Главная Форум Интернет-магазин
Реклама  |  О проекте  |  Обратная связь

 

 

 



 

Музыка

Progressor.net: CD-сборник "Гитарист-2000"


      Автор: Виталий Меньшиков
      Источник: progressor.net
      Дата публикации: 12 июля 2002 г.
ГИТАРИСТ-2000

Диск "Лучший Гитарист России (На Пороге Нового Тысячелетия)", записанный в 2000-м, а выпущенный в прошлом году в Москве, состоит из 19 инструментальных пьесок различных музыкальных жанров. Мне любезно предложили отрецензировать его. Таким образом, я уже собрался выразить свое субъективное мнение об альбоме и составляющих его композициях.

Начну с того, в чем мое мнение совпадает с мнением жюри. А совпадает оно, собственно, лишь с двумя жанровыми "позициями": Классическая Музыка и Бас-Гитара. Причем, второе "совпадение" закономерно, т.к. на диске представлена лишь одна пьеса в этой категории. В "Следе" (10), Антон Горбунов не только играет "след в след" (то есть, в унисон либо в кварте или квинте) с партиями синтезатора, но (и по большей части) проводит сепаратные партии бас гитары, большинство из которых весьма виртуозно, разнообразно и "вкусно". Хотя в его исполнительской манере чувствуется влияние "столпов" жанра Джаз-Фьюжн (таких как John Patituchi, к примеру), композиция в целом звучит оригинально. Всегда позитивные смены темпа и настроения, равно как и использование нечетных тактов, также характерны для "Следа".

"Экспромт" Евгения Агапова, сыгранный, как и все пьески, представляющие на диске "Классическую Музыку", на акустической (классической) гитаре, действительно во всех отношениях богаче двух других композиций. Его стилистику я бы определил как Русский Романс, исполненный по законам Академической Музыки. Евгений широко использовал пассажи (переборы) и соло, все из которых продуманы и виртуозны. Также, аранжировки "Следа" - в постоянном развитии, и это очень важно. Честно говоря, я считаю "Экспромт" лучшей композицией альбома вообще. Ведь учитывать надо не только исполнительское мастерство (впрочем, и здесь, по-моему, Агапов выше всех), но и собственно композицию.

Далее. Если очень короткая пьеска "Этюд 12" Артема Дервоеда более или менее соответствует синтезу Классической и Авангардной Академической Музыки (вообще, Классическая Музыка - это, на самом деле, лишь одна из двух "ветвей" Академической Музыки), то в "Сюите Каюбаба" Юрия Ксенофонтова немало повторов, что не слишком характерно для "Классики", особенно для коротких и небольших произведений этого жанра. Первые места в категориях Folk-Country, Jazz, & Blues-Rock я бы также отдал тем, кто исполнил соответствующие пьесы на (одной лишь) акустической гитаре. И это вовсе не потому, что "живой" звук мне ближе, чем синтетический (а программные барабаны и, порой, бас и даже клавишные секвенции использованы, в общем (и целом), на всех композициях, имитирующих игру ансамбля). Прежде всего, "Downtown Stomp" Александра Каминского (11), "Don't Get Around Much Anymore" Ильдара Казаханова (14) и "All What I Wanted to Tell" Дениса Константинова (17), музыкально (или стилистически) соответствуют названным категориям целиком и полностью. Тогда как "Письмо" Максима Янченко (5), где влияние Allan Holdsworth более чем очевидно, представляет собой не Джаз, как он есть, а настоящий Jazz-Fusion (не путать с "просто" Fusion), который практически всеми сегодня трактуется как синтез Джаза и той или иной музыки Прогрессивного "толка". "Письмо" - очень хорошая композиция, но это не Джаз. (Вообще, исполнение Джаза на акустической гитаре, как это сделал Ильдар, уже сам факт весьма по себе примечательный, ибо - редкий.)

"Умри Тоска" Виктора Коврижных - это не что иное, как Ирландская (или около того) народная музыка. Но "Кантри" там нет, хотя категория названа Folk- Country, а не Folk or Country. В любом случае, впрочем, Виктор (сам) выбрал отнюдь не Русские мотивы, что казалось бы, должно быть естественным в отношении авторского исполнения. Так что, честный парафраз "Downtown Stomp" мне ближе. Шедевр Дениса "All What I Wanted To Tell, исполненный на акустической гитаре, представляет собой истинный Блюз, я бы даже сказал, "прогрессивный" блюз. Тогда как "Бриз" Николая Котова и "Шутка" Сергей Баруткина, занявшие 1-е и 2-е места в этой категории соответственно, вообще далеки как от настоящего Блюза, так и от Blues-Rock (соло-то, в любом случае, должны "нести" Блюз и, значит, во многом, и грусть). Стилистически, "Бриз" - это синтез Испанского танго и Hard 'n' Heavy, а "Шутка" - просто типичный Hard 'n' Heavy. Похоже, Сергей действительно пошутил, а жюри все приняло всерьез. Опять-таки, я нахожу все выше названные композиции хорошими, но как бы "не из той оперы". Хотя, должен признать, драм машины я, все-таки, едва переношу.

Теперь Fusion. Композиция Георгия Кацадзе "9 Февраля", получившая 3-е место, на мой взгляд, не только действительно представляет собой Фьюжн, но и вообще лучше "Cool Fire" Владимира Густова (2-е место, тогда как Fusion "No 1" не представлен на альбоме вообще). Пьеса же Владимира представляет собой ни что иное, как 'your typical' Heavy Rock guitar ballad.

В целом, мне понравились все 4 композиции, представляющие на диске категорию Hard 'n' Heavy. Это 2 композиции победителя Олега Пластинкина (в буклете он ошибочно именован как Игорь) "До ре ми до ре до" (1) и "37,7" (19), плюс "Попурри" Аркадия Стародуба и "I" Вячеслава Плешкова. Честно говоря, я бы поделил первое место (только в данной категории) между "37,7" и "Попурри", которые, помимо "чрезвычайно быстрого перемещения пальцев по грифу гитары", также более или менее разнообразны композиционно и, вдобавок, "имеют" так называемые "прогрессивные ингредиенты", которые я частично перечислил выше. Добавлю лишь, что в этих пьесах выражены весьма сложные stop-to-play movements, а вот по- русски я этого выразить, простите, не умею.

Оставшаяся категория - "Альтернатива" - представлена также всего одной пьесой. Это "Mary Jane" Дмитрия (не Дениса) Константинова. Эта композиция, кстати, содержит не только виртуозные соло гитары в манере Hard & Heavy, но и настоящие блюзовые, а также фьюжновые соло. В общем, несмотря на наличие в композиции "модернистских риффов" синтезатора и кое-чего еще, отличного от общего контекста альбома, эта пьеса, по-моему, должна была бы номинироваться в категории Blues-Rock. Самая слабая, на мой взгляд, композиция на диске - это "Возьми Мое Сердце" Александра Киселева - получившая "гран- при" за "Общественное Признание". Если не принимать в расчет "сердцевины" пьесы, с весьма уникальными идеями на мотивы Востока (на что я бы и сделал ставку - целиком), это - типичная, слащавая баллада. Простые, но "жалобные" гитарные соло, сопровождаемые любому, наверное, понятным напевом- нашептыванием "I love you", etc, конечно же, не могли не тронуть аудиторию. Между тем, замечу, что вообще, это весьма обещающий музыкант и композитор. Вероятно, он еще не полностью понял, где именно "зарыты" его основные дарования. А может, просто таков был его подход к конкурсу.

А альбом в целом хорош и действительно необходим. Уверен, его с успехом можно было бы "пристегивать" к самым передовым западным "Прог", "Рок" и др. журналам. Однако же, поставить производство добротной некоммерческой музыки из которой, в основном, и состоит данный альбом, "на поток" - дело непростое, если не сказать больше...


При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter



Имя:
Ваше мнение:
Введите символы на картинке:


Последние сообщения:


Все сообщения