|
      Автор: Сергей Арзуманов       Дата публикации: 23 октября 1997 г.
Несмотря на то, что многие молодые музыканты стремятся прежде всего к сольной игре, большую часть времени гитаристу приходится аккомпанировать. И эта, практически незаметная широкой публике сторона гитарного исполнительства требует не меньшего умения, чем сольная игра. В этой ситуации гитарист становится полноправным членом ритм-секции, и от него зависит поддержка ритмической пульсации всего исполняемого произведения.
Наиболее ритмичным и остросинкопированным стилем музыки всегда считался фанк, который зародился в начале 60-х годов и по сей день присутствует в том или ином виде во многих направлениях современной танцевальной музыки. Какие же характерные приемы игры на гитаре присуще фанковому аккомпанементу? Оговоримся, что речь будет идти о так называемом "поп-фанке"- помимо него есть множество других фанк-стилей, где гитара выполняет совершенно иную роль.
В отличии от рок-музыки, где на электрогитару ложится основная нагрузка, в фанке она должна служить лишь украшением общей звуковой картины. Это могут быть какие-то синкопированные реплики, короткие аккордовые риффы или что-нибудь подобное. Как правило, в мелодическом и гармоническом плане фанк весьма примитивен, и привлекает в нем только острый, "рваный" ритм. Исходя из этого и требуется строить музыкальные фразы.
Первое упражнение, которое мы разберем, представляет собой наиболее простой вариант партии аккомпанирующей гитары. Собственно, это даже не аккомпанемент в известном смысле, а просто некая примитивная одноголосная линия, применяемая, тем не менее, весьма часто и вносящая некоторое разнообразие в музыку. Послушать звучание примера можно, загрузив файлы 1fast.mp3 (71кб) и 1slow.mp3 (37кб)- соответственно в оригинальном и медленном темпах.
В данном примере есть две особенности, на которые следует обратить внимание. Первая особенность (она относится и ко всей фанк-музыке в целом)- обширное использование глухих нот, то есть нот, извлекаемых при неприжатой к ладу струне и не имеющих четко выраженной высоты звука, но придающих линии дополнительную акцентировку. Вторая особенность связана со специальным приемом звукоизвлечения нот dumping (дампинг, или демпфирование), который наверняка вам всем знаком. Для правильного исполнения этого приема необходимо положить (опереть) кисть правой руки на подставку для струн таким образом, чтобы извлекаемая нота даже на открытой струне сразу бы глушилась. Такой прием использован для того, чтобы еще больше подчеркнуть атаку звука- она будет выделяться за счет полного отсутствия сустейна.

Оба такта играются на фоне аккорда C7, который, естественно, может быть обогащен различными добавочными ступенями. Вся линия построена на основе нот, входящих в состав миксолидийской гаммы (для тех, кому такая гамма незнакома, можно посоветовать обратиться к соответствующему разделу сайта). Исключением является нота ми-бемоль (малая терция) во второй половине первого такта, но она практически мгновенно подтягивается на пол-тона выше при помощи бенда, превращаясь таким образом в большую (мажорную) терцию. Еще один прием звукоизвлечения, который можно встретить в этом примере- это легато, применяемое везде, где имеет место восходящее движение нот. Использование этого приема позволяет сделать дополнительное ударение на более низкой ноте, что несколько разнообразит акцентировку музыкального отрывка. Как мы видим, даже в таком маленьком и простом кусочке произведения используются сразу несколько технических приемов. Подобные ритмико-мелодические линии используются чрезвычайно широко не только в фанк-музыке, но и во многих других современных танцевальных направлениях. Зачастую такие фразы состоят лишь из двух нот (или даже из одной!), и тогда для поддержания интереса слушателя остается лишь разнообразить ритмику рисунка.
Попробуйте самостоятельно придумать какую-нибудь одноголосную линию со следующими ритмическими рисунками:

Гармоническое сопровождение будет состоять из двух постоянно повторяющихся тактов и выглядит следующим образом:
| Dm7 | Dm7 G7 |
Аккомпанемент записан и в виде миди-файла comp1.mid (8,6кб). Для построения линии можно использовать как звуки, входящие в состав аккорда, так и звуки какой-либо гаммы, которой можно обыграть аккорды.
Попытайтесь также придумать одноголосную мелодическую линию с произвольной ритмикой на ту же самую гармонию. Если у вас имеется возможность, обязательно запишите придуманную партию гитары вместе с аккомпанементом и послушайте, как это будет звучать со стороны.
В следующий раз мы рассмотрим более сложный пример. Успехов!
|