Автор:guitar.ru       Дата публикации: 24 ноября 2016 г.
Про уважение к бас-гитаре, языковой барьер и эпоху соцсетей
Мода — дама капризная, но, пожалуй, не очень-то изобретательная: так или иначе то, что некогда было на пике популярности, а потом на время забылось, снова выходит на первый план. Конечно, уже не в первоначальном виде, а слегка подновленным. Так же и в музыке. В Америке снова набирает обороты поп-панк, и эта волна, считает российский бас-гитарист Сергей Дудин, через какое-то время докатится и до России. Какие тенденции сегодня в музыке, что нужно для популярности, — об этом и поговорим.
Попасть в струю
- Любому музыканту нужны слушатели. Панк — это все-таки субкультура, здесь сложно рассчитывать на большую армию поклонников. Почему вы решили играть именно поп-панк?
Сергей Дудин: В России большой аудитории, слушающей поп-панк, нет, это точно. Но и сейчас, когда популярность поп-панка уже не та, и концертов мало, в России есть люди, которые его любят, и они жаждут концертов, ждут, когда музыканты приедут, их помнят. Что играть — это было решение всей нашей группы.
Мы организовались еще в школе. Мы с моим братом Иваном перешли в новую школу, при ней был ВИА (вокально-инструментальный ансамбль) под названием «Заусенец», ребята выступали на школьных праздниках. И мы начали ходить к ним на репетиции, нас в группу не брали, но после репетиций было время нам поиграть одним, без руководителя. Так и сыгрались, а потом решили: зачем привязываться к школе, будем отдельной группой, будем развиваться.
Уровень владения инструментами не был таким крутым, какой нужен для металла, но и примитива, как в панк-роке, не хотелось. Петь агрессивный панк-рок о протестах, анархии, революции и играть на трех аккордах нам было неинтересно, нас привлекал мелодичный поп-панк: хорошо записанные мелодии, которые могут нравиться широкой аудитории, тексты про любовь, позитивные темы. То, что можно поставить на радио. И внешний вид поп-панков нам нравился — это кеды, шорты, кепки задом наперед, скейтборд, майки. Мы фанатели от американских групп Blink-182, Good Charlotte, Sum 41 (это было время MTV, и эти позитивные, молодежные группы были очень популярны), от комедий типа «Американского пирога». Смотришь в этих комедиях, как молодежь отрывается, сравниваешь со своей жизнью, и хочется окунуться в эту атмосферу.
Когда мы начинали играть в Туле, не было ни одной группы в том же стиле. Все играли анархичный панк-рок о том, что все плохо, жизнь не удалась. А мы вылезли с веселыми песнями.
- Как вас приняли?
Сергей Дудин: Очень классно. Мы попали в струю. «Наив» записали альбом в том же стиле, и он «выстрелил» среди фанатов. И «Тараканы!» в подобную сторону ушли. Люди на концертах хорошо воспринимали это. В 2003-2006 годы был расцвет поп-панка. Появились группы, они знакомились между собой, устраивали фестивали, делали сборные концерты.
Очень многое строилось на знакомствах. Например, в первый концерт «Наива» в Туле мы познакомились с директором рок-клуба Настей Асфандияровой, позже я ей предложил сделать сайт клуба, сделал, и Настя начала нас часто приглашать играть, а когда приезжали известные группы, она ставила нас на разогрев. Как-то я ей предложил: «Давай попробуем поп-панк фест сделать, играющих групп много, посмотрим, сколько народу придет».
На наш первый концерт пришло около 400 человек, это большая цифра для местного сборного фестиваля. Это было очень классно. Фестиваль стал популярным, мы его четыре раза провели. А потом директор рок-клуба заболела и все стихло, потому что все держалось на ней одной.
- Почему Flangers?
Сергей Дудин: Flanger — это гитарная педаль эффектов. Когда нам примочку эту принесли, мы впечатлились, офигели от звука, от эффекта. И само слово понравилось, его звучание. Ну и раз поп-панк пришел из Америки, русское название бы не соответствовало стилистике.
- Для любой, особенно начинающей группы главная задача — найти помещение для репетиций. Где репетировали вы?
Сергей Дудин: Мы жили в маленьком поселке под Тулой. Пошли в местный дом культуры к директору: «Хотим репетировать». Это был 2001 год. Она: «Репетируйте. А инструменты есть?». А у нас из всех инструментов была только старая советская электрогитара «Урал». Директор открыла шкаф, а там вся в пыли барабанная установка, ей лет 40 было. Директриса говорит: «Есть колонки и микрофон, могу выдавать на репетиции при условии, если будете в ДК выступать по праздникам, военные песни петь».
Выхода у нас не было. Дали нам художественного руководителя, чтобы учить песни, которые нужны для праздников. Он оказался мастером на все руки, сделал из нашей гитары конфетку, подпилил гриф, привез нормальные гитарные шнуры, через него я купил первую бас-гитару. Так у нас появились более-менее нормальные инструменты, на которых можно было играть. С такими в клубы на концерты, конечно, не пойдешь, стыдно, но звучали они не более-менее прилично. Начали репетировать свою программу и откладывать деньги, чтобы обновить инструменты, со временем брат купил тарелки и барабан, шнуры, купили гитару. Тратили все свои карманные деньги.
- Каково было вам, стремящимся к панку, играть эстрадные и военные песни?
Сергей Дудин: Нам было в плюс, мы сыгрывались, оттачивали технику, избавлялись от страха выступления перед публикой. А страх был поначалу сильный. «Любэ» играли, помню, «Траву у дома»... Людям нравилось. Бабушка однажды к нам подошла, подарила цветок. Трогательно.
- Когда вышли «в люди» со своими песнями?
Сергей Дудин: Переломный момент произошел, когда уехали из поселка в Тульский колледж культуры и искусств. Всей группой туда поступили, всей группой поселились в одной комнате в общаге. Познакомились с одной девушкой, которая была вхожа в московскую тусовку панк-музыкантов. Она провела нас в гримерку к «Элизиуму», познакомила с музыкантами. Там пела вокалистка Ксюша Сидорина. Ксюша договорилась со своим парнем, барабанщиком из «Наива», чтобы поставили нас на «разогрев». Первое наше клубное выступление состоялось на разогреве у российской группы «Наив» в тульском рок-клубе. Нас никто не знал.
- Вы сразу играли свои тексты или делали каверы?
Сергей Дудин: Когда мы решили создать группу, нацелились играть только свое. Ехать в ту же Тулу играть концерт с чужими песнями не очень хорошо. Мы не хотели быть кавер-бэндом. Тексты и музыку писали я и мой брат. У меня сначала зарождалась музыка, потом к ней придумывался текст. А тексты песен — все, что в стилистике поп-панка: о вечеринках, об отрывах до упаду, любовная лирика, личные переживания. Драйв, вечеринки в общаге и на квартирах, компания друзей... В общем, все сопутствующее было. Сейчас я за здоровый образ жизни: не пью, не курю, мяса не ем.
Хотел как проще
- У вас есть любимые шутки про басистов?
Сергей Дудин: Ой, их много было, сейчас не вспомню дословно, но суть, конечно, в том, что все басисты тупые: «Нафига басисту много струн, на четырех никакого мастерства не надо!». Многие считают, что гитаристы крутые, выпиливают офигенные соляки, а бас нужен, чтобы только бубукать. Бас-гитара — молодой инструмент, она появилась в 50-х годах XX века, и все это время она развивалась. Есть и 6-струнные, и 12-струнные бас-гитары.
- Жили же без нее раньше.
Сергей Дудин: Тогда был контрабас, который давал басовый звук. Бас — это часть ритм-секции, если убрать его из группы, песня будет пустой, потеряет звучание.
- Кстати, почему вы выбрали бас-гитару? Ведь, насколько понимаю, при создании группы у вас бас-гитары не было, вы играли на обычной электрогитаре.
Сергей Дудин: Да, до этого учился на электрогитаре и на классической, играл в музыкальной школе всякие пьесы, этюды. Хотел больше играть на электро, а когда увидел бас — душа к ней легла. Показалось, что легче, что не надо учиться играть трудные партии. И, действительно, было легче: зажимаешь струны на определенных ладах и все. Еще был плюс: с бас-гитарой можно прыгать и бегать по сцене с наименьшим риском налажать. Солист со сложной партией не сможет так бегать, трясти головой и заводить толпу. Это я уже потом понял, спустя годы, что на самом деле на бас-гитаре можно творить чудеса. Например, недавно освоил Баха, а раньше даже не подозревал, что на басу можно играть классическую музыку.
- Когда вы осознали, что инструмент достоин уважения?
Сергей Дудин: В 2013 году, когда год жили с подругой в Штатах. Мне очень хотелось играть в американской группе. Я понял, что для этого мне нужно поднимать уровень игры. Вот тогда я задумался об обучении, о новой технике игры, о приемах, решил не быть посредственным. Мы же все самоучки.
Когда вернулся из Америки, поставил себе цель: поднять уровень, чтобы работать в серьезных коллективах. Начал искать в интернете учителей, нашел Федора Васильева, почитал его биографию, это произвело на меня впечатление: он 30 лет играет в известных группах. Записался к нему на пробный урок. Он посмотрел, как играю, и сказал: «Буду учить с нуля, поставлю руки, добьюсь, чтобы ты извлекал хороший звук». И что меня зацепило: он говорит, что занимается преподаванием не ради денег, а ради того, чтобы взрастить в России армию хороших бас-гитаристов. Для меня, если честно, были открытием его слова о том, как нужно играть: «Представь, что ты стоишь на сцене в баре, и вот тебе нужно сыграть так, чтобы мужик забыл о своей кружке пива, разинул рот и слушал тебя. Нужно свои эмоции пропустить через руки и деревяшку и вызвать ответную эмоцию у слушателя».
После первого занятия я понял, что не умел играть на бас-гитаре, стало жаль потраченные годы. Эх, надо было искать преподавателя, когда только начинали! Но все приходит со временем. Сейчас я уже не просто бубукаю, могу играть джаз, классику, хард-рок.
- Но круто играть — это же далеко не все. Что надо, чтобы группа стала популярной?
Сергей Дудин: Я думаю, нужно иметь предпринимательские способности, рассматривать свою группу как бизнес-проект, как дело на всю жизнь, а не только как игрушку для своего «эго». Нужно иметь сильную волю, чтобы идти вперед и не сдаваться. Например, играет коллектив, вдруг гитарист говорит: «Ребята, мне с вами дальше не по пути». Коллектив разваливается, народ начинает паниковать, и тут важно не отчаиваться и направить всю энергию на поиск нового гитариста. Или проблемы в семье или с девушкой, которая ставит условия «либо я, либо группа». Надо держать себя в руках.
Конечно же, нужна хитовая песня. Если она есть, ее надо проверить на фокус-группе из своих друзей, получить фидбэк. Если большинство говорит «вау, классная песня!», ее можно отправлять продюсерам, получать фидбэк от них. У них уже такой опыт, что они за 15 секунд могут понять, «выстрелит» песня или нет. Даже существует компьютерная программа, алгоритмы которой могут определить, станет песня хитом или нет. Но не стоит доверять ей на 100 процентов.
- И это тоже не все.
Сергей Дудин: Конечно. Чтобы стать популярным, надо засветиться везде, где только можно. Познакомиться с журналистами из музыкальной сферы, с радиостанциями, арт-директорами рок-клубов, с коллегами по цеху, с разными рок-группами. И финансово вложиться в рекламу в музыкальных пабликах, в социальных сетях, в общем, оповещать весь окружающий мир, что ты есть. То, что было нужно для продвижения лет пять назад, уже не работает. Сейчас эра социальных сетей, их надо использовать на полную мощь. И в целом интернет. Надо искать ресурсы для меломанов, выкладывать туда свою музыку. Маркетинг можно прокрутить и без бюджета, но для этого нужна гениальная свежая идея, которую никто до тебя не использовал. Такую идею придумать сложно, но можно.
- В соцсетях и вообще в интернете много пиратской музыки. На чем тогда зарабатывать музыкантам?
Сергей Дудин: На концертах. Но нам с группой зарабатывать особо не удавалось, приходилось работать в офисах. Мы с братом увлеклись веб-дизайном в школе, хотели сделать сайт группе, причем раньше, чем все. Так потом и работали в сфере веб-дизайна и создания сайтов. А за пиратством не уследишь, мне кажется, от этого не уйти. У нас любят халяву: «Зачем платить музыканту? Лучше у него своровать». В последние годы мне пришло осознание, и я покупаю музыку, которую хочу послушать. Лучше заплачу 140 рублей, гитарист новые струны себе купит, запишет новые песни. Большие деньги тратятся на запись, на репетиции. Когда это понимаешь, уже рука не поднимается скачать альбом бесплатно.
- Может ли поп-панк быть самобытным? Как это должно звучать?
Сергей Дудин: Должны быть такие песни, в которых целевая аудитория, слушатели узнают себя, проникнутся этими песнями. Аудитория поп-панка — это школьники и студенты. А чтобы попасть в их вкусы, надо мониторить тренды на музыкальном рынке, отсматривать чарты и рейтинги, ходить на концерты, смотреть, какая публика приходит, смотреть статистику пабликов.
Как по нотам
- Музыкальное образование обязательно, чтобы играть в группе?
Сергей Дудин: Вы о каком образовании говорите — о нескольких годах учебы в консерватории или академии?
- Пожалуй.
Сергей Дудин: Нельзя так однозначно сказать. У нас с учителем как-то состоялся разговор на эту тему. Я спросил, стоит ли идти учиться в музыкальное заведение? И он мои догадки подтвердил. Рассказал о своем отношении к музыкальным вузам, причем престижным, куда люди рвутся учиться за большие деньги. Федор Васильев рассказал свою историю: он сам поступал в очень известное в стране советские времена заведение. Спросил: «Хочу на бас, а чему научите?». Ему ответили: «Есть три пьесы, два этюда, в конце года их играешь, сдаешь зачет». Он понял, что играть рок его тут никто не научит. И смысл тратить свою жизнь на этюды и выйти посредственным музыкантом? Он сам стал учиться играть рок.
В России сейчас проблема с качественными музыкантами и бас-гитаристами, многие идут в вузы, а там штампуют музыкантов, они играют однотипно, как под копирку, нет индивидуальностей. Васильев уже шесть лет сам преподает. Я понял, что на частных уроках больше получишь, главное найти своего педагога. Кстати, многие звезды мировой сцены не имеют музыкального образования.
- Хорошо. А как же ноты?
Сергей Дудин: Учеба в музыкальной школе мне в этом плане пригодилась. Первое, что спросил меня Васильев: «Ноты знаешь? Это здорово, потому что не придется тратить много времени еще и ни их изучение». Нотная грамота дает плюс: есть коллектив, им нужен срочно бас-гитарист, а времени на выучивание нет. В этом помогает только нотная музыка: ты приходишь и фактически начинаешь играть «с листа». Если ты занимаешься музыкой, ты должен знать, как она пишется.
Новая волна
- Музыканты очень трепетно относятся к своим инструментам. На чем вы играете?
Сергей Дудин: У меня три бас-гитары: Fender Precision, японская Fender Jazz Bass Aerodyne и корейская PhilPro, на которой начинал. Инструменты бывают трех категорий: дешевые китайские и корейские, среднего класса (за 1000-1500 долларов) и high-end-класса — от 3 тысяч долларов. У меня среднего класса. Они хорошие, но надо лучше. Дорогие лучше по электронике, они современные, мастера усовершенствовали их, исправили косяки прошлых времен. Моя гитара 2011 года, это модель 50-х годов. Но я все-таки переживаю за свои гитары. Хочется, чтобы и через 20 лет они были в идеальном состоянии. Никогда не разобью инструмент на концерте. Гитара как вино — с каждым годом ее ценность растет.
- Вам 30 лет. Вы уже не тот, каким были, когда только еще начинали играть. С возрастом изменились предпочтения?
Сергей Дудин: Музыкальные вкусы постоянно меняются. В жизни я слушал очень много разноплановой музыки — гранж, метал, панк, блэк-метал, рэп-кор, альтернатива, металкор. Одно время даже завис на классической музыке. Но стили «отваливаются» со временем, перестают нравиться. Сейчас в моем плеере — американский пост-хардкор. Поп-панк я уже перерос, хотя по духу ближе все-таки он: я чувствую, что эта музыка мне никогда не надоест. Есть вечная музыка для человека. Для меня это поп-панк. Он — моя классика.
- В Америке интерес к нему стих. Наверное, выросли те парни, которые его играли, завели семьи, и их поклонники тоже.
Сергей Дудин: Может быть. А может это музыкальная тенденция. В 2000-е альтернатива была популярна, потом пошла на спад, сейчас опять растет. Сейчас в Америке начинается возвращение поп-панка на сцену. Все группы, которые были известны в 2000-е, эти «старички» начинают писать поп-панковские альбомы, поднимается волна и расползается по всему миру как хорошо забытое старое.
- А в России?
Сергей Дудин: Пока нет. Волна еще не дошла до нас, музыканты отрастили бороды, нацепили бабочки и играют инди-рок — музыку для хипстеров и интеллектуалов. Это пройдет, как в свое время прошла мода на эмо: черные челки, розовый цвет. Слабую популярность поп-панка еще можно объяснить различием в менталитете. Поп-панк отдает «американщиной». И нас, нашу группу называли «америкосами». Но и в Америке русские группы не понимают.
Дело не только в менталитете. Почему до сих пор на мировой рок-сцене нет ни одной российской группы? Потому что они поют на русском языке. Есть у нас музыканты с офигенным продуктом, его бы точно слушали, если бы не языковой барьер.
ДОСЬЕ
Сергей Дудин — российский рок-музыкант, бас-гитарист. Родился в Тольятти в 1986 году. Увлечение музыкой началось с раннего детства, с 9 лет, когда отец подарил сыновьям первую акустическую гитару. Начал учиться в музыкальной школе по классу гитары, но скоро забросил. В 18 лет вместе с братом-близнецом Иваном организовал рок-группу «Flangers». Первый клубный концерт «Flangers» состоялся весной 2004 года в известном московском рок-клубе «Точка». Летом того же года группа выступила на одной сцене с популярной группой «Наив» в Туле. «Flangers» выступали на различных фестивалях в Туле, Москве и Подмосковье («АиБ фест», «Extreme Sports Awards», «Панк-о-мания», «Punkgazetka Tour»), занимали призовые места, участвовали в клубных концертах, давали сольные концерты. Песня «Flangers» «Там, где солнце!» вошла в сборник «Панк-о-мания-3», продюсером которого стал Дмитрий Хакимов, барабанщик группы Наив. «Flangers» вошли в энциклопедию «Рок-музыка России» (Издательство ООО «Эмузин», Пенза, 2007).
Сергей — организатор панк-фестиваля «Веселые нотки» в Туле, фестиваля «Punk Rock Show», на который приезжали группы из Москвы, Беларуси и Германии. Затем был фестиваль «Рок против наркотиков» в городе Донской Тульской области.
В 2012 Сергей закончил бизнес-школу RMA, факультет «Менеджмент в музыкальном бизнесе». Сейчас Сергей ведет сессионную деятельность, продвигает собственный канал на Youtube, сообщества в Facebook и ВКонтакте. С 2014 года профессионально обучается игре на бас-гитаре у легендарного российского бас-гитариста Федора Васильева (группы «Круиз», «Черный кофе», «Хор Турецкого», «Ночные снайперы», «Белый Орел»).
Поп-панк — одно из жанровых ответвлений панк-рока, с мягкими поп-мелодиями и приемами. Сам же панк-рок зародился в 1970-е годы в США, он сочетал в себе социальный и музыкальный протест: музыка была намеренно примитивной и энергичной, манера пения часто агрессивная, а главной философией было стремление, а не умение играть.
Анекдоты
Сын бас-гитариста подходит к папе, который играет на бас-гитаре и спрашивает:
— Пап, а ты кем станешь, когда вырастешь?
— Бас-гитара, возьмите фа-диез.
— В смысле?
Вокалист думает: «Я крутой фронтмен, все девчонки от меня тащатся».
Гитарист думает: «О, да, я крутой, от моего соло все ваще фигеют, я клево играю».
Барабанщик думает: «Я самый крутой барабанщик, о, какой навороченный ритм я щас запулил!».
Басит: «Фа, до, фа, до».
Как заставить басиста играть тише?
— Положите перед ним нотный лист. А если хотите, чтобы играл совсем тихо, напишите на нем ноты.