|
      Автор: Сергей Арзуманов       Дата публикации: 28 октября 1997 г.
На прошлом занятии мы разобрали простейшую ситуацию с применением одноголосной
линии. Попробуем рассмотреть другой пример, доступный для прослушивания в файлах 2fast.mp3 (43кб) и 2slow.mp3 (62кб). Это
уже настоящий аккомпанемент, состоящий из двухтактового аккордового риффа с несколько различными концовками. Основу риффа
составляет ми-мажорный нонаккорд (E9), но он активно разнообразится при помощи некоторых ухищрений, которые мы сейчас
рассмотрим.

Опять, первое, что бросается в глаза - это большое количество глухих нот. Прием используется все тот же- не до
конца прижатые к грифу пальцы левой руки. Правую руку на порожек класть уже не надо, так как необходимо ее размашистое движение при
ударе медиатором. Для тренировки попробуйте играть вначале всю фразу только ритмически, зажав левой рукой гриф в любом месте и
пытаясь правильно чередовать глухие и звучащие ноты (соответственно, отпуская и прижимая струны к грифу). Правая рука практически
все время будет играть шестнадцатыми нотами, но там, где их нет, вам все равно придется совершить обратное движение рукой по
воздуху, не касаясь струн - во всем примере используется переменный штрих. Когда движение отработано, можно приступать к анализу
риффа. Как было сказано, его основу составляет аккорд E9. Напомним, что в состав такого аккорда входят ступени I-III-V-bVII-IX, или
в нотах: E-G#-B-D-F#. Однако во второй половине первого такта на смену нашему нонаккорду приходит ми-мажорный терцдецимаккорд
(несмотря на страшное название, обозначается он довольно просто: E13). Если вы эти аккорды на гитаре никогда не играли, то сейчас у
вас начнутся большие проблемы. Дело в том, что аккорд E9 "берется" в использованной здесь аппликатуре весьма тяжело, и
необходимо тренироваться длительное время, прежде чем он будет звучать чисто и без "грязи". Если перспектива просидеть
несколько дней или недель за тренировкой одного аккорда вас пугает - все равно сделайте это; нонаккорд в этой аппликатуре
чрезвычайно распространен и используется во многих ситуациях. После освоения нонаккорда приступайте к аккорду E13. Сыграть его
гораздо сложнее "девятки" из-за дополнительного применения мизинца, но если нонаккорд освоен, то пол-дела сделано.
Аппликатуру обоих аккордов можно посмотреть в табулатуре нашего примера.
Еще один прием, используемый здесь - это применение аккорда, отстоящего от тонического на пол-тона вниз (в
данном случае- D#9). Такой аккорд является проходящим; на нем внимание слушателя не акцентируется; он стремится сразу перейти в
основной аккорд (см. такты 2 и 4). Этот прием служит украшением игры, и многие музыканты называют его почему-то
"подъездом" (от слова "подъезжать"); исполняется он глиссандо. Попробуйте самостоятельно придумать подобный
аккордовый рифф на минорный аккорд Em7 под аккомпанемент, записанный в миди-файле comp2.mid (8,7кб). Однозначно, использование только чистых трезвучий и септаккордов (а
тем более в традиционной аппликатуре) будет слушаться не очень интересно - смело употребляйте различные надстройки к аккордам и их
обращения. Как было сказано в предыдущем занятии, фанк - примитивная в плане гармонии и мелодии музыка, но, изощряясь в ритмике, не
надо забывать, что гитара может еще и издавать звуки различной высоты. Придумывая интересные ходы, в монотонную музыку вполне можно
внести что-то свежее и оригинальное. Удачных занятий!
|