Автор: Вадим Михайлов       Дата публикации: 15 ноября 2001 г.
Карьера в музыке требует от человека гораздо большего,
нежели техническое мастерство
и владение инструментом. В учебном заведении вас научат читать ноты, петь или
играть на инструменте, сочинять музыку и делать аранжировки. Но нигде вас не
научат музыке как бизнесу. Тем более - у нас в России.
Именно поэтому наш шоу-бизнес такой корявый: никто не умеет делать шоу-бизнес
так, как мы не умеем. Музыкальная индустрия - это не обычная компания, где вы
продвигаетесь снизу вверх, со ступеньки на ступеньку по служебной лестнице.
Большинство людей приобретают здесь знания методом проб и ошибок. На это уходит
масса времени: кто-то начинает свой путь в музыке с молодости и всю жизнь
играет по клубам и ресторанам; кто-то, получив музыкальное образование, никогда
больше не подходит к инструменту.
Однако можно сделать карьеру на сцене, даже не будучи виртуозом или вообще
музыкантом. Но в любом случае, талантам нужно помогать, иначе и они никого не пощадят!
Все советы, которые мы будем давать, проверены практикой. Испытаны на
подопытных музыкантах. Но и они не являются истиной в последней инстанции. Мы
всегда готовы выслушать и обсудить ваше мнение.
Начнем с рассказа о том, как подбирать себе группу и начать работу.
Многие эксперты уже успели сломать кучу копий на этой ниве, пусть эта чаша не
минует и нас.
Выбор людей, которые будут иметь отношение к вам и вашей группе - это одно из
самых важных решений, влияющих на вашу карьеру. Существуют различные
взаимоотношения внутри группы. Вне зависимости от типа этих отношений все
группы сталкиваются с трудностями и проблемами. Однако всегда стоит помнить:
главное - цель, с которой несколько людей взяли в руки инструменты.
БАНДОЛОГИЯ. НАУЧНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
1. Группа, состоящая из друзей (одноклассников). Обычно это первая
группа, в которой музыканты начинают карьеру. В этой группе всегда сразу
появляется лидер. Состав её неоднократно меняется. Очень редко группа,
состоящая из друзей, добивается успеха в первоначальном составе (единственный
известный мне пример - Black Sabbath). Проблема в том, что
сосуществование в группе разрушает дружбу.
2. Лидер (фронтмен) и остальной состав. Самая известная и
работоспособная формула. Примеров масса. Хотя лидер и находится в центре
внимания, он же и выполняет основную массу работы. Хороший лидер может
обеспечить успех группе. Но с другой стороны, группа настолько хороша,
насколько хорош её лидер.
3. "Корпорация". Группа, созданная уже опытными музыкантами, которые
сообща подбирают репертуар и сами себя раскручивают. Обычно такие группы
создаются для зарабатывания денег.
4. Продюсерский проект. Группа, исполняющая либо известные хиты, либо
написанные для них продюсером. Обычно лидером в такой команде является
продюсер, а внутри группы отношения выглядят как равноправное партнерство. Хотя иногда в лидером становится один из членов банды, как это
произошло с Крисом Норманом.
Выбор названия для банды обычно приводит к внутренним конфликтам. Имя
значит многое. Хорошо, если ваше название сразу определяет ваш стиль музыки
(Blues Cousins, Dub TV, Metallica, Центр Тяжести). Проверьте, как ваше
название будет звучать в англоязычном варианте. Не будет ли оно означать что-то
смешное или неприличное? (Как перевести на английский название группы
"Водопады Имени Вахтанга Кикабидзе"?) Зарегистрируйте своё название как
торговую марку. Но одно лишь звонкое
название не принесет успеха. Если вы станете знаменитыми, ваше название
запомнят, если нет - дело не в названии, ищите другие причины.
Когда вы создаете группу, решите для себя - хотите ли вы играть собственную
музыку или кавер-версии. Большинство групп исполняют и то, и другое.
Ваши первые выступления не принесут вам денег, но дадут опыт работы на сцене.
Помните: все великие группы были "живыми". Если вы хотите создать чисто
студийный проект, то в будущем вы столкнетесь с проблемами: отсутствие у вас
опыта концертной работы - большой минус в глазах фирм грамзаписи.
Не ленитесь бороться за чистоту рядов: употребление алкоголя и наркотиков
создадут вам плохую репутацию и рано или поздно разрушат вашу карьеру.
Приготовьтесь к негативному отношению к вам других людей. Приготовьтесь к
тому, что вас будут обманывать. Но ничто так не укрепляет веру в
человека, как предоплата. Если вы выступаете за деньги - просите хотя бы
50 процентов предоплаты. Если вам предлагают оплату в зависимости от проданных
билетов, просите часть оплаты вперед. Никогда нет гарантии, что будет
100-процентное заполнение зала. Первые заработанные средства придется
тратить на группу: на оборудование, инструменты, костюмы и т.д.
Не жалейте средств на самообразование. Сейчас в продаже масса аудио- и
видеошкол и учебников. Составьте бизнес-план. Определите основные направления
раскрутки вашей группы (местные и центральные теле- и радиостанции, клубы и
дискотеки, Интернет, рекорд-лейблы и т.д.). Начало положено - вы понимаете,
зачем вы собрались, и готовы к
продвижению на рынок. Как заставить "нужных людей" слушать вашу музыку, мы
расскажем в следующий раз.
|