|
      Автор: Тони Айомми       Перевод: Андрей Смирнов       Дата публикации: 16 ноября 2002 г.
Привет всем, и вновь добро пожаловать в рубрику "Рай и ад". Несколько человек написали мне письма с просьбой рассказать, как я играю вступительный риф к "Into the Void" [Master of Reality], и я понял, что у меня есть тема для рубрики этого месяца. Спасибо за идею. Итак, берем быка за рога.
INTO THE VOID
Этот ми-минорный риф играется на верхнем порожке (в 1-й позиции), и, как вы сами можете убедиться из ПРИМЕРА 1, он не так уж и замысловат. Однако, как и во многих других моих рифах, в нем заложены некоторые нюансы, определенно развиваюшие образ. Это длинное начальное глиссандо вниз, короткие паузы глушением струн ладонью, поистине дьявольское пальцевое вибрато на си-бемоль в конце первого такта и восходяще-нисходящее глиссандо во втором такте. Если убрать эти "мелочи", то музыка заметно обеднеет. Особенно важно выдерживать ритм во время глиссандо - если его запороть, то весь риф окажется просто неправильным.
ПРИМЕР 1
ЗВУКОВЫЕ ФАЙЛЫ К ПРИМЕРУ 1 (MP3)
ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ
Когда одна и та же музыкальная фраза должна повторяться, можно сделать ее интереснее, слегка варьируя каждый проигрыш. Для примера: после вступления темп "Into the Void" немного ускоряется [1:14], я играю риф, приведенный в ПРИМЕРЕ 2, затем вступает голос [1:41], и во второй раз риф у меня звучит уже немного иначе. Вместо вибрато на ноте ре я делаю глиссандо к ми и обратно (ПРИМЕР 3). Это и в самом деле небольшое изменение, тема остается на своем месте, но при этом музыка становится богаче и ярче. Великое в малом!
ПРИМЕРЫ 2, 3
ЗВУКОВЫЕ ФАЙЛЫ К ПРИМЕРУ 2 (MP3)
ЗВУКОВЫЕ ФАЙЛЫ К ПРИМЕРУ 3 (MP3)
Еще один пример того, как можно минимальными средствами оживить повторяющийся риф - композиция "Iron Man" [Paranoid]. Когда вступает Оззи [0:41], я вновь начинаю основной риф, только вместо аккордов теперь играю отдельные ноты. Партия практически та же самая, уменьшается лишь масса звука. А без плотных аккордов в аккомпанименте у солиста появляется больше пространства для голоса. Кстати, в четвертом и пятом выпусках нашей рубрики [GW: декабрь 1997, февраль 1998] мы уже говорили о "светотени" в музыке, так что сегодня мы продолжаем.
Вариации я использовал и в "Black Sabbath" [Black Sabbath]. Самый первый риф представлен в ПРИМЕРЕ 4. Перед пением Оззи я увожу гитару на задний план, задевая струны чуть более тихо, и второй раз провожу тему, уже немного по-другому. Как видно из ПРИМЕРА 5, помимо "чуть более тихо", вместо аккорда G5 в первом и третьем тактах, я играю просто G, а во втором такте нет трели. Риф как таковой не изменился, просто появились контраст фактуры и более разряженное звуковое пространство для вокала.
Если внимательно послушать "Black Sabbath", то можно заметить, что, когда заканчивается первая часть [2:19], я играю ПРИМЕР 4, затем [2:50], подготавливая вторую часть, ПРИМЕР 5, и по окончании вокальной партии [2:19] вновь повторяю ПРИМЕР 4.
ПРИМЕРЫ 4, 5
ЗВУКОВЫЕ ФАЙЛЫ К ПРИМЕРУ 4 (MP3)
ЗВУКОВЫЕ ФАЙЛЫ К ПРИМЕРУ 5 (MP3)
Теперь постарайтесь применить эти наработки в своей собственной игре. То, о чем вы сегодня узнали, довольно просто, но эффективно. Вы можете сделать свои песни более музыкальными, а хороший риф - просто великолепным, не рискуя при этом наскучить слушателям. Встретимся через месяц.
 
© 1988 by GuitarWorld.
Данная статья переведена и опубликована с официального авторского разрешения. Воспроизведение данной статьи целиком или частично
без письменного разрешения издателя запрещается. Оригинальная версия статьи доступна на GuitarWorld
(http://www.guitarworld.com/).
|