Автор: Би Би Кинг       Перевод: Олег Павлов       Дата публикации: 06 декабря 1999 г.
Всем привет и добро пожаловать вновь на страницы моей колонки. В этот раз я хотел бы поговорить с вами о своей любимой гаммовой модели, которую мне особенно нравится использовать при импровизации. Многие блюзовые гитаристы предпочитают при солировании использовать минорную пентатонику (об этой последовательности я говорил в прошлый раз). Но по мере развития собственного стиля, я находил ноты, которые не вписывались в эту схему. Мне необходимо было раздвинуть границы.
Так я пришел к последовательности, изображенной на FIGURE 1. Так как она содержит элементы как минорной, так и мажорной пентатоники одновременно, я затрудняюсь дать ей название. Но я точно знаю одно: я могу реализовать практически любую идею из этого рисунка. Как вы видите, основой является минорная пентатоника с добавлением второй (девятой) ступени и с заменой пониженной седьмой на шестую ступень.
Уже сама по себе эта гамма звучит просто здорово! Но вы начнете по-настоящему наслаждаться этим прекрасным звуком, когда станете применять бенды в этом рисунке. Например, я люблю делать бенд со второй ступени на третью (FIGURE 2), с четвертой на пятую (я это делаю указательным пальцем), как на FIGURE 3, и с пятой на шестую (FIGURE 4).
AUDIO FILES FIGURE 1
AIFF Audio File (Macintosh)
WAVE Audio File (Windows)
AUDIO FILES FIGURE 2
AIFF Audio File (Macintosh)
WAVE Audio File (Windows)
AUDIO FILES FIGURE 3
AIFF Audio File (Macintosh)
WAVE Audio File (Windows)
AUDIO FILES FIGURE 4
AIFF Audio File (Macintosh)
WAVE Audio File (Windows)
Одно из моих любимых движений - бенд с пятой ступени на пониженную седьмую. Я называю этот ход - "сигнал к пробуждению оркестра". Как только я чувствую, что ритм становится нечетким и оркестр надо слегка растормошить, я играю что-то подобное FIGURE 5. Естественно, оркестр тут же реагирует на эту реплику и мы опять - одно целое. Этот бенд поначалу достаточно сложен в исполнении, поэтому старайтесь выполнять его безымянным пальцем; указательный и средний при этом помогают. Возможно, вам также захочется проверить ноту, до которой вы выполняете бенд, исполнив ее на другой струне, а затем сравнить звуки. FIGURE 6, еще одна из моих любимых идей, использует тот же бенд.
AUDIO FILES FIGURE 5
AIFF Audio File (Macintosh)
WAVE Audio File (Windows)
AUDIO FILES FIGURE 6
AIFF Audio File (Macintosh)
WAVE Audio File (Windows)
Одной из стилистических характеристик блюза является возможность двоякого использования третьей ступени. Малая терция ("блюзовая" терция) играется в союзе с натуральной терцией, что создает характерный нежный блюзовый звук. Очень просто комбинировать обе эти ноты, используя модель, которую мы сегодня разбираем. Сравните FIGURE 7, где используется малая терция (такой же прием я использовал играя с U2 "When Love Comes To Town") и FIGURE 8 - та же самая идея, только с заменой третьей ступени на пониженную. Вы слышите, что FIGURE 7 призывает: "Я здесь, послушайте меня!", тогда как FIGURE 8 просто говорит "Я здесь".
AUDIO FILES FIGURE 7
AIFF Audio File (Macintosh)
WAVE Audio File (Windows)
AUDIO FILES FIGURE 8
AIFF Audio File (Macintosh)
WAVE Audio File (Windows)
Гитаристы говорят мне, что если добавить все возможные ноты в эту модель, получится миксолидийская гамма с добавленной малой терцией (G, A, Bb, B, C, D, E, F). Может это и так, но для меня важнее то, что этот рисунок звучит правильно для моего старого уха.
Увидимся в следующем месяце.
 
© 1997 by GuitarWorld.
Данная статья переведена и опубликована с официального авторского разрешения. Воспроизведение данной статьи целиком или частично
без письменного разрешения издателя запрещается. Оригинальная версия статьи доступна на GuitarWorld
(http://www.guitarworld.com/).
|