|
      Автор: Дмитрий Беркут       Дата публикации: 15 февраля 2006 г.
Среди огромного разнообразия музыкальных направлений и стилей в рок-музыке особое место занимает христианский рок, точнее то, что сегодня называется христианским роком.
Отличительными особенностями данного стиля является обязательное тяжёлое звучание, как собственно и принято в роке, и характерная лирика, общее содержание которой в основном сводится к прославлению Господа и изображению символического пути, встав на который заблудшая душа получает спасение. Но подобную оценку могут дать лишь немногие меломаны, потому как в нашей стране это направление освещается очень скудно. Связано подобное положение дел, в первую очередь с тем, что существует мерило слушательского интереса под названием "формат". Именно это обстоятельство сыграло свою роль в невозможности популяризации христианского рока. Но, несмотря на все эти обстоятельства, создаются молодые коллективы, ставящих перед собой цель играть музыку и при этом помогать людям посредством прославления Бога.
О состоянии современной христианской рок-сцены нам поведал лидер одной из молодых, но уже достаточно опытной группы "Сион"- Феоктистов Денис.
Дмитрий Беркут: Денис, скажите, откуда берет свое начало христианский рок, кто стал первой группой работающей в данном направлении?
Денис Феоктистов: Периодом рассвета этого стиля является вторая половина xx века, а именно 80-е года, и связан он с известной в наше время группой - U2. Они стали практически первой группой, которая в своём творчестве начала использовать духовную лирику, положенную на рок-музыку. Это стало довольно необычным явлением, ведь самой культовой группой в то время была Sex Pistols, творчество которых ну никак нельзя было назвать добрым и светлым. Но именно самобытность и неординарность U2 сделала из них популярную и всемиуважаемую группу, которая пользуется успехом и по сей день. Без малого десяток Грэмми нелишнее тому доказательство.
Дмитрий Беркут: С историей разобрались. Хотелось бы узнать, как ко всему этому относиться церковь?
Денис Феоктистов: Очень интересная ситуация складывается именно в этом направлении, ведь после захвата власти большевиками (в начале XX века) по всей стране начался период духовного застоя. Воцарилась советская идеология, разрушавшая все традиционные каноны церкви. Фактически все 70 лет (до распада Советского Союза) церкви, как таковой не было, а значит и не было её развития. И вот по прошествии такого количества времени, на обломках идейной борьбы свою былую силу начало набирать духовенство. Но после столь долгосрочного "застоя" Церковь восстановилась в былых светских традициях и, соответственно, на волне неприятия всего нового в немилость попала и рок-музыка, в частности - христианский рок. То есть, сейчас такая ситуация: происходит переоценка духовных ценностей, и поэтому многие духовные служители с пониманием относяться к современному искусству и считают христианский рок одним из способов воздействия на общество, посредством понятного всем языка, языка музыки. Другая часть духовенства, более консервативная, напротив, считает подобный способ прославления Господа Бога неприемлемым и не одобряет таких начинаний. В общем, всегда и везде будет существовать два мнения по отношению к тому, что мы делаем.
Порой мы слышим после концертов от братьев по вере: как можно таким образом прославлять Бога, почему вы так мало о вере говорите со сцены, что христианского в ваших выступлениях? Наши выступления - это не духовные баталии заумных дядек, это война. Война за то, чтобы люди расправили крылья и престали страдать от одиночества и безысходности. Хочется процитировать Санни, солиста одной из самых любимых моих групп P.O.D., в ответ таким людям, которые порой наоборот отталкивают общество от Бога: "Приходи, и присоединяйся к нашей борьбе. Приходи, чтобы сиять во славу Бога. Понимаешь? Тьма, - это место, где нет света. Когда ты приходишь на концерт, ты приносишь свет в это место, и сияешь вместе с нами. Так что, встряхнись, соберись и используй всю власть и влияние, чтобы петь, танцевать и поклоняться Богу. Сияй!"
Сейчас мы почти не играем на церковных мероприятиях, мы идем туда, куда многие христиане бы не пошли, ведь там курят, там ругаются матом. Что ж, пора выходить из узких стен церкви, ведь Христос призывал идти со своей верой в мир, со всеми его недостатками и пороками, и делиться ей.
Дмитрий Беркут: А как относятся к христианскому року, например, на Украине?
Денис Феоктистов: На Украине все горазда проще. Она находится гораздо ближе к Европе, где, в отличии от России христианский рок не находится в андерграунде и занимает своё, обособленное место в музыкальной индустрии. Один этот фактор благотворно влияет на то, что на Украине у молодой группы гораздо больше шансов стать знаменитой, нежели добиться подобного успеха в России. Кстати к одной из известных украинских групп можно отнести коллектив "Пророки", которых мы очень уважаем.
Дмитрий Беркут: Когда вы пишите песни, а потом играете их на концерте, что для вас является главным?
Денис Феоктистов: Мы сегодня много раз употребляли определение "христианский рок", но для нас это не совсем подходящие выражение. Нет, не потому, что наша вера ослабела, просто христианский рок, по идее, относится лишь к христианам, это как христианская конференция или лагерь. Чужим доступ закрыт. Но мы просто люди веры, которые играют любимую музыку и вкладывают в неё послание. Наша музыка для всех, - просто приходи, слушай, вырывайся и радуйся. Когда ты приносишь свет в этот мир, людям становится интересно узнать о тебе, ты становишься для них своим.
Мы пытаемся отразить свою жизненную позицию, хотим, чтобы люди услышали голоса наших сердец и попытались задуматься над тем, какое место в их душе занимает Бог. Мы хотим возродить интерес людей к жизни, помочь найти себя. Но при этом не стремимся навязывать свою точку зрения и говорить, сделай то, потом это и будет тебе хорошо, ведь у каждого свой путь. Просто мы несем любовь. И нам не все равно, что сотни парней просто убивают своё сердце, направляют всю свою молодость и энергию на достижение ложных целей, не находят ответы на вопросы и сливаются с серой массой толпы, что люди отказываются от своих мечтаний и называют это зрелостью. Пускают жизнь под откос, занимаясь всю жизнь нелюбимым делом. Я верю и по себе знаю, что у Бога на каждого человека есть удивительный, индивидуальный план на его жизнь, выбрав который, человек находит себя. Наша лирика очень чувственна и искренна. Очень трудно достигать людей, фальшивя душой на сцене, ведь зритель чувствует это очень чутко.
Дмитрий Беркут: А какую цель вы ставите перед собой в своём творчестве?
Денис Феоктистов: Во-первых это развитие себя, как музыкантов, но за этой столь обширной целью, естественно, стоит более глобальная - чтобы мир содрогнулся под музыку, славящую Вседержителя. Мы поем о любви, надежде и спасении, которые Он дает.
Дмитрий Беркут: Как вы находите своего слушателя, учитываете ли интересы аудитории?
Денис Феоктистов: Чтобы найти своего слушателя, когда работаешь в таком специфическом направлении, необходимо к каждому применить индивидульный подход, но в тоже время оставаться настоящими. Зачастую, чтобы стать доступнее для большей части аудитории, мы пытаемся играть разную музыку, которая ближе по духу тому или иному человеку. В нашем арсенале есть и панковские и альтернативные композиции, а также традиционные рок-баллады, ну и т.д.
Дмитрий Беркут: Можно ли в нашей стране "раскрутиться" и заработать денег, играя эту музыку?
Денис Феоктистов: Очень сложно продвинуться и стать известными, потому как существует "формат" и, фактически, дорога на радио и телевидение закрыта. У самих групп нет возможности организовать свои фестивали из-за элементарного недостатка финансов. Короче говоря, в регионах и на периферии, в городах, где нет специализированных рок-клубов, заработать и раскрутиться почти нельзя. Это проблемы всех просто альтернативных групп, не только христианских. Если ты чего-то хочешь добиться, то необходимо ехать в центры, где явно испытывают интерес к такому творчеству. В нашей стране это столицы - Москва и Петербург. Только там можно добиться чего-то. На периферии же это нереально!
В общем, на сегодня христианский рок живёт благодаря немногим музыкантам, и только лишь потому, что творчество находит понимание и поддержку хоть и у малого, но всё-таки стабильного количества слушателей. Тенденции сегодняшнего времени таковы: есть люди, обладающие большим влиянием в музыкальном мире и влияющие на то, что будет крутиться на радио сегодня, завтра, послезавтра. И покуда они будут определять музыкальные вкусы большинства слушателей, многие группы так и не выдут из андеграунда, так как практически никому не нужны и теоретически никому не интересны.
Я хотел бы изменить столь печальный вывод: я вижу, что волна пробуждения уже охватила Украину, и христиане стали своими в кругах альтернативщиков, у нас же само это направление, которое также называют nu-metal, только начало появляться на публике. Стоит сделать вывод из опыта других стран, что вскоре христианский рок будет востребован и в России. Во всяком случае, мы будем, как сказано в нашей новой песне, "Биться до конца"!
|