|
      Автор: Денис Кольвах       Дата публикации: 19 октября 1999 г.
Чтобы в полной мере получать удовольствие от игры, а так
же для облегчения восприятия упражнений, следует перед каждым занятием
настраивать гитару.
Настройка
ЧДля этого лучше всего использовать камертон "А" (ля первой октавы) или фортепиано. Можно так же использовать компьютерные программы для настройки гитары. Если у вас нет ни того,
ни другого, ни третьего, можно настраивать гитару по телефону, так как
частота звукового сигнала станции довольно стабильна и примерно соответствует ноте ля. Для некоторых телефонных станций это не всегда справедливо, поэтому попросите человека с музыкальным слухом послушать ваш телефон.
Первой струной называется самая тонкая жильная или металлическая
струна без оплетки. Шестой - самая толстая струна в оплетке. Ноты звучат одинаково, в унисон, если они сливаются и не слышны так называемые "биения" частоты. Итак:
1 струна прижимается на V ладу, звучит как камертон "А"
2 струна прижимается на V ладу, звучит как 1-я открытая струна
3 струна прижимается на IV ладу, звучит как 2-я открытая струна
4 струна прижимается на V ладу, звучит как 3-я открытая струна
5 струна прижимается на V ладу, звучит как 4-я открытая струна
6 струна прижимается на V ладу, звучит как 5-я открытая струна
Таким образом, струны гитары соответствуют следующим
нотам:
- 1-я струна = Ми
- 2-я струна = Си
- 3-я струна = Соль
- 4-я струна = Ре
- 5-я струна = Ля
- 6-я струна = Ми
Мы видим, что у правильно настроенной гитары первая и
шестая струна звучат в унисон и интервал между ними составляет две октавы.
Обозначения
">В гитарной школе приняты следующие обозначения:
- пальцы левой руки
нумеруются арабскими цифрами от 1 до 4,
причем 1 соответствует указательному пальцу, 2
- среднему, 3 - безымянному, 4 - мизинцу. Большой палец в звукоизвлечении не используется. Он постоянно
находится на задней части грифа, поддерживая кисть.
- пальцы правой руки обозначаются латинскими буквами - p - большой,
i - указательный, m
- средний, a - безымянный. Мизинец в звукоизвлечении
не участвует (некоторые гитаристы, в том числе и автор, используют его
при извлечении искусственных флажолетов, но с тем же успехом для этого
можно применять и безымянный палец).
- Струны гитары обозначаются арабскими цифрами, заключенными
в кружки. Нумерация струн начинается с самой тонкой струны.
- Лады гитары, а так же позиции
(позиция определяет положение указательного
пальца левой руки на грифе при исполнении баррэ) обозначаются латинскими
цифрами.
Способы звукоизвлечения
">В классической школе применяются
два основных способа звукоизвлечения - с опорой
и без опоры.
Другие способы игры будут рассматриваться по мере необходимости.
Звукоизвлечение с опорой
позволяет получить наиболее ясные, четкие, громкие звуки и должно применятся
везде, где того требует замысел пьесы, а так же в обязательном порядке в
упражнениях и гаммах. С помощью его извлекаются одиночные звуки и выделяется
мелодия. Техника этого типа звукоизвлечения следующая:
- Палец правой руки опускается на
струну, выпрямленный в последнем суставе и немного согнутый в предпоследнем
(рис.3,17).
- Палец защипывает струну, сгибаясь
в предпоследнем суставе в направлении "к себе" с таким расчетом,
чтобы после щипка остановиться на следующей, более толстой струне.
- Щипок производится только с помощью
пальца руки. Кисть при этом неподвижна и расслаблена.
- В дальнейшем, чтобы освободить
струну, послужившую опорой, палец убирается.
- Не следует форсировать звук, с
силой вырывать звук из струны.
- Чтобы во время касания звучащей
струны пальцем с целью извлечения звука не было слышно постороннего звука,
связанного с приглушением струны пальцем, следует производить щипок быстрым
движением и не задерживать палец на струне.

Рис.17
Техника звукоизвлечения без
опоры отличается от звукоизвлечения с
опорой тем, что палец при касании струны немного согнут в последнем суставе
и после извлечения звука не опирается на соседнюю струну. С помощью этой
техники исполняются аккорды и созвучия
(два звука, составляющих определенные
интервалы) на соседних струнах.
Большой палец правой руки должен
действовать независимо от других пальцев. Техника звукоизвлечения следующая:
- Большой палец отводится от кисти
и ставится на струну краем последней фаланги (рис.17).
- Струна защипывается по направлению
к нижней, более тонкой струне, не задевая последней.
Большой палец полезно использовать
в качестве опоры, когда он не извлекает звуки. Для этого он ставится на
не звучащую струну. Иногда при игре большим пальцем применяется звукоизвлечение
с опорой. В этом случае палец после щипка останавливается на соседней,
более тонкой струне.
Так же необходимо заметить, что
извлечение звука возможно как с помощью мякоти кончика пальца, так и с
помощью ногтей. В последнем случае звуки получаются более яркими, в них
присутствуют высокие обертона, но существует необходимость поддерживать
необходимую длину ногтей, подпиливая их пилочкой и полируя об боковую часть
спичечной коробки. Длину ногтей каждый устанавливает для себя самостоятельно
с тем расчетом, чтобы струна не застревала между ногтем и мякотью пальца
и звукоизвлечение не составляло дополнительного труда. На начальном этапе
использовать ногтевой способ звукоизвлечения не рекомендуется, так как
он требует большей силы, гибкости и резкости движений пальцев и более требователен
к технике гитариста. При игре большим пальцем так же можно использовать
ноготь, но целесообразность этого зависит от индивидуального строения ногтевой
пластины и пальца.
Техника левой руки
">Пальцы левой руки прижимают струны
у порожка, не слишком сильно, ровно настолько, чтобы струна звучала. Это
поможет вам расслаблять кисть и убережет от дополнительных трат на комплекты
струн. Необходимо сохранять положение кисти, описанное ранее, то есть не
касаться грифа внутренней стороной и следить за параллельностью линии первых
суставов и грифа. Последние фаланги пальцев опускаются на гриф перпендикулярно.
Чрезвычайно важно сохранять расслабленное состояние кисти. Это будет способствовать
более плавным и мягким движениям пальцев и предохранять от усталости мышц
предплечья. Кисть должна находиться в таком положении, чтобы движениями
только одних пальцев можно было извлечь звук из любой струны в пределах данной
позиции
Советы начинающему гитаристу
">Для занятий классической гитарой
необходима гитара, предназначенная для нейлоновых струн. Эстрадные гитары
с железными струнами не подходят, так как у них расстояние между струнами
уменьшено. Играть на нейлоновых струнах значительно легче, они не режут
пальцы, звук их мягче и приятнее на слух.
Качество гитары тоже важно. Если
вы серьезно решили заниматься классической гитарой, вам лучше сразу купить
нормальный инструмент (от 200$ и выше). Если такой возможности нет, можно
играть на любом инструменте, лишенном физических недостатков - "поведенный"
или кривой гриф, сильно выступающие за пределы грифа или в высоту лады,
невозможность отрегулировать высоту струн над грифом, поломанный механизм
настройки струн, поломанный или деформированный корпус.
Высота струн над грифом в районе
двенадцатого лада должна составлять примерно 4 миллиметра.
Гитара должна хранится в отдалении
от приборов отопления и нагревания, вдали от сквозняков и прямых солнечных
лучей в вертикальном положении в специальном чехле. Можно вешать гитару
на специальный кронштейн, укрепленный на стене.
Перед занятиями следует тщательно
вымыть руки с мылом а после - протереть мягкой ветошью гриф и корпус гитары.
Не следует подвергать гитару резким
колебаниям температуры и носить при морозе или при большой влажности по
улице.
Выполняя эти советы, вы продлите
жизнь своему инструменту, сбережете его музыкальные, эстетические и физические
качества. Если гитара требует ремонта, не следует проводить его самостоятельно.
Нужно обратится к специалисту. Помните, что цена ремонта ниже цены нового
инструмента.
В начале занятий необходимо проводить
разминку - играть различные простые упражнения и гаммы, чтобы подготовить
пальцы к исполнению более сложных упражнений и этюдов.
Занимайтесь регулярно, вдумчиво,
научитесь расслаблять руки, развивайте слух. Чтобы избежать "синдрома
сцены", проводите маленькие концерты перед членами своей семьи и записываетесь
на магнитофон. Слушайте музыку, анализируйте ее. У вас все получится!
|