Главная Форум Интернет-магазин
Реклама  |  О проекте  |  Обратная связь

 

 

 



 

Уроки guitar.ru

Жако Пасториус: Portrait Of Tracy


      Автор: Михаил Прокушенков
      Дата публикации: 07 сентября 1999 г.

До того момента, когда Жако Пасториус (Jaco Pastorius) исполнил и записал композицию Portrait of Tracy, игра флажолетами была хорошо известна. Тем не менее, это произведение стало революционным в развитии электрического баса. Многие бас-гитаристы скромно и в небольших количествах использовали флажолеты в своей игре, но никто и не помышлял о таком смелом и разноплановом применении их в игре на бас-гитаре. Насколько я знаю, Portrait of Tracy до сих пор остается единственным столь развернутым сольным произведением с использованием флажолетов на бас-гитаре. Изучая его, можно узнать абсолютно все о том, как использовать флажолеты в игре на этом инструменте.

В целях более удобного чтения текста в этой транскрипции приняты следующие соглашения:

  • На первом нотном стане, озаглавленном Harmonics, записаны только флажолеты, причем хочется отметить, что стандартные обозначения для флажолетов (ромбики) не используются. Все флажолеты записаны как обычные ноты.
  • На втором нотном стане, озаглавленном Bass, записаны обычные басовые ноты, используемые при стандартной игре.

Условно всё произведение можно разделить на три части: тема - соло - тема. Хочется отметить, что это разделение именно условно, поскольку ни одна из частей не является полноценной и окончательно оформленной.

Затруднения могут вызвать три момента:

1) Флажолет ре-диез.
На стандартной электрической бас-гитаре натуральный флажолет D# (ре-диез) отсутствует, поэтому нужно взять его искусственно. Это делается следующим образом: на втором ладу струны A (ля) первым пальцем зажимаем ноту B (си) и четвертым пальцем прикасаемся к струне над порожком между шестым и седьмым ладом. Таким же образом берется заключительный аккорд: берем баррэ на девятом ладу на струнах G (соль), D (ре) и A (ля) первым пальцем, и четвертым пальцем извлекаем флажолеты на этих струнах над порожком между одиннадцатым и двенадцатым ладами.

2) Последний аккорд в такте 27.
Взятие последнего аккорда в такте 27 может представить значительную трудность из-за того, что требуется очень большая растяжка руки. Я уверен, что без особенного ущерба для произведения можно исполнить его не гармонически, а мелодически - сначала взять флажолеты, а потом басовую ноту.

3) Заключительный аккорд.
Заключительный аккорд состоит из флажолетов, также отсутствующих на бас-гитаре в натуральном виде (A#, D#, G#), поэтому берем его искусственно. Для этого зажимаем баррэ на девятом ладу на струнах G (соль), D (ре) и A (ля) первым пальцем, и четвертым пальцем извлекаем флажолеты на этих струнах над порожком между одиннадцатым и двенадцатым ладами. При исполнении произведения необходимо тщательно следить за точностью взятия флажолетов, поскольку высокие флажолеты находятся на очень близком расстоянии друг от друга, и случайно можно извлечь флажолет не той высоты. Также надо внимательно следить за тем, чтобы качество звучания флажолетов было максимальным. Следите также и за правильным динамическим балансом между флажолетами и басовыми нотами. В основном это относится к басовым нотам, поскольку по звучанию они гораздо сильнее флажолетов, и могут их легко заглушать. Для большей мягкости взятия басовых нот их можно исполнять большим пальцем правой руки; в некоторых частях произведения это даже удобнее.

Жако Пасториус. Portrait Of Tracy.

При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter



Имя:
Ваше мнение:
Введите символы на картинке: