|
      Автор: Сергей Арзуманов       Дата публикации: 25 октября 2010 г.
Маркус Миллер вряд ли нуждается в представлении, во всяком случае, перед музыкантами и меломанами, ценящими джазовую музыку. Один из наиболее прогрессивных представителей современного джазового течения, Маркус не только виртуозно играет на бас-гитаре и записывает сольные альбомы. Обладая безукоризненным музыкальным вкусом, он также продюсирует множество альбомов других исполнителей и является талантливым композитором, сочиняя музыку на заказ, в том числе и для фильмов.
В Россию Маркус Миллер приезжал с концертами уже несколько раз. Впервые питерские поклонники его таланта могли лицезреть его несколько лет назад на Петропавловском Джазовом фестивале. Сейчас же он дал концерт в Мюзик-Холле в рамках турне «Tutu Revisited — The Music of Miles Davis».
Про Майлса Дэвиса необходимо сказать несколько слов отдельно. Великий трубач обратил внимание на молодого Маркуса еще в 1981 году, пригласив его играть в свой коллектив. А в 1986 году случилось эпохальное событие – Майлсом Дэвисом был записан культовый джаз-роковый альбом «Tutu». Маркус Миллер, которому на тот момент было всего 27 лет, не только спродюсировал альбом, но и написал практически все композиции (включая мегахит Tutu), сыграл на бас-гитаре, занимался программированием партий ударных и других инструментов. В дальнейшем оба музыканта записали еще несколько совместных альбомов, и неудивительно, что творчество ушедшего от нас в 1991 году Майлса Дэвиса оказало сильное влияние на Маркуса Миллера (как, впрочем, практически на всех джазовых музыкантов).
Возвращаясь к концерту, скажем, что большинство сыгранных песен были именно с альбома «Tutu». Это такие известные композиции, как Backyard Ritual, Splatch, Portia и другие. Естественно, не обошлось и без самой композиции Tutu, замыкавшей концерт. Были исполнены произведения и с других альбомов – к примеру, веселая композиция Jean Pierre (с альбома «Free», 2007 год).
Концерт начался практически вовремя. Зал Мюзик-Холла был заполнен почти полностью. В портере свободных мест не наблюдалось, на балконах тоже. Удивительно, что публика была абсолютно разношерстной. О многочисленных музыкантах мы не говорим – их в толпе сразу видно, и удивление их присутствие не вызывает; они были просто обязаны придти на концерт этого музыканта экстра-класса. Удивили, к примеру, две радостные пожилые дамы, пробирающиеся к своему месту в портере. Была также замечена целая семья – папа, мама и двое детей (музыкально «продвинутым» был, по-видимому, сам папа). Были две интеллектуального вида девушки, во время концерта подпрыгивающие в такт музыке и с трудом сидящие на месте. И вообще, женщин было ничуть не меньше, чем мужчин. Надо заметить, что музыка Маркуса Миллера довольно брутальная, если можно так выразиться, с жесткими «черными» ритмами и остинатными риффами. Были, конечно, красивые лирические композиции, но это, скорее, исключение из правил – достаточно послушать несколько альбомов Маркуса Миллера. Во всяком случае, всегда создавалось впечатление, что музыка Маркуса рассчитана больше на мужскую аудиторию. А тут – на тебе…
Появление Маркуса Миллера на сцене было встречено шквалом аплодисментов. Маркус, которому не так давно исполнился уже 51 год, предстал в отличной форме, как физической, так и творческой. Его четырехструнный jazz bass вытворял чудеса, виртуозные слэповые партии завораживали… На сцене Маркусу Миллеру помогали четыре музыканта. Трубач Шон Джонс – виртуознейший музыкант, ведущая труба известного оркестра Линкольн-Центра (Нью-Йорк) просто поражал своими импровизациями. Ему отнюдь не уступал в мастерстве Алекс Хан, самый молодой участник коллектива, играющий на альт- и сопрано-саксофонах. За клавишной стойкой находился Федерико Гонсалес Пена, клавишник, работавший с такими звездами, как Джордж Хауард, Кассандра Уилсон, Чака Хан, SMV (трио Стэнли Кларк – Маркус Миллер – Виктор Вутен). За барабанной установкой сидел опытнейший Луис Като, которого приглашали работать Стиви Уандер, Уинтон Марсалис, Нора Джонс и другие.
Все музыканты – отличные; вместе с Маркусом Миллером они создавали крепкий и надежный музыкальный фундамент для солирующего в данный момент участника коллектива. А всяких соло было предостаточно, и каждая композиция длилась минут по десять, если не больше. Впрочем, весь концерт прошел на одном дыхании, но, как известно, описывать концерты – дело неблагородное, концерты надо слушать и видеть. Сыграл Маркус и на бас-кларнете, на котором он когда-то начинал свою музыкальную учебу. Официальная часть концерта закончилась композицией Tutu, после чего Маркус Миллер и музыканты собрались покинуть сцену. Но тут какая-то девушка с цветами проскочила на сцену, вручила цветы Маркусу, обнялась с ним, после чего сделала совершенно неожиданную вещь: достала фотоаппарат, вытянула руку и сфотографировала себя вместе с Маркусом, держащим цветы. Этот смелый поступок был встречен восторженным ревом зала и смехом самих музыкантов. После этого музыканты все же покинули сцену, но уже хорошо разогретый зал не хотел их отпускать и требовал песню «на бис».
Вернувшись на сцену, Маркус начал играть вступление – до боли знакомый рифф, услышав который зал просто встал на уши. Это была битловская песня «Come Together», которую Маркус впервые представил в собственной версии еще в 1995 году на концептуальном альбоме «Tales». Некоторые люди приплясывали стоя, не в силах удержаться от грува, с которым музыканты играли эту композицию. Исполнив «Come Together», музыканты откланялись и ушли за кулисы. Концерт закончился.
В заключении нельзя не сказать и о ложке дегтя, попавшей в бочку меда, в которой очутились все зрители этого замечательного концерта. Речь идет о звуке. Концертный звук – дело непростое, особенно когда основным солирующим инструментом является бас-гитара, имеющая достаточно низкий диапазон звучания. И если говорить коротко, то на концерте бас-гитару было почти не слышно. Все низкие частоты от инструментов сливались в один неразборчивый гул. Удары по басовому барабану звучали не четко и конкретно, как положено, а летали по залу туда и обратно, превращаясь в нечто кашеобразное. То же самое было и с бас-гитарой.
Вполне возможно, что звукорежиссер ничего не мог сделать с залом. Мюзик-Холл строился в свое время как концертный зал для варьете и оперетт, где, как известно, звукоусилительная аппаратура не применяется, а голоса и инструменты хорошо слышны именно за счет акустики помещения. Здесь же эта акустика сыграла злую шутку, размазывая звучание коллектива и убивая на корню всё звукоизвлечение музыкантов. Во всяком случае, хлесткие удары по малому барабану через доли секунды отчетливо доносились сзади и продолжали путешествовать по залу, претерпевая бесчисленные отражения. Остается надеяться, что самим музыкантам, обложенным на сцене близкостоящими мониторами, было вполне комфортно. Но из-за такой ситуации со звуком те слушатели, которые раньше никогда не слышали Маркуса Миллера, вряд ли что-то поняли в звучавшей музыке.
Но в целом впечатления от концерта Маркуса Миллера остались вполне позитивные. Ведь Маркус Миллер принадлежит к числу тех немногих музыкантов, творчество которых невозможно испортить ничем – даже плохим звуком.
|