|
      Автор: Стив Вай       Перевод: Андрей Смирнов       Дата публикации: 12 января 2003 г.
В первых двух выпусках рубрики, вышедших в декабре 2001 и январе 2002 гг., я представлял некоторые приемы, развивающие навык узнавания звуков и использующие гитару как основной инструмент тренировки слуха. В этом выпуске мне бы хотелось рассказать о том, как научиться слышать аккорды.
Начнем с того, что сыграем и запишем на магнитофон серию случайных мажорных или минорных аккордов во всех регистрах гитары: возьмите аккорд от любой ноты, сделайте паузу и затем назовите его тип (мажорный или минорный) или, для более продвинутых, полное наименование: соль-мажор, си-минор и т. д. ПРИМЕР 1 представляет короткую серию таких аккордов. Когда вы запишите всю 60-минутную кассету, можно приступать к прослушиванию. Услышав аккорд, постарайтесь определить его до того, как это сделает голос с пленки. Не пытайтесь перехитрить себя и взять на помощь гитару - полагайтесь только на собственные силы. Если вы можете угадывать только тип аккорда, задание все равно не теряет своей ценности, поскольку прекрасно развивает гармонический слух. В дальнейшем, когда вы перейдете к полному называнию аккорда, вы будете учится слышать и его гармоническую окраску, и тонический центр. А это уже прямой путь к тому, чтобы с легкостью ориентироваться в аккордовых последовательностях в реальной музыкальной среде: в записях музыкантов, на концертах, джеме и т.д.
ПРИМЕР 1
ПРИМЕР 2
Упражнение можно усложнить, добавив к обычным мажорным или минорным аккордам задержанные (sus). Из ПРИМЕРА 2 видно, что существует несколько различных способов игры задержанных аккордов: в первой тройке основные тона играются на четвертой и шестой струнах, в следующих трех аккордах - на пятой и третьей струнах, в последних трех - на четвертой и второй струнах. Запомните это расположение голосов.
В ПРИМЕРЕ 2b приведена произвольная последовательность мажорных, минорных и задержанных аккордов. Можно начать запись с них или, что гораздо лучше, придумайте свою собственную.
Важно, чтобы с самого начала упражнение не было для вас чрезмерно сложным. Слишком заковыристые задания, оказавшиеся не по зубам, могут только отбить охоту заниматься. Начните с простого и постепенно поднимайте планку, переходя к более сложным или необычным аккордам.
ПРИМЕР 3
Когда вы наконец почувствуйте, что свободно владеете мажорными, минорными и задержанными аккордами, можно перейти к четырехзвучным типам аккордов. В этом случае к обычному трезвучию добавляется острый, стремящийся к разрешению звук: большая или малая септима. Серия мажорных, минорных аккордов, больших и малых септаккордов представлена в ПРИМЕРЕ 3.
Если вы научитесь быстро и безошибочно определять тип и вид аккордов, то даже самая приевшаяся музыкальная композиция может засиять новыми красками - всегда приятна радость узнавания! Навык гармонического слуха незаменим в сочинительстве, сольных выступлениях, аккомпанементе (ритм-гитара). Он открывает новые горизонты в познании музыкальной формы.
ПРИМЕР 4
На следующем этапе наших занятий нам пригодиться умение различать интервалы. Сыграйте аккорд арпеджио (каждый звук за другим, а не вместе), и после паузы назовите каждый интервал. ПРИМЕР 4 иллюстрирует этот тип упражнений. Вообще, возможности безграничны, в вашем распоряжении миллионы аккордов, и все зависит только от того, насколько грандиозные задачи вы перед собой поставите.
Все упражнения из трех выпусков <Тренировки слуха> я испробовал на себе еще в юном возрасте, работая над ними долгими часами. Безусловно, это трудное дело, требующее, к тому же, достаточно времени. Если силы на исходе и вы чувствуйте, что перезанимались, остановитесь и на какое-то время смените деятельность. Как бы то ни было, польза, которую вы получите от таких самостоятельных тренингов, огромна, и она останется с вами всю жизнь.
 
© 1988 by GuitarWorld.
Данная статья переведена и опубликована с официального авторского разрешения. Воспроизведение данной статьи целиком или частично
без письменного разрешения издателя запрещается. Оригинальная версия статьи доступна на GuitarWorld
(http://www.guitarworld.com/).
|