Главная Форум Интернет-магазин
Реклама  |  О проекте  |  Обратная связь

 

 



 
Уроки guitar world

Джон Петруччи: Неизвестные воды. Уплывая от тоники


      Автор: Джон Петруччи
      Перевод: Сергей Цыба
      Дата публикации: 19 июля 2004 г.

Джон Петруччи Бывают моменты, когда играя мелодию или просто "джемуя" на определённую аккордовую прогрессию, вы сталкиваетесь с одним или несколькими аккордами, которые "не совсем" в тональности песни. Такое иногда случается, и гамма, которую вы на данный момент используете, "вылетает" и попросту не звучит. В итоге вы либо просто молчите, либо нервно пытаетесь нащупать хоть какие-то ноты, которые подойдут. Но не стоит отчаиватся, в этом уроке я помогу вам преодолеть эти неприятные моменты.

Начнём с самого начала. Прежде, чем вы будете играть соло на определенную прогрессию, вам стоит вначале с ней ознакомится. Полностью ли она диатонична, или всё же есть выпадающие аккорды? Есть ли такие аккорды, которые вам попросту незнакомы? Очень важно заранее подойти к таким вещам во всеоружии.

Если вы играете обычную диатоническую последовательность, то вы просто берёте гамму и спокойно играете её на всю последовательность аккордов. Поскольку ПРИМЕР 1 в Е-мажоре, то вы можете использовать ионийский лад (натуральный мажор) или Е-мажорную пентатонику.

ПРИМЕРЫ 1-3

MIDI-файл К ПРИМЕРУ 1
MIDI-файл К ПРИМЕРУ 2
MIDI-файл К ПРИМЕРУ 3

Но допустим, прогрессия заимствует мажорный аккорд из другой тональности, например С-мажор, как показано в ПРИМЕРЕ 2. Вот здесь-то и нужно будет сделать заготовку. В таких случаях есть верный и опробованный метод, который вы можете использовать: когда в прогрессию попадает НЕ диатонический мажорный аккорд, играйте лидийский лад, построенный от тоники этого аккорда. Другими словами: имея С-мажор в диатонической прогрессии Е, вам следует играть С-Лидийский лад (ПРИМЕР 3) ТОЛЬКО на этот аккорд.

Но учтите, что просто сыграть лад недостаточно. Ничто не выдаёт неопытную импровизацию так быстро, как внезапная пауза, вызванная тем, что вы пытаетесь сыграть лад, который "подходит", или пропихнуть мелодическую линию, которая была до этого. Смысл в том, чтобы плавно соединить куски, создав впечатление, что вы играете "сквозь" изменения, а не "поверх" них.

Сравните ПРИМЕРЫ 4А и 4В:

ПРИМЕР 4а

MIDI-файл К ПРИМЕРУ 4а

ПРИМЕР 4b

MIDI-файл К ПРИМЕРУ 4b

ПРИМЕР 4А - это типичный случай того, что может играть новичок. Жертвуя предыдущей мелодической линией, он пытается "прибить" правильные ноты на необычный аккорд. Обратите внимание на то, как С-лидийский лад (конечно же, начинающийся с тоники и никак не меньше!) царапает весь "блюз" остального соло. А теперь посмотрите на ПРИМЕР 4В.

Используя пресловутый С-лидийский лад поверх С-мажора, я не бросаю мотив, и всё идёт как непрекращающийся выдох. Это обеспечивается тем, что я постепенно перевожу один аккорд в другой (от терции аккорда А-мажор [C#] к тонике С). Удивительные вещи творит самый простой полутон, когда знаешь как его использовать.

Дабы освоится с этой идеей, я советую записать на магнитофон диатоническую прогрессию с одним выпадающим мажорным аккордом (можете начать с ПРИМЕРА 2). Пробуйте играть так, чтобы в момент, когда вы приходите в новый лад, вы двигались бы максимум на тон или полтона вверх или вниз. Также стоит попробовать использовать ноты, которые находятся в обоих ладах (например E, F#, А и В есть как в Е-ионийском, так и в С-лидийском). Используя такие приёмы вы придадите своим мелодиям "текучесть".

 

© 1988 by GuitarWorld.
Данная статья переведена и опубликована с официального авторского разрешения. Воспроизведение данной статьи целиком или частично без письменного разрешения издателя запрещается. Оригинальная версия статьи доступна на GuitarWorld (http://www.guitarworld.com/).


При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter



Имя:
Ваше мнение:
Введите символы на картинке:


Последние сообщения:


Все сообщения