|
      Автор: Виталий Меньшиков       Источник: progressor.net       Дата публикации: 12 июля 2002 г.
Диск "Лучший Гитарист России (На Пороге Нового Тысячелетия)",
записанный в 2000-м, а выпущенный в прошлом году в
Москве, состоит из 19 инструментальных пьесок различных
музыкальных жанров. Мне любезно предложили отрецензировать
его. Таким образом, я уже собрался выразить свое субъективное
мнение об альбоме и составляющих его композициях.
Начну с того, в
чем мое мнение совпадает с мнением жюри. А совпадает оно,
собственно, лишь с двумя жанровыми "позициями": Классическая
Музыка и Бас-Гитара. Причем, второе "совпадение" закономерно,
т.к. на диске представлена лишь одна пьеса в этой категории. В
"Следе" (10), Антон Горбунов не только играет "след в след" (то есть,
в унисон либо в кварте или квинте) с партиями синтезатора, но (и по
большей части) проводит сепаратные партии бас гитары,
большинство из которых весьма виртуозно, разнообразно и
"вкусно". Хотя в его исполнительской манере чувствуется влияние
"столпов" жанра Джаз-Фьюжн (таких как John Patituchi, к примеру),
композиция в целом звучит оригинально. Всегда позитивные смены
темпа и настроения, равно как и использование нечетных тактов,
также характерны для "Следа".
"Экспромт" Евгения Агапова,
сыгранный, как и все пьески, представляющие на диске
"Классическую Музыку", на акустической (классической) гитаре,
действительно во всех отношениях богаче двух других композиций.
Его стилистику я бы определил как Русский Романс, исполненный по
законам Академической Музыки. Евгений широко использовал
пассажи (переборы) и соло, все из которых продуманы и виртуозны.
Также, аранжировки "Следа" - в постоянном развитии, и это очень
важно. Честно говоря, я считаю "Экспромт" лучшей композицией
альбома вообще. Ведь учитывать надо не только исполнительское
мастерство (впрочем, и здесь, по-моему, Агапов выше всех), но и
собственно композицию.
Далее. Если очень короткая пьеска "Этюд
12" Артема Дервоеда более или менее соответствует синтезу
Классической и Авангардной Академической Музыки (вообще,
Классическая Музыка - это, на самом деле, лишь одна из двух
"ветвей" Академической Музыки), то в "Сюите Каюбаба" Юрия
Ксенофонтова немало повторов, что не слишком характерно для
"Классики", особенно для коротких и небольших произведений этого
жанра. Первые места в категориях Folk-Country, Jazz, & Blues-Rock я
бы также отдал тем, кто исполнил соответствующие пьесы на (одной
лишь) акустической гитаре. И это вовсе не потому, что "живой" звук
мне ближе, чем синтетический (а программные барабаны и, порой,
бас и даже клавишные секвенции использованы, в общем (и целом),
на всех композициях, имитирующих игру ансамбля). Прежде всего,
"Downtown Stomp" Александра Каминского (11), "Don't Get Around
Much Anymore" Ильдара Казаханова (14) и "All What I Wanted to
Tell" Дениса Константинова (17), музыкально (или стилистически)
соответствуют названным категориям целиком и полностью. Тогда
как "Письмо" Максима Янченко (5), где влияние Allan Holdsworth
более чем очевидно, представляет собой не Джаз, как он есть, а
настоящий Jazz-Fusion (не путать с "просто" Fusion), который
практически всеми сегодня трактуется как синтез Джаза и той или
иной музыки Прогрессивного "толка". "Письмо" - очень хорошая
композиция, но это не Джаз. (Вообще, исполнение Джаза на
акустической гитаре, как это сделал Ильдар, уже сам факт весьма по
себе примечательный, ибо - редкий.)
"Умри Тоска" Виктора
Коврижных - это не что иное, как Ирландская (или около того)
народная музыка. Но "Кантри" там нет, хотя категория названа Folk-
Country, а не Folk or Country. В любом случае, впрочем, Виктор (сам)
выбрал отнюдь не Русские мотивы, что казалось бы, должно быть
естественным в отношении авторского исполнения. Так что, честный
парафраз "Downtown Stomp" мне ближе. Шедевр Дениса "All What I
Wanted To Tell, исполненный на акустической гитаре, представляет
собой истинный Блюз, я бы даже сказал, "прогрессивный" блюз.
Тогда как "Бриз" Николая Котова и "Шутка" Сергей Баруткина,
занявшие 1-е и 2-е места в этой категории соответственно, вообще
далеки как от настоящего Блюза, так и от Blues-Rock (соло-то, в
любом случае, должны "нести" Блюз и, значит, во многом, и грусть).
Стилистически, "Бриз" - это синтез Испанского танго и Hard 'n'
Heavy, а "Шутка" - просто типичный Hard 'n' Heavy. Похоже, Сергей
действительно пошутил, а жюри все приняло всерьез. Опять-таки, я
нахожу все выше названные композиции хорошими, но как бы "не из
той оперы". Хотя, должен признать, драм машины я, все-таки, едва
переношу.
Теперь Fusion. Композиция Георгия Кацадзе "9 Февраля",
получившая 3-е место, на мой взгляд, не только действительно
представляет собой Фьюжн, но и вообще лучше "Cool Fire"
Владимира Густова (2-е место, тогда как Fusion "No 1" не
представлен на альбоме вообще). Пьеса же Владимира представляет
собой ни что иное, как 'your typical' Heavy Rock guitar ballad.
В целом, мне понравились все 4 композиции, представляющие на
диске категорию Hard 'n' Heavy. Это 2 композиции победителя Олега
Пластинкина (в буклете он ошибочно именован как Игорь) "До ре
ми до ре до" (1) и "37,7" (19), плюс "Попурри" Аркадия Стародуба и
"I" Вячеслава Плешкова. Честно говоря, я бы поделил первое место
(только в данной категории) между "37,7" и "Попурри", которые,
помимо "чрезвычайно быстрого перемещения пальцев по грифу
гитары", также более или менее разнообразны композиционно и,
вдобавок, "имеют" так называемые "прогрессивные ингредиенты",
которые я частично перечислил выше. Добавлю лишь, что в этих
пьесах выражены весьма сложные stop-to-play movements, а вот по-
русски я этого выразить, простите, не умею.
Оставшаяся категория -
"Альтернатива" - представлена также всего одной пьесой. Это "Mary
Jane" Дмитрия (не Дениса) Константинова. Эта композиция, кстати,
содержит не только виртуозные соло гитары в манере Hard & Heavy,
но и настоящие блюзовые, а также фьюжновые соло. В общем,
несмотря на наличие в композиции "модернистских риффов"
синтезатора и кое-чего еще, отличного от общего контекста альбома,
эта пьеса, по-моему, должна была бы номинироваться в категории
Blues-Rock. Самая слабая, на мой взгляд, композиция на диске - это
"Возьми Мое Сердце" Александра Киселева - получившая "гран-
при" за "Общественное Признание". Если не принимать в расчет
"сердцевины" пьесы, с весьма уникальными идеями на мотивы
Востока (на что я бы и сделал ставку - целиком), это - типичная,
слащавая баллада. Простые, но "жалобные" гитарные соло,
сопровождаемые любому, наверное, понятным напевом-
нашептыванием "I love you", etc, конечно же, не могли не тронуть
аудиторию. Между тем, замечу, что вообще, это весьма обещающий
музыкант и композитор. Вероятно, он еще не полностью понял, где
именно "зарыты" его основные дарования. А может, просто таков
был его подход к конкурсу.
А альбом в целом хорош и действительно
необходим. Уверен, его с успехом можно было бы "пристегивать"
к самым передовым западным "Прог", "Рок" и др. журналам. Однако
же, поставить производство добротной некоммерческой музыки
из которой, в основном, и состоит данный альбом, "на поток" - дело
непростое, если не сказать больше...
|