|
      Автор: Яков Каганцов       Дата публикации: 27 июня 2024 г.
Евгений Побожий – музыкант, который занимается своим делом. Он четко знает, какую музыку хочет исполнять, как эта музыка должна звучать. Совсем недавно у него вышел второй сольный инструментальный альбом – «Stream» (2024). Сайт guitar.ru связался с гитаристом и композитором и задал ему несколько вопросов.

Материал альбома «Stream» изначально задумывался для записи с участием струнного квартета? Как возникла эта идея?
Евгений Побожий: Композиции, вошедшие в альбом «Stream», были сочинены в разное время – некоторые совсем недавно, а некоторые очень давно. И ни одна из них изначально не предполагала использования струнного квартета. Все эти композиции сочинялись для джазового ансамбля. Идея использовать струнный квартет в моей музыке возникла, когда мы записывали видео на мою композицию «Calumet» вместе с Антоном Давидянцем, барабанщиком Герго Борлаем и саксофонистом Брендоном Филдсом. Сама тема «Calumet» была сочинена очень давно, может быть лет 15 назад, и в процессе ее исполнения в разные годы и с разными составами она всё больше сдвигалась от джазового звучания в сторону джаз-рок/фьюжн.
А для этого видео с Антоном, Герго и Брендоном я вообще решил переаранжировать ее так, чтобы приблизить звучание к прог-року. Я тогда добавил много новых частей – роковые риффы, унисонные пассажи и прочее. И тогда же появилась идея – почему бы не попробовать добавить сюда еще и струнный квартет?
Я предложил Ане Раките (это потрясающая скрипачка, аранжировщица и композитор) написать аранжировку «Calumet» для струнного квартета, описал, какой вижу функцию струнных в разных частях композиции. Аня с энтузиазмом отреагировала на моё предложение, и вскоре партии струнных были сочинены и записаны. Результат превзошёл все мои ожидания, получилось очень свежо, мощно и при этом очень музыкально!
Собственно, с тех пор я стал думать об альбоме, целиком записанном таким составом. Надо сказать, мне потребовалось немало времени, чтобы определиться с точным трек-листом и всеми аранжировочными нюансами – с самого начала у меня было отношение к этому альбому, как к чему-то очень значимому для меня лично, и при этом очень экспериментальному.
Изменился ли ваш подход к сочинению музыки, если сравнивать работу над дебютным альбом и работу над «Stream»?
Евгений Побожий: Главное, что отличает этот альбом от предыдущего, с точки зрения подхода к сочинению, это то, что на альбоме «Stream» я не единственный композитор. По факту я автор всех композиций на альбоме, но при этом невозможно переоценить роль Анны Ракиты – она автор всех аранжировок для струнного квартета, а в композиции «Calumet» (в ее обновленной версии для альбома) Аня выступила еще и как соавтор, написав струнные Intro и Outro. Кроме того, заглавная композиция альбома «Stream» абсолютно преобразилась благодаря тому вкладу, который внёс выдающий композитор Александр Розенблат.
В одном из интервью Пэт Метени сказал, что при написании новой мелодии он играет ее снова и снова несколько дней подряд, чтобы убедиться в том, что она действительно стоит того, чтобы в будущем сыграть ее четыре сотни раз… Что для вас является критерием того, что сочиненная пьеса готова к исполнению и записи?
Евгений Побожий: Для меня тем моментом, когда я уже точно начинаю понимать, что композиция удалась, является ее первое исполнение с ансамблем, скажем, на репетиции перед концертом или перед записью. Это тот момент, когда я впервые «проживаю» новую композицию в реальном живом исполнении, а не в своей голове. Хотя, прежде чем этот момент наступит, я достаточно долго сам работаю над новой мелодией, постоянно прокручиваю ее в голове, стараюсь детально проработать ее форму, наполнить ее оригинальными идеями и так далее. Но, повторюсь, главный «момент истины» – это первое живое исполнение.

В настоящий момент Евгений Побожий – это гитарист, который сочиняет музыку, или же это композитор, который умеет хорошо играть на гитаре?
Евгений Побожий: Конечно, гитарист, который сочиняет музыку.
В каком порядке музыканты записывались в студии? Кто из них играл совместно?
Евгений Побожий: Первым записывался барабанщик Герго Борлай. Я отправлял ему треки, в которых гитара была записана вживую, а остальные инструменты – в midi. Далее записывался бас – Антон Давидянц писал свои партии поверх живых барабанов и гитары, а также midi-струнных. Далее я полностью перезаписал все партии гитары, саксофонисты записали свои партии – Антон Чекуров в Москве, Артём Баденко в Лос-Анджелесе, где он в то время учился. И в конце мы записали струнный квартет – ребята записывались вместе. Также оркестровые эпизоды из композиции «Stream» записывались не наложением, а одновременно.
Отдельный вопрос про барабаны. Где записывался Герго Борлай?
Евгений Побожий: Герго записывался в своей домашней студии в Барселоне. Он не только гениальный музыкант, но и человек, глубоко погруженный в нюансы звукозаписи, так что все треки, которые он пишет сам, всегда безупречны в смысле качества, тембров, баланса. Ну и, безусловно, главный фактор – это его абсолютно феноменальная игра и музыкальность!
Как музыканты записывали свои соло? Давали ли вы им какие-либо инструкции, что требуется от них в конкретных композициях, или они были полностью свободны в своих импровизациях?
Евгений Побожий: Дело в том, что в записи этого альбома приняли участие одни из лучших джаз/фьюжн музыкантов нового поколения в мире. Это, безусловно, моё личное мнение и моя личная оценка этих музыкантов, но я не сомневаюсь, что их многочисленные коллеги по всему миру с моим мнением полностью согласятся. И когда в твоём распоряжении оказываются музыканты такого уровня, самое лучшее, что ты можешь сделать – это не давать советы, высказывать пожелания, а наоборот, дать им полную свободу. Талант, мастерство и чутьё Антона Чекурова, Артёма Баденко, Антона Давидянца, Анны Ракиты и Герго Борлая сработают лучше любых советов.
«Stream» звучит действительно хорошо. Насколько сложно быть продюсером собственного альбома?
Евгений Побожий: Это не сложно, если у тебя есть четкое понимание, к какому звучанию ты стремишься. И, как я уже ответил ранее, когда работаешь с лучшими, многие вопросы просто снимаются. Очень важную роль также сыграл человек, который занимался сведением и мастерингом – Ян Вацик (Jan Vacik). Я впервые работал с ним, и могу сказать, что он произвёл на меня огромное впечатление! Это настоящий мастер своего дела, не только звукорежиссер, но и музыкант (что всегда имеет решающее значение), очень творческий, опытный и профессиональный человек!
В композиции под названием «Road to the Himalayas» есть интересное звуковое решение – на отметке 1.10 появляется эффектный «кусачий» аккорд, предваряющий гитарное соло. Это получилось спонтанно или было специально задумано и прописано в партитуре?
Евгений Побожий: Это часть аранжировки. Этот аккорд не возник спонтанно, а был задуман в этом месте изначально.
Как будете исполнять новый материал на концертах? С живыми струнными инструментами или их заменят партии клавишных инструментов?
Евгений Побожий: Четвертого июня мы впервые сыграли музыку с альбома «Stream» на концерте-презентации в клубе Алексея Козлова. И, конечно, живое исполнение этой музыки большим ансамблем со струнными - это огромное удовольствие! Я очень надеюсь, что таких концертов будет как можно больше. Кроме того, многие из композиций, вошедших в альбом, мы регулярно исполняем в квинтетном варианте, нашим обычным составом - гитара, саксофон, клавишные, бас, барабаны. И думаю, будем продолжать их играть таким составом и дальше.

«Stream» – из тех альбомов, которые интересно слушать неоднократно и от начала до самого финала. А какие альбомы вы переслушиваете целиком? К каким записям вы возвращаетесь?
Евгений Побожий: John Coltrane «A Love Supreme»; Miles Davis «Kind of Blue»; Herbie Hancock «The New Standart» и «Thrust»; Allan Holdsworth «Secrets» и «The Sixteen Men Of Tain»; Pat Metheny group «Letter from Home»; John Scofield «Blue Matter», John Mclaughlin «The Heart of Things live», Michael Brecker Quindectet «Wide Angles», Tigran Hamasyan «Mockroot» – это далеко не полный список моих любимых джазовых и фьюжн-альбомов, к которым я часто возвращаюсь на протяжении долгих лет. И, конечно, каждый из них лучше всего слушать именно от начала до конца.
У финальной композиции из нового альбома оптимистичное название – «Spero Lucem». Когда была написана эта пьеса? Музыка последовала за старинным изречением или сперва появилась музыка, а потом к ней было подобрано название?
Евгений Побожий: Эту мелодию я сочинил довольно давно, возможно, лет десять назад. Но вид завершенной композиции я ей тогда так и не придал. Композиция «легла в стол» до того момента, как ее впервые услышал замечательный клавишник Томаш Бура и предложил записать ее вместе. Мы с Томашем немного доработали аранжировку и записали видео на эту композицию вместе с Антоном Давидянцем на контрабасе и Герго Борлаем на барабанах. Это видео есть на моём ютуб-канале.
Что касается названия, то оно также родилось спустя примерно десять лет после появления мелодии – в процессе нашей с Томашем совместной работы над этой композицией. «Spero lucem» – это часть знаменитого латинского высказывания. Post tenebras spero lucem – вот как эта фраза звучит целиком и означает она «Надеюсь на свет после мрака». Я долго искал подходящие слова, которые отражали бы то внутреннее эмоциональное содержание, которое я всегда чувствовал в этой мелодии. Для меня эти слова – это не совсем про оптимизм в чистом виде, скорее это про оптимизм сильного человека в ситуации, когда ничто к оптимизму не располагает. Это про стремление к свету, даже когда кажется, что тьма победила.
Надо сказать, что «Spero Lucem» – это единственная композиция на альбоме, записанная без струнного квартета и с участием клавишника. Также только в ней Антон Давидянц играет не на бас-гитаре, а на контрабасе. Но я с самого начала работы над альбомом знал, что эта композиция в него не только войдёт, но и станет заключительной. Связано это и с тем смысловым наполнением, о котором я писал выше, и с чисто музыкальной точки зрения. Мне кажется, именно «Spero lucem» как нельзя лучше завершает весь альбом «Stream» как единое большое произведение.
|