|
      Автор: guitar.ru       Дата публикации: 29 марта 2013 г.
С 28 марта по 3 апреля Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М. И. Глинки в цикле выставок одного экспоната «Крупным планом» представляет двадцатитрехструнную гитару-цитру мастера М. Штрянина.

Инструмент поступил в музей из Всесоюзного дома народного творчества в составе большой коллекции (свыше 800) музыкальных инструментов народов СССР после их демонстрации на ВДНХ в 1937 году. В поступившем собрании были как традиционные, так и реконструированные, усовершенствованные, модернизированные и даже экспериментальные. Среди всей массы экспонатов долгое время оставалась загадкой 23-струнная гитара, очертания корпуса которой имели весьма странный вид. В «биографии» инструмента было слишком много белых пятен, и, видимо, поэтому до настоящего момента он в музее ни разу не экспонировался.
Гитара М. Штрянина родилась в эпоху первых десятилетий Советской власти с ее сложными катаклизмами, охватившими сферы политики, общественной жизни, науки и искусства. В обстановке голода и нищеты творческие люди все-таки жили идеями о новой стране. Не случайно в 1918 году Анатолий Луначарский официально провозгласил, что творчество должно быть построено на экспериментальном фундаменте. Стремление к экспериментированию стало широким явлением. Это была бурная атмосфера поисков, проб и ошибок, попыток (порой курьезных) создать нечто оригинальное, подготовившая почву для глобальных открытий и появления новейших музыкальных инструментов. Так, в 1919 году Львом Терменом был создан первый электронный музыкальный инструмент компактного вида терменвокс, вошедший в серийное производство. Рождались идеи, опережающие свое время: в 1938 году у Е. Мурзина возник замысел создания первого фотоэлектронного музыкального синтезатора, реализованный лишь через 20 лет.
Вместе с тем это были годы значительной демократизации и урбанизации искусства. В русле новых веяний появлялись традиционные инструменты – гитары и скрипки, изготовленные из простейшего, порой утилитарного материала – спичек или металла.
Представленная на выставке электогитара М. Штрянина – единичный экземплярэкспериментального характера – демонстрирует не доведенную до логического завершения попытку создания гибридного инструмента, сочетающего в себе признаки гитары, арфы и цитры.
Инструмент был задуман М. Штряниным в 1932 году как электрогитара. В тяжелых условиях тех лет (шла коллективизация) мастер не нашел средств на приобретение необходимых адаптера и электроусилителя. Тем не менее, это была смелая попытка, независимая от аналогичных поисков в США. М. Штрянин вряд ли мог знать, что десятью годами раньше (в 1924-м) в г. Кааламазу, штат Мичиган, инженер гитарной фабрики Gibson Ллойд Лоэр сконструировал первую гитару с магнитным звукоснимателем, и что в 1931 году появились первые массового производства электрогитары Electro String Company. Запатентовать новый инструмент им удалось лишь в 1937 году, поскольку в патентном бюро сомневались в целесообразности применения звукоснимателей.
Аналогичная участь непонимания постигла и М. Штрянина. Его изобретение осталось незамеченным, непонятым и не получило должного резонанса. Изобретатель вел активную переписку с чиновниками разных уровней с ходатайством о материальной поддержке. Последним шансом был запрос директору ГИМН Н. Гарбузову через газету «Известия» с просьбой сообщить информацию об изобретении. Следствием стала сатирическая статья на ее страницах. Материальной поддержки мастер не получил. И, вероятно, поэтому гитара так и не обрела окончательного вида электроинструмента.
Фондовая коллекция ВМОМК насчитывает свыше 860 тысяч музейных предметов. Причем, большая их часть находится в запасниках, и до недавнего времени доступ к ним был возможен лишь исследователям в читальном зале или специалистам в хранилище. Теперь, благодаря проекту «Крупным планом» самые впечатляющие раритеты «выйдут в свет» – многие впервые – и предстанут перед широким кругом публики. Среди них – римский антифонарий XVII века, гитара, принадлежавшая Дину Риду, платье Лолиты Торрес, письмо Джакомо Пуччини, автограф «Моцартианы» Чайковского и другие шедевры музейной коллекции.
За каждым из этих экспонатов – своя удивительная легенда, связанная с историей создания, судьбой владельцев, событиями музыкальной культуры.
Поводом для той или иной выставки послужат памятные даты музыкального календаря 2013 года – 180-летие А. Бородина, 200-летие Р. Вагнера и Дж Верди, 110-летие Е. Мравинского, а также концертные программы, проходящие в стенах Музея. Каждую выставку будут сопровождать аудиозаписи из фондов ВМОМК, благодаря которым «оживут» молчаливые музыкальные рукописи, «зазвучат» сценические образы. Средства мультимедиа позволят перелистнуть многостраничные фолианты, увидеть дополнительные фондовые материалы или видеосюжеты.
|