Главная Форум Интернет-магазин
Реклама  |  О проекте  |  Обратная связь

 

 

 



 

Уроки guitar.ru

Типичные проблемы гитаристов и не только...


      Автор: Мередих Михаил Георгиевич, кандидат педагогических наук
      Дата публикации: 20 мая 2010 г.

Типичные проблемы гитаристов и не только...Каждый гитарист, занимающийся на гитаре уже довольно продолжительное время, как правило рано или поздно упирается в своеобразный "потолок", когда уже просто энтузиазм и упорство дают очень слабый результат. Имеется потребность совершенствоваться и дальше в гитарном мастерстве, но не совсем правильно выбрана точка приложения усилий – возникает ощущение не до конца реализованного творческого музыкального потенциала.

Давайте вместе попробуем выяснить, что же именно так часто мешает обучаемому игре на гитаре выйти на новый уровень в гитарном исполнительстве. Рассмотрим ниже несколько типичных, жизненных ситуаций.

СИТУАЦИЯ №1

Мои уроки на гитаре начались в раннем детстве, когда все, включая родных, знакомых и просто соседей были если и не явно, то достаточно понятно против моих гитарных экспериментов (как их тогда называли).

"Ты только себе пальцы испортишь!" (сосед). "Для подъезда сойдет" (отец). "Ну сколько же можно играть – уже голова болит!" (уставшая бабушка). Эти и многие другие подобные высказывания, тем не менее, не отвратили меня от многочасовых и даже часто весьма утомительных ежедневных занятий на гитаре. Наоборот, чем больше я слышал данных "приятных" фраз, тем больше мне хотелось научиться играть на гитаре так, чтобы нравилось всем! Тем руки становились послушнее, душа – тоньше, а игра – глаже.

Урок Первый

Если вы хотите чего-нибудь серьезно добиться в своем продвижении на гитарном поприще – ищите, никогда не уставайте искать средства и способы реализации ваших музыкальных амбиций. Адекватно оценивайте критику окружающих вас людей, не воспринимая подобного рода информацию негативно. Относитесь к ней, как к своеобразному стимулу и неотступно двигайтесь к намеченной цели. Со временем ваши воля и ум укрепятся, а сознание увидит самый краткий и эффективный путь достижения цели.

СИТУАЦИЯ №2

Мне случилось поработать преподавателем одного среднего музыкального учебного заведения. Однажды, проводя урок с одним из своих учеников, я попытался провести аналогию между музыкой и концепцией внутреннего самораскрытия потенциала адепта посредством музыки. Идея состояла в том, что в принципе, не существует таких понятий, как ученик и учитель. Реально существует только путь, по которому движутся они оба. И разница лишь в том между ними, что они находятся в разных точках этого пути. Целая философия, в общем.

В самый важный момент нашей беседы, воздух разрезает пронзительный визг коллеги-баяниста за стеной: "Ты чё тупой такой! Считаю еще раз: РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ!" Минута молчания…

Урок Второй

Типичные проблемы гитаристов и не только...Попытайтесь постоянно держать в уме, что в музыке главная составляющая – это, конечно, расслабленность. Без нее не будет креатива и легкости течения музыкальной мысли. Поэтому постарайтесь не отбрасывать ничего из той информации, которая, так или иначе, приходит к вам извне. Пытайтесь извлечь пользу изо всего, ища доступные варианты решения поставленных вами музыкальных и творческих задач.

СИТУАЦИЯ №3

Рассмотрим пьесу в двух действиях, постановка которой происходит во время одного из экзаменов по специальности у студентов среднего музыкального учебного заведения - музучилища. Гитаристы сдают, как и полагается, со всеми народниками.

ПЕРВЫЙ АКТ. Студенты пытаются выступать. Первым играет Вася – студент первого курса. Играет на баяне. Играет плохо, очень плохо. Его педагог, он же завкафедрой, он же директор данного заведения, натужно пытается помочь своему ученику всеми движениями своего тела. Мотается в такт голова, нервно перебираются пальцы, туловище принимает направление в сторону Васи – в общем, моральная поддержка и т.д.

Второй играет Оля – балалайка, третий курс. Обстановка та же, с разницей в том, что теперь голова мотается у другого педагога. Остальные – как влитые – оценивают.

Что же делать? Сижу со скучающим видом, наслаждаюсь природой за окном. Там все красиво; май расцветает, через форточку доносится дуновение мягкого ветерка. Весенняя атмосфера и прущий своим ходом экзамен студентов музучилища вызывают в моей душе чувство небольшого дискомфорта.

ВТОРОЙ АКТ. Собственно говоря, апогей всего спектакля. ОБСУЖДЕНИЕ. Строгие лица, важные интонации, куча профессиональной лексики. Говорят о ритме, мелодике, фразировке, динамике и т.п. Не забывают также такие важные моменты, как посещаемость и старательность. Оценивают в баллах (в чем еще?)

Что остаётся? Сижу, наслаждаюсь видом цветущей яблони за окном. Громкий голос завкафедрой: "Вы с коллективом или как? Какую вы оценку поставите Оле?" Я, подумав, говорю (честно): "Всем двойки, что здесь обсуждать. Жене – пятерку". Мгновенная тишина, все настороженно смотрят в сторону главного… Приговор: "С вами все понятно". Пьеса продолжается.

Урок Третий

Никогда и никому не выносите никаких суждений и приговоров. Любое суждение, особенно в музыке, убивает творческий потенциал. Смело общайтесь, не придумывайте себе стереотипов, анализируйте, верьте своей интуиции. Пусть ваш разум будет открыт для всего нового и конструктивного! Иначе вы сами себя загоните в прокрустово ложе своих же концепций!

НЕСКОЛЬКО СЛОВ В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Типичные проблемы гитаристов и не только...Как всегда, конечно, в каждой шутке есть доля шутки. Ну а если серьезно: для того, чтобы улучшить ваши слуховые, двигательные ощущения во время игры на гитаре, есть крайне эффективный прием. Это игра на гитаре с завязанными глазами.

Выстраивая свои уроки на гитаре подобным образом, вы не только активируете свой двигательно-тактильный потенциал, но и создадите стимул для развития своеобразного "внутреннего видения" во время игры на гитаре.

Практика показывает, что позанимавшись на гитаре таким образом 30 и более минут, вы невольно перестроитесь на иное восприятие музыки на гитаре. Возникнет устойчивое ощущение, что вы "видите" ноты на гитаре пальцами, а не глазами.

Полезно использовать данную методику в любой период своего обучения на гитаре.

Удачных вам творческих побед!

 

Дополнительные сведения:


При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter



Имя:
Ваше мнение:
Введите символы на картинке:


Последние сообщения:

25.04.2012, Женя
\"Уложил в прокрустово ложе\" - это мое тепершнее состояние, привело к ужасному ступору. Спасибо за сознательность в статье, вы мне помогли вернуться
27.10.2011, Владимиров Денис
Статья понравилась. По поводу того, что мало конкретики, не согласен. Кому нужно, тот понял... Главная мысль в том, что нужно верить в себя и стараться адекватно оценивать критику окружающих. Так же, в свою очередь, не позволять себе критиковать чьё-то творчество, дабы не ослабить творческий потенциал и не заставить человека в себе сомневаться. Лучше просто дать действительно полезный совет. Я считаю так. А вообще... Расслабьтесь и ловите
07.09.2011, Максим
Статья таки не раскрывает темы, но над 2-ой ситуацией от души посмеялся :))
13.06.2011, Михаил Николаенко
Музыка это творчество и как любое творчество оно должно исходить из души, а по рассказам собутыльников в муз школах учителя больше похожи на учителей математики, типа давай те ноты с таким ритмом и сидишь как робот оттачиваешь свою моторику пальцев, я считаю что как и вся система образования, система образование в муз узах крайне не верна. И честно говоря для меня бы было честью учиться у человека написавшего это =)
25.05.2011, Алексей
Статья на тройку. Заглавная тема так и не раскрыта. Очень много пространных рассуждений, а конкретики мало. Понятно и доступно подать материал, дело сложное. Не всякий отличный музыкант будет таким же преподавателем. Бывают исключения, но редко.
24.03.2011, Олег Сухов
Ни о чём.
11.11.2010, sergey
Вы бы ещё уши заткнули было бы вообще здорово.
07.11.2010, Дима
Всем двойки, Жене Пять...
06.11.2010, True Fantasy
Мудрая статья. Приминительна не только к гитаре. Спасибо.
29.10.2010, эл
Насчет завязанных глаз - поддерживаю на все 100 процентов. Сам пришёл к этому интуитивно, правда, глаза не завязываю, а, просто, играю в тёмной комнате. Метод очень повышает \"производительность\" обучения. К тому же, развивается внутренний слух, легкость музицирования, да и все качества необходимые музыканту очень быстро прогрессируют.
20.10.2010, Начинающий)
Первая ситуация прямо про меня) Спасибо за советы)

Все сообщения