Главная Форум Интернет-магазин
Реклама  |  О проекте  |  Обратная связь

 

 

 



 

Уроки guitar world

Джимми Пейдж: Обломок Цеппелина, часть 2


      Автор: Джимми Браун
      Перевод: Андрей Гончаров
      Дата публикации: 19 июля 1999 г.

Джимми Пейдж (Led Zeppelin)Наряду с тем, что Джимми Пейдж признан как автор мощнейших риффов, неповторимых мелодий и акустических шедевров, он еще и один из самых влиятельных соло-гитаристов в рок-музыке. Его импровизации в ставших уже классикой композициях «Led Zeppelin» - «Good Times, Bad Times», «Heartbreaker», «Rock And Roll» и «Stairway To Heaven» - оставили отпечаток на нескольких поколениях гитаристов, что само по себе уже свидетельствует о бесспорном композиторском и импровизационном даре музыканта. Сегодня мы рассмотрим основные технические и импровизационные элементы, которые характеризуют манеру сольной игры Пейджа, а также разберем некоторые из его «фирменных фишек».

БЕНДЫ, ЛАСКАЮЩИЕ СЛУХ

Джимми Пейдж, уроки игры на гитаре

Поэтические, «вкусные» бенды сделали Пейджа величайшим гитаристом. Он предпочитает комплекты самых тонких струн: их проще «тянуть». FIGURE 12 показывает позицию минорной пентатоники, в которой исполняются бенды в духе Альберта Кинга (см. FIGURE 13). Нельзя не заметить, что фрагмент включает в себя 3-ю ступень мажора. Джимми часто «качается» от 3-ей к 4-й ступени при обыгрывании мажорного и доминантсептаккордов одной и той же тональности.


Данная аппликатурная модель очень компактна и как будто бы создана для исполнения эмоциональных бендов как на полтона, так и на тон: от 4-й к пониженной 5-й (от А к В-бемоль), от 3-ей минорной к 3-ей мажорной (от G к G-диез), от 4-й к 5-й (от А к В) и от тоники к 2-й/9-й (от Е к F-диез). Вышеуказанный бокс также великолепно подходит для исполнения «кричащих» овербендов на полтора и два тона: от тоники к минорной 3-ей ( от Е к G) и от 4-ой к мажорной 6-й ступени (от А к С-диез).

Джимми использует эту аппликатуру в 15-й позиции для игры в «Good Times, Bad Times» (тональность Е, 1:43 минута звучания) и в «I Can`t Quit You Baby» (8-я позиция, тональность А, 2:48).

ВИБРАТО

Для «голоса» Джимми характерно изысканное вибрато в сочетании с бендом. Исполняется быстро. Классический пример этого безукоризненного приема иллюстрирует «лид-брейк» в начале «Whole Lotta Love». Отрывок, включающий в себя секстоль, фразеологически закончен и дает понятие по крайней мере об одной из фирменных «фишек» Джимми Пейджа.

Кроме того, на примере великолепно показана комбинация Е-минорной пентатоники (E,G,A,B,D), блюзовой гаммы (E,G,A,B-бемоль,B,D) и мажорной пентатоники (E,F-диез,G-диез,B,C-диез), которые создают неповторимые горьковато-сладкие мелодии.

Первая и третья фразы сыграны в уже знакомом нам боксе Е-минорной пентатоники (12-я позиция), где, как мы уже убедились, легко получаются нисходящие и восходящие легато и «подтяжки» на трех верхних струнах.

Первая фраза начинается с целотонного бенда на 3-ей струне. Затем - нисходящий мотив по блюзовой гамме. Обратите внимание на вкрадчивые двойные нисходящие легато от В-бемоль к А и к G.

В финале исполняется целотонный бенд от А к В, который украшается широким вибрато. Оно получается в результате частичного возврата бенда к исходной ноте и обратного «подтягивания» к «контрольному» тону (В) в быстром равномерном ритме (FIGURE 14).

Джимми Пейдж, уроки игры на гитаре

Вторая фраза демонстрирует мастерское использование Пейджем открытой позиции в Е-минорной пентатонике. Заметим как использовано преимущество двойных нисходящих легато (В к А и к G) на открытой 3-й струне, за чем следует последовательность одиночных легато на открытых струнах G и D.

3-я фраза знаменует собой возврат в 12-ю позицию. Здесь исполняются «грязные» фразы на трех верхних струнах, затем - бенд на 2-й струне (15-й лад) от 7-й минорной ступени (D) к тонике (Е), который, как и в 1-й фразе, смягчается четким вибрато.

ПОЗИЦИЯ БИ-БИ

Джимми Пейдж, уроки игры на гитаре

Аппликатурная модель, которую Пейдж использует в 4-6 фразах, многие гитаристы называют «Позиция Би Би» (в честь легендарного блюзового гитариста Би Би Кинга, сыгравшего в ней практически все свои соло). Построена она вокруг указательного пальца, использующегося в качестве «якоря» и прижимающего тонику на второй струне. FIGURE 15 показывает этот бокс в тональности Е с тоникой на 17 ладу второй струны. С нее начинается 4 фраза. После - «овербенд» на полтора и два тона на 20-м ладу, бенд от G к С (пониженная шестая), возврат бенда к тонике и чистая 6-я ступень С-диез на 21-м ладу 3-ей струны.

5-я фраза начинается опять же с тоники, которая переходит в «кричащий» «овербенд» на полтора тона от 20 лада первой струны (от В к D). Используется техника усиления пальцовки средним и безымянным пальцами. После возврата бенда к исходному звуку играется блюзовая гамма Е по нисходящей. Нечто подобное от Джимми можно услышать в песне «You Shook Me» (4:18).

В финале соло Пейдж работает на контрасте мрачноватой блюзовой гаммы и жизнеутверждающего звучания Е-мажорной пентатоники в той же позиции. Акцентируем внимание на том, как подтягивается 2-я/9-я ступень F-диез к мажорной третьей G-диез и «перетягивание» к 4-й А.

УНИСОННЫЕ БЕНДЫ

Следующий термин в пейджевском лексиконе - унисонный бенд, прием, основанный на звучании 2-х нот на смежных струнах через тон (будь то G и В или В и Е). Лучше всего срабатывает на 2-й и 3-ей струнах, где ноты расположены таким образом, что верхняя берется указательным, а нижняя подтягивается до указанного тона безымянным. Исполнив аккуратно прием, получите эффект натурального «хоруса». Сдвоенное звучание прорезает рев ритм-секции, как лазерный луч масло. Пейдж использует унисонные бенды, дабы акцентировать некоторые ноты. Примеры можно услышать в «Dazed And Confused» (3:39), «Stairway To Heaven» (7:29) и «Communication Breakdown». Исполняется на смежных струнах G и В.

ФРАЗЫ НА ОТКРЫТЫХ СТРУНАХ

Некоторые фрагменты Пейдж играет с открытыми струнами. FIGURE 16 и 17 иллюстрируют игру в 1-й и 2-й позициях с использованием одиночных и двойных легато на открытые струны. Прием нашел применение в соло к «The Song Remains The Same» (4:30) и «Moby Dick» (:46).

Джимми Пейдж, уроки игры на гитаре

ПОДТЯЖКА ЗА ВЕРХНИМ ПОРОЖКОМ

Другой, не менее замечательный прием в арсенале Пейджа, - подтяжка струн за верхним порожком элементарным нажатием пальца. Классический пример этой психоделической «фишки» - соло в «Heartbreaker» (2:06). Левая рука работает на двойные обратные легато (струна G) в то время, как правой рукой эта же струна подтягивается за верхним порожком к ноте С. Тоже самое можно услышать, обратившись к соло «Dazed And Confused» (4:04). Однако в этом случае струна за порожком подтягивается и раскачивается левой рукой. Правая делает звукоизвлечение. Аналогичная техника применяется в интро (:14), где звучит натуральный флажолет G (N. H.) на 12-м ладу 3-й струны, а струна за порожком подтягивается левой рукой на тон - к А.

ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ

Джимми часто переходит от одной позиции к другой, чтобы сыграть длинные, ровные пассажи по восходящей (примеры показаны на FIGURE 18 и 19) cо скольжением, как бы соединяя ноты. Пример сего можно услышать в «Moby Dick» (:52), «Black Dog» (3:36) и «Heartbreaker» (2:35 и 3:08).

Джимми Пейдж, уроки игры на гитаре

Джимми Пейдж, уроки игры на гитаре

Джимми Пейдж, уроки игры на гитаре

«Since I’ve Been Loving You» великолепно демонстрирует использование экспрессивной «дерганой» фразировки в контексте медленного блюза. Обратим внимание на то, как эксплуатируется бокс минорной пентатоники (FIGURE 1) в тональности С-минор с использованием украшающей 9-й D.

Вышесказанное есть далеко не полное описание уникальной многоликой манеры соло-исполнения Джимми Пейджа. Лучший путь оценить феноменальный талант музыканта - изучить полные транкрипции «ледзеппеленовских» песен. Если Вы не на шутку задались целью превзойти Джимми, откройтесь многообразию гитарных стилей и музыкальных жанров.

 

© 1998 by GuitarWorld.
Данная статья переведена и опубликована с официального авторского разрешения. Воспроизведение данной статьи целиком или частично без письменного разрешения издателя запрещается. Оригинальная версия статьи доступна на GuitarWorld (http://www.guitarworld.com/).


При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter



Имя:
Ваше мнение:
Введите символы на картинке: