Главная Форум Интернет-магазин
Реклама  |  О проекте  |  Обратная связь

 

 

 



 

Уроки guitar.ru

Классическая гитара. Урок 3. Общие сведения о нотной грамоте


      Автор: Денис Кольвах
      Дата публикации: 09 октября 1999 г.

Обучение игре на классической гитаре в обязательном порядке включает изучение нотной грамоты. В данном уроке я дам лишь начальные сведения о нотной записи, так как это тема для отдельного цикла статей. Если вам что-то будет непонятно, вы можете обратиться к самоучителям или пособиям для любого музыкального инструмента или проконсультироваться у меня.

Все звуки различаются по высоте и длительности. Высота звука определяет его положение на нотном стане или нотоносце. Нотоносец состоит из пяти линеек, к которым по мере надобности сверху или снизу приписываются дополнительные линейки (рис.10). Ноты на нотоносце могут находиться на линейках и между ними.

Ноты и нотоносец

Рис.10

Знак, стоящий на нотоносце слева, называется скрипичным ключом и означает, что на второй линейке снизу находится нота соль первой октавы (она показана на рисунке). Цифры, находящиеся справа от ключа, определяют размер произведения. Верхняя цифра обозначает число долей в такте, нижняя - какая нота по длительности приходится на одну долю такта.

Такт - последовательность нот, заключенная между двумя тактовыми чертами - вертикальными линиями на нотоносце. Доли такта могут быть сильными и слабыми. Сильная доля выделяется и звучит немного громче слабой. Например, при размере 3/4 в такте три доли - первая сильная, а две другие - слабые. Каждая доля равна по длительности одной четверти (о делении нот см. ниже).

В размере 4/4 четыре доли, причем первая - сильная, третья - относительно сильная, а вторая и четвертая - слабые.

Интервалом между нотами называется отношение по высоте двух звуков, взятых последовательно или одновременно. На гитаре расстояние в полтона равно одному ладу, в тон - двум и т.д. (более подробно об интервалах см. ниже). Названия нот, их расположение на нотоносце и интервалы между ними приведены на рис.11.

Ноты на нотоносце и интервалы между ними

Рис.11

Ноты, расположенные друг над другом, имеют одинаковые названия и различаются по высоте на одну или две октавы соответственно. Рис.11 одновременно представляет собой полный диапазон гитары (не учитывая флажолеты, о которых мы будем говорить позднее). Самая низкая (по звучанию) нота - нота Ми (шестая открытая струна), а самая высокая - Си (19 лад первой струны).

Повышение или понижение ноты на полтона осуществляется с помощью знаков альтерации - соответственно диеза и бемоля. Повышение и понижение ноты на целый тон производится с помощью дубль-диеза и дубль-бемоля соответственно (см. рис.12). Знаки альтерации ставятся перед нотой и выглядят следующим образом (порядок появления слева направо - диез, дубль диез, бемоль, дубль бемоль; читается как ре-диез, соль-дубль-диез, си-бемоль, фа-дубль-бемоль):

Знаки альтерации
Рис.12

Чтобы от повышения или понижения ноты перейти к ее первоначальной высоте, используется знак отмены - бекар. Он так же ставится перед нотой (рис.13). На этом рисунке мы переходим от ноты ре-диез к ре-бекар, то есть понижаем ее на полтона, и от ля-дубль-бемоль - к ля-бекар, повышая при этом ноту на тон.

Знак отмены альтерации бекар
Рис.13

Знаки альтерации, стоящие около ноты, называются случайными и действуют на протяжении одного такта. Знаки альтерации, находящиеся между скрипичным ключом и размером, называются ключевыми и действуют на протяжении всего произведения. С ними вы встретитесь в дальнейшем при разборе этюдов и пьес.

Ноты бывают разной длительности. Длительность ноты определяется ее внешним видом (рис.14). Если представить, что целая нота длится 16 секунд, то половинная будет длиться 8 секунд, четверть - 4 секунды, восьмая - 2 секунды, шестнадцатая - 1 секунду. Такое же деление наблюдается у пауз (рис.14). Таким образом, целая нота включает в себя 2 половинные, 4 четверти и т.д. То же справедливо и для пауз.

Длительности нот
Рис.14

В ряде случаев бывает необходимо увеличить длительность ноты на половину. В нотной грамоте это записывается с помощью точки, поставленной справа от ноты (рис.15).

Увеличение длительности ноты
Рис.15

Ноты, записанные друг над другом, исполняются одновременно (рис.16). В остальных случаях следующая нота извлекается после завершения предыдущей, то есть когда предыдущая нота прозвучит отведенный ее промежуток времени.

Последовательное и одновременное извлечение нот
Рис.16

Размер данного отрывка 3/4, следовательно в такте первая доля сильная, акцентируемая, две другие - слабые. Каждая доля такта по длительности равна четверти. Значит, первая группа нот исполняется одновременно и длится две доли такта. Две восьмых приходятся на последнюю долю такта и исполняются после окончания длительности первого аккорда (об аккордах - трех или более звуков, расположенных по терциям, см. далее). Второй такт состоит из аккорда, длящегося две четверти, и паузы, равной одной четверти, означающей, что в этом месте никакие звуки не извлекаются.

Во время исполнения упражнений и этюдов необходимо четко соблюдать метроритм, то есть следить за тем, чтобы скорость исполнения была одинакова. Лучше всего это делать с помощью метронома, но злоупотреблять им не следует. Если в вашем распоряжении нет метронома, можно отстукивать доли такта носком правой ноги, следить, чтобы доли были одинаковыми по длительности. Такой метод способствует развитию чувства ритма, очень важного аспекта ансамблевой игры.

Необходимо твердо знать названия нот, их внешний вид и различие по длительности, расположение на нотоносце, значение знаков альтерации, а так же твердо помнить расположение нот на грифе. В этом вам поможет таблица, расположенная здесь.


При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter



Имя:
Ваше мнение:
Введите символы на картинке:


Последние сообщения:

12.09.2013, не_сдержался
а рис.12 и рис.13 абсолютно идентичны. бекара на рис.13 нет.
17.04.2011, лох
Это дебилизм

Все сообщения