Главная Форум Интернет-магазин
Реклама  |  О проекте  |  Обратная связь

 

 

 



 

Уроки guitar.ru

Классическая гитара. Урок 1. Основные концепции


      Автор: Денис Кольвах
      Дата публикации: 22 сентября 1999 г.

Приветствую вас, дорогой читатель. Этими уроками я открываю новый цикл статей, посвященнный классической гитаре. Я думаю, что новые уроки будут выходить достаточно часто; в них планируется осветить все аспекты классической техники игры. Надеюсь, что они помогут вам лучше узнать эту сторону гитары. Не претендуя на всестороннее освещение материала, я с удовольствием отвечу на все возникающие у вас вопросы и предложения.

Введение

Итак, вы решили заняться классической гитарой. Смелое решение. В наше время всеобщей "электризации" фанатов классической гитары осталось не так много. Основными очагами знаний являются, как и ранее, музыкальные школы и училища. Конечно, наилучшим выходом было бы поступить в одно из вышеперечисленных учебных заведений и получить классическое образование, но, к сожалению, не всегда по ряду тех или иных причин у вас есть такая возможность. Так же можно заниматься по самоучителям, но те самоучители, которые имеются в продаже, часто учат лишь аккомпанементу на гитаре, и многие их них просто низкого уровня. Из самоучителей по классической гитаре следует выделить несколько - Эмилио Пухоля, Агафошина и Кирьянова. Первый самоучитель дает фундаментальные технические навыки, в нем проработаны все движения пальцев и правой, и левой рук, но он немного страдает сухостью этюдов и упражнений. Из второго и третьего самоучителей тоже можно почерпнуть важные сведения о технике, но они более полезны как источник высокохудожественного материала (пьесы, этюды). Если у вас есть возможность купить в личное пользование эти книги, то лучше заниматься по ним. В своей педагогической практике я советую заниматься по Пухолю, играть упражнения и этюды по его методике, а недостаток пьес восполнять за счет двух других самоучителей. Так же для этой цели можно использовать сборники этюдов Сора, Коста, Агуадо, Каркасси, Джулиани. Надеюсь, что цикл моих статей, посвященных основам игры на шестиструнной гитаре, поможет вам в освоении этого замечательного инструмента, и в дальнейшем вы сможете заниматься либо самостоятельно, либо, выбрав для себя гитару как профессию, поступить в музыкальное училище и получить среднее музыкальное образование.

Неправильно думать, что в музыкальной школе учат только играть на инструменте. Вы так же развиваете свой слух, чувство ритма (игра в школьном ансамбле), получаете основные знания о гармонии, музыкальной форме, истории музыки, овладеваете еще несколькими музыкальными инструментами. Кроме всего этого с вами постоянно занимаются преподаватели, которые концентрируют ваше внимание на ошибках, подсказывают, исправляют. Занимаясь самостоятельно, вы лишены всего этого. Поэтому вам придется быть для себя и учителем, и экзаменатором, и слушателем. Это трудно, но вполне возможно. В истории классической гитары были случаи, когда самоучки достигали виртуозного уровня исполнения и становились известными на весь мир.

Построение занятий

Ваше обучение должно состоять из двух частей.

Первая включает в себя развитие музыкальных данных посредством занятий сольфеджио (да, не удивляйтесь, именно сольфеджио), прослушивание различных музыкальных произведений - будь то классическая музыка или современная, просмотр концертных записей различных исполнителей классической музыки, анализ услышанного. Очень полезно подбирать на слух отрывки произведений, услышанных накануне (рок-концерт, музыкальная тема из кинофильма или симфоническая музыка) и записывать их, используя нотную грамоту.

Вторая же состоит из всего того, что имеет отношение непосредственно к гитаре. Вы должны научится в первую очередь правильно заниматься, так как именно правильные занятия являются секретом хорошей техники. Качество занятий намного важнее их количества. Час внимательных, осмысленных занятий стоит пяти часов поверхностной и небрежной работы. Вы должны слушать и анализировать свою игру, исправлять ошибки. Вы не должны работать "по часам". Во время занятий необходимо удерживать постоянное неослабляющееся внимание. Если вы чувствуете, что внимание уже невозможно удержать на предмете занятий - отдохните и приступите к занятиям через несколько часов. У вас должен выработаться распорядок занятий, которого следует придерживаться. Для каждого человека он устанавливается индивидуально. В некоторых случаях бывает достаточно 2-х часов непрерывных занятий в день. Некоторые ученики способны, не чувствуя усталости, заниматься по 4-5 часов без перерыва. Менее 2-х часов, особенно на начальном этапе, заниматься не рекомендуется. Можно разделить занятия на утренние и вечерние. Например, утром, когда ученик отдохнувший, можно поработать над пьесами, а вечером заняться упражнениями на развитие техники. Занятия в обязательном порядке должны быть регулярными. Занимаясь регулярно, вы поддерживаете свои мышцы и связки в форме. После перерыва в занятиях, во время вхождения в форму в пальцах будет ощущаться тяжесть и неповоротливость. Даже великие музыканты-виртуозы для поддержания техники исполняют ежедневные комплексы упражнений.

Физическая подготовка

Для гитариста очень важна сила и гибкость пальцев. Для ее развития можно порекомендовать статические упражнения - когда вы медленно и с усилием сгибаете и разгибаете последовательно пальцы обеих рук. Так же очень полезны отжимания на пальцах, причем сустав последней фаланги должен быть немного согнут, а палец опираться на самый кончик. Кистевой эспандер не подходит, так как он развивает большей частью другие мышцы предплечья.

Музыкальные данные

Наличие хорошего слуха тоже немаловажно. Оно помогает быстрее запоминать пьесы и упражнения. Но не следует отчаиваться, если вам, как говорится, "медведь на ухо наступил". У каждого человека природой заложены способности. Нужно только их развить. Для этого применяются занятия сольфеджио в своем простейшем виде: вы поете гаммы в унисон с гитарой, потом без нее, потом в интервал вместе с гитарой, потом начинаете петь аккорды. Очень полезно подбирать (снимать) музыкальные произведения, петь песни под собственный аккомпанемент.


При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter



Имя:
Ваше мнение:
Введите символы на картинке:


Последние сообщения:

19.04.2010, Александр Елаев
Согласен с Вами, Юрий Николаевич.
09.02.2010, Сергей
это статья совершенная чушь !
23.12.2009, Юрий Кузнецов
\"Так же очень полезны отжимания на пальцах, причем сустав последней фаланги должен быть немного согнут, а палец опираться на самый кончик\". Надо полагать, что наибольшее количество отжиманий на пальцах ( и даже, вероятно, в стойке!) совершали наиболее прославленные гитаристы - такие, как Таррега, Сеговия (особенно в старости - когда он добился наивысшего мастерства), и, разумеется, предствительницы \"слабого пола\" - Мария Луиза Анидо и И

Все сообщения