|
      Автор: Андрей Гончаров       Дата публикации: 15 марта 2010 г.

Этника нынче в великом фаворе. Только и разговоров, что о засилье англоамериканской культуры и росте национального самосознания. Back to the roots и все такое. Любой информационный повод - концерт того или иного этник-артиста, выход пластинки с этнической музыкой - уже само по себе событие из ряда вон выходящее. По этой простой причине обойти стороной народного артиста Украины, гитарного виртуоза Энвера Измайлова и его свежий релиз «С наилучшими пожеланиями!» мы просто не имели права.
Крымский татарин Энвер Измайлов вырос в глубокой среднеазиатской глубинке, в Фергане. Работал газосварщиком, учился в музыкальном училище по классу фаготу, занимался в самодеятельности, самостоятельно освоил электрогитару. Солировал в узбекском джаз-роковом ВИА «Сато». Самостоятельно изобрел технику двуручного тэппинга (или «фортепианный стиль», как еще его называют), когда пальцы обеих рук ложатся на гитарный гриф, как на клавиатуре, и звук извлекается быстрым прижатием струн, а не щипком. При этом один исполнитель способен заменить нескольких инструменталистов. Живьем смотрится очень эффектно! Ныне «двуручный» гитарист проживает в Крыму, но дома подолгу не задерживается. Большую часть времени проводит в разъездах по Европам, где этнических артистов ценят куда больше, чем у себя на родине. Успел поиграть на одной сцене с разными джазовыми знаменитостями, вроде, Джона МакЛафлина и Джона Скофилда. Записал десять сольных альбомов и один в составе трио «Минарет».
Официально первооткрывателем «фортепианного стиля» признан американец Стэнли Джордан. Так, по крайней мере, считают те, кто посмотрел в свое время фильм «Свидание вслепую» (с Брюсом Уиллисом и Ким Бэйсингер), где в одной из сцен появляется Джордан со своей гитарой. Однако, по другой версии, Измайлов практиковал двуручный тэппинг задолго до того, как стало известно о стэнлиджордановском существовании. Видимо, устав доказывать свое первенство, легенда крымско-татарской гитарной музыки решила играть по правилам своего заокеанского «оппонента». «Крымчанка», «Для моей любимой», «Возращение» (посвящение «Ушедшим слишком рано») - чистой воды стэнлиджордановщина, сыгранная кристально чистым «клавесиновым» саундом. Получилось не столь убедительно, как у оригинала, но, что самое интересное: эти три вещи - самые сильные на альбоме.
Слушателю удобно считать Энвера Измайлова исполнителем, специализирующимся на азиатских фольк-попурри в 7/8, 5/8, 9/16 и прочих «опасных» для европейского уха размерах. Однако, новому Измайлову тесно в рамках одного-единственного направления. Он изменился и теперь обращается к нам «С наилучшими пожеланиями!». «Д`Енвер Блюз» - скоростная хайтарма (татарский фолк-стандарт) с неоклассическим финалом. Название пьесы «Полет 7/8» говорит само за себя: свободный полет мысли, не обремененный тактовыми указателями-разметками и прочими музыкальными условностями. В «Восточном фанке» Измайлов запел на шаманский манер. Гортанные пируэты, занимающие чуть ли половину этого эпического полотна длительностью около семи минут, переходят в гитарную медитацию в духе «цеппелиновского» «Kashmir»... В общем, ничего страшного не произошло. Просто Азии стало меньше.
Большая часть диска экспериментальна и рассчитана на подготовленного слушателя - от непроходимых фри-джазерских джунглей («Амазонка навсегда», «Чернобыль», «Затмение») до откровенной «кингкримзоновщины» (геометрически построенная «Прелюдия» и сыгранная сдавленным звуком явно «насекомого» происхождения «Тарантелла»).
Отдельно стоить отметить звукорежиссерские находки. В «Амазонке» гитара скачет из канала в канал. Гитарный фон, напоминающий счетчик Гейгера, в самом начале «Чернобыля» настраивает на нужную волну. В «Татарском танце» пробиваются наводки от радиоточки. Без «голоса за кадром» слушалось бы совершенно иначе.
Диск завершается «Дубинушкой» - коллаж из «Эй, ухнем!» и «Во поле береза стояла...». Настроение пьесы бескрайне тоскливое, как просторы российские. Если когда-нибудь экранизируют стоговский «mASIAfucker», то лучшей вещи для звуковой дорожки не найти. По крайней мере, для той части, что касается путешествия главного героя из Сахалина в Питер.
Как всегда, не обошлось и без инструментальных ребусов. Природу солирующего в «Амазонке», «Возвращении» и «Чернобыле» инструмента, чье звучание напоминает vintage-йонику, идентифицировать не удалось. Памятуя о репутации музыканта - факира-кудесника, заставляющего свою гитару говорить сразу на несколько человеческих голосов, реветь груженым авиалайнером и пр., - берусь предположить, что этот загадочный инструмент и есть гитара.
Трек-лист:
1. Д`Енвер Блюз
2. Крымчанка
3. Татарский танец
4. Прелюдия
5. Тарантелла
6. Для моей любимой
7. Полет 7/8
8. Кимоно
9. Восточный фанк
10. Возвращение (посвящается Дж. Хариссону и Д. Леннону)
11. Амазонка навсегда
12. Затмение
13. Чернобыль
14. Дубинушка
|