Главная Форум Интернет-магазин
Реклама  |  О проекте  |  Обратная связь

 

 

 



 

Уроки guitar.ru

Основы игры на бас-гитаре


      Автор: Сергей Антонов
      Дата публикации: 27 октября 1999 г.

Первоначально мы с вами познакомимся с тем, как устроена бас-гитара. Рассматривать будем классический вариант - четыре струны, хотя сейчас существуют и пяти-, и шестиструнные бас-гитары. Но нас интересует не это, а то, как она работает.

Для начала познакомимся с басовым ключом. Он называется - ключ Фа. Эта гигантская запятая своим началом показывает местоположение ноты фа. Две точки с двух сторон четвертой линейки нотного стана еще раз подчеркивают этот факт. От нее и отсчитываем все остальные ноты.

Пример 1

Итак, четыре басовые струны: G (соль) - первая струна, D (ре) - вторая, A (ля) - третья и E (ми) - четвертая. Считаем от тонкой струны к толстой. Одним словом, это те же четыре толстые гитарные струны (третья, четвертая, пятая, и шестая), только на октаву ниже.

Пример 2

Не хочу показаться занудой, но некоторые вещи мне придётся рассказывать очень подробно, в расчёте на новичков (да простят меня "продвинутые"!) И ещё. Не все из нас перешли на бас-гитару после гитары; я подозреваю, что есть и прирождённые "басисты" (сокращение от "бас-гитаристы" - прим. автора). Поэтому я не всегда буду ссылаться на шестиструнную гитару, а кое-что обьясню, как будто в первый раз.

Для того, что бы научиться находить ноты на грифе бас-гитары, обратитесь к уроку №1 нашего мастер-класса. Все то же самое, но без двух тонких струн. Существуют ли какие-нибудь специальные упражнения для бас-гитары? Конечно! Эти упражнения вы найдете в большом количестве у конкретных исполнителей любимых вами стилей. Чаще всего - на видеошколах. А я, в свою очередь, не претендуя на оригинальность, предлагаю старый, проверенный способ - это, извините за выражение, гаммы. И хотя многие их не любят, но они (гаммы), несмотря ни на что, работают. Ниже я к ним вернусь.

Стоит сказать несколько слов о функциональном назначении баса. Я бы сформулировал так: гармонический фундамент. Или, если хотите, основа аккорда. Возьмем в качестве примера трезвучия (здесь и далее см. урок №2). Предположим, что ваша песня начинается, как это часто бывает, с аккорда Am. Естественно, сначала находим тонику, т.е. ноту ля на любой струне. Это и будет первая и главная ступень данного аккорда. А следующая, популярная у басистов ступень - пятая. Ее лучше найти в той же игровой зоне, где у вас расположилась тоника. Теперь можно начинать играть. Я не шучу. Пригласите с вами помузицировать гитариста-аккомпаниатора, играющего так называемым "боем" (мне больше нравится - "чёсом"), и пусть он поиграет аккорды. Только лучше это делать с метрономом или с драм-машиной. И если ваша песня имеет размер 4/4 (то есть, не вдаваясь в подробности, если она легко просчитывается на /1-2-3-4/1-2-3-4/ и т. д.), то вам следует играть на первую и третью долю такта. Выражаясь более профессионально - половинными длительностями. На каждый первый удар метронома - первая ступень аккорда, на каждый третий - пятая ступень. Меняется аккорд, следовательно, меняется и вся ваша басовая фигура. Теперь вы играете тонику нового аккорда и, соответственно ей, пятую ступень этого же аккорда. Ритмическая часть (пока) остается без изменений.

Пример 3

Цифрами, взятыми в кружочек, обозначаются струны, римскими цифрами - номер лада, а название ноты и какой ступенью она является относительно аккорда, посчитайте сами. С аппликатурой (пальцовкой левой руки) вам также придется разбираться самостоятельно. Главное, чтобы ноты соответствовали по звучанию своей длительности.

Поиграв такую музыку некоторое время, вы заметите закономерность в соотношении расположений первой и пятой ступеней на грифе. Это следует запомнить. Но и это еще не все.

До сих пор мы вели разговор о левой руке, пришла пора поговорить и о правой. Речь идет о звукоизвлечении. На бас-гитаре, так же как и на гитаре, играют и пальцами, и медиатором. Все зависит от стиля музыки, от конкретной композиции, от вашего желания получить звук определенной окраски (охотно допускаю еще целый ряд причин). Но практика показывает, что большинство бас-гитаристов прогрессивных стилей используют пальцевую технику игры. Будем равняться на них. На примере этого упражнения попробуйте поиграть шагающим движением указательного и среднего пальцев правой руки, при этом, после извлечения звука, палец должен опереться на следующую по ходу движения струну. А в случае с четвертой, последней струной, палец должен как будто опереться на предполагаемую струну. Назовем этот прием - опорным.

Следующий этап - добавление третьей ступени. В начале звучания каждого аккорда желательно брать первую ступень (тонику) данного аккорда, а вот вспомогательным звуком вместо пятой ступени или дополнительно может быть третья ступень этого же аккорда. Необходимо учитывать, что в зависимости от наклонения аккорда третья ступень будет различной. В мажорных аккордах между первой и третьей ступенями - интервал 2 тона (большая терция), а в минорных - полтора тона (малая терция). Подробности можно посмотреть в уроке №2.

Пример 4

Я умышленно не проставил номера ладов и струн в надежде, что вы сами найдете местоположение нот на грифе. Во всех тактах этого примера, кроме последнего такта, я использовал первую и третью ступени относительно каждого аккорда. В следующем примере попробуем скомбинировать все аккордовые ступени (1, 3, 5). А заодно и разнообразим длительности.

Пример 5

Мне самому не очень нравится то, как звучит этот пример, но это всего-навсего образец, который поможет вам продвинуться дальше. Модифицируя мелодико-ритмические рисунки, вы сможете создать нечто более интересное. Конечно, игра на бас-гитаре не исчерпывается движением только по аккордовым звукам, но об этом в следующих уроках. Здесь же я позволю себе привести пару несложных стилистических примеров в midi-файлах, которые играть необязательно, достаточно прослушать:

Bossa-Nova
Raggey

В примере Bossa-Nova бас играет только первую и пятую ступени, а в примере Raggey - все три ступени аккорда. Кстати сказать, самый простой и доступный способ разобраться в особенностях того или иного стиля - это использование так называемых автоаранжировщиков. Компьютерная программы Band-in-a-Box или Jammer - яркий тому пример.

И в заключении о гаммах. Для развития техники игры на музыкальных инструментах люди ничего лучшего пока не придумали. Поэтому наберитесь терпения - и вперед.

Гаммы бывают разные. Начиная с натурального мажора или минора, минуя гармонический и мелодический мажор или минор, затем идут лады народной музыки (миксолидийский, дорийский, фригийский и т. д.), существуют также и искуственно созданные лады и хроматический звукоряд. Как видите, их очень много. Мы с вами ограничимся пока первым и последним.

Таблица мажорной гаммы

Таблица мажорной гаммы

Квадратиком обозначен тонический звук, то есть первая ступень, относительно которой и строится аппликатурная модель мажорной гаммы. Изменилась тоника - передвинули руку на нужную ноту и играем эту же модель. Когда мы играем гамму, расположенную на четырех ладах, пальцы левой руки располагаются каждый на своем ладу, а в фигуре "три ноты на одной струне через лад", рекомендую Вам играть первым, вторым и четвертым пальцами соответственно. Здесь следует сказать, что прижимать пальцы левой руки к струнам на ладах надо "молоточком", т.е. палец не лежит на струне своей плоскостью, а как бы "втыкается" в нее.

Таблица хроматической гаммы

Этот звукоряд хорошо использовать как музыкальную зарядку, проигрывая его вверх и вниз на разных участках грифа, поскольку ширина ладов везде разная. Таким образом вырабатывается координация движений.

Этой информации для первого раза, я думаю, будет достаточно. А об остальном поговорим в следующих уроках.


При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter



Имя:
Ваше мнение:
Введите символы на картинке:


Последние сообщения:

13.09.2013, Денис
Полезный урок, спасибо !
16.03.2013, 1
прелестно бл вот у меня басс в руах и я не опнимаю че с ним делать зато этот \"самоучитель\" почсти в топе бл
05.06.2012, Леонид Ищенко
Цитата(HARD @ 9.3.2011, 12:35) <{POST_SNAPBACK}>
Я НАСЛУХ МОГУ ТАКИЕ ПАРТИИ ПОДБИРАТЬ!!!! ЧТО У ВСЕХ БАСИСТОВ СЛЮНА НА ПОЛ ПАДАЕТ!!!!


Ты ещё скажи это Джону Патитуччи.И прошу предоставь нам ссылочку на видео что бы мы точно попадали!!
05.06.2012, Леонид Ищенко
Цитата(Borman @ 21.6.2011, 12:15) <{POST_SNAPBACK}>
я слышал что на басухе легко играть это правда?



ТЫ не слушай а посмотри, зайди в ютуб.Да у басиста меньше задачь. В современной музыке он почти ни чего не выполняет (рэп). Но вот в роке и роке-н-роле приходится потеть. Легче тем что всего 4-5 струн )))))
05.06.2012, Леонид Ищенко
Цитата(HARD @ 9.3.2011, 13:35) <{POST_SNAPBACK}>
ЕРУНДА ПОЛНАЯ!!!! 7 ЛЕТ НА БАС ИГРАЮ!!!! И НЕКОГДА НЕ УЧИЛ РАСПОЛОЖЕНИЕ НОТ!!! Я ДАЖЕ НЕЗНАЮ ЧТО ТАКОЕ ГАМА!!!!!!!!
ЕСЛИ ВЫ ПРЕРОЖДЕНЫЙ БАСИСТ ЭТО ВАМ НАХЕР НЕНАДО!!!!
ВСЁ ЭТО ГАВНО!!!!! Я НАСЛУХ МОГУ ТАКИЕ ПАРТИИ ПОДБИРАТЬ!!!! ЧТО У ВСЕХ БАСИСТО
04.06.2012, Les
Hard, Да ты и русский не знаешь. Обычный кукаретник-питушок, иди уроки делай маня.
21.10.2011, Bass-East ;D
HARD, на слух ты подбираешь) то что тут написано неплохо поможет в импровизации) А если у тебя были б знания о теории, из тебя вышел бы самый крутой басист :DD
21.06.2011, Borman
я слышал что на басухе легко играть это правда?
09.03.2011, HARD
ЕРУНДА ПОЛНАЯ!!!! 7 ЛЕТ НА БАС ИГРАЮ!!!! И НЕКОГДА НЕ УЧИЛ РАСПОЛОЖЕНИЕ НОТ!!! Я ДАЖЕ НЕЗНАЮ ЧТО ТАКОЕ ГАМА!!!!!!!! ЕСЛИ ВЫ ПРЕРОЖДЕНЫЙ БАСИСТ ЭТО ВАМ НАХЕР НЕНАДО!!!! ВСЁ ЭТО ГАВНО!!!!! Я НАСЛУХ МОГУ ТАКИЕ ПАРТИИ ПОДБИРАТЬ!!!! ЧТО У ВСЕХ БАСИСТОВ СЛЮНА НА ПОЛ ПАДАЕТ!!!!
23.09.2010, step
так себе
06.02.2010, валерия
да

Все сообщения