Главная Форум Интернет-магазин
Реклама  |  О проекте  |  Обратная связь

 

 

 



 

Уроки guitar.ru

Построение гитарных аккордов, глядя на гриф, Часть 1


      Автор: Дмитрий Зайцев
      Дата публикации: 22 февраля 2000 г.

Эта статья предназначена для тех, кто хочет легко и быстро научиться строить аккорды на гитаре, не вдаваться особенно в премудрости сольфеджио. Особенно для тех, у кого само слово "сольфеджио" вызывает неприятные чувства в коже спины. Первая часть статьи может быть пропущена, так как речь в ней идет о совсем элементарных вещах.

Понятное дело, что профессионалам это лучше вообще не читать.

Допущения (можно вообще никому не читать)

  • Забудем о том, что гитару иногда перестраивают (например шестую струну - в D, не говоря уже о CGCGCE и CGCGCEb).
  • Забудем пока сложные аккорды; будем рассматривать самые очевидные, но зато реально берущиеся и самые распространенные. Сначала - те, которые строятся от барэ, а потом и остальные.
  • Забудем об общепринятом порядке построения интервалов в аккорде, как это принято на клавишных, поскольку на гитаре это делается по-своему и даже не хуже.
  • Забудем о ноте H и будем обозначать си - B, а сиb - Bb, поскольку это проще и современнее.
  • Гриф будем рисовать горизонтально басовыми струнами вниз - так удобнее и больше похоже на табулатуру.

Слова, цифры и буквы (можно не читать почти всем)

  • Тон-полутон
    Полутон - это разница между двумя нотами в один лад на одной и той же струне.
    Тон - разница в два лада.
    Диез - на пол-тона выше (#)
    Бемоль - на пол-тона ниже (b)
  • Обозначения левых пальцев
    Указательный - 1
    Средний - 2
    Безымянный - 3
    Мизинец - 4
  • Обозначения струн
    Тонкие струны называются верхними, а толстые - нижними или басовыми (три нижних), несмотря на то, что физически они находятся выше верхних.
    Струны обозначаются по порядку: первая - самая тонкая.
  • Ноты
    С - до
    D - ре
    E - ми
    F - фа
    G - соль
    A - ля
    B - си
  • Строй гитары
    Исходя из предыдущего пункта:
    Первая струна - E
    Вторая струна - B
    Третья струна - G
    Четвертая струна - D
    Пятая струна - A
    Шестая струна - E

    Итак, поехали...

    Да будет кварта!

    Возьмем гитару за гриф, нежно, как любимую подругу за... ну не важно. Зажмем на любом ладу где-нибудь посередине грифа вторым и третьим пальцами две соседние басовые струны на одном и том же ладу. Например так:

    И назовем вот такое расположение зажатых пальцев квартой. А теперь сыграем ее, зажав струны и послушаем этот сладкий звук.

    И увидел я, что это хорошо… И запомнили мы во веки веков, что кварта есть такая на басовых струнах. Теперь понятно, почему говорят, что на гитаре все струны (кроме второй) настроены в кварту?

    Да будет квинта!

    Теперь, когда вы уже почти все знаете, зажмем также на любом ладу первым и третьим пальцами две соседние басовые струны, но уже вот так:

    Такое расположение пальцев есть квинта. А теперь сыграем ее и послушаем. По моему это тоже хорошо... И запомнили мы во веки веков, что квинта есть такая на басовых струнах.

    Да будут мажорная и минорная терции!

    Ну теперь самое сложное! Сразу две картинки, да еще обе терции. Вот они:

    Мажорная (ее еще называют большой):

    Минорная (а эта малая, хотя расстояние между пальцами наоборот больше):

    Вот это и есть все различие мажора и минора. Всего один лад, а сколько разговоров вокруг этого!

    Итак, мажорная терция - это когда более тонкая (верхняя) струна зажата левее на один лад, а минорная - на два. Сыграем и их. Ну до чего ж хорошо... Душа поет!

    Ну и запомним мы эти терции, и что? Да ничего! Аккорды уже можно строить - вот что...

    Между прочим

    Все эти квинты, кварты, терции и еще кое-что имеют общее название "интервалы".

    Про баррэ

    Ну это и так все знают. Это когда одним пальцем (пока - всегда первым) сразу много струн зажимать надо. Например вот так:

    Важно!

    Во-первых, будем считать, что баррэ зажимается ОТ шестой, ОТ пятой и ОТ четвертой струны (пока этого хватит). То есть, зажимаем не все струны, а столько, сколько сказано. НО, если струна не зажата, то и играть ее пока не будем вообще.

    Во-вторых, cамая нижняя басовая нота в баррэ будет называться тоникой (это еще одно допущение, чтобы профессионалы не кидали в меня камни).

    Ну вот, пора строить аккорды.

    Построение простейших аккордов

    Аккорды будем строить ОТ шестой, пятой и четвертой струн (иными словами, рассмотрим аккорды, тоника которых находится под указательным пальцем в баррэ на одной из басовых струн).

    МАЖОРНЫЕ И МИНОРНЫЕ АККОРДЫ

    Пока будем строить каждый следующий интервал не от тоники, а от предыдущей полученной ноты.

    Построим МАЖОРНЫЙ АККОРД ОТ ШЕСТОЙ СТРУНЫ.

    Мажорный аккорд - это квинта + кварта + мажорная терция. Зажимаем баррэ на 6 струн на любом ладу.

    Добавим от шестой струны квинту, зажав ее третьим пальцем

    Строим от полученной ноты на пятой струне еще кварту, зажав ее четвертым пальцем.

    А теперь добавим еще так же мажорную терцию вторым пальцем:

    Готово! Самое приятное, что верхние струны, зажатые в этом аккорде при помощи баррэ, тоже входят в аккорд, и поэтому мы можем играть на всех струнах как вам угодно - хоть вместе, хоть по очереди (что, в прочем, есть арпеджио).

    Есть еще одно интересное замечание, состоящее в том, что этот и другие подобные аккорды остаются такими же на любых ладах, то есть надо просто поменять тонику и построить то же самое от других басовых нот - тогда вы получаете аккорды от разных тоник.

    Построим МИНОРНЫЙ АККОРД ОТ ШЕСТОЙ СТРУНЫ.

    Минорный аккорд - это квинта + кварта + минорная терция. Зажимаем баррэ на 6 струн на любом ладу.

    Добавим от шестой струны квинту, зажав ее третьим пальцем:

    Строим от пятой струны еще кварту, зажав ее четвертым пальцем:

    А теперь добавим минорную терцию. Надо же! Ее не надо и добавлять, так как она входит в баррэ! Ура! Уже и так все было готово! Главное, как все просто-то. Даже нот знать на надо.

    Итак, теперь понятно, как строить мажорные и минорные аккорды от шестой струны. В следующий раз мы расскажем о тех же аккордах, построенных от других струн.


При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter



Имя:
Ваше мнение:
Введите символы на картинке:


Последние сообщения:

23.02.2019, Василий
Интересно. Только сейчас прочитал,что все струны, зажатые на одном ладу - это это квинта + кваркта + мажорная терция. На гитаре научили малость играть, в 14 лет, основные аккорды показали. Нотную грамоту не изучал, кроме как в школе были уроки по музыке и рисовали ноты. Надо было бы относиться к этому серьезно, а не абы как. Это я к тому, что в 11 лет научился зажимать все струны на первом ладу. И вот сейчас вспомнил, как лупил по всем струнам и п
13.03.2018, Александр
Автору спасибо! Такой метод на практике очень удобен. Лучше чем высчитывать построение от тоники.
07.10.2017, Лариса
Простите, ничего не поняла) На каких ладах, какие струны, обидно что не поняла. Читаю другим все ясно. Я на блатных играю... искренне хотела понять, может это для профи?
06.03.2017, Андрей
Кратко и понятно....талант....спасибо автору
21.04.2016, Александр
Спасибо большое за толковое изложение информации!так и должен доноситься материал!
10.04.2015, Ира
Увидела бы автора, все самые страстные поцелуи которые мечтают от меня мужчины, посвящаю только вам, конечно в разумных рамках, =****** я билась в истерике что я самая тупая неудачница и выкину гитару, а тут такая классная статья, спасибо автору)))))
21.12.2013, Wolfshade
Автор, я тебя обожаю.)
07.11.2013, Михаил
Отлично! Все понятно.
12.10.2013, вадим
Замечательно простои понятно. Хочется побыстрей посмотреть дальше
22.06.2013, Саня
Автору +
17.06.2012, Николаич
Информация конечно полезная,не спорю, НО у меня указательный палец держать струны не может,если я начинаю остальными зажимать кварты и подобное,как показано на рисунке.Что делать?

Все сообщения