|
      Автор: Яков Каганцов       Дата публикации: 18 октября 2022 г.
Обычно Алексей Айги аранжирует свои сочинения для их исполнения или записи составом из семи инструментов: скрипки, на которой он играет сам, виолончели, фортепиано, трубы, тромбона, бас-гитары и барабанов. Порой он расширяет состав за счет добавления к перечисленным инструментам еще одной скрипки, альта и арфы. Но иногда обстоятельства не позволяют собрать обычный состав Ансамбля 4’33, не говоря уже о его расширенной версии. На этот случай у композитора в творческих закромах припасен дуэт, в котором он играет в содружестве с участником текущего состава Ансамбля 4’33 – пианистом Аркадием Марто.
Альбом состоит из тринадцати пьес, авторства Айги. Философских, мелодичных, эмоциональных, а местами даже и взвинченных. В большинстве своем это невеселая музыка. К голосам фортепиано и скрипки (а иногда и скрипок, как, например, в треке «Tam Nas Net») Айги и Марто активно добавляют разнообразные электронные, механические, акустические, голосовые и другие звуки и шумы. Присутствие этого элемента, вступающего в собственном праве в конфиденциальный диалог основных инструментов дуэта, придает музыкальному материалу смысловую многозначность, дополнительный контекст…
Отдельного упоминания достойна композиция «Sh-Sh-Shelest», которая периодически звучит на концертах Алексея Айги и Ансамбля 4’33 и предполагает непосредственное участие зрителей в ее исполнении. Фортепиано печально вздыхает неспешными аккордами, а хор из голосов слушателей поёт звуки, написанные на листах ватмана, которые в нужные моменты звучания пьесы слушателям показывает Айги. В итоге эта необычная пьеса складывается из звуков красиво тоскующего фортепиано, многоголосого хора и шелеста листов ватмана. В студии, в записи этого трека Айги и Марто помог хор, указанный в информации, размещенной на диске, как Ad Libitum orchestra.
Альбом «DA» нельзя слушать по частям, кусками, но непременно целиком. Иначе просто невозможно прочувствовать его необычную атмосферу…
|