент "Стик" или "Чапмен Стик" (Chapman Stick), а в 1974 году организует его промышленное производство. Справедливо рассудив, что для электроинструмента корпус (как резонатор) не имеет особого значения, зато затрудняет доступ к последним ладам (ближе к звукоснимателю), Эммит решил вовсе отказаться от корпуса. Именно этот факт и дал название новому инструменту: "stick" переводится как "палка". При игре инструмент держится почти вертикально, для облегчения доступа к грифу правой руки.

Существует множество вариантов настройки Стика, в том числе "официальных" вариантов самого Эммита. Рассмотрим основной, "классический" вариант настройки для инструмента с равным количеством мелодических и басовых струн:

  • Мелодические
    1я - D первой октавы (на тон ниже 1й гитарной струны)
    2я - A квартой ниже
    3я - E квартой ниже
    4я - B квартой ниже
    5я - F# квартой ниже
  • Басовые
    6я - C (на два тона ниже 4й бас-гитарной струны)
    7я - G квинтой выше
    8я - D квинтой выше
    9я - A квинтой выше
    10я - E квинтой выше (в унисон с 3-ей струной)

Первое, что бросается в глаза, это необычное расположение струн - самая толстая мелодическая струна (пятая) и самая толстая басовая (шестая) находятся посередине. Строй мелодических струн в целом подобен гитарному или бас-гитарному (кстати, чисто квартовый гитарный строй EADGCF использует Стэнли Джордан). А вот строй басовых струн аналогичен строю струнных инструментов (скрипки, виолончели, контрабаса), только порядок струн - обратный. Если разобраться, это довольно остроумный вариант настройки. Например, перемещение из ноты C на одну струну вверх (в сторону большего номера струны) на любой стороне грифа означает попадание в ноту G: на мелодической стороне это будет G квартой ниже исходной С, а на басовой - G квинтой выше исходной C. Это свойство стандартной эммитовской настройки может быть очень удобно, например, при игре аккордов на мелодической стороне грифа с басом на басовой стороне - обе руки движутся одинаково. Существует еще несколько официальных вариантов настройки, они отличаются лишь общей высотой настройки мелодических струн, а сам принцип - "мелодические - по квартам, басовые - по квинтам" - сохраняется.

Стики

Существуют еще две модификации Стика: Гранд Стик (Grand Stick) - с 12 струнами (количество басовых и мелодических струн может быть равным - 6+6, или мелодических струн может быть больше - 7+5), а также 8-струнный Стик Бас (Stick Bass). Все модели имеют стереофонический выход. У производителя эти инструменты стоят в районе 1600 - 1900 долларов. Не так много, по сравнению с хорошими электрогитарами (некоторые популярные модели стоят порядка 3000 - 4000 долларов). Начиная с 1974 года было продано около 5000 инструментов.

Уорр Гитар (Warr Guitar)

Уорр-гитары

Буквально несколько лет назад на мировом рынке появился соперник уже довольно популярного к тому времени Стика - Уорр Гитар. Основной целью его автора, Марка Уорра, было создание тач-инструмента, который бы отличался от Стика лучшими звуковыми характеристиками, более богатым звучанием. Для этого ему пришлось вернуться к более традиционному дизайну - с корпусом, причем, будучи известным знатоком пород древесины и имея большой опыт в изготовлении музыкальных инструментов (в частности - бас-гитар), Марк в самом деле добился значительного улучшения звучания своего инструмента по сравнению со Стиком. Кроме того, Уорр Гитар был задуман как более универсальный инструмент, на котором можно было бы играть всеми способами звукоизвлечения (медиаторным, пальцевым, слэпом, расгеадо) , а не только тэппингом. Для этого инструмент сбалансирован таким образом, чтобы можно было держать его на ремне при игре тэппингом в вертикальном положении, а при использовании традиционных способов звукоизвлечения - в горизонтальном. Основная модель Уорр Гитар имеет 8 струн, 24 лада и моно-выход. Есть также модели с 10, 11 и 12 струнами и стерео-выходом. Каждая модель имеет две конфигурации, в зависимости от способа крепления грифа: на болте (bolt-on) или вклеенный (neck-through). Цена производителя колеблется в пределах 2400-3300 долларов, в зависимости от модели инструмента.

Найдите десять отличий

В результате, выбор между Стиком и Уорр Гитар аналогичен выбору, скажем, между гитарами марки Steinberger и марки Parker. Первый вариант - это писк технологии музыкальных инструментов, отказ от всего лишнего в конструкции, гениальные инженерные решения для обычных, казалось бы, деталей инструмента, модерновый дизайн, повышенная прочность и износостойкость. Второй вариант - более традиционный дизайн, зато - огромный шаг вперед в технологии создания корпуса инструмента и подбора соответствующих звукоснимателей для достижения наилучшего звучания, гениальные открытия в области выбора материалов (древесины) для изготовления корпуса. Многие профессиональные тач-музыканты имеют в своем арсенале оба инструмента. Однако, стандартом де-факто все же является Стик, присутствующий на рынке музыкальных инструментов вот уже второй десяток лет.

Стейнбергер

Кстати, раз уж мы упомянули слово"Steinberger". Новое детище гениального мастера Неда Стейнбергера ( Ned Steinberger ), созданное в соавторстве с Эммитом Чапменом - NS Stick (Ned Steinberger Stick) - это и вовсе фантастика: еще большее технологическое совершенство и без того новаторского инструмента "Стик". К сожалению, работа над новым инструментом еще не окончена, и сроки его промышленного производства не оговорены.

Несколько слов в заключение

Тач-техника становится все более популярной, количество использующих ее гитаристов неуклонно растет. Многие из них предпочитают обычной электрогитаре специальные тач-инструменты, тем более, что и на специальных инструментах можно с большим или меньшим успехом применять традиционные виды звукоизвлечения. Как знать, не исключено, что тач-инструменты станут музыкальным символом следующего века, как символами этого стали электрогитара и синтезатор.

К сожалению, в России сегодня купить эти инструменты невозможно. Я связывался с Марком и Эммитом, они выразили интерес к возможности продаж своих инструментов на российском рынке. Теперь все зависит от российских торговых компаний, и я надеюсь, что эта статья хоть сколько-нибудь сможет помочь популяризации современных музыкальных инструментов в России.


При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter



Имя:
Ваше мнение:
Введите символы на картинке:


Последние сообщения:


Все сообщения