Имя Владимира Александровича Манилова известно не только в Украине, но и на всей территории бывшего Союза. Его учебные пособия по аккомпанементу на гитаре, общий тираж которых превзошел 2 миллиона экземпляров, многие годы пользуются популярностью как в среде гитаристов-профессионалов, так и у любителей. Многие из его работ выдержали не одно переиздание. Так, наиболее известный его самоучитель "Учись аккомпанировать на гитаре" с 1983 по 2002 гг. выдержал 6 переизданий общим тиражом более 400 тысяч экземпляров. Высокую оценку любителей джаза получили такие его работы, как "Джаз в ритме самбы", посвященный латиноамериканскому направлению джазовой музыки и "Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре" (соавтор - В.Молотков).
Недавно у наших читателей появилась возможность задать Владимиру Александровичу свои вопросы, на которые он любезно согласился ответить.
Редакция сайта GUITAR.RU благодарит издательство ComConPress, ее руководителя Виктора Советова за помощь в организации интервью.
В этом году отмечается 90-летие Константина Смаги, Вашего гитарного педагога. Что это был за человек и как сложилась его творческая судьба? (Виктор, Кишинев)
Владимир Манилов: Константин Михайлович Смага был выдающимся педагогом и замечательным человеком. В этом году его 90-летие со дня рождения в Киеве было отмечено проведением двухдневного гитарного фестиваля. Я был одним из его организаторов. Поскольку об этом человеке можно написать книгу, советую для начала подробнее ознакомиться с его биографией и с программой фестиваля на сайте в Интернете. Кстати, там помещен один из моих юмористических рассказов из его жизни. К фестивалю я подготовил небольшую книжку "С улыбкой о маэстро", в которой кроме описаний нескольких смешных историй из его биографии, приведены советы К.Смаги гитаристам, различные карикатуры и другой развлекательный материал. Эти книжки выдавались в качестве презента всем непосредственным участникам фестиваля. Извините за краткий ответ.
Как так произошло, что из научного работника вы стали популяризатором гитары? (Алексей, Екатеринбург)
Владимир Манилов: Дело в том, что я не бросал науку как, к примеру, Н.Громин, С.Никитин и многие другие известные музыканты, а доработал до пенсии в НИИ Академии наук старшим научным сотрудником. Я соавтор более 60 научных статей по своей специальности и за плечами кандидатская диссертация. В то же время я вырос в семье музыкантов и с детства слушал много качественной музыки (кстати, классическую музыку я люблю не меньше, чем джаз). Потом судьба свела меня с моим учителем - известным гитаристом К.Смагой, и я был покорен этим инструментом. Так что такое раздвоение вполне оправдано и закономерно. А сейчас (на пенсии) я естественно занимаюсь только гитарой - преподаю, пишу различные статьи в гитарные журналы, участвую в телевизионных передачах, помогаю организовывать гитарные фестивали и активно общаюсь со многими музыкантами как классического направления, так и с джазменами.
Какие специальные упражнения для развития "чувства аккомпанемента" Вы
порекомендуете, и какие Вы лично используете? (Термин "чувство аккомпанемента" приблизительно можно описать как "естественное ощущение, что следующий звук/аккоррд будет таким-то, или звук - прямо в руках, а не в голове. Например, мы ведь не задумываемся, как управлять рукой, когда надо поднести ложку ко рту). (Александр, Москва)
Владимир Манилов: Вы задали непростой вопрос. Так называемое предслышание, то есть инстинктивное предугадывание дальнейшего развития мелодии или гармонии, на мой взгляд, вырабатывается больше практикой. Как раз гармонические модели (квинтовые, диатонические и хроматические) - это наиболее вероятное движение гармонии в аккомпанементе к песням (или джазовым темам). Для "предслышания" знание их, умение различать на слух и не задумываясь воспроизводить на гитаре в различных тональностях просто необходимо.
Что касается предугадывания развития мелодии, то тут необходимо развивать в себе ладовое ощущение, то есть играть и воспринимать на слух наиболее часто используемые при написании песен лады. Это прежде всего мелодический и гармонический миноры, мажорный лад, а для джазовых тем - блюзовая гамма, уменьшенный лад, дорийскиий и лидийский лады, некоторые альтерированные лады, пентатоники и целотонная гамма. Слушая музыку и определив на слух ладовую окраску, вам будет легко предугадывать последующие звуки (кстати, существует учебник "Ладовое сольфеджио", который может вам помочь). Все это касается песенного жанра и композиций традиционного джаза, включая свинг и ранний би-боп. Уже в босса-нове при первом прослушивании часто практически невозможно угадать последующие звуки мелодии (хороший пример - окончания фраз в мелодии "Дезафинадо" А.Жобима). Еще сложнее обстоит дело с темами в стиле фьюжн, где как раз одна из главных задач композиторов - избежать предугадывания как в мелодии, так и в гармонии.
Какие музыкальные произведения Вы считаете наиболее интересными как в техническом, так и в композиционном плане? (Павел, Пятигорск)
Владимир Манилов: Все зависит от тех задач, которые вы перед собой поставили. Если это касается джазовых тем, то те примеры, которые мы с В.Молотковым отобрали для теории в "Технике джазового аккомпанемента", на мой взгляд, могут составить учебную базу. Если говорить о композиции, то из гитаристов меня привлекает музыка Пэта Метини.
Что касается развития техники игры, то это вопрос, требующий индивидуального подхода и зависит от многих факторов. Одним нужно укрепить третий и четвертый палец левой руки, другим - увеличить растяжку кисти, третим - обеспечить медиаторную или пальцевую технику звукоизвлечения, четвертым - улучшить беглость и т.д.
Другими словами, чтобы ответить на ваш вопрос, нужно конкретно описать поставленную задачу.
Я по праву считаю Вас своим учителем не только по гитаре но и по жизни, так как Ваша книга дала мне очень многое, в том числе и новый взгляд на вещи. У меня такой вопрос: а реален ли был Сережа в вашей книжке? (Nemitullaev Marlen, Ташкент)
Владимир Манилов: В одном из интервью Пол Маккартни как то сказал, что "Если хоть одна из моих песен помогла хотя бы одному человеку, значит я жил не напрасно". То же я могу сказать о своих книжках. Поэтому особенно приятно услышать это от одного из моих читателей. Спасибо.
Что касается Сережи, то это собирательный образ из моих учеников, хотя в основе - один из них, сын моего близкого друга со студенческой скамьи Юрия Родичева. Хотя сына его зовут Дима, я изменил его имя на Сережу как раз именно потому, что это не его точная копия.
Владимир Александрович, хотел у Вас поинтересоваться. Какой именно Ваш вклад в написание книги "Техника джазового аккомпанимента на гитаре"? (Андрей Иванов, Обнинск)
Владимир Манилов: Наши вклады с В.Молотковым в написание пособия трудно разделить, так как во многом мы едины, а во многом удачно, на мой взгляд, дополняем друг друга. Прежде всего у нас общие музыкальные вкусы, у обоих, как мне кажется, склонности к анализу, обобщениям и развитиям новых идей. Мы независимо друг от друга практически одновременно подошли к тщательному изучению ряда зарубежных теоретических работ, ставших впоследствии первоисточниками для написания "Техники джазового аккомпанемента". Это прежде всего четыре тома Дж.Мехигана "Джазовая импровизация", гитарная школа Рони Ли, ряд других книг по джазовой гармонии, аранжировке и т.п. В одно и то же время обоим пришла в голову идея о написании пособия. Что же касается распределения труда и личного участия, то с моей стороны пригодился опыт изложения мысли на бумаге, так как по своей специальности я к тому времени написал не один десяток научных статей, отчетов и диссертацию. Поэтому я взял на себя написание текста первых трех глав и некоторых параграфов из четвертой главы. Все написанное мы тщательно обсуждали и корректировали с В.Молотковым, который, в свою очередь, подбирал иллюстративный музыкальный материал и писал текст к последней главе. Что касается идей, то в дополнение к Мехигану больший вклад, на мой взгляд, внес мой соавтор, а я участвовал в их разработке. Мое изобретение - поворотная схема с ее применением к анализу гармонии джазовых тем. Но, повторяю, что это работа - совместный труд, который сложно разделить на личные вклады, как сиамских близнецов.
Бытует мнение, что выучивание чужих произведений вредно влияет на творчество
музыканта: он начинает как бы играть "штампами", иногда сам того не замечая. Рекомендуют только лишь разбирать чужие произведения, раскладывая их по полочкам, и выискивать в них интересные технические или музыкальные ходы... Считаете ли вы необходимым выучивание чужих произведений в процессе обучения игре на гитаре? (Михаил Лемешко, Ростов-на-Дону)
Владимир Манилов: Думаю, что мнение о "вреде от выучивания чужих произведений" не совсем верно. Трудно себе представить более яркую индивидуальность, чем великий новатор А.Скрябин. В то же время известно его длительное увлечение Шопеном, ноты которого он в юношестве клал под подушку, чтобы даже на ночь не расставаться со своим кумиром. И по свидетельствам современников он прекрасно играл его пьесы. Известно также, что художники в период обучения рисуют копии с картин великих мастеров и это вовсе не мешает им найти затем свой индивидуальный путь в искусстве. Поэтому выбор примера для подражания на определенном этапе становления своего стиля игры принесет не вред, а пользу.
Наконец, если выбрано достойное произведение, то оно интересно не в отдельных местах, а целиком в своем развитии.
Возникает также вопрос о том, что считать штампом. Часто штампом ошибочно называют закономерность движения гармонии (к примеру, последовательность I-VI-II-V) или сочиненную кем-то из великих джазменов удачную импровизационную фразу на типичную гармоническую модель и вставляемую в виде музыкальной цитаты в собственное соло. Использование таких цитат в период обучения, на мой взгляд, принесет пользу. Хотя вопрос остается спорным. Представьте себе поэта, который в собственные стихи вставляет строки из Есенина или Блока.
Что важнее для партии второй гитары - музыкальная составляющая, или чувство ритма? (Алексей, Ижевск)
Владимир Манилов: Эти качества неразделимы, но если я вас правильно понял, то вы спрашиваете, на что нужно больше обращать внимание: на аккордовую насыщенность аккомпанемента или на его ритмическую структуру. Все зависит как от состава, в котором вы играете, так и от репертуара. К примеру, латиноамериканская музыка (исключая босса-нову и современный бразильский джаз) зачастую, используя простые аккорды и их последовательности, оживляют аккомпанемент за счет ритмического разнообразия, а в традиционном джазе (свинге) при простом ритме используют сложные аккорды. Наконец, в босса-нове - и сложная гармония, и достаточно сложные для европейского уха ритмы. Потому желательно не ущемлять ни одну из этих составляющих аккомпанемента. Мой идеал аккомпанемента звучит в записях Джо Пасса с Эллой Фитцджеральд, Жоао Жильберто, прекрасно владеет джазовым аккомпанементом мой давний друг москвич Алексей Кузнецов.
Я недавно занимаюсь гитарой, интересно было бы узнать, правда, что самоучитель "Учись аккомпанировать на гитаре" является учебником гармонии в переложении на гитару? (Александр, Екатеринбург)
Владимир Манилов: В "Учись аккомпанировать на гитаре" рассмотрен лишь узкий вопрос изучения типичных аккордовых последовательностей, используемых при написании песен, и несколько сопутствующих отрывочных сведений о строении аккордов, интервалах и т.п., что изучается в курсе теории музыки. Гармонию как музыкальную дисциплину изучают в музучилищах. Это целая наука, по которой написаны десятки учебников, требующая серьезного обучения, как физике или математике. В моем самоучителе я постарался как можно доходчивее объяснить некоторые теоретические вопросы, которые, на мой взгляд, просто необходимо знать начинающему музыканту.
Ваши книги, в соавторстве с Молотковым, рассчитаны на людей знающих нотную
грамотность. И, поэтому, некоторым "олухам", вроде меня, некоторые моменты, связанные с теорией, не доходят до ума-разума. Скажите, будут ли переиздаваться ваши книги в ближайшее время, и будут ли там изменения, уточнения в плане более подробного изложения теоретического материала? (Виталий, Ижевск)
Владимир Манилов: Наша книга с В.Молотковым "Техника джазового аккомпанемента" рассчитана не на начинающих, а на гитаристов, достаточно владеющих инструментом в других стилях (классика, эстрада, поп, рок) и желающих освоить именно джазовый стиль аккомпанемента. Поэтому не расстраивайтесь, что многое там для вас непонятно. В ней с трудом разобрались и многие уже играющие гитаристы со слабой теоретической базой. Именно чтобы подготовить начинающих гитаристов к пониманию этой книги, я написал самоучитель "Учись аккомпанировать на гитаре", где в простой форме затронуты те же вопросы, что и в "Технике…". По моему убеждению (и это подтверждается на практике), у того, кто внимательно, без пропусков изучит самоучитель, не возникнет проблем с освоением "Техники…". Другими словами, то, о чем вы спрашиваете, уже сделано в другой книжке "Учись аккомпанировать на гитаре", переизданной шесть раз и в этом году в частности. А в целом по вопросам гитарного аккомпанемента у меня порядка 20 публикаций.
Вы - преподаватель гитары… Но играете ли вы при этом сами? Играете ли вы в каких либо профессиональных музыкальных проектах? Если играли в прошлом, то с кем? (Иван, Москва)
Владимир Манилов: Хотя известно юмористическое высказывание о том, что "тот, кто сам не умеет играть на инструменте, учит других как это делать, а тот, кто не умеет ни того, ни другого, учит как надо учить учеников", я себе мало представляю, как можно кого-то учить, если сам этого не умеешь делать.
Просто могут быть разные акценты на исполнительскую или педагогическую деятельность. Если учесть, что я не менее пяти лет учился играть классику на гитаре, а затем, увлекшись джазом, сначала играл в институтском джазовом ансамбле, затем в молодежном джазовом кафе, на танцах, аккомпанировал профессиональным вокалистам, играл в различных дуэтах (не только с гитаристами), то, в общем, у меня есть достаточный опыт публичных выступлений. Более или менее продолжительно играл в дуэте с одним из лучших джазовых гитаристов Киева - Станиславом Колесником. В последнее время латиноамериканскую музыку играл в дуэте с классическим гитаристом, народным артистом Валерием Петренко. С ним мы дважды выступали в киевской филармонии.
И все же я прежде всего считаю себя педагогом и популяризатором гитары, не претендуя ни на что большее.
Какие гитары, струны и прочее окологитарное оборудование Вы сейчас используете? Сколько у вас гитар, есть ли у вас какая-то мечта насчет оборудования и т.д… (Игнат, Камбарка)
Владимир Манилов: Я играю на обычной акустической гитаре с нейлоновыми струнами, используя пальцевую технику звукоизвлечения. Из джазовых гитаристов на такой гитаре играли Чарли Берд, Лауриндо Альмейда, Бола Сете, Жоао Жильберто (да и сам Жобим), Оскар Невеш и многие другие. Мне больше по душе звук живого инструмента. Поэтому у меня только две гитары: одна - мастера Мочалова и вторая - фирмы Yamaha. Отсюда и чисто познавательный интерес к, как вы пишите, "окологитарному оборудованию".
Очень долго ищу и нигде не могу найти Вашу книгу "Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре". Где ее можно купить? (А.Павленков, Москва)
Владимир Манилов: Нашу книгу "Техника джазового аккомпанемента" в этом году переиздали в Минске. Ее распространяют и в Москве. Но если вы ее не найдете, сообщите свой адрес и я вам вышлю ее наложенным платежом. Ее стоимость - $7 без почтовых расходов.
Дата интервью: сентябрь 2002 г.