Главная Форум Интернет-магазин
Реклама  |  О проекте  |  Обратная связь

 

Курсы музыки онлайн



 



 
Уроки guitar.ru

Гитарный ликбез для начинающих. Изучаем пентатонику


      Автор: Сергей Антонов
      Дата публикации: 15 1998 г.

Поговорим о пентатониках. Пентатоника - звукоряд, состоящий из пяти звуков. Характерный признак пентатоники - отсутствие полутонов и звуков, образующих тритоны (то есть без IV и VII ступеней в натуральном мажоре и без II и VI ступеней в натуральном миноре).

Мажорная пентатоника:

Мажорная пентатоника

Минорная пентатоника:

Минорная пентатоника

Теперь проиллюстрируем, как выглядит пентатоника на грифе. Многие из вас наверняка смогут построить пентатоники на гитаре самостоятельно, но я все равно предлагаю пять аппликатурных моделей на каждую из пентатоник, чтобы вы смогли себя проверить (аппликатура - возможный вариант пальцев для исполнения, или, если хотите, "пальцовка").

Мажорная пентатоника:

Мажорная пентатоника

Минорная пентатоника:

Минорная пентатоника

Таблицы - это гриф гитары, стоящей перед вами, струнами к вам. Толстые струны слева, тонкие - справа. Красным квадратом обозначен основной тон пентатоники, он называется тоникой.

Вы, наверное, обратили внимание на тот факт, что таблицы минорной пентатоники полностью повторяют таблицы мажорной, с той только разницей, что тоника теперь другая. Почему это происходит? Все объясняет параллельность тональностей. Кто знаком с этой темой - тот уже все понял, для остальных поясню.

Мы с вами получили пентатонику, удалив из мажорной гаммы IV и VII ступени, а из минорной II и VI, поэтому правило параллельности мажорных и минорных тональностей подойдет и для пентатоник. А правило такое: параллельный минор строится на VI ступени мажора, сохраняя все его знаки при ключе, если таковые имеются. Есть еще одно соотношение. Вы можете отступить от тоники мажора на малую терцию вниз и получите тонику минора. Говоря простыми гитарными словами - отступить через два лада вниз по струне (имеется ввиду движение вниз по звуку).

Таким образом, у одной и той же пентатоники может быть два названия в зависимости от того, какую из ступеней вы примете за тонику. Одно название будет характеризовать мажорное наклонение, другое - минорное.

Теперь к делу. Предположим, что вы хотите поиграть импровизацию в тональности ля-минор (а для чего еще нужны пентатоники?), для этого вам надо найти ноту ля на любой струне, затем посмотреть на таблицы минорных пентатоник и отыскать квадратик на соответствующей струне. После чего расположите соответственно тонике остальные ноты пентатоники и начинайте играть все, что наболело.

Если обратите внимание, все пентатоники по ширине укладываются в четыре лада, кроме средней. Четыре лада - четыре пальца в игре у левой руки. Думаю, вы догадались, о чем идет речь. Такой способ, при котором каждый палец отвечает за ноту на своем ладу, называется позиционной игрой. В случае же со средней таблицей, предлагаю взять ноту на третьей струне, которая выходит за пределы позиции, первым пальцем (то есть указательным).

Для непосвященных хочу предложить некую стартовую систему. Поиграйте эти пентатоники гаммообразным движением от самой низкой ноты к высокой и наоборот с целью изучения материала. В процессе игры было бы неплохо знать название пентатоники, которую вы в данный момент играете. Это поможет вам быстрее находить нужные аппликатурные модели пентатоник.

После того как вы освоите эти фигуры в чистом виде, можно переходить к вариантам. Самый простой и поэтому традиционный способ проигрывания гамм - восьмыми нотами (имеются в виду длительности), когда на каждый удар метронома приходится поровну две ноты. Одна - на удар, другая - строго между ударами. Рассмотрим все это на примере ля-минорной пентатоники.

Возьмем, например, тонику (ноту ля) на третьей струне. Это будет второй лад. Посмотрите на таблицы аппликатур минорной пентатоники в начале статьи. Нас интересует последняя картинка. Именно здесь тоника находится на третьей струне. Возьмем ее указательным пальцем, получаем вторую (II) позицию. Начинаем играть с третьего лада шестой струны - это самый низкий звук данной аппликатурной модели.

Ля-минорная пентатоника

Нижняя строка - табулатура - это гриф гитары. Внизу шестая струна, наверху - первая. Слева колки, справа корпус гитары. На линейках (струнах) обозначен номер лада, соответственно расположенной выше ноты.

Следующим вариантом может быть триоль, когда четвертная доля (расстояние от одного удара метронома до другого) делится на три равные части и три ваши ноты должны равномерно прозвучать за один удар. Здесь хорошо помогает вальс. Вспомните уроки танцев - раз, два, три; раз, два, три. Так вот, каждое ваше "раз" должно совпадать с ударом метронома:

Триоль

Итак, пентатоника в триольной ритмике:

Пентатоника в триольной ритмике

Теперь один из мелодических вариантов триольной пульсации, после изучения которого вы можете придумывать свои аналогичные упражнения.

Мелодические варианты триольной пульсации
Мелодические варианты триольной пульсации

Уметь играть пентатоники на гитаре и не уметь делать бэнд (bend) - подтяжку струны - это кощунство. Поэтому давайте учиться.

Начнем с того, что подтяжку можно делать на любой струне и любым из четырех пальцев левой руки (или правой, если вы используете нестандартный способ и играете на правую руку). В общем, вы прижимаете струну на любом ладу, извлекаете звук (проще говоря - дергаете струну), и тот палец, которым прижали струну, перемещаете поперек грифа в любом удобном для вас направлении. При этом струна должна продолжать звучать, а высота звука будет меняться. Обычно палец перемещают вверх, но, например, шестую струну тянуть некуда - гриф кончается, поэтому тянем вниз. Надо отметить, что бэнд делается не просто так. Чаще всего используют тоновые подтяжки, то есть вы тянете струну до тех пор, пока не зазвучит нота, отстоящая на тон выше исходной. Можно также использовать обратный вариант, когда извлекается звук из уже подтянутой струны, после чего палец опускает звучащую струну в обычное состояние. Таким образом звук плавно переходит из высокого в низкий. Естественно, можно комбинировать эти два способа. Прижали струну, извлекли звук, сделали подтяжку, отпустили подтяжку, струна при этом должна звучать.

Учиться играть бэнд лучше в средней части грифа; там струна менее упруга и поэтому легче тянется. Возьмем для примера уже известную нам ля-минорную пентатонику, только с тоникой на шестой струне. Это будет первая таблица в разделе минорных пентатоник и играть мы ее будем в V позиции, т. е. начинать с пятого лада шестой струны. От первой до второй ноты данной фигуры полтора тона, поэтому от подтяжки воздержимся. От второй до третьей - тон; ее можете подтягивать (шестую струну - вниз). Прижимаете второй звук 4-м пальцем (мизинцем) и подтягиваете струну до звучания следующей ноты данной пентатоники. Проверить это можно, проиграв после подтяжки реальный третий звук на 5-й струне. В свою очередь, третий звук можно также подтянуть до звучания четвертого, так как между ними один тон. И так далее. Если от ноты, которую вы играете, до следующей ноты по порядку интервал 1 тон, можете делать бэнд.

Бенды на гитаре

Аналогично вы можете поступить и с остальными аппликатурными моделями. Разумеется, это лишь материал, которым можно пользоваться, а остальное (музыкальные фразы, мелодические и ритмические комбинации и т.п.) будет зависеть от вашей фантазии, вкуса, чувства меры и опыта (я имею ввиду музыкального, конечно).

Самый простой тренинг, который всегда под рукой - это шлягер по радио или на записи. Включаете его - и вперед! Сложность в том, чтобы определить тональность, в которой он звучит. Я думаю, что, если сразу не получилось, то после нескольких попыток, опытным путем, методом проб и ошибок, вам удастся слиться в едином музыкальном порыве со звучащей информацией. Удачи!


При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter



Имя:
Ваше мнение:
Введите символы на картинке:


Последние сообщения:

11.10.2014, Роман
не могу понять: нужно играть только те ноты, которые обозначены красным квадратом?
04.03.2013, Аллигатор
Автору - респект. Хорошая и доступная статья.
24.06.2012, Ал
На первой картинке \"мажорная пентатоника\" ошибка. Вместо цифры \"IV\" должна быть \"V\" Хорошо бы исправить, а то смотря на картинку путаешься (( А статья отличная!))
11.05.2012, Евген
хорошая и понятная статья+
22.04.2012, гость
вы пишите и рисуйте попонятней где толстые где тонкие струны непонятно как нарисовано неужели трудно написать лады что бы непутаться на кого расчитаны эти рисунки непонятно
09.04.2012, Дмитрий (гость)
И в добавление к вопросу выше,

Так и с какой же тогда ноты надо или можно начинать играть?? С самой низкой или с тоники, или с любой??
09.04.2012, Гость
Вопрос такой.. в статье сказано что пентатоника имеет 6 нот, и должна начинаться и заканчитваться своей тоникой (только на тональность ниже) но в боксах гораздо больше нот, и в примерах начинается игра не с тоники а с самой низкой ноты..Как так?? получается можно играть Все эти ноты в любом порядке, условно говоря поставив указательный палец в позицию определенного бокса???
28.03.2012, дмитрий
ч-побери!это лучшая статья в интернете!
06.02.2012, Владимир
Спасибо! Все понял, разобрался. Извините за тупость ;)
11.01.2012, Дмитрий
Владимир, вы невнимательно читаете статью. На картинке изображены модели пентатоники без всякой привязке к ладам. Квадратиками отмечены тоники. Тоника же может быть любой, верно? В данном случае это - ля, тогда ваш квадратик будет находится на втором ладу 3-й струны.
11.01.2012, Владимир
<Возьмем, например, тонику (ноту ля) на третьей струне. Это будет второй лад.> И на какой картинке нота Ля на втором ладу третьей струны отмеченная красным квадратиком ??! Только путаете людей. И вообще непонятно, может открытые струны считаете?

Все сообщения