|
      Автор: guitar.ru       Дата публикации: 30 марта 2004 г.
Мы рады представить вам интервью, в котором Александр Шамрай, руководитель компании Shamray Guitars, отвечает на вопросы посетителей сайта. В виду огромного количества пришедших писем с вопросами была проведена их предварительная обработка и группировка. В итоге в интервью не попали многие письма с одинаковыми вопросами. Также в интервью не были опубликованы вопросы, адресованные непосредственно Александру Шамраю и не представляющие интереса для большинства читателей.
- Сколько лет назад появилась компания? Какая история её появления? (KORNOLIO)
Александр Шамрай: Первая гитара с надписью «Shamray» появилась в апреле 1999 года, после того, как прекратил существование старый Russtone, где я был управляющим на тот момент.
Со мной остались несколько мастеров, мы зарегистрировали новое предприятие, переоформили аренду и стали работать. Первые пол-года мы делали гитары по 120-180 долларов и занимались ремонтом. Благодаря магазину «Рондо» у нас было место, где продавались наши гитары и где лежали на прилавках визитки мастерской, и работы на первое время хватало. Позже мы начали активно рекламировать себя в Интернете, участвовать в выставках, привлекать эндорсеров. Сейчас у нас работает 27 человек, количество проданных нами гитар приближается к 3000, а когда в России говорят «мастеровая (заказная) гитара», то в большинстве случаев речь идет о нашей продукции.
- Когда вы сделали свою первую гитару? (Улан)
Александр Шамрай: В 1994 году. Я играл в группе, и нам были нужны инструменты. Мы стали искать работу, чтобы накопить на гитары, и по объявлению в газете попали на Russtone. И хотя нас взяли работать на шлифовку и полировку лака (а это – самая «низшая» специальность), параллельно я осваивал весь техпроцесс. Вскоре цель была достигнута: у нас были гитары собственного изготовления! После этого мой друг уволился, а я продолжил работать в гитаростроении.
- Самой лучшей рекламой для компании-производителя гитар является использование ее продукции известными музыкантами. Самые известные имена музыкантов из тех, кто играет на ваших гитарах? (Валерий)
Александр Шамрай: Борис Булкин (Stainless Blues Band), Валерий Долгин (В.Леонтьев), Елена Сигалова (Seagall), Сергей Богучаров (SMB), Страйк (Мастер), Илья Шаповалов (Найк Борзов), Денис Саевич (Мэд Дог), Николай Сарабьянов (Неонавт, Мэд Дог), Петр Архипов (Запрещенные барабанщики), Дмитрий Малолетов, Эдуард Лыткин, Вадим Соловьев (экс-Земфира, сейчас - у Н.Баскова), Алексей Арзамасов (Shadow Host), Алексей Дохов (Seducer Embrace), Веселин Атанасов, Hic Salta (всем составом), Marcus Eriksson (очень крутой шведский басист) и другие. А сколько гитаристов мы обслуживаем – не перечесть.
- Расскажите, пожалуйста, о вашем коллективе, о ваших замечательных мастерах: кто они, как пришли к вам, как стали мастерами, ну и вообще что-нибудь интересное о них! (Svartastene)
Александр Шамрай: Непосредственной работой над инструментами сейчас занимаются 20 мастеров. О каждом не рассказать. Средний возраст наших сотрудников – 25 лет, и большинство из них стали мастерами, уже работая здесь. Но уже изначально они были «рукастыми» и креативными парнями.
- Есть ли у вас в компании мастера, которые специализируются на бас-гитарах? (Артем)
Александр Шамрай: Пока явной специализации нет. Стоит сказать, что наш мастер Даниил Парамонов в данный момент занят проектом по изготовлению прототипов бас-гитар класса hi-end. Над дизайном этих инструментов работает Michael Walker – наш сотрудник, который приехал из Канады.
- На кого и где надо учиться, чтобы делать гитары самому и быть как вы? (Hardcore)
Александр Шамрай: К сожалению, этому нигде не учат, кроме одного кружка в доме детского творчества, который героически ведет мастер Сергей Богатырев. Научиться делать гитары можно только на производстве – нужно идти в подмастерья.
- Что нужно сделать или кем нужно быть, чтобы стать вашим подмастерьем? (Alba)
Александр Шамрай: Для начала – посетить нашу мастерскую и пройти собеседование. Будущему сотруднику минимум нужно иметь опыт работы на деревообрабатывающем оборудовании.
- Каким образом вы ведете диалог с потребителями вашей продукции, чтобы выяснить, какие еще модели нужно выпускать? Какое место в линейке моделей Вашей компании занимает продукция, представляющая собой прямые аналоги популярных моделей западных производителей? Есть ли модели, которые выпускаете только вы и больше никто и нигде? (Валерий)
Александр Шамрай: Диалог ведется прямым образом: приходит заказчик и заказывает гитару определенной конфигурации. В данный момент мы не делаем гитары для продажи, потому что на это нас уже не хватает. К сожалению, 80% заказов составляют именно аналоги западных инструментов. Но 20% оригинальных моделей – уже повод для гордости. SMB Mustang, Seagall, Dragon Buzzard и гитары, разработанные Веселином Атанасовым, никто и нигде больше не производит.
- Cобираетесь ли вы и ваша фирма в перспективе делать что-то свое, оригинальное, или так и будете продолжать делать копии LP, PRS и т.д.? Заметьте, что Creation Series – это тоже копии, только старых моделей. (Женя)
Александр Шамрай: Девиз Creation Series: «Новое - это хорошо продуманное старое». Большинству гитаристов не нужен новый оригинальный дизайн. Нужно, чтобы гитара отвечала определенным требованиям (звучание, удобство, расширенные возможности). Над этим и идет та самая креативная работа. А что касается перспектив, то, конечно, мы рано или поздно сделаем что-то новое (главное, чтобы в итоге оно вообще было кому-то нужно :).
- Александр, скажите, по какому принципу распределяются гитары (то есть, сложность их изготовления) по мастерам? (Asaradel)
Александр Шамрай: Решения принимаю я. Я знаю, кто опытнее, кто аккуратнее в мелочах, кто больше склонен к экспериментам... На основе этого и идет распределение заказов.
- Что за звукосниматели стоят на ваших гитарах? (Андрей)
Александр Шамрай: Мы являемся дилерами таких производителей как DiMarzio, EMG, Seymour Duncan. Также мы – дистрибьюторы австралийской фирмы Kinman и российского мастера Ф.Чернышева. Любые из этих звукоснимателей могут быть установлены на гитарах, которые мы изготавливаем.
- В жизни каждого гитариста, наверное, приходит момент, когда он начинает боготворить датчики марки DiMarzio. Подскажите, какие модели этих датчиков особенно удачно, на ваш взгляд, сочетаются, какие лучше всего установить в связке с другими моделями? (Pacifist)
Александр Шамрай: Скорее всего, звукосниматель Paf Pro является наиболее универсальным среди DiMarzio. Но на практике ответ можно получить только из проб и подбора звукоснимателей. Мы оказываем такие услуги своим клиентам.
- Как вы относитесь к активным звукоснимателям и считаете ли вы их использование наилучшим звуковым решением? (Олдос Хаксли)
Александр Шамрай: Активная электроника – всего лишь одно из возможных звуковых решений. Точнее, решений технических – бесшумность в первую очередь. Обратная сторона – потеря динамики, и для многих гитаристов это нежелательно.
- Был ли у вас опыт использования SaCo магнитов? Если да, то каковы впечатления? (Алексей)
Александр Шамрай: У этих самариево-кобальтовых датчиков очень резкий звук – на любителей, к которым лично я не отношусь.
- Александр, откуда вы берёте материалы и фурнитуру для своих инструментов? (Boraf)
Александр Шамрай: Мы являемся дилерами практически всех производителей гитарных комплектующих, а некоторые вещи возим сами. В скором времени мы начнем активно продвигать японские титановые комплектующие, графитовые порожки и седла. А вот вчера я купил 16 килограмм мамонтового бивня :)
- Скажите, пожалуйста, откуда завозится дерево? (Артем)
Александр Шамрай: Клен, который сейчас идет на грифы – остатки старых запасов комбината «Лира» многолетней давности. На смену ему «зреет» 10 кубометров горного явора, заготовленного в 2000 году. Кроме того, я всегда на связи с некоторыми краснодарскими лесозаготовителями на тему разных свилеватых заготовок, которые так любят заказчики. Ольха и ясень тоже у нас российские, много лет хранятся. Черное дерево и палисандр для накладок покупаем у испанской фирмы Maderas Barber. Красное дерево, венге, корину, бубинго и прочую экзотику – на шведской фирме, качество их продукции на высшем уровне, кроме того, дерево еще у нас около 2 лет «досыхает». Помимо этого, мы подчищаем запасы старых мастеров, которые отошли от дел, так что для самых требовательных клиентов найдется материал очень долгой выдержки.
- Будет ли когда-нибудь у Shamray Guitars массовое/серийное производство? (Алексей)
Александр Шамрай: Скорее всего, не будет. Не выгодно и просто не интересно. Вообще, на мой взгляд, все, что делается в России, хорошо при малых объемах и плохо в массовом производстве. Это такая национальная черта.
- Не планируете ли вы и ваша фирма в ближайшее время заняться разработкой собственной линии бас-гитар с уникальным, оригинальным, но в то же самое время, конкурентоспособным звуком и дизайном? (Александр).
Александр Шамрай: Планируем и уже занимаемся! Прозводство бас-гитар класса hi-end – такой же перспективный проект, как и Creation Series. Сейчас идет работа над несколькими прототипами – к лету все их увидит. Пока же можно только посмотреть их в мастерской. Честно говоря, даже сейчас, глядя на эти инструменты, я сам с трудом верю, что такое возможно в нашей мастерской.
- Уже год играю на инструменте, сделанном в вашей мастерской. Очень доволен. Хорошая электрогитара – это, конечно, хорошо, но для полного счастья не хватает хорошей акустики. Не планируете ли вы начать выпуск акустических гитар? (Александр)
Александр Шамрай: Мы можем делать акустические гитары. У нас есть и мастер по «акустикам», и материалы все необходимые... Но заказов нет. Клиентов сдерживают высокая цена ($800-1000 и больше) и непредсказуемость результата.
- Интересно ваше мнение по поводу безладовых инструментов. Насколько сложнее технологически сделать качественный безладовый бас, чем обычный? (Артем)
Александр Шамрай: Не намного сложнее. Даже проще – не надо устанавливать лады :) Для опытного мастера идеально выстрогать накладку – вполне посильная задача.
- Есть в мире шрэда такой лихой парень – Rusty Cooley. Он играет на восьмиструнной гитаре очень интересной конструкции. У гитары лады расположены не перпендикулярно профилю грифа, а как будто по окружности. Мне интересно: был ли у вас опыт работы с подобными интересными инструментами? (Borg Sex)
Александр Шамрай: Восьмиструнную электрогитару мы делали, но, к счастью, с обычной ладовой разметкой. Еще мы делали гитары, размеченные не по полутонам, а по четвертьтонам (то есть – вдвое чаще лады!) для исполнителей арабской музыки. Сейчас ждем добровольца, чтобы сделать вообще безладовую гитару :)
- Скажите, а доводилось ли вам делать когда-либо Стик или Уорр? И каково ваше мнение про эти инструменты? (Артем)
Александр Шамрай: Мы уже делали 12-струнную тач-гитару. К сожалению, хорошо разобраться с такими инструментами сложно, так как в России почти никто не играет на них.
- В Интернете частенько говорят о том , что русские мастера не делают работу больше чем на $400, поэтому многие, как мне кажется, побаиваются заказывать гитары в цене выше. А что вы сами думаете по этому поводу? Уступают ли русские гитарные мастера «забугорным»? (Игорь)
Александр Шамрай: Это мнение – глубокое заблуждение. Для хорошей заказной гитары 400 долларов не хватит даже на комплектацию и материалы! Поэтому надо бояться заказных гитар до $400-500. Что касается недоверия к отечественным мастерам, то это – результат деятельности российских гитаростроителей в 90-х годах. К сожалению, наши первые гитары тоже были далеки от совершенства, но сейчас мы реально доказываем, что в нашей стране можно делать качественные музыкальные инструменты. Пусть это будет с моей стороны нескромно, но будущие отечественные производители еще будут нам за это благодарны.
- Александр, в вашу мастерскую обращаются с просьбами сделать точную копию легендарной модели Gibson или Fender. При этом в итоге цена инструмента выходит ненамного дешевле оригинала. Гарантируете ли вы при этом сходство в звучании? (Алексей)
Александр Шамрай: Таких проблем не возникает, потому что мы сразу говорим, что не гарантируем идентичности. Мы гарантируем, что выполним все технические условия заказа (материал, форма, цвет, параметры и т.д.). Естественно, мы ни в коем случае не нанесем на гитару чужую торговую марку.
- Вы делаете гитары по типу Gibson Explorer и Fly V? (Андрей)
Александр Шамрай: До того момента, пока в России не начнут действовать международные законы об авторских правах, ничего не ограничивает нас делать копии западных гитар для внутреннего рынка. Поэтому мы можем изготовить любые модели, в том числе и вышеуказанные.
- Можно ли у вас сделать гитару по заказу, а именно аналог Fender Jaguar, но с полной своей комплектацией, и вообще со всем, желаемым мной? (Николай)
Александр Шамрай: Одно из наших направлений – Shamray Creation Series, где под девизом «Новое – это хорошо продуманное старое» мы изготавливаем аналоги популярных классических моделей, внося изменения в конструкцию и комплектацию этих гитар.
- Планирует ли ваша компания начать производство гитар с графитовыми грифами? (Олдос Хаксли)
Александр Шамрай: Пока не планируем. Как только начнут спрашивать заказчики о таком – начнем изучать вопрос. Зато по желанию заказчиков мы делаем графитовые вставки в грифах для повышения устойчивости.
- Если я закажу гитару у Shamray, какая будет гарантия, что мне пришлют именно тот инструмент, который я хочу (прежде всего, звук)? Ведь у меня будет возможность его послушать и пощупать только при получении... Существует ли удобная возможность возврата по каким-либо причинам не устраивающего меня инструмента? (Дима)
Александр Шамрай: Если вы закажете гитару по Интернету у нас, то получите гитару, соответствующую условиям этого заказа. Благодаря нашей Галерее Заказов, вы будете следить за процессом изготовления инструмента. Перед отправкой мы проверяем гитару и оцениваем ее качество. Нам дорого общественное мнение о нашей фирме и мы не допустим конфликтной ситуации. Кроме того, вы заказываете гитару официально и имеете на руках платежные документы о перечислении денег, а это значит, что на вашей стороне будет закон «О защите прав потребителей». К сожалению, в случае возврата гитары вам не будут компенсированы транспортные издержки. Кстати, таких случаев еще, слава Богу, не было.
- Я собрался прикупить гитару в районе 30-40 тысяч рублей. За такие деньги есть из чего выбрать, однако найти именно то, что хочешь, на самом деле нелегко. Начинаешь уже заглядываться на модели в два раза дороже... В итоге я решил заказать гитару, потому как точно знаю, что именно мне нужно. Но вот беда, многие знакомые гитаристы не советуют этого делать, говорят, что я потом намучаюсь. Что вы можете посоветовать? Есть ли гарантия на ваши инструменты, и на какой она срок? (Роман)
Александр Шамрай: Конечно, гарантия есть, и ее срок обсуждается при заказе (как минимум – год). Суммы, которой вы располагаете, хватит на то, чтобы у вас не было ненадежных комплектующих, а за свою работу и материал мы уж ручаемся. На самом деле, покупка дорогой гитары не является залогом того, что вы забудете дорогу в мастерскую. Любой инструмент (особенно, на котором реально работают) требует обслуживания.
- Не планируете ли вы подобно другим гитарным мастерам попытаться придумать для электрогитары какую-нибудь собственную оригинальную запчасть или хотя бы свой вариант машинки тремоло и назвать эту деталь своим именем? Не планируете ли наладить собственное (или под своей маркой) производство гитарной фурнитуры? (Alba)
Александр Шамрай: Да нет, специально ничего такого не планируется. На самом деле, нам очень часто приходится делать разные нестандартные вещи, но до массового производства дело не дойдет – у нас небольшие объемы. Что касается звукоснимателей, то здесь мы работаем с Федором Чернышевым, который делает нам на заказ любые звукосниматели, и их качество нас вполне устраивает.
- Сколько в среднем вы берете за приведение сильно «бэушеной» гитары в порядок? (Alba)
Александр Шамрай: Иногда ремонт сильно «бэушной» гитары равен стоимости такой же новой. Это факт. Реставрационные работы, связанные с отделкой у нас (и не только) не каждому по карману. Например, только перекраска гитары стоит больше 100$. Зато простой ремонт (замена ладов, порожков, установка электроники, тремоло-систем и т.д.) у нас выполняется быстро и недорого. Еще я хочу отметить, что мы никогда не навязываем клиентам лишние услуги, и при консультации предлагаем разные варианты решения проблем.
- Я очень заинтересован в том, чтобы собственноручно изготовить электрогитару. Должен отметить, что некоторый опыт в электрической части у меня есть, а вот в вопросах дерева и всего, что с ним связано, нет. Не могли бы вы подсказать, где я могу получить более подробную информацию по "дереву"? И вообще, не могли бы вы сказать, стоит игра свеч, или легче просто купить гитару? (Евгений)
Александр Шамрай: Я считаю, что изготовление электрогитары своими руками – это, скорее, хобби и приятное, интересное времяпровождение типа моделирования с макетами железной дороги дома. Но это не есть путь, ведущий к обретению хорошего музыкального инструмента. Те люди, которые утверждают, что сами смастерили гитары на коленках, или действительно исключительно талантливы, или переоценивают результат своей работы.
К сожалению, я не видел в Сети ни одной подробной информации по изготовлению гитар своими руками, и я хотел бы быть автором этого руководства, но на это у меня пока нет времени. Тем не менее, в нашей Галерее Заказов мы ежедневно размещаем фотографии процесса работ по заказным гитарам, и могли бы прокомментировать свои действия, если кому-то интересна технология.
- «Мертвые» ноты на гитаре – это все-таки дефект, или без них гитар не бывает? Очень бы хотелось получить развернутый ответ, так как никто толком на этот вопрос ответить не может. (Андрей)
Александр Шамрай: Идеальную гитару в этом отношении даже трудно себе представить. Каждый сорт и даже распил дерева имеет свою резонансную частоту. Представьте себе, например, Jazz Bass, в котором использованы три породы дерева: кленовый гриф с палисандровой накладкой и корпус, скажем, из ясеня. У каждого из этих сортов есть резонансные пики и частоты, которые тише звучат. А теперь рассмотрим другую бас-гитару, например, Alembic, у которой корпус сделан из нескольких слоев разных пород и гриф тоже переклеен несколькими сортами. Естественно, у последнего инструмента будет более ровное звучание по всему грифу – все пики и провалы будут сглажены. Кроме того, вся комплектация гитары имеет хоть и меньшее, но все же влияние на резонансную частоту. Например, звукосниматели имеют свои резонансные частоты, которые они воспроизводят ярче, а от материала и расположения магнитов относительно струн тоже многое зависит. Гитары, которые близки в этом плане к идеалу, относятся к классу Hi-End (иногда их называют гитарами студийного класса). Надеюсь, что нам когда-нибудь удастся к этому уровню приблизиться.
- Какую электрогитару лучше выбрать начинающему гитаристу, имеющему опыт работы с акустической гитарой? Сколько она приблизительно будет стоить? (Сергей)
Александр Шамрай: Я бы советовал исходить из суммы, которую вы собираетесь потратить, и ваших, так сказать, творческих планов. Большая часть гитар, изготовленных в Юго-Восточной Азии, рассчитаны на домашнее или учебное использование (хотя бывают и исключения) и стоят от 150 до 400 долларов. Среди них можно выбрать почти любой цвет и комплектацию. Выбирать такие гитары надо, как я считаю, пробуя все доступные варианты и остановившись на той, которая произведет лучшее впечатление. Если же ваши намерения выходят за рамки творческой самодеятельности, то вам нужно искать серьезный фирменный инструмент, и не забывать, что можно сделать его на заказ.
- Где можно ознакомиться с вашими гитарами тем, кто не проживает в России? (Гой)
Александр Шамрай: За границей у нас есть представитель только в Бишкеке, Караганде, а также в Югославиии и Голландии. В некоторых странах есть наши гитары у заказчиков, с которыми теоретически можно встретиться. А так – остается только Интернет и выставки в Москве и Питере, в которых мы непременно участвуем.
- Можно ли приобрести ваши гитары в Самаре, и если да – то где? (Yozn)
Александр Шамрай: Представительства нет. Есть, правда, известный гитарист из вашего города – Эдик Лыткин, который играет на одной из наших гитар. Он вполне мог бы вас проконсультировать. Пишите нам, и мы вас познакомим с ним.
- Можно ли купить ваши гитары у нас в Новосибирске или, может быть, в каком-либо другом городе Сибири? (Антон)
Александр Шамрай: В Новосибирске уже много наших гитар, но все они были приобретены напрямую из мастерской – мы организовали доставку заказа.
- Существуют ли планы создания мастерской с городе Санкт-Петербург? (Влад)
Александр Шамрай: Таких планов не существует. Мы бы с радостью сотрудничали с питерскими производителями, если бы такие существовали, потому что нам нужно обеспечить гарантийное обслуживание своим заказчикам. Если такие мастера существуют – свяжитесь с нами!
- Я в Иркутске никаких гитар Shamray не видел. Впервые слышу. Где их брать/слушать/играть/покупать и т.д.? (Zloy)
Александр Шамрай: Парочка наших гитар там есть. К сожалению, нам нечего вам предложить, кроме заказа гитары по Интернет.
- В каких городах магазины/мастерские Шамрай ещё будут? А то у нас в Калининграде ни одного приличного места нет, где можно купить или починить гитару. (Панк)
Александр Шамрай: Мы не планируем никаких представительств. Я не могу контролировать гитарных мастеров на расстоянии и не хочу нести за них ответственность. Но мы всегда открыты к сотрудничеству с местными мастерами.
- Многое можно сказать о человеке по его мнению о себе. А как вы сами оцениваете качество инструментов вашей компании? Поделитесь, пожалуйста, собственными ощущениями. (Gorath)
Александр Шамрай: Я считаю, что большинство наших инструментов полностью соответствуют основным требованиям, а некоторые гитары даже являются уникальными и достойными восхищения. Тем не менее, в целом я считаю свою фирму только развивающейся, и уверен, что все у нас еще впереди.
- На гитарных форумах мнения людей по поводу вашей продукции весьма расходятся: одни говорят – хорошие гитары, другие говорят – плохие. Какие комментарии вы можете сделать на сей счёт? (Tom Tom)
Александр Шамрай: Мы делаем разные гитары, и нас обсуждают разные люди – значит и мнения будут разнообразными. То, что к нам народ не равнодушен, уже неплохо. Но, читая эти форумы, нельзя не заметить, что хорошие отзывы идут обычно от первого лица, а критика чаще от третьего и весьма абстрактного. Кроме того, не надо забывать, что мы производим разные гитары: и недорогие с простой комплектацией, и заказные «эксклюзивы». К сожалению, мы не можем иметь две торговые марки для разных категорий инструментов, поэтому решили свести к минимуму производство дешевых гитар.
- Как вы сами позиционирует свои изделия относительно известных импортных производителей (Ibanez, ESP, Jackson, Fender e.t.c.)? Лучше, хуже или параллельно? (Yermola)
Александр Шамрай: Мы стремимся заниматься эксклюзивными инструментами. Это выгодное и благодарное дело. Мы можем делать гитары, ничем не уступающие западным ни по внешнему виду, ни по звуку, с теми же комплектующими. Такие гитары, правда, будут недешево стоить: от 600 до 1000 долларов и выше. И многие гитаристы подумают: да за такие деньги лучше купить «фирмУ». Другие рассчитывают получить клон какой-нибудь модной брэндовой гитары за меньшие деньги. Мы на таких заказчиков не ориентируемся. Есть немало музыкантов, которые, располагая определенной суммой, понимают, что за эти деньги они могут купить не серийную гитару, а эксклюзивную, заказную. Вот на каких клиентов мы рассчитываем. Их немного, но при наших весьма скромных объемах (не более 30 гитар ежемесячно) у нас работа расписана на месяцы вперед.
- Как вы относитесь к продукции своих конкурентов – других гитарных мастеров, например Александра Ушакова? От себя хочу сказать, что сам обладаю инструментом вышеозначенного мастера, и могу сказать о нем только хорошее. (00)
Александр Шамрай: У нас хорошие отношения со всеми гитаростроителями (по крайней мере, мы так считаем). По большему счету все московские мастера, в том числе и мы, работают примерно одними материалами, покупают комплектующие в одних и тех же местах (еще и между собой меняются), да и технология изготовления мало различается. Недобросовестные мастера, процветавшие в середине 90-х, уже исчезли как вид, так что поругать и некого.
- Я очень доволен своей гитарой Shamray, звуком… Я делал заказной Explorer (как у Джеймса Хэтфилда)... Все бы ничего, да вот лак треснул через две недели везде, где можно. Я не приезжал и не ругался, но неприятное ощущение «совка»... вы понимаете...Спасибо. (Сергей)
Александр Шамрай: К сожалению, в 2002 году мы работали лаком, который нас сильно подвел. Для нитролаков вообще свойственно со временем покрываться мелкими трещинками, но не так быстро. По гарантии нами было перекрашено около 100 гитар – это огромные убытки (себестоимость каждой перекраски составляет около $50). Сейчас мы работаем хорошо проверенными материалами, и такое больше не повторится. Если бы вы обратились к нам по поводу ремонта по гарантии, то, несомненно, гитара также была бы перекрашена.
- Почему товарный вид ваших инструментов не соответствует, скажем, Fender? Заранее спасибо за ответ. (Bandana)
Александр Шамрай: Видимо, вам попадались не самые лучшие образцы. Что тут сказать? На идеальную отделку и полировку уходит времени столько же, сколько на само изготовление гитары, и время это часто бывает ограничено (до последнего времени срок выполнения заказа составлял в среднем один месяц). Но мы работаем над этим! Последнее время мы часто отправляем гитары за границу или делаем просто дорогие инструменты. Это не только выгодно, но и приучает к тому, что надо уделять внешнему виду особое внимание.
- Собираюсь заказывать в штатах ESP KH-1 или аналог. Можете ли вы убедить меня этого не делать, а купить Shamray. Цена не в счет :)
Александр Шамрай: Зачем убеждать? У вас есть свое мнение, а убеждать – значит навязывать. Если вы рассматриваете возможность заказа гитары у нас, то это приветствуется, и с нашей стороны может быть предоставлена любая информация об условиях заказа, о возможностях, а также мы можем продемонстрировать уже готовые инструменты. Решение вы примете сами. Но в вашем случае можно подумать вот о чем: заказав гитару из-за границы, вы будете ее ждать и также беспокоиться о том, все ли в ней вас устроит. В нашем случае все будет под вашим контролем.
- Вот, вы изготовили, как я знаю, свыше 2500 гитар за все время существования конторы, и каково было соотношение довольных заказчиков и не очень, мягко говоря? Легче назвать приблизительно в процентах, и честно (Garage)
Александр Шамрай: Это трудно сказать. Дело в том, что многие заказчики получают гитару, и мы больше не знаем судьбу примерно трети наших инструментов. Но большинство отзывов – положительные. Например, никто не заставляет наших зарубежных заказчиков писать очень хорошие отзывы на harmony-central.com.
- Чем вы объясните столь большой разброс в качестве ваших инструментов? Ведь наиболее распространённое мнение о них, слышанное мной – «раз на раз не приходится». Иногда нормально, а иногда – ужас? (Keen)
Александр Шамрай: Расброс не в качестве. Просто мы делаем инструменты разного уровня. Про гитары Custom Shop отзывы самые положительные, и иных не может быть по определению. Что касается наших дешевых гитар, то отношение к ним действительно неоднозначное. Я знаю, что для многих покупателей 250-400 долларов – это максимум того, что они могут истратить, а для нас эта сумма – минимум, чтобы вообще сделать гитару. Поэтому удается воплотить не так уж и много пожеланий: для некоторых заказчиков достаточно, чтобы была любимая форма (например, Explorer), или удобный гриф, или гарантия. Бывают и интересные случаи. Например, год назад один гитарист из-за Урала заказал у нас дешевую копию за 250 долларов, чтобы таскать ее по морозу и репетициям. И сейчас он пишет, что гитара стала для него основной – вот повезло! Притом, что там стоят китайские датчики по $5. А еще бывает и так, что покупатель пишет, что гитара у него не строит, струны стоят высоко и т.д., и что лучше бы мы на 50 долларов дороже гитару продали, но без таких дефектов… Потом выясняется, что человек не знает даже, для чего на грифе есть анкерная гайка (!), а сам нас учит, как надо гитары делать. Тем не менее, по тому, насколько мы уделяем внимание критике, наша мастерская, возможно, на первом месте среди всех, кто в России продает гитары. Может быть, кто-то где-то нас ругает, но когда к нам обращаются по доработке инструментов, мы готовы сделать все, чтобы решить проблему.
- Я, честно говоря, удивлен, что с такой ценовой политикой вы смогли занять лидирующее положение на рынке. Я у вас собирался заказывать копию Ибанеза S. В Киев японцев тогда не возили, а корейца я брать не хотел, и единственный выход для меня был заказ у вас. В результате переговоров мы вышли на 650 долларов в комплектации с корейским железом и датчиками Чернышева. Я почесал репу и не заказал. А через пару месяцев я стал счастливым обладателем абсолютно новой S1540 Prestigeе за 800 долл. И это в Киеве, где в магазины привозят приличные инструменты в единичных экземплярах. А как вам удается продавать свои инструменты в Москве, где хороший выбор, я не представляю. (Ганс)
Александр Шамрай: Это значит, что вы нас недооцениваете, раз так считаете. Мы участвуем в выставках, наши гитары можно увидеть у заказчиков и в самой мастерской – значит, те, кто заказывают у нас инструменты, хорошо представляют, за что платят свои деньги. Если бы это был результат простого запудривания мозгов, то мы бы недолго просуществовали. Более того, мы не только продаем гитары за выгодные цены, у нас заказы расписаны на целых три месяца вперед. Ведь только наша мастерская может сделать гитары с учетом многих личных пожеланий: на левую руку, с рисунками, с необычными параметрами или «прикольной» формой. А таких желающих более, чем достаточно. В конце концов, многие люди просто умеют ценить ручную работу.
- Александр, это не вопрос, а пожелание. Я рад и горд, что есть у нас в стране гитаростроение, а то от буржуев уже в глазах рябит – куда не плюнь, всё буржуйское. Продолжайте в том же духе! (Патриот)
Александр Шамрай: Спасибо! Я тоже рад и горд, что наша мастерская работает и развивается. Это очень сложная, но интересная работа. Я уверен, что лично для меня она – на всю жизнь.

Март 2014.
Благодарим всех читателей, приславших вопросы для интервью.
|