|
      Автор: Джо Черупакорн       Перевод: Марианна Белова       Источник: www.premierguitar.com       Дата публикации: 13 июля 2013 г.
После всего-то семи лет игры на гитаре, 22-летняя гитаристка и певица Саманта Фиш путешествует по всему миру, и у нее большое будущее с уже завоеванной репутацией блюз-рокера.
Через семь лет после того, как Саманта Фиш впервые взяла гитару в руки, она совершила то, к чему стремится большинство музыкантов, и чего добиваются немногие: заключила контракт с рекорд-лейблом, объездила весь мир с гастролями, и теперь зарабатывает на жизнь одной только музыкой. Судя по всему, она, похоже, готова стать ключевым персонажем в современном блюзе. И все это в юном возрасте – ей 22 года. Саманта добилась этого не с помощью YouTube (как Ребекка Блэк-стайл) и не благодаря каким-то связям. Саманта Фиш предпочла традиционный, классический способ: она пахала, ночь за ночью играя в дешевых и грязных клубах.
Будучи подростком, после долгих ночей, проведенных на ногах в качестве доставщика пиццы, Фиш сбежала на Кнаклхедс в Канзас-сити, штат Миссури, чтобы послушать блюзовых гитаристов и составить им конкуренцию. Кроме того, она тусовалась с ними при любом удобном случае, и вскоре стала постоянным участником блюзовой сцены. В конце концов, она оставила свою работу и с головой окунулась в музыку.
В феврале 2010 года Фиш записала и спродюсировала «живой» альбом под названием Live Bait. Разговоры об этом распространились быстро, и незадолго до этого звезды на небе сложились так, что пошли слухи: Тина Терри из Piedmont Talent увидела выступление Фиш на Кнаклхедс и была настолько впечатлена им, что представила Фиш директору компании, Стиву Хехту, который затем связался с Томасом Руфом из Ruf Records. Вскоре после этого Фиш предложили контракт. После заключения сделки лэйбл включил Фиш в альбом «Девушки с гитарами», альбом, который поставил ее в один ряд с женщинами-мастерами блюза – Кэсси Тэйлор и Дани Уальд. Этот союз гастролировал по Европе и США на Ruf Records 2011 Blues Caravan.
Первый альбом Фиш в Ruf Records, Runaway, был выпущен летом прошлого года, и это своего рода впечатляющий микс, в котором собрано несколько стилей — от кантри-буги с элементами румбы в “Soft and Slow” до задымленной атмосферы джаза в “Feelin’ Alright” и “Today’s My Day”.
- Кто оказал на вас наибольшее влияние?
Саманта Фиш: Это сложный вопрос, потому что таких людей много. Я росла, слушая очень много классического рока, вроде Тома Петти, Rolling Stones и Шерил Кроу. Кит Урбан также много значил для меня в то время, как я взрослела. Когда мне было семнадцать лет, я пошла на их концерт, и после этого я захотела научиться играть так же. Стиви Рэй Воэн тоже оказал на меня огромное влияние. Я брала многое из игры гитаристов самых разных стилей, но когда я попала в блюз, это были такие мастера, как Фредди Кинг и старые парни из Дельты. Что касается настоящего, то я вся в Elmore James и современных ребятах вроде Майка Зито, Ронни Бэйкера Брукса, Майкла Баркса, Томми Кастро и Тэба Бенойта — вот кто важен для меня.
- Как вы смогли перескочить с Шерил Кроу на блюз?
Саманта Фиш: Мне было 18, я хотела выходить в свет и играть в Канзас Сити. Я живу в городе блюза, но я ни черта не знала о нем, пока не начала шевелиться, чтобы участвовать в открытых выступлениях. Сначала я даже не хотела играть блюз. Я вся была в классическом роке и хотела стать рокером, но как только я начала играть блюз, моя душа растворилась в нем. Я влюбилась в блюз и выполняла всю работу по дому, слушая старичков вроде Son House и Skip James.
- Вы когда-нибудь брали уроки игры на гитаре?
Саманта Фиш: По существу нет. Я брала пару уроков то здесь, то там, но по большей части я самоучка. Когда мне было около 18, я стала играть жестче, пыталась стать лидирующей гитарой. Я просто начала делать свои собственные соло, взяв за основу маленькие отрывки из того, что слышала. Мне никогда не хватало терпения, чтобы сидеть и упорно заучивать чье-то соло, шаг за шагом, нота за нотой. Мне жаль, что у меня нет терпения, но все-таки мне хочется отвлечься от правил и продолжать делать свое дело.
- После того, как вы научились технике блюза, как вы развили свой слух – аккуратное интонирование, выразительное вибрато и так далее?
Саманта Фиш: Честно говоря, я просто наблюдала за другими гитаристами. Если вы достаточно много наблюдаете за чужой игрой, вы начинаете видеть и чувствовать, что не так в вашей собственной — вы начинаете выбирать те вещи, которым хотите научиться. Я слышала, как они делают свое дело, например, то же вибрато, и это было что-то вроде: “Ну о’кей. Я это упустила. Мне нужно над этим поработать ”.
Кроме того, во многих вещах, что мы играем, появляется чувство, что я все делаю правильно. Бенды и вибрато таковы, что в большей части творческой жизни блюзового гитариста вы просто не можете их игнорировать. Когда я на открытых выступлениях, и там просто испещрено все шреддингами, я должна обращать на это внимание.
- Давайте поговорим о новом альбоме. Ваши соло звучат очень музыкально – словно они развивались так естественно, натурально.
Саманта Фиш: Когда речь идет о блюзе, это, прежде всего, пение и тексты. Это нечто такое, что я пытаюсь сделать своим приоритетом. Я все еще работаю над этим. Шреддинг – это клево, но если вы блюзовый гитарист, это не главное.
- Основной рифф и ритм-партия для “Down in the Swamp” имеют какое-то зловещее звучание в полутонах и кажутся реминисценцией к “Politician”.
Саманта Фиш: Ага, я играла “Politician” тоже, и я это так любила [смеется]. Я королева полутонов. Я люблю эти миноры, чувство полутона, и в большинстве моих песен это есть. “Down in the Swamp” это своего рода «болотная», грязная, злая песня.
- В этом ритме на основе риффа сложнее петь, тем более, если одновременно играешь ту часть, что построена на аккордах?
Саманта Фиш: Да нет, на самом деле. Я написала кучу песен, о которых говорила так: «Да это вообще невозможно спеть! У меня никогда не получится”. Но благодаря огромной практике я научилась петь и играть на гитаре в одно и то же время, и теперь у меня в какой-то степени получается разделить свой мозг на две половины. Я пытаюсь сделать какой-нибудь странный рифф, но иногда все равно, конечно, лажаю. Я, правда, не задумываюсь о том, насколько неестественно это звучит, и что только мне это кажется естественным. Потребовалось немного практики, чтобы развить в себе правильное чувство ритма, но теперь я играю так много, что могу назвать это свойство своей второй натурой.
- В “Money to Burn” много довольно тонких моментов. Как вы справляетесь с артикуляцией пальцев правой руки в этой песне?
Саманта Фиш: Я держу медиатор между большим и указательным пальцами, а иногда держу тремя пальцами. Порой я вообще откладываю медиатор в сторону и играю пальцами. Это зависит от многого.
- В “Today’s My Day” у вас красивое соло на слайде. Это вы играли?
Саманта Фиш: Всю эту прекрасную работу со слайдом сделал Майк Зито. В слайдах я абсолютный новичок. Мне пришлось учиться этому для тура Girls with Guitars. Моей первой попыткой была “Leaving Chicago” Кесси Тейлор в записях Girls with Guitars. А еще я играла слайдом в “Leavin’ Kind” в моей записи.
- В этой песне вы использовали разные строи?
Саманта Фиш: Все, что я играю слайдом, ну вроде того же “Leavin’ Kind,” я играю в стандартном строе. Я таскаю с собой на выступления только одну из своих гитар, так что я не хочу терять время на какие-то там настройки. Я думаю, что это как раз то, что держало меня от слайда долгое время. Когда в моем распоряжении больше оборудования, можно и поиграть с разными строями. Я люблю, как это звучит – просто я еще не умею в этом деле действительно многого.
- В “Leavin’ Kind” у вас получился просто умопомрачительный звук. Что это были за приборы?
Саманта Фиш: Я использовала педали Fulltone Clyde Wah и OCD. Я не большой поклонник этих педалей. Я, скорее, минималистка. И если вы посмотрите на мои настройки, я могу сказать только об одной вещи, о OCD — я его просто обожаю. Tube Screamers несколько компрессирует сигнал и искажает его. Я не особенно люблю искаженный звук, но Tube Screamer делает его открытым, заставляет звучать усилитель на полную мощность, так что вам не придется делать его излишне громким, он и так будет звучать. Я не то, что бы раскрываю секреты, но мы действительно использовали Tube Screamer в записи.
- Стихотворение “Otherside of the Bottle” как бы проходит туда-сюда между чистым звуком аккордов с арпеджио и грубыми резкими ударами на аккордах. Вы используете педаль, чтобы сделать этот переход?
Саманта Фиш: Нет. Я всего лишь играю то пальцами, то медиатором. Что-то мягкое, более теплое я играю пальцами, для ритмичной и более громкой партии использую медиатор.
- Регулятор громкости у вашей гитары все время на одной величине, или вы делаете его громче для агрессивной партии?
Саманта Фиш: Я оставляю его одинаковым для обеих партий — около 6 или 7. Громче я делаю только для соло. Когда дело подходит к середине, я врубаю на полную мощность и просто бренчу медиатором.
- В соло в “Feelin’ Alright,” вы включаете в свои соло что-то от джаза, получается такой гармоничный переход к блюзу а-ля Ларри Карлтон или Роббин Форд. Вы изучали этот прием?
Саманта Фиш: Ну да, как и многие другие вещи. Я думаю, это отличается от всех остальных записей. Люблю я Роббина Форда. Я смотрела видео с ним на YouTube все время, чтобы найти что-то такое, что можно было бы использовать, эдакие лакомые кусочки. Но я действительно нашла себя в этом болоте, в Дельте, музыкальном стиле пещерного человека. Да кто знает, что готовит для нас будущее. Наверное, я все глубже буду опускаться в этот мир. Но я открыта для любого направления музыки, а пока это для меня прогресс. Я испытываю за эту музыку огромную признательность, это что-то большее, чем чувствуешь, когда просто играешь.
- Давайте поговорим о вашей карьере. Какие плюсы и минусы у того, чтобы быть женщиной-блюзменом с гитарой?
Саманта Фиш: Есть и плюсы, и минусы – это палка о двух концах. Минусы в том, что тебя не всегда воспринимают всерьез сразу. Просто приходят посмотреть, как девушка играет на гитаре, лично я такой подход всегда ненавидела. Люди приходят к тебе, только потому что ты девушка… Но тогда ты тем более должна доказать, что чего-то стоишь, пусть поймут это, уже стоя в дверях. Я имею в виду, как только люди переступили порог зала, до этого момента они всегда будут настроены скептически. Вы должны обыграть их, вроде как: «Эй, чуваки, я тут отношусь к музыке всерьез, надеюсь, вы тоже».
- Расскажите об альбоме Girls with Guitars.
Саманта Фиш: Этот альбом шел рука об руку с моими записями. Иногда Ruf Records засовывали новых музыкантов в свой блюзовый караван. Так как я входила в это число, я могла быть с ними и дебютировать с их лейблом. Таким образом, я завоевывала свою аудиторию, чтобы потом, вернувшись уже со своей группой, было легче.
- Была ли между вами конкуренция на сцене, между вами, Кэсси и Дани?
Саманта Фиш: Конечно, каждый хочет сделать лучшую работу, на какую только способен, но нет, я не чувствую никакой конкуренции, особенно, если играю с девчонками. В итоге, я и Дани начали делать свои собственные соло, ведь мы такие разные с ней гитаристки, что просто попытались сделать что-то свое, собственное, наше. Мы просто хотели играть вместе, и чтобы это звучало хорошо. Когда вы стараетесь сделать так, чтобы быть выше другого человека, чтобы перекричать, чтобы переплюнуть его, вы просто теряете очень важную вещь. Вы теряете всю музыкальность.
- Видите ли вы для себя такое будущее, чтобы перейти из блюза в более коммерческую музыку, как это бывало со многими другими?
Саманта Фиш: На самом деле я говорила кое с кем об этом прошлым вечером. Если так случится, что я напишу песню, которая будет иметь большой успех в мэйнстриме, то я приложу к этому больше усилий. Но я не собираюсь сходить с того пути, которым иду, чтобы это сделать. В любом случае, будь что будет, но пусть все произойдет естественно. Пусть это случится, потому что я захочу это сделать, а не для того, чтобы обрести какую бы то ни было популярность. С блюзом невозможно лгать. Если вы сами не чувствуете свою музыку, аудитория ее тоже не почувствует.
- Всего за семь лет вы смогли пройти путь от момента, как впервые взяли гитару в руки, до контракта на запись. Чтобы вы посоветовали тем, кто только начинает свою карьеру?
Саманта Фиш: Я по-настоящему верю в Сеть. Там возможно все, встретить столько людей, сколько нужно, и однажды произойдет что-то судьбоносное, и вы выстрелите.
Инструменты и оборудование Саманты Фиш:
|